Проектирование карьеры – первый, творческий этап профессиональной самореализации.
статья на тему
Проектирование профессиональной карьеры — процесс осмысления своих профессиональных представлений, потребностей в будущем, создания профессиональной жизненной канвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_karery.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование карьеры – творческий этап профессиональной самореализации.
Манина Галина Евгеньевна
В настоящее время вопросам проектирования профессиональной карьеры уделяется большое внимание, как на государственном уровне, так и на региональном.
В условиях современного общества с его непостоянностью и неопределённостью, современному молодому специалисту мало иметь хорошие знания в области своей профессиональной деятельности, кроме этого, он должен прекрасно ориентироваться на рынке труда, быть мобильным, смотреть в будущее, представлять свои жизненные этапы хотя бы на несколько лет вперёд.
Обучаясь, студенты должны заранее намечать пути, этапы карьеры в профессии или специальности. Поэтому педагоги должны развивать у них профессиональную мотивацию, помогать будущим выпускникам социально адаптироваться в обществе ещё до выхода из учебного заведения, оказывать содействие в проектировании их будущего профессионального роста. Ещё со студенческой скамьи студент должен уметь предвидеть и предупреждать возможные риски на рынке труда в области своей профессиональной деятельности. При этом должны обязательно учитываться потребности рынка, чтобы, оказавшись один на один с жизненными реалиями, студент оказался востребован и конкурентоспособен, а не затерялся в огромной массе подобных себе выпускников.
Проектирование профессиональной карьеры — процесс осмысления своих профессиональных представлений, потребностей в будущем, создания профессиональной жизненной канвы. Это – большая трудоёмкая работа, включающая:
- оценку исходной ситуации (собственных внутренних возможностей и потребностей человека, внешних спроса, предложений и требований);
- определение образа планируемого (желаемого) профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей человека с внешними предложениями и требованиями, конструирования профессиональной сферы и вида деятельности из элементов спроса и предложения;
- анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего;
- построение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.
- контроль, корректировку и анализ поставленных целей.
Проектирование профессиональной карьеры предполагает активную жизненную позицию личности, понимание своих возможностей и профессиональных перспектив, определение конкретных целевых установок и планов, рассмотрение и осмысление возможных путей их осуществления.
Понятие и термин «профессиональная карьера» в российской научной среде стало использоваться лишь два-три десятилетия назад, при этом российские ученые опираются на опыт и идеи западных исследователей.
Изучению аспектов, связанных с построением и управлением профессиональной карьерой посвящено в последние годы немало трудов.
Анализируя феномен карьеры в целом, исследователи предлагают практические рекомендации по формированию профессиональной карьеры и управлению ею. При этом отмечается, что трудность в решении вопросов, связанных с проектированием и карьерным ростом заключается в том, что современные студенты демонстрируют низкую степень владения современными технологиями трудоустройства, плохую осведомленность о ситуации на региональных рынках труда, а зачастую, и сам выбор ими будущей профессии делается на основе идеализированных представлений о будущей работе, а не в результате анализа объективной ситуации и собственных способностей и возможностей. Профессор НГУ Г.М. Мкртчян отмечает, что » ….особую теоретическую сложность представляет проблема взвешивания шансов на успешную карьеру: как планировать свои действия, чтобы достичь наилучшего из существующих вариантов в масштабах социальной дифференциации групп, различающихся по статусу, степени успеха на рынке труда и потребления, а главное — о собственном месте на нем» [1, с.102].
Результативной считается деятельность профессиональной образовательной организации, если молодой специалист, завершив обучение, успешно овладел не только профессиональными компетенциями и способностью грамотно решать профессиональные задачи, но и таким важным компонентом, как сформированным социально-профессиональным самоопределением, включающим в себя готовность к профессиональной самоидентификации и готовность к проектированию профессиональной карьеры.
