Проектная деятельность как способ обучения

Метод проектов как интерактивный метод современного обучения

Татьяна Николаевна Никитина
Метод проектов как интерактивный метод современного обучения

Проектный метод вошел в жизнь как требование времени. Метод проектов — один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

Главная ее особенность в том, что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.

Цель образовательной системы — формирование функционально грамотной личности.

Функционально грамотная личность — это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике.

Задачи проектной деятельности:

• Формирование навыков поиска, анализа и систематизации информации по заданной теме;

• Развитие самостоятельности учащихся, обучение планированию и совместной коллективной деятельности;

• Развитие воображения и творческого мышления и артистических способностей;

Обучение навыкам грамотной научной речи, оценочной самостоятельности.

Для организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе педагогу необходимы знания типологии проектов.

По методу, доминирующему в проекте:

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике “дизайн – петли”: определение потребности; исследование (дизайн – анализ существующих объектов); обозначение требований к объекту проектирования; выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной; планирование; изготовление; оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и т. д.).

Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности обучающихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных или деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т. д. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационно-поисковые проекты – это тип проектов, призванный научить обучающихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования). Далее проводится обработка полученной информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). В заключении проходит презентация (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющую конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. В заключение необходима качественно организованная презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта (персональное представление проектировщиком готового изделия в рамках подведения итога по теме образовательной программы или итоговой аттестации обучающегося, участие в выставке, конкурсе, олимпиаде и т. д.)

Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение группой учащихся какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.

Этапы работы над проектом

1-й этап – мотивационный

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2-й этап – подготовительный

Идет разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.Формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию, составляем план действий. Поделились на группы и каждой группе достались конкретные вопросы главы. Стали собирать информацию.

3-й этап. Информационно – операционный

Здесь идет реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4-й этап. Оценочный

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный,решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Читайте также:  Пожар способы спасения людей

Итоги проекта

В процессе подготовки проектной деятельности учащийся с большой долей самостоятельности исследует и применяет на практике теоретический материал, пройденный на уроках математики и изученный во внеурочное время. Это не только расширяет и закрепляет его знания по теме, но и способствует личностному росту учащегося, формирует его самостоятельность, внутренне организует, заставляет ученика сталкиваться с трудностями и преодолевать их. Таким образом, цели и задачи, которые мы ставили перед началом проектной деятельности, выполнены.

Каждый проект — это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.

Содержание учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограничениями в умственном развитии традиционно, отчасти консервативно, а поэтому такая школа зачастую представляет собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для школы для обучающихся с ОВЗ на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.

По словам П. П. Блонского, «…творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве». Какие же упражнения в творчестве можно предложить школа ребенку с ограничениями в развитии? Как правило, развиваются только «лежащие на поверхности»природные способности ребенка: умение петь, рисовать, танцевать и очень мало упражнений, связанных с преобразованием, опытным исследованием окружающего мира. С одной стороны это следствие сложившегося «стереотипа ограниченности» умственных способностей ребенка школы для обучающихся с ОВЗ, а с другой стороны – отсутствие потенциала для творчества. Кроме того, от учителя требуются большие усилия для поиска направлений творческой деятельности ребенка с ограничениями в умственном развитии, чем, например, от учителя гимназии, лицея. Есть и ещё одна проблема у педагога такой школы,решение которой сопряжено с морально — этическим аспектом публичной деятельности ребенка: не будут ли сверстники бурно реагировать на явные оплошности учеников специальной школы, на их простоватость, непохожесть, странноватость.

Успешность создания и реализации проекта предполагает наличие неослабевающего интереса детей к выбранной теме, а для этого нужен оптимальный набор приемов и методов работы с детьми над темой проекта, т. к. для ребенка с ограничениями в развитии очень важно определить правильное соотношение самостоятельной работы и деятельности под руководством взрослого.

