«Проектная проблема: поиск, постановка, актуальность, способы решения»
Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района
МОУ «Новоигирменская СОШ №3»
Проектная проблема: поиск, постановка, актуальность, способы решения
Автор: Кроха Людмила
учитель русского языка
Как известно, метод проектов, возникший еще в середине Х I Х века (основоположник – американец Джон Дьюи), за всю историю своего существования претерпевал различное к себе отношение: от восторгов по поводу ценности метода как способа активизировать самостоятельную деятельность ребенка до отказа от метода в связи со снижением уровня общеобразовательной подготовки. Как бы там ни было, метод становится вновь актуальным в современном информационном обществе. Проектируют все и всё. Проектирование стало стилем жизни. В нормативных документах ФГОС ОСО среди формируемых личностных характеристик выпускника можно найти следующее: «готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность». Если вдуматься, вся наша жизнь и есть череда проектов, а значит, ребенка надо учить этому еще в рамках общего образования.
Однако внедрение метода проектов в школьную практику оказывается зачастую затруднительным. Можно сходу перечислить ряд причин этого: с проектами путают любую самостоятельную деятельность школьника, у учителей нет четкого представления о том, что такое проект и как работать над ним, и как следствие – такое же представление у обучающихся, наконец, проект – довольно большая и трудоемкая работа, не имеющая, на первый взгляд, ничего общего с образованием.
Новый вызов времени заставляет педагогов погрузиться в методологическую основу технологии, пройти этот путь вместе с обучающимися, занятыми в проектах. Не факт, что полное и ясное представление о методе возникнет даже после первого опыта руководства над проектами.
Трудности возникают сразу, на первом этапе – этапе поиска проблемы, решение которой и станет проектом. Как определить проблему? Как найти такую проблему, решение которой будет интересно для школьника? Можно ли считать, что верно найденная проблема обеспечит успешность будущего проекта? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в дальнейшем. Итак, актуальность рассмотрения проблемы проекта в том, правильно ли обучающийся «берет старт» в этом виде деятельности. Другими словами, верно ли то, что правильно выбранная проблема для проекта – начало будущего успеха.
В данной работе определена следующая цель: доказать важность первого этапа проектной деятельности – выбор и постановка проблемы проекта. К задачам работы относятся: 1) выявить, что такое проблема проекта, 2) определить, как выбрать проблему для решения и как сформулировать тему, 3) определить, как разработать способы решения проблемы и какова методика поиска решения проблемы.
II. Основная часть
Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяет ряд характерных особенностей этого метода обучения. Сейчас стало модным говорить, что проект – это 5 «П»: Проблема, Проектирование, Поиск информации, Продукт, Презентация. Каждый этап имеет свои особенности, однако сущность проекта в наличии проблемы, решить которую представляется важным и необходимым. Хорошо, если проект будет иметь личностно значимый для учащегося характер, тогда и мотивация будет высокой. Здесь будет уместен следующий пример. Ученица 9-го класса определила темой проекта следующую — «Идеал красоты в разные исторические эпохи» (направление – искусство). Какова же проблема? Честно говоря, мне, как руководителю проекта, это было сделать очень сложно. Ученица объяснила все очень просто: многие подростки сталкиваются с проблемой несоответствия своей внешности канонам времени. Девочка сама испытывала жесточайший дискомфорт от того, как она выглядит, это было для нее настоящей проблемой, сопряженной даже с психическим здоровьем. Способности ученицы к изобразительному творчеству, тема идеала в курсе «Искусство» натолкнули на решение проблемы через представление восприятия красоты в разные исторические эпохи. Безусловно, подготовка выставки рисунков, отражающих женскую красоту, комментирующая часть, подготовленные этой ученицей, станут решением ее личностной проблемы и проблемы многих, страдающих от «недостатков» своей внешности.
