Проектная деятельность как способ повышения мотивации

Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся

В данном докладе обосновывается актуальность использования проектной деятельности на занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся»

Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся

Глобальные изменения в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем: профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Мотивация учащихся к получению прочных знаний была востребована всегда. Но в настоящее время изменилось задачи мотивации. Мотивировать нужно практической значимостью знаний для компетентной личности, которая востребована высокотехнологичным временем. Почувствовать свою состоятельность, успешность, комфортность на занятии дает использование современных технологий, а именно проектной. Уже само название — проект, повышает интерес студентов к изучению любого предмета.

«Знания по теме должны быть «целостной совокупностью знаний, которые друг друга поддерживают, укрепляют и обогащают», «Изучать совокупное целое, а не что-то искаженное, прерывистое или разорванное», «Изложение должно быть полным, основательным и точным» — так говорил Я. А. Каменский. Достичь этого дает возможность использования данной технологии обучения. Метод проектов имеет большое значение для развития жизненной, социальной, информационной, предметной компетентностей студента. Метод позволяет:

– проверить и закрепить на практике теоретические знания;

– обеспечить продуктивную связь теории и практики в процессе обучения;

– приобрести жизненный опыт;

– развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать изученный материал;

-осуществлять организованную поисковую, исследовательскую деятельность;

– научить студентов самостоятельно работать с дополнительной литературой, сетью INTERNET;

– учить умению самостоятельно работать над творческими заданиями;

– повышать интерес к изучению математики;

– воспитывать уважение, умение работать в коллективе;

– формировать собственную жизненную позицию.

А все это очень актуально для нашего общества, потому что именно жизнь ставит цели обучения через всю жизнь. Важнейшей составляющей процесса обучения является не компьютеры, а преподаватели, вооруженные методиками применения компьютерных технологий. Чтобы развить у студентов способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, нужно использовать различные педагогические технологии, в том числе и проектную.

Кроме этого, положительным фактором проектной деятельности являются:

– повышение посещаемости занятий, у студентов растет уверенность в своих знаниях, развивается способность к обучению;

-студенты берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий;

-возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Творческий учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной и объективной новизной, выполненный под контролем и при консультировании преподавателя.

Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в действенности опыта. Они выполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Что касается преподавателей, дополнительные преимущества данного метода обучения заключаются для них в возможности усовершенствовать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения со студентами. Для детей, которые привыкли к более традиционным способам проведения занятий, введение модели обучения на основе проектного подхода означает переход от выполнения указаний к осуществлению самостоятельной деятельности; от простого прослушивания и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности; от знания фактов, условий и сущности к пониманию изучаемого; от теории к практике; от зависимости от преподавателя к самостоятельности.

Стандарт современного образования ориентирован на деятельностные технологии, это позволяет повысить мотивацию обучения. Вследствие этого развиваются учебные умения, навыки и способы деятельности учащихся. Ребята учатся определять структуры объекта познания; искать и выделять связи и отношения между частями целого; разделять процесс на этапы; выявлять причинно- следственные отношения; развивают умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать, аргументировать, делать выводы; различать факт, доказательство, выдвигать гипотезу; проводить исследования; делать предположения; описывать результаты работы; контролировать и оценивать свою работу.

Актуальность темы «Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся» обусловлена тем, что успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведённые как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте- люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся- проектной деятельности.

Читайте также:  Основные способы спасения людей при пожаре

При осуществлении проектного обучения перед преподавателем стоят следующие задачи:

– выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;

– сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;

– управление процессом обучения;

– использование технологий там, где это необходимо;

-поиск надежного способа оценки.

Различают следующие основные типы проектов:

Источник

«Организация проектной деятельности как средство повышения учебной мотивации»

Тема педагогического совета: « Организация проектной деятельности как средство повышения учебной мотивации»

М.М. Соколова, зам.директора по УЧ

1. Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах проектирования педагогического процесса в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

2. Пропаганда проектно-исследовательских технологий обучения, обмен педагогическим опытом, осмысление педагогического, методического потенциала проектной деятельности.