В целях активизации профессионального самоопределения обучающихся государственных бюджетных образовательных учреждений в Нижегородской области министерством образования разработаны рекомендации «Об организации педагогической поддержки профессионального становления обучающихся».[2]. Человеческие ресурсы – двигатель успешного развития страны. Регионы и работодатели заинтересованы в профессионально грамотных, интеллектуально развитых молодых специалистах. С целью их успешной самопрезентации при выходе в социум, областное Министерство образование, начиная с 2011 года, проводит конкурс «Моя профессиональная карьера», в котором участвуют будущие выпускники, задумывающиеся о своём будущем и планирующие его.
В нашем учебном заведении проблема проектирования профессиональной карьеры обучающимися решается на дополнительных занятиях по курсу общеразвивающей программы «Технология карьерного проектирования», созданной психологом учебного заведения Мезенцевой Ириной Юрьевной. Программа разработана с целью «… совершенствования психолого-педагогического сопровождения процесса планирования профессионального будущего обучающихся ГБПОУ ШАПТ, организации педагогической поддержки процессов их становления, подготовки выпускников к активному поведению на рынке труда».[3, стр. 3]. Занятия по усвоению систематизированных знаний и формированию представлений о технологии профессиональной карьеры помогают выпускникам техникума найти своё место на рынке труда с учетом значимых для него факторов личной и профессиональной самореализации, адаптироваться к жизни в обществе, активно включиться в социальную и профессиональную практику. Выпускники учатся выгодно представлять себя работодателю, включая все свои ресурсы при поиске работы, оценивать предложенные варианты трудоустройства, используя при этом все полученные в техникуме знания.
Кроме прохождения курса по карьерному проектированию, обучающиеся активно участвуют в региональных конкурсах «Моя профессиональная карьера», где они рассматривают собственные внутренние и внешние возможности, строят карьерный план, изучают региональный и местный рынок и двигаются впоследствии по разработанному ими плану профессионального роста. Участие в данном конкурсе помогает не только проявить себя творчески, но и даёт возможность развития своих лидерских и предпринимательских качеств, так как перед участниками проводятся мастер-классы по предпринимательской деятельности, по искусству самопрезентации.
Трудоустроиться после окончания обучения помогает многофункциональный ресурсный центр ГБПОУ ШАПТ, который проводит анализ и исследование рынка труда и содействует профессиональному продвижению выпускника после окончания техникума.
В наше нестабильное время рынок труда выдвигает большие требования к молодым специалистам и рабочим. От выпускников требуется не только овладение профессиональными компетенциями в области своей профессиональной деятельности, но и развитие у них готовности постоянно работать над собой, самосовершенствоваться на протяжении всей своей жизни в профессиональном и культурном плане. Трудно не согласиться со словами американского писателя, психолога, предпринимателя, занимающегося темой саморазвития Энтони Роббинса, который считает, что «дорога, ведущая к успеху, вечно обновляется. Успех — это поступательное движение, а не точка, которую можно достичь».
- Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления. // СОЦИС. М.: Наука, 2005. — № 12.
- Рекомендации «Об организации педагогической поддержки профессионального становления обучающихся» (письмо № 316-01-100-1914/14 от 23.06.2014 г.)
- Рабочая дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Технология карьерного проектирования» для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, г. Шахунья, 2015, 20 с.
Источник
Лекция 5. Проектная деятельность при составлении плана служебной карьеры
Лекция 5. Проектная деятельность при составлении плана служебной карьеры
1. Проект как способ организации управления карьерой.
2. Технология проектирования карьерного развития.
3. Карьерограмма управленца.
Работнику, который стремится к реализации себя в профессиональном плане, необходимо проанализировать свои сильные и слабые стороны, с тем, чтобы принять все меры для избавления от недостатков.
Можно привести шесть рецептов уверенного поведения на службе:
1) всегда говорить о своих чувствах, мыслях, мнениях и правах предельно просто;
2) постоянно учитывать чувства, желания, позиции другого человека;
3) в разговоре постепенно переходить от минимальных к категорическим утверждениям;
4) в ситуации конфронтации всегда оставлять шанс другому человеку для того, чтобы он сделал желаемое с тобой;
5) если тебе надо отрицательно оценить поведение или поступок другого человека, выразить свои чувства по этому поводу, делай это четко и ясно, чтобы он понял, чего ты хочешь;
6) если предстоит кого-то убедить или переубедить, сделать это надо своевременно и тактично.
