Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »
статья на тему

В статье автор акцентирует внимание на ФГОС второго поколения, в основу которых положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет условия организации проектной деятельности обучающихся и рассматривает проектную деятельность как способ формирования метапредметных УУД.

Скачать:

Вложение Размер
proektnaya_deyatelnost_kak_sposob_formirovaniya_metapredmetnyh_rezultatov_obucheniya_v_usloviyah_realizatsii_fgos_.docx 33.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Повадинская СОШ

Доклад на педагогическом совете

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

Дмитриева Алёна Владимировна,

учитель английского языка

МАОУ Повадинская СОШ

Городской округ Домодедово

  1. Требования к результатам освоения образовательных программ
  2. УУД как основа освоения образовательных программ
  3. Проектная технология
  1. Сущность проектной технологии
  2. Типология проектов
  3. Требования к организации проектной деятельности
  1. Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения

Федеральный государственный стандарт образования второго поколения определяет главной целью школьного образования воспитание, оказание социально-педагогической поддержки и развитие высоконравственного, социально-активного, творческого индивида, который способен и стремится непрерывно совершенствоваться, развиваться и обучаться. В основу ФГОС второго поколения положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.

Требования к результатам освоения образовательных программ

Определены следующие результаты освоения обучающимися образовательных программ: личностные, метапредметные и предметные .

Напомним, что личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций обучающихся, их самоопределение, смыслообразование и отношение к различным сторонам окружающего мира.

Требования к предметным результатам освоения образовательной программы заключаются в овладении обучающимися основы системы научных знаний по предмету, в умении осуществлять предметную деятельность по получению, преобразованию и применению нового знания; в умении совершать предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

В соответствии с ФГОС метапредметными результатами являются следующие умения:

  • ставить цель и задачи;
  • анализировать условия и выбирать оптимальные способы и средства для достижения цели и задач;
  • прогнозировать будущий результат своих действий в результате осознанной рефлексии на разных этапах, ведущих к достижению цели;
  • адекватно и самокритично оценивать свою деятельность, ведущую к реализации цели;
  • выбирать, использовать знаково-символические средства и модели, а также комбинировать, видоизменять и создавать их для решения конкретных задач;
  • выполнять различные логические операции, такие как: сравнение, анализ, установление аналогий, обобщение, классификация, подведение под понятие;
  • работать с информацией, а именно: выделять главное, структурировать, преобразовывать;
  • проявлять инициативность и самостоятельность;
  • проявлять волевые качества и приемы саморегуляции в деятельности, необходимой для решения целей и задач;
  • работать в парах, больших и малых группах, владеть эффективными методами сотрудничества, разрешения конфликтов и спорных вопросов;
  • общаться и решать коммуникативные задачи;
  • пользоваться ИКТ для решения поставленных задач;
  • передавать в форме громкой четкой речи содержание совершаемых действий и полученный результат деятельности.

УУД как основа освоения образовательных программ

Достижение вышеперечисленных метапредметных результатов, наряду с личностными и предметными происходит «на основе освоения ими (обучающимися) универсальных учебных действий»[2]. Само понятие “универсальные учебные действия” как раз и означает желание и умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий прослеживается в том, что они являются «метапредметными». Это означает, что каждый учебный предмет, каждое занятие в рамках внеурочной деятельности в зависимости от его содержания, применяемых педагогических технологий, способов и форм организации учебной деятельности обучающихся предоставляет широчайшие возможности для активного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы представлены три вида УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные.

  • Регулятивные — это организационные действия, которые позволяют обучающимся осуществлять организацию своей учебно-познавательную деятельность.
  • Познавательные действия обеспечивают способность к активному познанию и преобразованию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
  • Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное сотрудничество в совместной деятельности, проявлять толерантность к партнерам, соблюдать правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной речевой ситуации.

Формирование данных УУД происходит посредством активной деятельности, а не пассивным усвоением фактических знаний, поэтому в новом стандарте перечислены виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Следовательно, приоритетными становятся педагогические технологии деятельностного типа, к которым относится проектная технология.

