- «Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС » статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Проектная деятельность, как способ достижения метапредметных результатов
- Просмотр содержимого документа «Проектная деятельность, как способ достижения метапредметных результатов»
«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »
статья на тему
В статье автор акцентирует внимание на ФГОС второго поколения, в основу которых положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет условия организации проектной деятельности обучающихся и рассматривает проектную деятельность как способ формирования метапредметных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sposob_formirovaniya_metapredmetnyh_rezultatov_obucheniya_v_usloviyah_realizatsii_fgos_.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Повадинская СОШ
Доклад на педагогическом совете
«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »
Дмитриева Алёна Владимировна,
учитель английского языка
МАОУ Повадинская СОШ
Городской округ Домодедово
- Требования к результатам освоения образовательных программ
- УУД как основа освоения образовательных программ
- Проектная технология
- Сущность проектной технологии
- Типология проектов
- Требования к организации проектной деятельности
- Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения
Федеральный государственный стандарт образования второго поколения определяет главной целью школьного образования воспитание, оказание социально-педагогической поддержки и развитие высоконравственного, социально-активного, творческого индивида, который способен и стремится непрерывно совершенствоваться, развиваться и обучаться. В основу ФГОС второго поколения положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.
Требования к результатам освоения образовательных программ
Определены следующие результаты освоения обучающимися образовательных программ: личностные, метапредметные и предметные .
Напомним, что личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций обучающихся, их самоопределение, смыслообразование и отношение к различным сторонам окружающего мира.
Требования к предметным результатам освоения образовательной программы заключаются в овладении обучающимися основы системы научных знаний по предмету, в умении осуществлять предметную деятельность по получению, преобразованию и применению нового знания; в умении совершать предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
В соответствии с ФГОС метапредметными результатами являются следующие умения:
- ставить цель и задачи;
- анализировать условия и выбирать оптимальные способы и средства для достижения цели и задач;
- прогнозировать будущий результат своих действий в результате осознанной рефлексии на разных этапах, ведущих к достижению цели;
- адекватно и самокритично оценивать свою деятельность, ведущую к реализации цели;
- выбирать, использовать знаково-символические средства и модели, а также комбинировать, видоизменять и создавать их для решения конкретных задач;
- выполнять различные логические операции, такие как: сравнение, анализ, установление аналогий, обобщение, классификация, подведение под понятие;
- работать с информацией, а именно: выделять главное, структурировать, преобразовывать;
- проявлять инициативность и самостоятельность;
- проявлять волевые качества и приемы саморегуляции в деятельности, необходимой для решения целей и задач;
- работать в парах, больших и малых группах, владеть эффективными методами сотрудничества, разрешения конфликтов и спорных вопросов;
- общаться и решать коммуникативные задачи;
- пользоваться ИКТ для решения поставленных задач;
- передавать в форме громкой четкой речи содержание совершаемых действий и полученный результат деятельности.
УУД как основа освоения образовательных программ
Достижение вышеперечисленных метапредметных результатов, наряду с личностными и предметными происходит «на основе освоения ими (обучающимися) универсальных учебных действий»[2]. Само понятие “универсальные учебные действия” как раз и означает желание и умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий прослеживается в том, что они являются «метапредметными». Это означает, что каждый учебный предмет, каждое занятие в рамках внеурочной деятельности в зависимости от его содержания, применяемых педагогических технологий, способов и форм организации учебной деятельности обучающихся предоставляет широчайшие возможности для активного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
В соответствии с ФГОС в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы представлены три вида УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные.
- Регулятивные — это организационные действия, которые позволяют обучающимся осуществлять организацию своей учебно-познавательную деятельность.
- Познавательные действия обеспечивают способность к активному познанию и преобразованию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
- Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное сотрудничество в совместной деятельности, проявлять толерантность к партнерам, соблюдать правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной речевой ситуации.
Формирование данных УУД происходит посредством активной деятельности, а не пассивным усвоением фактических знаний, поэтому в новом стандарте перечислены виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Следовательно, приоритетными становятся педагогические технологии деятельностного типа, к которым относится проектная технология.
