- Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Проектная деятельность как способ формирования читательской компетенции младших школьников
- Просмотр содержимого документа «Проектная деятельность как способ формирования читательской компетенции младших школьников»
Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
методическая разработка по теме
Этот материал можно использовать на выступлении на семинарах, педагогических советах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskie_kompitencii.docx | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Четвёртый открытый научный форум молодых учёных «Наука и школа»
Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
Васильковская Лариса Александровна,
учитель начальных классов
Вахлакова Татьяна Федоровна,
педагог-библиотекарь ГБОУ СОШ № 2053
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский.
Введение в тему
У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться.
Поэт, художник, музыкант –
Такими сразу не родятся…
В любом из нас зарыт талант,
Лишь стоит только покопаться.
Учитель должен создавать творческую образовательную среду, в которой дети будут иметь возможность проявить себя, развивать свои природные способности в новых для себя условиях.
Младшему школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Учителю очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её. Проектная деятельность, это тот вид деятельности, через который ребёнок сможет себя реализовать в полной мере.
В Национальной программе поддержки и развития чтения говорится, что «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.
В современном мире с появлением компьютера отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. Мы педагоги обучаем наших первоклассников работе с различными источниками информации, но нельзя недооценивать роль книги в жизни человека. Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, необходимо как можно раньше приобщать ребёнка к книге.
Поэтому нам, педагогам необходимо вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний.
Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач. Вследствие этого формируется не только личность, владеющая современными техническими информационными носителями, но и классическая интеллигентная образованная личность, для которой книга – «источник знаний», источник вдохновения.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту НОО, в первом классе начинают закладываться основы будущей читательской деятельности ребёнка, начинается процесс формирования читательских компетенций. А что же такое читательская компетентность?
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая и коммуникативная и познавательная компетентности.
Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Какие читательские умения формируются в рамках этой компетенции? Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль, умение апеллировать к источнику знаний.
Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение различными основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.
Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.
Процесс формирование читательской компетентности, приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой — внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. Работа по формированию читательских компетенций развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.
Организация проектной деятельности даёт возможность формировать читающего ученика, который владеет необходимым уровнем читательских компетенций.
В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1 классов не могут осуществлять проектную деятельность самостоятельно, поэтому мы, педагоги, организуем и направляем эту деятельность.
Более подробно мы расскажем, как была организована исследовательская деятельность учащихся двух 1 классов при создании проекта «Держава детства», посвященного творчеству Сергея Владимировича Михалкова.
На уроках обучения грамоте мы прочитали веселый рассказ «Щенок» и узнали, что написал его Сергей Михалков. Но были среди ребят и такие, кто не слышал и даже не был знаком с произведениями этого автора. Тогда – то и родилась идея глубже познакомиться с творчеством этого писателя, прочитать и другие его произведения.
Именно идея определила цель проекта – глубже познакомиться с творчеством Сергея Владимировича Михалкова и повысить уровень читательской культуры.
-расширение круга чтения учащихся;
-формирование читательской самостоятельности;
-развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к прочитанному;
-учиться работать в команде, делиться своими идеями, предлагать пути их решения;
-формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве.
— повышение интереса к книге;
-расширение кругозора в различных областях знаний;
-создание среды взаимопонимания;
— активизация социального взаимодействие взрослых и детей;
— произойдёт культурное событие, где учащиеся увидят конечный результат своей деятельности, который повысит их самооценку, вызовет желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Этот проект творческий , т.к. предполагает максимально свободный подход в решении задач.
Межпредметный (интегрированный) – проект, интегрирует тематику нескольких предметов (литературное чтение, ИЗО, технология, музыка, ИКТ), выполняется в урочное и во внеурочное время.
долговременный – 4 месяца
Этапы работы над проектом
На подготовительном этапе работы над проектом был проведён опрос.
В интервью ребятам предложили ответить на два вопроса:
1.Чем любите заниматься в свободное время?
2.Выберите то занятие, которое вам больше нравится, объясните свой выбор.
- рисование
- создание мультфильмов
- чтение и разучивание стихов
- сочинение историй, сказок, стихов…
- участие в театрализованной постановке
Таким образом, дети сами выбрали вид деятельности, который им интересен.
После проведённого опроса ребята приняли решение о создании 5 творческих групп.