Проблема должна быть социально значимой. В идеале если проблема будет обозначена внешним заказчиком. Конечно, это практически невозможно, мало кто из внешних потенциальных заказчиков знает о том, что школьники могут выполнить любой социально значимый проект, для этого нужно время. Однако, в этом году и такой проект – от внешнего заказчика – мы осуществляем. Восьмиклассник, увлеченный обучением на фортепиано, попросил помочь ему в проекте, героем которого, по мнению ученика, должен стать его любимый композитор – Фредерик Шопен. А какой проект можно сделать? Заказ поступил из музыкальной школы, где обучается автор проекта: им нужен проект музыкального вечера, посвященный композитору. Так родилась тема проекта – «Сценарий музыкального вечера, посвященного творчеству великого Шопена».
В роли заказчика может выступить и любой учитель школы и сами учащиеся (как показано на примере выше). Если не говорить о внешнем заказчике, то идеальным будет заказ от самого ученика. Чаще всего заказчиком выступает учитель, еще чаще – учитель-руководитель проекта. Еще один пример из личного опыта. В курсе русского языка 6-го класса (УМК Ладыженской Т.А.) на изучение темы «Диалекты» в разделе «Лексика» отводится всего 1 час. Конечно, этого недостаточно, но каждый год сталкиваюсь с проблемой, когда обучающиеся спрашивают о наших, Нижнеилимских, диалектах, и учителя не могут привести примеров. Меж тем таких слов огромное количество. Вот и проблема – создать такой словарь, благо источников достаточно, например, «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В.Афанасьевой-Медведевой. Над этим проектом мы работаем сейчас. Получив такой словарь, учителя русского языка будут иметь возможность расширять представление школьников об истории и культуре малой родины. Вот решение еще одной цели по формированию личностных качеств – воспитать выпускника «любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции».
А вот еще один пример из опыта создания словарей. Шестиклассники с трудом находят фразеологизмы и тем более не могут дать им верное толкование. А это проблема и тех, кто готовится к сдаче ГИА. Коллективный проект выполнен был так — каждый обучающийся класса изготовил 2 страницы для такого словаря с иллюстрациями, толкованием и примерами. Осталось оформить обложку, титульный лист и переплести. Проект готов, проблема частично решена.
Но если нет таких счастливых случаев, когда проблему подбрасывает сама жизнь, то поиск проблемы становится одной из трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с проектантами. Поиск проблемного поля – частная работа с учеником, требующая индивидуального подхода и даже осторожности. Это происходит обычно в беседе, когда учитель старается обнаружить то, что по-настоящему волнует и тревожит учащегося. Материалом для обсуждения могут стать житейские случаи, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из этой беседы могут проявиться очертания будущей работы. Здесь следует предостеречь тех, кто будет являться руководителями проектов – самый простой и самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю будущую работу, лишить интереса проектанта, обесценить проект как инструмент педагогического воздействия и даже лишить смысла творчество самого учащегося. Более того, неудачно выбранная, неинтересная для учащегося проблема, вымученный продукт, который просто надо сделать, не смогут сформировать навыков проектной деятельности, а то и вовсе, что называется, отобьют охоту к такому виду деятельности. Хорошо, если «аппетит придет во время еды», учащийся увлечется, откроет для себя новое, обретет некий азарт, тогда и проект завершится положительно, и можно быть уверенными, что такому учащемуся будет интересна проектная деятельность и в будущем.
Итак, чтобы правильно определить проблему, нужно проявить педагогический такт, помочь учащемуся найти среди его интересов то, что могло бы быть воплощено в проекте.
Отыскивая проблемную ситуацию, следует обратить внимание на следующие моменты: 1) где можно обнаружить несоответствие между тем, что есть и тем, что требуется; 2) как устранить это несоответствие.
В большинстве случаев проблемы не висят на баннерах и не написаны на стенах, их нужно выявить, т.е. ответить на вопрос – в чем состоит проблема? Ответ на этот вопрос называют постановкой проблемы. Профессионалы утверждают, что хорошо поставить проблему – значит наполовину решить её.