Сущность проектной технологии

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США и связан с идеями гуманистического направления в философии. Дж. Дьюи являлся основоположником данной технологии, которой дал название «метод проблем». Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, при этом вселяя в учащихся убеждение, что для каждого из них крайне важно и необходимо найти решение проблемы.

Разумеется, со временем проектная технология претерпела определенную эволюцию. Но суть ее остается прежней — через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение приобретенных знаний и умений. С позиции современности, данная педагогическая технология ведет к развитию целого ряда умений, а именно:

  • самостоятельно планировать свои действия по решению задачи;
  • ориентироваться в информационном пространстве: сопоставлять, анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (составить таблицу, сделать диаграмму, график и т.д.);
  • оценивать и корректировать свою деятельность в ходе проекта;
  • выполнить проект в определенных временных рамках;
  • получить конкретный результат деятельности;
  • представить (защитить) его публично.

Требования к организации проектной деятельности

Для организации проектной деятельности в своей педагогической практике учителю необходимо понимать, что представляет из себя сам проект. Обратимся снова к статье Е.С. Полат, где автор обращает наше внимание на то, что для проекта характерны следующие признаки:

  1. Наличие значимой проблемы.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная ценность результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения, отбор и обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
  6. Продолжительность проекта.

Исходя из перечисленных признаков, учитель организует проектную деятельность обучающихся.

В соответствии с вышеперечисленными признаками определяются следующие типы проектов:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • практико-ориентированные.

По характеру координации проекты могут быть:

  • с открытой координацией;
  • со скрытой координацией.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном — двух уроках;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности, а именно:

  • направленность на решение конкретной задачи;
  • скоординированное выполнение действий в определенной логической последовательности;
  • ограниченные временные рамки;
  • уникальность конечного результата.

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения

В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее.

Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей , представляют конечный результат и умеют его оценить.

Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.

Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.

Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.

Итак, применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы. Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством.

Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.

  1. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 5 марта 2004 года № 1089).
  2. Примерные программы начального общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
  3. Алфёрова Л.В., Башмакова Е.А. и др. «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики», материалы по курсу инвариантного академического учебного модуля ГОУ Педагогическая академия, 2011.
  4. Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю?» — М., 2012.
  5. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности. — СПб.: Нева, 2005. — 146 с.
  6. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя» — М., 2006
  7. Михеева Ю.В. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: статья// науч.-практ. ж-л «Академический вестник»/ Мин Обр. МО ЦКО АСОУ. — 2011. — Вып.2 (3). — с. 46, 54.
  8. Полат Е.С. « Метод проектов на уроках иностранного языка». /Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3-10.
  9. Полат Е.С. « Метод проектов на уроках иностранного языка». /Иностранные языки в школе. — 2000. — № 3. — С. 3-9.
  10. Полат Е.С. « Новые педагогические технологии». Пособие для учителей — М., 1997.

Источник

Проектная деятельность, как способ достижения метапредметных результатов

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность, как способ достижения метапредметных результатов»

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

Федеральный государственный стандарт образования второго поколения определяет главной целью школьного образования воспитание, оказание социально-педагогической поддержки и развитие высоконравственного, социально-активного, творческого индивида, который способен и стремится непрерывно совершенствоваться, развиваться и обучаться. В основу ФГОС второго поколения положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.

Требования к результатам освоения образовательных программ

Определены следующие результаты освоения обучающимися образовательных программ: личностные, метапредметные и предметные.

Напомним, что личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций обучающихся, их самоопределение, смыслообразование и отношение к различным сторонам окружающего мира.

