Проектная деятельность это способ или метод

Технология проектной деятельности

Аноним
Технология проектной деятельности

старший воспитатель Булгакова Н. В.

МБДОУ детского сада №423 г. о. Самара

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, является организационно — методическим инструментарием педагогического процесса.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе и отношение к ребенку со стороны взрослых.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

Технология проектной деятельности:

Проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения проектной деятельности.

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовывать его, увлекать в эту деятельность.

Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических).

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой.

Особенности педагогической технологии метод проектов:

предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, так как ориентирована на практические методы приобретения знаний;

предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого);

позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Цель метода проектов: направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.

Задачи метода проектов:

1.Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.

2. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.

3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект– это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Основные этапы педагогической технологии метод проектов:

1.Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2.Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в

проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.

3.Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.

4.Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.

5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиции.

6. Оценочно-рефлексивный этап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

Типы проектов:

1.По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые,приключенческие,практико-ориентированные.

2.По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4.По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5.По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6.По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Типы проектов по Л. В. Киселёвой:

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (со второй младшей группы)

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. (со второй младшей группы)

Информационно – практико – ориентированный.

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) (со средней группы)

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (старший дошкольный возраст).

Этапы развития проектной деятельности:

I. Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Таким образом, ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне.

II. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников.Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

Читайте также:  Оливковое масло способ приготовления

III. На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

Проект – это пять «П»

2 — Проектирование (планирование)

3 — Поиск информации

Шестое «П» проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.

Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации, целеполаганию и планированию содержательной деятельности, элементам самоанализа, представлению результатов своей деятельности и хода работы, презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений, практическому применению знаний в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях.

1. Анфисова, С. Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ / С. Е. Анфисова // Сб.Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: материалы Всероссийской научной конференции. –Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003. – С. 66-70.

2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. — 65 с.

3. Борисова, Н. В. Образовательные технологиикак объект педагогического выбора: учебное пособие / Н. В. Борисова. – М., 2000. — 120 с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.

«Как воспитать гения?» Технология проектной деятельности Как вырастить маленького гения? Дать возможность ребенку экспериментировать, фантазировать, самостоятельно искать ответы на вопросы! С рождения.

Роль родителей в проектной деятельности «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» китайская пословица Родители и педагоги – это две мощные силы,.

Фотоотчёт о проектной деятельности «Ярмарка» Однажды, я попала на Покровскую ярмарку в Тамбове, моему восхищению не было предела. Тогда у меня родилась идея провести ярмарку в своей.

Кейс-технология — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала.

Мастер-класс «Формирование учебной деятельности в подготовительной группе посредством проектной деятельности» Проблемное поле проекта Сложность и специфика работы по готовности ребенка к школе требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов.

Планирование проектной деятельности «Космос» Проект «Космос» старшая группа Воспитатели: Зерина О. П. Сроки проведения: 06.04.2015г. по 10.04.2015г. Цель проекта: -сформировать элементарное.

Фотоотчет о проектной деятельности «Огород на окошке» «Сказка, которую мы сочинили сами: «Машенькин огород» Жили-были, не тужили Дедушка да Бабушка! С ними внученька росла — ниже пояса коса.

Консультация «Этапы проектной деятельности» Меняются условия жизни, контингент детей и родителей, поступающих в дошкольные учреждения. Часто слышим, что родители стали безразличными,.

Реализация технологии проектной деятельности Реализации технологии проектной деятельности Цель проекта: *развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям;.

Современные образовательные технологии. Технология проектной деятельности Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно – образовательном процессе. Отношение.

Источник

Проектная деятельность, метод проектов в образовательной деятельности

Автор: Бутикова Юлия Николаевна

Проектная деятельность, метод проектов

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя

Прежде чем рассматривать сущность проектной деятельности нужно рассмотреть само понятие деятельности, и выяснить её компоненты.

И.Д. Чечель считает что, деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

В свою очередь проектная деятельность это деятельность направленная на осуществление каких либо конкретных проектов.

Проектная деятельность содержит:

-выбор средств её достижения;

-поиск и обработка информации, её значение и синтез;

-оценка полученных результатов и выводов.[1]

Проектная деятельность учащихся также является одним из методов развивающего обучения, она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, помогает развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является познание и применение учащимися навыков, умений и знаний, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачами проектной деятельности являются:

— Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении работы);

— Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

— Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

— Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

— Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

— Проект должен быть посильным для выполнения;

— Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

— Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

— Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает рефлексию- соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

— Если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

— Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

— повышение мотивации учащихся при решении задач;

— развитие творческих способностей;

— смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

— формирование чувства ответственности;

— создание условий для отношений сотрудничества между педагом и учащимся..[2]

Читайте также:  Способ укладки тротуарной плитки кирпичик

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за того, что н в проектной деятельности присутствует ключевой признак — самостоятельный выбор.

Развитие творческих способностей и переход акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости обдуманного выбора и планирования деятельности для достижения наилучшего результата. Подсознательно формируется чувство ответственности: учащийся пытается доказать, самому себе, что он сделал верный выбор. Также нам следует отметить, что стремление самоутвердиться является одним из главных факторов эффективности проектной деятельности. Во время решении практических задач естественным образом формируются отношения сотрудничества с преподавателем, так как для каждого из них задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно интенсивно это проявляется именно на задачах, сформулированных самим обучающимися.