1.Группа «Артистёнок» приступила к репетициям сказки «Как старик корову продавал»;
2. Группа «Кинорежиссёры» в программе amove приступила к
созданию мультимедийного фильма с закадровым озвучиванием;
3. «Сценаристы» под руководством Татьяны Фёдоровны, педагога-библиотекаря школы, готовили викторину по произведениям С.В. Михалкова;
4. «Оформители» совместно с родителями приступили к выпуску стенгазеты и к подготовке выставки рисунков «Михалков — детям»;
5. Группа «Путешественники», в которую вошли учащиеся 1 и 5 классов, родители, учителя, включились в процесс создания сценария игры –путешествия «По страницам прочитанных книг».
Конкурс чтецов проходил в 3этапа.
Победители окружного этапа выступили на празднике, который проходил на заключительном этапе работы над проектом.
Лучшие творческие работы были представлены на выставке рисунков «Михалков — детям». В голосовании принимали участие учащиеся школы, родители, учителя.
Т.Ф. Работа клуба читателя
Основными задачами клуба являются формирование нравственных качеств личности через знакомство детей с миром детской литературы;
с оздание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основная цель занятий : расширение круга чтения учащихся.
Базовыми формами проведения занятий являются ролевые игры, беседы с элементами тренингов.
Такие формы проведения занятий позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.
Задания, формирующие интерес к чтению:
- Чтение по ролям.
- Придумать к рассказу продолжение.
- Составить вопросы к тексту.
- Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
- Разгадывание и составление кроссвордов. Детям дается для самостоятельного чтения произведение, а затем предлагается ответить на вопросы кроссворда по прочитанному произведению.
Мы составили кроссворды по произведениям Михалкова и провели
Организованное учащимися, родителями и педагогами в актовом зале школы произошло культурное событие. Каждая группа творчески отчиталась о проделанной работе. «Кинорежиссёры» продемонстрировали мультимедийный фильм. Группа «Артистёнок» показала инсценировку сказки С.В.Михалкова «Как старик корову продавал». «Путешественники», учащиеся 5 классов провели игру-путешествие «По страницам прочитанных книг».
Участие в таком культурном мероприятии существенно расширило опыт конструктивного, творческого поведения учащихся в социуме.
Продуктом проекта стала
Литературно-музыкальная композиция «Держава детства».
В результате работы над проектом
1.Повысился интерес к чтению
2. Создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
3. Продукт проекта Литературно-музыкальная композиция «Держава детства» может быть использован другими коллективами для проведения внеклассных мероприятий.
4. Информация о ходе работы над проектом широко распространена.
5. Получено удовольствие от своей деятельности.
Мы подготовили для вас буклет, в котором отразили некоторые рекомендации учителям начальных классов по формированию у учащихся навыков читательской деятельности.
1.Не заставляйте, а приглашайте ребенка к сотрудничеству и взаимопониманию, сделайте каждую встречу с книгой праздником.
2.Яркость, эмоциональность и разнообразие – вот три направления, по которым должно проводиться обучение чтению.
3.Вызвать у ребенка желание к самостоятельному поиску, развивать активность его пытливого ума – именно к этому нужно стремиться.
4.Прививая ребенку любовь к книгам, нужно стараться, чтобы чтение было осознанным.
5.Учитывайте индивидуальные особенности школьников, используйте задания различных видов и типов.
Итак, не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал бы творческой личностью. Личностью самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.
Читательская деятельность не только важнейший резерв обучения и развития, но и необходимый фактор становления личности завтрашнего гражданина, которому предстоит наращивать свой интеллектуальный потенциал всю жизнь.
Дети–это национальное достояние любой страны, её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель создаст и организует условия, инициирующие детское творчество учащихся, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу России.
Источник
Проектная деятельность как способ формирования читательской компетенции младших школьников
Использование метода проектов позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, интерес к чтению художественных произведений, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различной творческой деятельности
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как способ формирования читательской компетенции младших школьников»
Проектная деятельность как способ формирования читательской компетенции младших школьников
ФГОС НОО в качестве основной цели обучения называет развитие личности учащихся. Реализация данной цели требует новых методов обучения, которые способны формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся. Одним из таких методов является проектная деятельность. Целью проектной деятельностью в начальной школе является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развитие познавательных навыков, развитие навыков презентации и рефлексии деятельности.