В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого развития. От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком смысле, зависит его будущее. В этом нам помогают современные педагогические технологии, где ведущую роль играют проектные технологии. И мы учителя должны очень хорошо разбираться в теоретических основах этой технологии.

Очень часто в современной педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия.

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность обучающихся – имеет место с заранее неизвестным решением и предполагающая подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации, максимально напоминать научный поиск, непременно измерять все, что может быть измерено

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная технология эта далеко не новая технология, это хорошо забытое старое. Проектный метод возник еще в начале ХХ века в США.

Джон Дьюи 1859 американский философ-, психолог и педагог считается основоположником «метода проектов» в мировой педагогике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» но страницы его книг проникнуты утверждением связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.

Он говорил: «Очень важно показать детям, что приобретаемые знания им могут пригодиться в жизни. Вот тут-то и важно предложить проблему, взятую из реальной жизни, для решения которой ему необходимы новые знания – те, что еще предстоит приобрести».

В 1910-е гг. американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Он выделял четыре группы учебных проектов:

«ПРОЕКТЫ ИГР» «ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ «ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ», «КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ».

В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за первый год обучения было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми: 58 «экскурсионных проектов», 54 «проекта игр», 92 «конструктивных проекта», 396 «повествовательных проектов». Следует заметить, что руководителем всех шестисот проектов была единственная учительница этой школы.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой сотрудников активно использовал проективный метод в практике преподавания.

Профессор Е.Г. Кагаров в своём труде «Метод проектов в трудовой школе» (1926) писал Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества».

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют

отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

слабую разработанность методики проектной деятельности;

гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения.

В 1930-е годы советская школа была полностью переведена на традиционное обучение, потеряв опыт проективного метода, в то время как в зарубежной педагогике он продолжал развиваться.

На современном этапе реформирования системы образования проектная технология становится одним из ведущих компонентов современных образовательных технологий. Она должна быть включена в учебную и внеурочную деятельность., а в 10-11классах ФГОС предполагает проетную деятельность как самостоятельный учебный курс.

В ходе изучения всех учебных предметов (как записано в ФГОС) обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

В примерной основной образовательной программе сказано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Читайте также:  Способ существования материальных систем

Основными этапами проектной деятельности являются:

1. Поиск проблемы, актуальность, выбор названия проекта. Постановка цели проекта и задачи проекта ( Проблема)

2.Составление плана работы и распределение обязанностей ( Планирование )

3.Обсуждение возможных вариантов, способов, сбора и изучения информации ( Поиск информации).

4.Определение формы продукта и требований к продукту (Продукт).

5. Подготовка и защита проекта (Презентация ).

Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, игра с залом, научная конференция, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, реклама, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача , альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, реферат, серия иллюстраций, сказка, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, чертёж и тд.

6. Результат папка, все материалы, рецензия, рефлексия (Портфолио).

Вывод: Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

В практике используются следующие виды проектов:

По составу участников (коллективные, групповые, индивидуальные).

По срокам реализации (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).

По целевой установке

Творческие, Исследовательские. Социальные. Информационные. Презентационные.

Познавательные, Развлекательные. Игровые Практико-ориентированные

По предметным областям

межпредметный, монопредметный, надпредметный метапредметный

Что даёт проектная технология, в чём эффективность.

Проект дает ученикам опыт деятельности:

Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

1. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Умение взаимодействовать с любым партнером

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

Навыки делового партнерского общения

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

— Умение проектировать процесс (изделие).

— Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

— Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

— Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)

— Умение вести дискуссию

— Умение отстаивать свою точку зрения

— Умение находить компромисс

Презентационные умения и навыки:

— Навыки монологической речи

— Умение уверенно держать себя во время выступления

— Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

— Умение отвечать на незапланированные вопросы

Поисковые (исследовательские) умения:

— Умение самостоятельно , привлекая знания из различных областей; Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; — Умение находить несколько вариантов решения проблемы; — Умение выдвигать гипотезы; — Умение устанавливать причинно-следственные связи.

ШКОЛА БУДУЩЕГО — ШКОЛА ПРОЕКТОВ?