Сущность проектной технологии
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США и связан с идеями гуманистического направления в философии. Дж. Дьюи являлся основоположником данной технологии, которой дал название «метод проблем». Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, при этом вселяя в учащихся убеждение, что для каждого из них крайне важно и необходимо найти решение проблемы.
Разумеется, со временем проектная технология претерпела определенную эволюцию. Но суть ее остается прежней — через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение приобретенных знаний и умений. С позиции современности, данная педагогическая технология ведет к развитию целого ряда умений, а именно:
- самостоятельно планировать свои действия по решению задачи;
- ориентироваться в информационном пространстве: сопоставлять, анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (составить таблицу, сделать диаграмму, график и т.д.);
- оценивать и корректировать свою деятельность в ходе проекта;
- выполнить проект в определенных временных рамках;
- получить конкретный результат деятельности;
- представить (защитить) его публично.
Требования к организации проектной деятельности
Для организации проектной деятельности в своей педагогической практике учителю необходимо понимать, что представляет из себя сам проект. Обратимся снова к статье Е.С. Полат, где автор обращает наше внимание на то, что для проекта характерны следующие признаки:
- Наличие значимой проблемы.
- Практическая, теоретическая, познавательная ценность результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения, отбор и обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
- Продолжительность проекта.
Исходя из перечисленных признаков, учитель организует проектную деятельность обучающихся.
В соответствии с вышеперечисленными признаками определяются следующие типы проектов:
- исследовательские;
- творческие;
- игровые;
- информационные;
- практико-ориентированные.
По характеру координации проекты могут быть:
- с открытой координацией;
- со скрытой координацией.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном — двух уроках;
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности, а именно:
- направленность на решение конкретной задачи;
- скоординированное выполнение действий в определенной логической последовательности;
- ограниченные временные рамки;
- уникальность конечного результата.
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения
В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее.
Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей , представляют конечный результат и умеют его оценить.
Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.
Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.
Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.
Итак, применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы. Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством.
Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.
- Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 5 марта 2004 года № 1089).
- Примерные программы начального общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
- Алфёрова Л.В., Башмакова Е.А. и др. «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики», материалы по курсу инвариантного академического учебного модуля ГОУ Педагогическая академия, 2011.
- Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю?» — М., 2012.
- Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности. — СПб.: Нева, 2005. — 146 с.
- Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя» — М., 2006
- Михеева Ю.В. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: статья// науч.-практ. ж-л «Академический вестник»/ Мин Обр. МО ЦКО АСОУ. — 2011. — Вып.2 (3). — с. 46, 54.
- Полат Е.С. « Метод проектов на уроках иностранного языка». /Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3-10.
- Полат Е.С. « Метод проектов на уроках иностранного языка». /Иностранные языки в школе. — 2000. — № 3. — С. 3-9.
- Полат Е.С. « Новые педагогические технологии». Пособие для учителей — М., 1997.
Источник
Проектная деятельность, как способ достижения метапредметных результатов
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность, как способ достижения метапредметных результатов»
«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »
Федеральный государственный стандарт образования второго поколения определяет главной целью школьного образования воспитание, оказание социально-педагогической поддержки и развитие высоконравственного, социально-активного, творческого индивида, который способен и стремится непрерывно совершенствоваться, развиваться и обучаться. В основу ФГОС второго поколения положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.
Требования к результатам освоения образовательных программ
Определены следующие результаты освоения обучающимися образовательных программ: личностные, метапредметные и предметные.
Напомним, что личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций обучающихся, их самоопределение, смыслообразование и отношение к различным сторонам окружающего мира.