Таким образом, целью и результатом проектной деятельности обучающихся в начальной школе является создание под руководством учителя творческой работы, в результате которой:
· формируются учебно-познавательные компетенции: расширяется система образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развиваются познавательные и исследовательские навыки, формируются умения поиска и переработки информации и многие другие;
· формируются все виды чтения у младших школьников;
· развиваются коммуникативные компетенции: навыки группового взаимодействия, презентации и рефлексии деятельности;
· расширяются информационные компетенции: поиск информации в различных источниках, ориентация в информационном пространстве.
Большей популярностью эта технология пользуется на уроках художественного труда и ИЗО. Хотя спектр применения проектной деятельности может быть более широким. Интересна и увлекательна эта деятельность на уроках литературного чтения. Она может иметь безграничные возможности: от обучения формулирования проблемы до организации различных видов деятельности и форм презентации. Основой проекта могут являться различные произведения разных авторов, посвященных теме проекта, конкретное произведение, прочитанное на уроке. Во втором случае анализ художественного произведения должен быть направлен не только на характеристику героев, определение темы и идеи произведения, но и на возможность выявления проблемы или круга проблем, которые могут быть решены в проектной деятельности ребенка, группы детей или класса. Также основой проектной деятельности может являться не конкретное художественное произведение, а характеристика общего героя или героев фольклорных произведений и литературных сказок, прочитанных на уроке литературного чтения. Так, например, в теме «Богатыри земли русской» дети узнают о жизни и подвигах народных героев. А в теме «О братьях наших меньших» можно представить художественные произведения, затрагивающие нравственную проблематику: отношение к собакам, и энциклопедические статьи. Тема группового исследования — «Мой самый верный друг-пес». В исследовательской части раскрывается нравственная проблематика темы: как нужно относиться к собакам? Выявляется значение собак в жизни человека, их «профессии», отношение к собакам одноклассников, составляются памятки по уходу за собаками. Во второй — создается образ собаки в художественных произведениях (рисунках, стихах, поделках, аппликациях).
В обобщенном виде технологию опыта проектной деятельности на уроках литературного чтения можно представить следующим образом:
— анализ учителем художественных произведений, определение духовно-нравственной и познавательной проблемы произведения, которую можно решить во время проектной деятельности;
— определение приемов, которые помогут подвести детей и сформулировать духовно-нравственную и познавательную проблему проекта;
— определение примерного плана проекта;
— планирование различных видов деятельности (познавательной, поисковой, художественной, прикладной);
— организация проекта, помощь в его осуществлении (мотивирование, консультирование, корректировка хода проекта);
— организация презентации проекта и его рефлексии.
Работа над проектом строится по следующим этапам :
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа — определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа — сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи. Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа — анализ выполнения проектных заданий. Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация. Задача этапа — коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
Тем для создания проекта на уроках литературного чтения превеликое множество. Например, «Какая она, русская зима?», «Пословицы и поговорки», «Детские журналы», «Времена года» и т.д. Учитель может выбрать тему и длительность реализации проекта, ориентируясь на интересы и особенности своего класса, а также на учебную программу. Работа над проектной деятельностью — это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности. Технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности. Не стоит загружать школьников постоянными проектами, это приведет лишь к переутомлению и негативным эмоциям. Только продуманная проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде.
Таким образом, метод проектов — это очень интересная работа. Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, интерес к чтению художественных произведений, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразования. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребенка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволят детям лучше научиться понимать партнера по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнать себя и своих одноклассников .
Организация учебного проекта на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности позволяет выявить и затруднения, связанные с его реализацией :
— проекты занимают много времени: от 3 недель до нескольких месяцев. Все это требует дополнительного мотивирования и стимулирования познавательной деятельности обучающихся;
— реализация проектов требует сформированности таких умений, как создание презентации, умение найти нужную информацию, подготовить выступление и т.д. Первоклассники такими умениями еще не владеют и только постепенно начинают этому обучаться к концу первого и даже второго класса;
— публичное выступление требует определенной смелости и психологической готовности от ребенка, особенно детям, которые не посещали детский сад, такое умение дается с большим трудом. От учителя требуется много терпения и выдержки, чтобы психологически подготовить ребенка к выступлению.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— работа над проектной деятельностью — это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности;
— технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности;
— вдумчивый анализ художественных произведений позволит определить темы индивидуальных и групповых проектов на уроках литературного чтения.
Источник