Сегодня вашему вниманию будет представлен метод Скрам, который во всём мире рассматривается как революционный метод управления деятельностью коллективом. Зародившийся в маркетинге, этот метод сегодня активно применяется и в крупнейших компаниях, и в образовательных учреждениях, и в личной жизни. Наше Министерство образования зацепилось за этот метод, о чём неоднократно говорилось на совещаниях администрации. Ничего конкретного сказано не было, но не сегодня – завтра потребуют предоставить конкретные шаги от нас.

Методика Scram – решение, найденное Джеффом Сазерлендом, чтобы преодолеть классические недостатки управления проектами: отсутствие слаженной работы внутри команды, невыполнение намеченных планов, дублирование задач внутри подразделений и т.д. В отличие от старого «поэтапного» подхода, Scrum позволяет добиться поставленных целей меньшими силами и затратами, в более короткие сроки, а итоговый продукт отличается высоким качеством.

Сегодня методика Scrum — это инструмент повышения эффективности и продуктивности не только проектной деятельности, но и организации деятельности учреждения в целом.

Слово scrum («схватка») взято из регби и обозначает метод командной игры , позволяющий завладеть мячом и вести его дальше по полю, а для этого нужны

слаженность, единство намерений, чёткое понимание цели .

«Схватка» представляет собой идеальную модель взаимодействия всех участников.

Именно взаимодействие необходимо для достижения поставленной цели.

Механизм метода Scrum

Шаг 1. Выбрать продукт ( Владелец продукта – это человек, обладающий видением того, что вы собираетесь делать, осуществлять, достигать. риски и выгоды,что нужно выполнить,

Шаг 2. Выбрать команду

Условия выбора команды:

1. Команда должна быть небольшой, от трёх до девяти человек – это золотой стандарт

2. Люди, входящие в команду, должны обладать навыками и знаниями, необходимыми для воплощения идеи в жизнь.

Шаг 3. Выбрать скрам — мастера (координатора)

Скрам — мастер – это человек, который

следит за ходом проекта,

обеспечивает проведение коротких собраний (спринтов),

помогает команде устранять мешающие ей препятствия

Шаг 4. Создать бэклог продукта

Бэклог – это единственная и однозначная концепция «всего, что команда в принципе может сделать» . Существует только один бэклог проекта (продукта 1. составить список абсолютно всех требований (задач), предъявляемым к проекту (продукту);2 расставить их (требования, задачи) по их приоритету.

Шаг 5. Уточнить и оценить бэклог — продукта

— Команда оценивает, сколько усилий потребует реализация бэклога.

— Команда анализирует каждую задачу и определяет, выполнима ли она в принципе.

— Достаточно ли информации, чтобы выполнить задачу?

Шаг 6. Планирование спринта

Читайте также:  Каким способом измеряют расстояние до звезд

Спринт – 2.Спринты всегда имеют фиксированную продолжительность (2-4 недели).

Команда смотрит в верхнюю часть бэклога и прогнозирует количество заданий, которое возможно выполнить за этот спринт.

Скрам-мастер и команда должны в каждом спринте наращивать динамику.

Шаг 7. Прозрачность действий

Прозрачность всех действий и процессов обеспечивает скорейшее достижение цели.

Скрам-доска с колонками:

Стикеры По мере того, как пользовательские требования выполняются (бэклог), команда перемещает стикеры из одной колонки в другую.

Шаг 8. Ежедневный scrum

Во время цикла спринта, каждый день scrum-команда встречается не более чем на 15 минут.

На собрании ставится 3 вопроса:

Что сделал член команды с момента прошлой встречи

Что член команды планирует сделать сегодня

Имеются ли какие-нибудь препятствия для команды

Над решением этих проблем работает Scrum-мастер.

Шаг 9. Обзор спринта

Обзор спринта – это открытая встреча, где команда демонстрирует, что удалось переместить в колонку «Сделано» за время спринта.