Корректируя, исправляя в процессе роста и взросления ребенка дефекты его развития, школа для обучающихся с ОВЗ берёт на себя ответственность подготовить его к взрослой жизни, к дальнейшему профессиональному образованию и труду.Отсюда вытекает основная задача школы: ориентируясь на особенности основного дефекта развития ребенка, максимально повысить возможность интеграции в общество детей, имеющих проблемы здоровья или отклонения в развитии, открыть для них реальные социальные перспективы. По нашему мнению, школа должна являть модель современного общества с его сложными экономическими отношениями, так как для детей с серьезными ограничениями в развитии школа зачастую — единственный способ получить образование, ориентацию в сложной структуре жизненных ценностей, наконец, осознать свои возможности и перспективы.

Формируя личность обучающихся на основе усвоения образовательной программы, надо помнить как будет происходить их адаптация к жизни в динамично развивающемся обществе. Вот почему школа приняла решение создать методическую и материальную базу для формирования основы осознанного выбора профессии, для подготовки выпускников школ для обучающихся с ОВЗ к получению профессии и к дальнейшей работе, к общению с работодателями и с коллективом.

Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителями, т. е. учителя выступают в роли тьютора, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Актуальность Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает.

Консультация «Детское экспериментирование как метод обучения» Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Экспериментирование может использоваться в различных.

Метод проектов — высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников Актуальность темы обусловлена следующими факторами. Перспективность и актуальность использования проектов состоит в том, что это способ.

Консультация для родителей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей». Консультация для родителей на тему: «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей». Уникальным средством.

Консультация «Синквейн как метод обучения» Синквейн (от фр. – шаблон) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем.

Метод проектов как инновационная форма организации образовательной деятельности для млалшего дошкольного возраста Метод проектов в занятии с дошкольниками сейчас – это оптимальный, современный и многообещающий метод, который должен занять свое достойное.

Метод проектов как инновационная педагогическая технология Дошкольный возраст-важный этап в жизни ребенка. Время первоначального становления личности. В этот период осуществляется развитие образных.

Читайте также:  Каким способом повысить артериальное давление

Метод проектов как способ организации педагогического процесса Метод проектов, как способ организации педагогического процесса. И. Н. Онухова воспитатель МБДОУ «Муромцевский детский сада №7 присмотра.

Метод проектов как эффективная образовательная технология в ДОУ Метод проектов как эффективная образовательная технология в ДОУ Чернова Л. В. МБДОУ «Детский сад №68 «Паровозик» Китайская пословица гласит:.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данной технологии. Опыт и знания.

Источник

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

Дата публикации: 16.11.2018 2018-11-16

Статья просмотрена: 1771 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, Т. А. Проектная деятельность как интерактивный метод обучения / Т. А. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 285-288. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53868/ (дата обращения: 18.11.2021).

В статье описан метод проектов как один из интерактивных методов обучения, актуальность метода в рамках ФГОС ООО, а также отличие интерактивных методов обучения от других.

Ключевые слова: учебная деятельность, образовательный процесс, проектная деятельность, метод проектов, интерактивный метод обучения.

В настоящее время остается актуальной задача, стоящая перед методикой обучения средней школы: сделать процесс обучения интересным и эффективным. Для ее реализации учителя используют в своей практике разнообразные методы и технологии обучения. Наиболее актуальными в свете введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) считаются интерактивные методы обучения, где учитель теряет центральную роль в образовательном процессе и становится его организатором, помогая учащимся самостоятельно добывать знания.

Интерактивность (inter — взаимный, act — действовать) — взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с чем — либо (например, компьютером) или кем — либо (человеком). [9]

При использовании интерактивных методов акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учителя и учащихся. Учитель определяет направление учебной деятельности, контролирует соблюдение времени и порядка выполнения заданий, при необходимости даёт консультации учащимся, помогает им разрешить серьёзные затруднения. Изменяется обстановка на уроке, данные методы позволяют отойти от привычных требований к дисциплине: обучающиеся при такой организации учебного процесса взаимодействуют друг с другом, а учитель заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на достижение сформулированных учащимися целей. [1]

Проектный подход как один из видов интеллектуальной деятельности обучающихся связан с решением различных познавательных задач. Под руководством учителя происходит развитие и самоутверждение личности школьников. Обучающимися приобретается опыт работы с различными источниками информации, самостоятельной работы со специалистами разных областей знаний, выполнения проектов и т. д.