Требования к предметным результатам освоения образовательной программы заключаются в овладении обучающимися основы системы научных знаний по предмету, в умении осуществлять предметную деятельность по получению, преобразованию и применению нового знания; в умении совершать предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

В соответствии с ФГОС метапредметными результатами являются следующие умения:

ставить цель и задачи;

анализировать условия и выбирать оптимальные способы и средства для достижения цели и задач;

прогнозировать будущий результат своих действий в результате осознанной рефлексии на разных этапах, ведущих к достижению цели;

адекватно и самокритично оценивать свою деятельность, ведущую к реализации цели;

выбирать, использовать знаково-символические средства и модели, а также комбинировать, видоизменять и создавать их для решения конкретных задач;

выполнять различные логические операции, такие как: сравнение, анализ, установление аналогий, обобщение, классификация, подведение под понятие;

работать с информацией, а именно: выделять главное, структурировать, преобразовывать;

проявлять инициативность и самостоятельность;

проявлять волевые качества и приемы саморегуляции в деятельности, необходимой для решения целей и задач;

работать в парах, больших и малых группах, владеть эффективными методами сотрудничества, разрешения конфликтов и спорных вопросов;

общаться и решать коммуникативные задачи;

пользоваться ИКТ для решения поставленных задач;

передавать в форме громкой четкой речи содержание совершаемых действий и полученный результат деятельности.

УУД как основа освоения образовательных программ

Достижение вышеперечисленных метапредметных результатов, наряду с личностными и предметными происходит «на основе освоения ими (обучающимися) универсальных учебных действий»[2]. Само понятие “универсальные учебные действия” как раз и означает желание и умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий прослеживается в том, что они являются «метапредметными». Это означает, что каждый учебный предмет, каждое занятие в рамках внеурочной деятельности в зависимости от его содержания, применяемых педагогических технологий, способов и форм организации учебной деятельности обучающихся предоставляет широчайшие возможности для активного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы представлены три вида УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Регулятивные — это организационные действия, которые позволяют обучающимся осуществлять организацию своей учебно-познавательную деятельность.

Познавательные действия обеспечивают способность к активному познанию и преобразованию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное сотрудничество в совместной деятельности, проявлять толерантность к партнерам, соблюдать правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной речевой ситуации.

Формирование данных УУД происходит посредством активной деятельности, а не пассивным усвоением фактических знаний, поэтому в новом стандарте перечислены виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Следовательно, приоритетными становятся педагогические технологии деятельностного типа, к которым относится проектная технология.

Сущность проектной технологии

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США и связан с идеями гуманистического направления в философии. Дж. Дьюи являлся основоположником данной технологии, которой дал название «метод проблем». Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, при этом вселяя в учащихся убеждение, что для каждого из них крайне важно и необходимо найти решение проблемы.

Разумеется, со временем проектная технология претерпела определенную эволюцию. Но суть ее остается прежней — через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение приобретенных знаний и умений. С позиции современности, данная педагогическая технология ведет к развитию целого ряда умений, а именно:

самостоятельно планировать свои действия по решению задачи;

ориентироваться в информационном пространстве: сопоставлять, анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (составить таблицу, сделать диаграмму, график и т.д.);

оценивать и корректировать свою деятельность в ходе проекта;

выполнить проект в определенных временных рамках;

получить конкретный результат деятельности;

представить (защитить) его публично.

Требования к организации проектной деятельности

Для организации проектной деятельности в своей педагогической практике учителю необходимо понимать, что представляет из себя сам проект. Обратимся снова к статье Е.С. Полат, где автор обращает наше внимание на то, что для проекта характерны следующие признаки:

Наличие значимой проблемы.

Практическая, теоретическая, познавательная ценность результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения, отбор и обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Исходя из перечисленных признаков, учитель организует проектную деятельность обучающихся.

В соответствии с вышеперечисленными признаками определяются следующие типы проектов:

По характеру координации проекты могут быть:

с открытой координацией;

со скрытой координацией.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном — двух уроках;

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности, а именно:

направленность на решение конкретной задачи;

скоординированное выполнение действий в определенной логической последовательности;

ограниченные временные рамки;

уникальность конечного результата.

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения

В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее.

Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить.

Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.

Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.

Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.

Итак, применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы. Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством.

Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.

Источник

Читайте также:  Страхование как способ минимизации риск
Оцените статью
Разные способы