Содержание карьерного роста работника можно разделить на основных раздела: оценка жизненной ситуации, постановка личных конечных целей карьеры и частные цели и планы деятельности.
Оценка жизненной ситуации может включать вопросы, на которые надо постараться дать искренние и полные ответы.
1.1. Профессиональная деятельность. Имею ли я четкое представление о своей организации, работе, должности и ее целях? Помогает ли моя работа в достижении других жизненных целей (рост образования, укрепление семьи, воспитание детей и т. п.)? Каковы цели моего саморазвития и продвижения по отношению к работе? На какой должности я хотел бы быть через 5, 10 лет? Есть ли у меня к этому мотивация? Что является для меня главным мотиватором сейчас? Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации? К каким действиям и мерам я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?
1.2. Материальная обеспеченность. Каково мое материальное положение? Есть ли у меня личный бюджет, каков он, придерживаюсь ли я его рамок? Какие меры я в случае необходимости могу и должен применить для улучшения экономического положения?
1.3. Физическое состояние. Какова моя общая физическая форма? На чем основана моя оценка (собственное представление, медицинские заключения и т. д.)? Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача?
1.4. Социальное состояние, человеческие отношения. Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? Как я их учитываю? Интересует ли других мое мнение? Навязываю ли я другим свои мысли и мнения? Умею ли я слушать? Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это проявляется на практике? Как я забочусь о дружеских отношениях? Как я могу развивать отношения обратной связи?
1.5. Психологическое состояние. Каково мое психологическое состояние? На чем основана моя оценка (собственное представление, результат медицинского обследования)? Какие стрессоры беспокоят меня в настоящее время? Не следует ли мне в настоящее время поменять работу? Какие стрессоры могут ожидать меня в ближайшем будущем? Как следует поменять образ жизни, круг общения, хобби?
1.6. Семейная жизнь. Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, детям? Как лучше проводить досуг в кругу семьи? Куда поехать на отдых? Куда пойти учиться детям? Как помочь детям, имеющим свою семью?
Теперь, после того как дана оценка жизненной ситуации, можно приступать к постановке личных конечных целей карьеры.
2.1. Целями моей карьеры являются: а). ; б). ; в).
2.2. Моя карьера должна осуществиться до … года, самое позднее до… года.
2.3. Какие факторы способствуют развитию моей карьеры (перечислить)? Какие факторы препятствуют (перечислить)?
2.4. Каковы наиболее критические пункты в достижении моей карьерной цели? Что я могу сделать в этом плане?
2.5. Что мне нужно задействовать для достижения моей карьерной цели: время, деньги, здоровье и т. д.?
2.6. Готов (готова) ли я задействовать эти факторы или мне нужно изменить свои цели?
Что касается частных целей и планов деятельности, способствующих достижению карьеры, то нужно дать ответы на следующие вопросы.
3.1. Какие мероприятия необходимы в области развития служебной деятельности?
3.2. Что необходимо предпринять для достижения материальной обеспеченности?
3.3. Что нужно делать для поддержания здоровья?
3.4. Как поддерживать необходимое социальное состояние, сохранять дружеские отношения?
3. 5. Что нужно для формирования и поддержания мотивации?
3.6. Что от меня требуется для создания и поддержания благополучной семейной жизни?
Вопросов может быть больше. Не на все предложенные вопросы с первого раза получается дать исчерпывающие ответы. Однако, если настойчиво и терпеливо отвечать, то в результате обозначится общая картина личного карьерного развития.
Карьерограмма — инструмент управления карьерой, представляющий собой графическое описание того, что должно происходить или происходит с людьми па различных этапах карьеры. Проводятся специальные научные исследования в заинтересованных организациях, по результатам которых строятся карьерограммы для различных специалистов и руководителей.
Карьерограмма состоит из двух частей. В первой части содержится перечень должностей, выстроенных в последовательную цепочку по восходящей линии, которые менеджер может занимать в течение всего своего карьерного жизненного пути с указанием сроков занятия должностей в годах. Во второй — характеристика видов обучения, повышения квалификации, переподготовки кадров с указанием видов учебных заведений, факультетов, курсов, которые необходимо пройти менеджеру на карьерном пути, включая защиту диссертаций и получение ученых степеней и званий, с указанием периодов (в годах) прохождения обучения. Самостоятельное обучение также входит во вторую часть карьерограммы. Следует отметить, что сроки нахождения на отдельных должностях должны увязываться со сроками постоянного обучения.