Требования к предметным результатам освоения образовательной программы заключаются в овладении обучающимися основы системы научных знаний по предмету, в умении осуществлять предметную деятельность по получению, преобразованию и применению нового знания; в умении совершать предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
В соответствии с ФГОС метапредметными результатами являются следующие умения:
ставить цель и задачи;
анализировать условия и выбирать оптимальные способы и средства для достижения цели и задач;
прогнозировать будущий результат своих действий в результате осознанной рефлексии на разных этапах, ведущих к достижению цели;
адекватно и самокритично оценивать свою деятельность, ведущую к реализации цели;
выбирать, использовать знаково-символические средства и модели, а также комбинировать, видоизменять и создавать их для решения конкретных задач;
выполнять различные логические операции, такие как: сравнение, анализ, установление аналогий, обобщение, классификация, подведение под понятие;
работать с информацией, а именно: выделять главное, структурировать, преобразовывать;
проявлять инициативность и самостоятельность;
проявлять волевые качества и приемы саморегуляции в деятельности, необходимой для решения целей и задач;
работать в парах, больших и малых группах, владеть эффективными методами сотрудничества, разрешения конфликтов и спорных вопросов;
общаться и решать коммуникативные задачи;
пользоваться ИКТ для решения поставленных задач;
передавать в форме громкой четкой речи содержание совершаемых действий и полученный результат деятельности.
УУД как основа освоения образовательных программ
Достижение вышеперечисленных метапредметных результатов, наряду с личностными и предметными происходит «на основе освоения ими (обучающимися) универсальных учебных действий»[2]. Само понятие “универсальные учебные действия” как раз и означает желание и умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий прослеживается в том, что они являются «метапредметными». Это означает, что каждый учебный предмет, каждое занятие в рамках внеурочной деятельности в зависимости от его содержания, применяемых педагогических технологий, способов и форм организации учебной деятельности обучающихся предоставляет широчайшие возможности для активного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
В соответствии с ФГОС в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы представлены три вида УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Регулятивные — это организационные действия, которые позволяют обучающимся осуществлять организацию своей учебно-познавательную деятельность.
Познавательные действия обеспечивают способность к активному познанию и преобразованию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное сотрудничество в совместной деятельности, проявлять толерантность к партнерам, соблюдать правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной речевой ситуации.
Формирование данных УУД происходит посредством активной деятельности, а не пассивным усвоением фактических знаний, поэтому в новом стандарте перечислены виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Следовательно, приоритетными становятся педагогические технологии деятельностного типа, к которым относится проектная технология.
Сущность проектной технологии
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США и связан с идеями гуманистического направления в философии. Дж. Дьюи являлся основоположником данной технологии, которой дал название «метод проблем». Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, при этом вселяя в учащихся убеждение, что для каждого из них крайне важно и необходимо найти решение проблемы.
Разумеется, со временем проектная технология претерпела определенную эволюцию. Но суть ее остается прежней — через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение приобретенных знаний и умений. С позиции современности, данная педагогическая технология ведет к развитию целого ряда умений, а именно:
самостоятельно планировать свои действия по решению задачи;
ориентироваться в информационном пространстве: сопоставлять, анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (составить таблицу, сделать диаграмму, график и т.д.);
оценивать и корректировать свою деятельность в ходе проекта;
выполнить проект в определенных временных рамках;
получить конкретный результат деятельности;
представить (защитить) его публично.
Требования к организации проектной деятельности
Для организации проектной деятельности в своей педагогической практике учителю необходимо понимать, что представляет из себя сам проект. Обратимся снова к статье Е.С. Полат, где автор обращает наше внимание на то, что для проекта характерны следующие признаки:
Наличие значимой проблемы.
Практическая, теоретическая, познавательная ценность результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения, отбор и обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Исходя из перечисленных признаков, учитель организует проектную деятельность обучающихся.
В соответствии с вышеперечисленными признаками определяются следующие типы проектов:
По характеру координации проекты могут быть:
с открытой координацией;
со скрытой координацией.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном — двух уроках;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности, а именно:
направленность на решение конкретной задачи;
скоординированное выполнение действий в определенной логической последовательности;
ограниченные временные рамки;
уникальность конечного результата.
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения
В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее.
Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить.
Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.
Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.
Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.
Итак, применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы. Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством.
Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.
Источник