Безусловно, в образовательном процессе должны применяться различные методы обучения. При использовании пассивных методов учителю отводится центральная роль. На уроке преобладает монологовый режим общения. Учитель сам распределяет работу учащихся и необходимую для ее выполнения информацию, предлагает заранее составленный план. Школьники на таких уроках являются только объектом педагогического воздействия. Важно помнить, что в традиционной пассивной педагогике: учитель учит — ученик учится, учитель думает — ученик воспроизводит, учитель авторитарен — ученик несвободен.

Использование активных методов обучения на уроке подразумевает: метод обсуждения проблем, установление диалогового режима при взаимодействии учителя и учащихся, однако, центральная роль учителя остается. Учащиеся не являются пассивными слушателями, они задают интересующие вопросы и предлагают собственные варианты решения. Такие уроки не имеют жесткой структуры, тема и проблемы урока формулируются учителем совместно с учащимися в процессе совместного обсуждения.

При использовании интерактивных методов обучения взаимоотношения «учитель — ученик» принципиально меняются: ученик самостоятельно определяет цель деятельности, учитель лишь помогает ему в этом, учитель рекомендует источники знаний — ученик самостоятельно открывает новые знания, ученик постоянно осуществляет выбор — учитель содействует и направляет, ученик проявляет активность и является инициатором деятельности — учитель создает необходимые условия. В соответствии с требованиями ФГОС ООО обучающий не предоставляет готовую информацию учащимся, а выполняет роль направляющего. А сама информация в данном случае перестает быть целью и становится лишь средством для формирования у обучающихся трех групп планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде способов деятельности — универсальных учебных действий (УУД). [5]

Самореализация обучающихся в учебной деятельности наиболее эффективна при наличии работы в группах, взаимодействии учащихся между собой, с учителем, с информацией, с компьютером и т. д. В соответствии с этим, важно применение в обучении интерактивных технологий, которые являются системой правил организации продуктивного взаимодействия учащихся. При этом происходит освоение учащимися нового опыта и получение новых знаний, появляется возможность для самореализации, выявления и раскрытия способностей обучающихся. [7, 9]

Таким образом, интерактивные технологии ориентированы на широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на преобладание активности учащихся в учебной деятельности. Следовательно, применение в процессе обучения интерактивных технологий благоприятно влияет на самореализацию личности учащихся, повышает мотивацию к обучению и адаптацию в образовательной среде, развивает коммуникативные способности и ведёт к повышению самооценки.

Интерактивное обучение — это обучение, погруженное в общение, которое сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы учебной деятельности. [9]

В современной педагогике существует богатый арсенал интерактивных методов обучения:

– групповая работа с иллюстративным материалом,

– ролевые и деловые игры,

Читайте также:  Способы общения людей примеры

– обсуждение видеофильмов и т. д.

Среди интерактивных методов особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Метод проектов имеет своей целью предоставить школьникам возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Он включает комплекс методов (исследовательских, поисковых, проблемных) для развития мышления учащихся, основанного на постоянном поиске, анализе, проверке достоверности фактов. Итог работы принципиально отличается от результатов других видов учебной деятельности и подразумевает предоставление полученного «продукта» на публичное обсуждение. [5]

Метод проектов является одной из личностно ориентированных развивающих технологий, в основе которой лежат идеи развития познавательных навыков учащихся, их творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. [4]

Основой метода проектов являются идеи «прогрессивной педагогики» — педагогического течения, известного под названием «прогрессивное воспитание»). Зарождение прогрессивизма происходило в рамках философии и тесно связано с именами Ч. Пирса и У. Джемса. [3]