Ещё один важный вопрос – кому и зачем нужно решение проблемы, т.е. выявить её актуальность. Актуальность эта требует обоснования совершенствования чего-либо или создания нового – это первое требование к постановке проблемы. В обосновании актуальности проекта должно быть указано, кто будет потребителем и в чем будет выражаться польза для этих потребителей. Без этого понимания проблема в результате может быть решена лишь частично, не в полном объеме.
Подробно можно рассмотреть это на следующем примере. Администрация некой школы озаботилась проблемой потери ученического контингента, связанной с конкуренцией с другими школами. Понятно, что проблема не только в том, как сохранить этот контингент, но и как привлечь новых учащихся. Потребителем, конечно, станут родители будущих первоклассников, заказчиком – администрация школы. Было определено, что продуктом такой проектной деятельности станет информационный буклет о школе. Разработать такой буклет поручается группе старшеклассников. Задача лежит на поверхности – разработать такой буклет, после знакомства с которым у родителей будущих первоклассников появится устойчивое желание отдать своего ребенка именно в эту школу. Каким должен быть этот буклет? Группа проектантов разделилась на три подгруппы: первая занялась поиском информации с требованиями к рекламным буклетам и рекомендаций по их составлению; вторая подгруппа должна была выявить, что хотят знать родители о школе, что определяет их выбор, что предлагают конкуренты; третья – собрать материал о школе и спроектировать буклет.
В результате своего поиска, первая подгруппа сформулировала следующие требования к буклету: создание буклета не должно быть перегружено информацией, не нужно стараться «впихнуть» как можно больше, 3-4 ключевые мысли; буклет должен быть написан на «языке родителей», терминология должна быть понятна; буклет должен содержать фотографии, логотип, основную идею школы, должны быть перечислены достижения школы, дана краткая характеристика образовательных и дополнительных программ и т.п. Вторая подгруппа поработала с родителями и выявила круг их требований: как сдают ЕГЭ выпускники школы, каков уровень образования и квалификации педагогического состава, чему обучают дополнительно, как обстоит дело с работой столовой и медицинского кабинета, материальная база и т.д. Когда третья подгруппа вооружилась необходимой информацией и изготовила буклет, оказалось, что другие школы предлагают то же самое. Значит, проблема была поставлена не в полном объеме, ее пришлось скорректировать – ответить на более конкретный вопрос – не сделать хороший буклет о школе, а сделать буклет, в котором школа представлена в более выгодном свете. Можно сказать, что в процессе работы над проектом (буклетом) изменилось представление о проблеме. Буклет стал лишь средством, а целью проекта стало формирование интереса у родителей к школе. Таким образом, проблема состояла не в том, чтобы создать буклет, а в том, чтобы построить эффективную систему информирования родителей.
Чтобы проблема была решена наиболее эффективно, необходимо познакомиться с тем, какие существуют методики поиска решения проблемы. Одной из них является давно известный метод «мозгового штурма». Это способ генерирования большого количества идей для решения проблемы группой. Для этого руководитель проекта задает группе вопрос, например: «Что нужно сделать, чтобы улучшить пришкольный участок?» За ограниченный промежуток времени (5-10 минут) группа выдвигает самые разные идеи и записывает их на листке. Затем эта же группа оценивает выдвинутые предложения и отбирает из них те, которые нужно подвергнуть более детальной разработке.
Метод «диаграммы Исикавы » обычно используется для выявления причин неудовлетворительного состояния каких-либо уже существующих объектов. Эту диаграмму за форму обычно называют «рыбий скелет», который структурирует проблему, деля её на существенные составляющие и менее существенные.
Метод «морфологического ящика» Цвикки разработан швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки. Этот метод реализуется в три этапа. На первом создаваемый объект расчленяется на важнейшие функциональные узлы. Например, перед нашим школьным театром была поставлена проблема – как сделать праздник Нового года незабываемым? Среди решений проблемы нашли наиболее эффективное – поставить интересный и веселый спектакль, рассчитанный на все школьные возрасты. Значит, в качестве функциональных узлов были определены: сценарий спектакля, распределение ролей, костюмы, декорации, звуковое оформление.