Демонстрировать команда должна только то, что соответствует определению «Сделано». Что полностью и окончательно выполнено

Шаг 10. Ретроспективное собрание

обзора итогов что было сделано хорошо в предыдущем спринте (наилучшая практика),

что было сделано не очень хорошо,извлеченные из этого уроки

Пример конкретного применения скрам-технологии в одной провинциальной сельской школе в Нидерландах.учитель преподающий химию. Его уроки не похожи на те, к которым мы привыкли. Классная комната не похожа на стандартный химический кабинет: парты не стоят рядами, направленными лицом к доске, они размещены группами по четыре, чтобы дети видели друг друга, а не классную доску. Когда урок начался, ребята не уселись за парты и не приняли позу ожидания учителя, а подбежали к стенке, приклеивая на неё большой бумажный плакат, усыпанный стикерами.

Этот плакат расчерчен рядами столбцов, где в следующей последовательности идут подзаголовки: «Все задачи», «Необходимо выполнить», «В работе», «Сделано». Под колонками располагались еще четыре подписи: «Характеристики выполненного»; «Кривая» — напоминающая график или диаграмму исполнения заданий, в сфере бизнеса обозначающая движение группы к финалу; «Взгляд в прошлое» — отдаленно напоминает общее собрание смарт-групп; «Динамика» — этот столбец содержит наработанный объем баллов, полученных на уроке. Учебный курс разделен на четырехнедельные или пятинедельные спринты; под конец спринта сдается тест. Школьники обычной голландской школы, застыв перед собственной скрам-доской, сами определяют план, что должны изучить за время урока. Работает это по такой схеме: они переставляют стикеры с задачами из бэклога «Все задачи» в графу «Необходимо выполнить» – и принимаются за дело. Они берут учебник и приступают к освоению новой темы.

Наверное, самое главное в приведенном примере то, что ученики сами обучают друг друга. Вейнандс размеренно перемещается по классу, наблюдает за перемещением стикеров на импровизированной скрам-доске, рассматривает графики и диаграммы выполнения задач. Если он замечает, что кто-то из учеников застопорился и не находит выхода из проблемы, то быстро подходит к нему и помогает разобраться с трудным моментом. Для определения качества усвоения материала, он наугад выбирает любую задачу из столбца «Выполнено» и проверяет знания каждого из присутствующих в классе. Когда учитель видит, что не все разобрались до конца в выполненном задании, он возвращает её в столбик «Необходимо выполнить».

На школьной скрам-доске бросается в глаза один столбик – «Оценка радости». Необходимо не только справляться с заданиями и хорошо воспринимать учебный материал, но и научиться получать удовольствие от этого. Для оценки степени радости существуют некоторые проверочные слова и фразы, к примеру: улыбка, смех, доверие, прекрасное настроение. «Вовсе не стоит изображать из себя стража порядка, – рассказывает Вейнандс. – Теперь имеется совершенно иная система отношений с учениками. Они всю работу выполняют самостоятельно. Даже домашнее задание они определяют самостоятельно». Каждый класс знает, насколько они продвинулись и закрепили материал, как срочно нужно выполнить следующие задания, в какие сроки уложиться для закрепления, необходимо ли планировать внеурочное время для подготовки темы к заданному сроку.

Они обладают прекрасной самоориентировкой. Сами разрабатывают быстрые и увлекательные способы самообучения.

Система Scrum, или eduScrum, как обозначает методологию учитель Вейнандс, внедрена буквально с первого дня школьных занятий. Первое, с чего дети начинают работу в школе, – это создание собственных групп. Они характеризуют себя по разным критериям: решительность; получение удовлетворения от занятий арифметикой; ощущение общности интересов и разделения ответственности; находчивость. После этого им предлагают сформировать команды по принципу многофункциональности, чтобы каждая группа имела в составе учащихся с различными поведенческими типами и умениями, – ведь в таких группах проще усваивать новый материал. Как считает Вейнандс, занимаясь в таких группах, ученики обретают не только информацию по определенным предметам, но и активнее социализируются и адаптируются в социуме, учатся принимать чужое мнение, спорить, оценивать и ценить человеческие качества, чувствовать талант другого человека, считаться с чужим мнением, отличным от собственного.

Смогут ли педагоги использовать потенциал проектной технологии?

Станет ли метод проектов основой для повышения качества образовательного процесса?

Источник

Оцените статью
Разные способы