Специалист по персоналу находится на полпути к достижению конечной цели своей карьеры. В организации, где он работает, наметились структурные изменения, которые могут привести к непредвиденным ранее дополнительным перестановкам.
Специалисту по персоналу необходимо дать оценку сложившейся ситуации в организации и взвесить свои возможности и перспективы продвижения по службе. Для этого необходимо составить (если его нет) или уточнить свой личный жизненный план карьеры.
1. Оценка жизненной ситуации
1.1. Работа. Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях? Помогает ли моя работа в достижении других жизненных целей?
Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе? Какую работу я хотел бы выполнять через пять лет? Есть ли у меня воодушевление и мотивация? Что является для меня мотиватором сейчас? Через пять лет? Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации? К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?
1.2. Экономическое состояние. Каково мое экономическое положение? Есть ли у меня личный бюджет — каков он, и придерживаюсь ли я его рамок? Какие меры я могу в случае необходимости применить для улучшения экономического положения?
1.3. Физическое состояние. Какова моя общая форма? На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты и т. д.)? Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача?
1.4. Социальное состояние — человеческие отношения. Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? Как я их учитываю? Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы? Интересует ли меня другое мнение? Навязываю ли я другим свои мысли и мнения? Умею ли я слушать? Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это проявляется на практике? Способствую ли я развитию людей, с которыми общаюсь? Как я забочусь о дружеских отношениях? Как я могу развивать свои отношения обратной связи?
1.5. Психологическое состояние. Каково мое психическое состояние? На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты, результаты медицинского обследования)? Какие стрессоры беспокоят меня в настоящее время? Не следует ли мне в настоящее время поменять работу? Какие стрессоры могут ожидать меня в ближайшем будущем? Не следует ли мне поменять образ жизни, круг общения, хобби? Нуждаюсь ли я в помощи психиатров?
1.6. Семейная жизнь. Имеются ли у меня условия для создания семьи? Следует ли завести еще одного ребенка? Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, детям? Как лучше проводить досуг в кругу семьи? Куда поехать на отдых? Куда пойти учиться детям? Как помочь детям, имеющим свою семью?
2. Постановка личных конечных целей карьеры
2.1. Целями моей карьеры являются:
2.2. Моя карьера должна осуществляться до 20___г. самое позднее ________________________________________________________________
2.3. Какие факторы способствуют осуществлению моей карьеры?
2.3.1. А какие препятствуют? ________________________________________________________________
2.4. Каковы наиболее критические пункты в осуществлении моей карьеры? Что я могу сделать в этом плане?
2.5. Что мне нужно задействовать для осуществления карьеры: время, деньги, здоровье и т. д.? __________________________________________
2.5.1. Готов ли я задействовать эти факторы или мне нужно изменить свои цели?
3. Частные цели и планы деятельности, способствующие осуществлению моей карьеры
Для достижения поставленных жизненных целей мне нужно решить следующие частные задачи
3.1. В области развития служебной деятельности
3.2. В области экономического состояния
3.3. В области здоровья и физического воспитания
3.4. В области социального взаимовлияния, дружеских отношений и увлечений
3.5. В области моральной мотивации и психологического состояния
3.6. В области семейной жизни
Схематично карьерограмма может представлять следующий вид:
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 01.01.01 г. № 58-ФЗ.
2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля.2004 г. .
3. Кабашов развитие государственных и муниципальных служащих: планирование карьеры. — Уфа: БАГСУ, 2003.
4. Поляков карьеры. — М.: Дело. ЛТД, 1995.
5. Служебная карьера. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. . — М.: Экономика, 1998.
Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля
1. Как грамотно сформулировать цель карьеры? Каким требованиям должна отвечать формулировка цели карьеры?
2. Для чего необходимо планирование карьеры? Перечислите условия эффективного планирования.
Источник