На втором этапе «морфологического ящика» определяются альтернативные варианты построения функциональных узлов.
На третьем этапе строится «морфологический ящик», определяющий возможные варианты построения объекта.
По сути «морфологический ящик» представляет собой таблицу, в правом столбце которой перечисляются функциональные узлы, а в строках напротив каждого узла, перечисляются варианты его построения. После того, как будут выявлены наиболее предпочтительные варианты конструкций создаваемого объекта, для каждого из них необходимо решать, как он будет производиться: кто его будет выполнять, как, откуда возьмутся ресурсы.
Таким образом, поиск и постановка проблемы – важнейшая часть работы над проектом. Правильно выбранная проблема, четкое обоснование её актуальности, поиск решения проблемы обеспечивают правильное планирование работы над проектом.
В перспективе необходимо детально изучить, что такое цели и задачи проекта, проектирование хода работы, создание продукта и презентация проекта.
1. Н.А. Краля. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. Изд-во ОмГУ. 1. Омск 2005.
2. Г.В.Афанасьева-Медведева «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири»: в 20 т.: Иркутск, 2007
3. В.С.Лазарев. Проектная деятельность в школе. Учебное пособие для учащихся 7-11 классов. : Сургут, 2014
Источник
Тест по теме «Основы проектной деятельности» 10 класс
Методички Педсовета
24 апреля • 14:40
Вариант I
1. Основоположником метода проектов в обучении был:
2. Какое из приведённых определений проекта верно:
а. Проект — уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
б. Проект — совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
в. Проект — процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
г. Проект — совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
3. Соотнесите определения и типы проектов:
Типы проектов:
1. социальный проект;
2. учебный проект;
3. телекоммуникационный проект.
Определения:
а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для
б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов
информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы
деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,
способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;
4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
5. Задачи проекта — это:
а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
в. Результат проекта
г. Путь создания проектной папки.
6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности:
Содержание деятельности:
2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т. д.; изготовление продукта;
3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности;
4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы;
5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.
Этапы работы над проектом:
а. Погружение в проект;
в. Осуществление деятельности;
г. Оформление результатов проекта и презентация;
д. Обсуждение полученных результатов.
7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;
б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);
в. Подготовленный продукт работы над проектом;
г. Все вышеназванные варианты.
9. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата — это особенности…
а. прикладного проекта,
б. информационного проекта
в. исследовательского проекта
10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта
а. цель включает много задач,
б. цель не предполагает результат,
в. цель не содержит научных терминов.
1. Деятельность — связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов — это…?
а. исследовательская деятельность
б. научная деятельность
в. проектная работа
г. познавательная деятельность
2. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:
а. самый главный,
б. предшествующий действию,
в. брошенный вперед.
3. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
а. прикладной проект,
б. информационный проект
в. творческий проект
4. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.
Деятельность:
1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив;
2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта;
3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов;
4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей;
5.Анализ выполнения проекта;
6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.
г. Выполнение проекта;
д. Заключительный (защита проекта);
5. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:
6. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.
а. исправлять ошибки;
б. выдвигать идеи и выполнять эскизы;
в. подбирать материалы и инструменты;
г. подсчитывать затраты;
д. оценивать свою работу;
е. организовывать своё рабочее место;
ж. изготовлять вещи своими руками.
7. Выберите правильное выражение:
а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;
б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;
в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.
8. Соотнесите определения и типы проектов:
Типы проектов:
1. социальный проект;
2. учебный проект;
3. телекоммуникационный проект.
Определения:
а. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для
б. это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов
информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы
деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
в. самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы,
способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью;
9. Компонентами творческой деятельности являются:
г. строгое следование инструкции.
10. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:
Источник