Сформировался метод проектной деятельности как один из вариантов практического обучения профессиональным навыкам на рабочем месте во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Широкое признание метод проектов получил в трудах Джона Дьюи и его последователей — Вильяма Килпатрика, Генри Коллингса. Данный метод рассматривался как альтернативный вариант, оторванного от жизни школьного обучения и осуществлял связь обучения со знаниями и умениями, которые были необходимы учащимся в профессиональной деятельности. [8]

Достаточно стремительно метод проектов распространился в США, странах Северной и Центральной Европы. Проектное обучение приобрело славу эффективного метода обучения, особенно для учебных предметов, предусматривающих практическую деятельность. [2]

В России идеи Д. Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С. Макаренко. Русский педагог С. Т. Шацкий организовал под своим руководством небольшую группу сотрудников, которые пропагандировали метод проектов среди российских педагогов. В послереволюционное время метод проектов одно время довольно активно стал применяться в школах по личной инициативе Н. К. Крупской. Многие видные деятели российского образования 20–30-х годов XX века давали позитивную характеристику идеям Д. Дьюи, это позволило сформироваться новому веянию в образовании, которое направленному на развитие инициативности и активности школьников, их готовности к творчеству и участию в жизни общества. [2, 6]

Некоторые современные исследователи отечественной педагогики отмечают, что увлечение в 20-е годы проектированием происходило в ущерб другим методам обучения и привело к снижению качества обучения в связи с отсутствием педагогических кадров, способных работать с проектами и недостаточной разработанностью проектной методики. Постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» в 1931 году метод проектов был осуждён в связи с этим и не использовался в школах практически весь советский период. Д. Дьюи в России был представлен как «враг прогрессивного человечества», в это же время начался процесс гонений на генетику. Проектная методика, а вместе с ней научный и экспериментальный поиск перестали применяться в советских школах. [4]

Переосмысление идей Д. Дьюи и его единомышленников, возрождение интереса к методу проектов в России произошло в 80-е годы XX века. Несмотря на это, до настоящего времени нет однозначного понимания сущности этого метода. Поэтому под проектом в педагогической практике понимают самые разные виды деятельности. Неоднозначное толкование данного понятия снижает эффективность использования проектной деятельности в обучении. [6, 8]

Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, включающая в себя общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

В наше время интерес к методу проектов обусловлен, что возможностью рассматривать проблему в её развитии, использовать при этом различные педагогические технологии.

Метод проектов — комплексный метод, в связи с тем, что его реализация, предполагает использование совокупности разнообразных методов: обучения в малых группах сотрудничества, «мозговой атаки», дискуссий, ролевой игры, проблемных вопросов и т. д. Совокупность этих методов составляет такую дидактическую систему, которая соответствует личностно ориентированному подходу и способствует формированию соответствующих компетенций, на которые сделан акцент во ФГОС ООО.

Грамотное применение метода проектов, совместная деятельность учащихся и учителя помогает сделать учебный процесс принципиально отличным от традиционного обучения в построении системы взаимоотношений как между учащимися, так и с учителем, сформировать иной подход к познавательной деятельности учащихся, обеспечить уважение их интеллектуальных и творческих возможностей, поощрять сотрудничество и самостоятельное критическое мышление. [2]

Преимуществом данного метода является предоставление возможности каждому ребенку раскрыть свой потенциал на практически любом этапе учебной деятельности в школе и при изучении практически любой части учебной дисциплины. Таким образом, проектная деятельность позволяет обеспечить реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, который по ФГОС ООО предполагает: формирование готовности учащихся к саморазвитию, их активную учебно-познавательную деятельность, построение образовательной деятельности с учетом особенностей и интересов обучающихся. Метод проектов позволяет найти баланс между академическими знаниями и необходимыми для жизни умениями, так как ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся и требует от них творчества, а не простого воспроизведения информации, побуждая к самостоятельному конструированию своих умений для ориентации в информационном пространстве, так как задания всегда содержат больший или меньший элемент неизвестности, следовательно, дают возможность найти собственное «правильное» решение, которое основано на персональном опыте, позволяют создать основу для сотрудничества, взаимообучения, взаимодействия всех участников образовательного процесса. [5]

Источник

Оцените статью
Разные способы