Для студента проект – это шанс максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это занятие, позволяющее проявить себя персонально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, внести большую пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение важной проблемы, которую сформулировали сами студенты. Результатом этой деятельности является обнаруженный способ решения проблемы – носит практический характер и является значимым для самих открывателей. А для преподавателя учебный проект – это объединяющее дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самореализация, исследовательская и творческая деятельность

Большинство авторов, которые дают определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей проекта как метода обучения. Изначально, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Притом эта проблема должна иметь немаловажный для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект непременно должен иметь четко выраженную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение первоначальной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, воплощение которое не повторяется. Этим воплощением является конечный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Выяснение исходной проблемы, формулировка цели и создание образа проектного продукта – важные характерные особенности проекта.

Еще одно отличие проекта – предварительное планирование предстоящей работы. Весь путь от исходной проблемы до осуществления цели проекта следует разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого; а также определить способы решения этих задач и найти ресурсы; разработать подробный график работы с указанием сроков выполнения каждого из этапов.

Осуществление плана работы над проектом связано со следующими действиями:

1. изучением литературы и других источников информации, отбора информации;

2. проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов;

3. анализом и обобщением полученных данных;

4. формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта необходимо создать проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными свойствами потребителей, т.е. удовлетворять потребности любого человека, который столкнулся с данной проблемой, для решение которой и был осуществлен данный проект.

Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. [2]

Одним из важнейших условий проекта является публичная защита, предъявление результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о порядке работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Этап самопрезентации – важнейшая часть работы над проектом, которая предполагает рефлексивный анализ автором всей проделанной им работыа также опыта,который он преобрел.

Проектный метод обучения близок к проблемному обучению, который предполагает логичное и целенаправленное выдвижение перед студентами познавательных проблем, после решения которых под руководством преподавателя у них происходит динамичное восприятие новых знаний.

Проблемное обучение координирует стабильность знаний и их творческое употребление в практической деятельности студента. Проектный метод имеет аналогию с развивающим обучением. Развивающее обучение – активно-деятельностный метод обучения, при нем происходит целенаправленная учебная деятельность. Студент, являясь субъектом этой деятельности, осознано ставит цели и задачи самореализации и самоопределения творчески, их достигает. [11]

Mетод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник в новом столетии в США. Его называли методом проектов и он интегрировался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи рекомендовал развивать обучение на активной основе, через целесообразную работу ученика, совместно с его личным интересом в этом знании. При этом чрезвычайно принципиально было показать учащимся их личную заинтересованность в получаемых знаниях, которые могут и обязаны пригодиться им в дальнейшей жизни. Для этого необходима проблема, которую взяли из реальной жизни, знакомая и ценная для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить все приобретенные знания, новые знания, которые еще предстоит получить. Преподаватель имеет право подсказать источники информации, или может склонить мысль учеников на нужную ориентацию для самостоятельного выискивания. Но в конечном результате обучающиеся обязаны самостоятельно и в совместном труде решить проблему, применив надлежащие знания из различных областей, получить реальный и весомый результат. Вся работа над данной проблемой, перестраивается в проектную деятельность. Со временем концепция метода проектов претерпела эволюцию. Происходя из идеи независимого воспитания, в нынешнее время она становится объединенным компонентом вполне отработанной и организованной системы образования. Но её суть остается неизменной- стимулировать внимание учащихся к разнообразным проблемам, предполагающим владение определенными знаниями и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Смысл рефлекторного мышления — долговременный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для обнаружения выхода из сомнения, развития уверенности, основанной на обоснованном рассуждении. Метод проектов заинтересовал русских педагогов уже в начале двадцатого века. Идеи проектной подготовки возникли в России фактически параллельно с исследованием американских профессоров Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была собрана небольшая группа сотрудников, которые пытались энергично использовать проектные методы в практике преподавания. В то же время в зарубежной школе.он имел активное и весьма успешное развитие В таких странах как:США, Великобритании, Италии, Финляндии, Бельгии, Израиль Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое применение и приобрели огромную популярность в виду рационального совмещения теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности учащихся. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — это основной тезис теперешнего понимания метода проектов, который и притягивает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумное равновесие между академическими знаниями и прагматическими умениями. В самой сущности метода проектов находится процесс развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно распределять свои знания, умений ориентироваться в информационном потоке, развитие критического и изобретательного мышления.

Читайте также:  Способы статистического наблюдения таблица

Метод проектов – это термин из области дидактической науки, частных методик, в том случае если он используется в рамках определенного предмета. Метод – представляет собой дидактическую категорию. Это комплекс приемов, операций приобретения определенной области практического и теоретического знания, того или иного вида деятельности. Это этап познания, способ организации истинного познания. Следовательно, если мы говорим о методе проектов, то понимаем под ним именно способ достижения поучительной цели через подробную разработку проблемы (технологию), которая предполагает завершение реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Для решения своих дидактических задач педагоги обращались к этому методу. В принцип метода проектов была заложена идея, которая составляет суть понятия проекта его прагматическая ориентация на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи. Полученный результат можно осмыслить, увидеть, а также применить в существующей практической деятельности. Для того чтобы получить такой результат, необходимо научить детей или студентов не только самостоятельно мыслить, но и выявлять и решать проблемы, применяя для этой цели знания из разнообразных областей, умения прогнозировать итог и возможный исход разных вариантов решения, умения найти причинно-следственные связи.[11]

Метод проектов направлен на самостоятельную работу учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение некоторого отрезка времени. Этот метод неотделимо сочетается с групповыми методами. Метод проектов предусматривает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предполагает, использование комплекс, разнообразных методов, средств обучения, а также необходимость интегрирования знаний, умений использовать знания из различных областей науки, технологии, техники, творческих областей. Метод проектов как педагогическая отрасль предполагает общность исследовательских, поисковых, разносторонних, проблемных методов и задач творческих по всей своей сути. [4]

Теперь мы рассмотрим несколько основных требований к использованию самого метода проектов:

Во первых. должно присутствовать наличие значимой и реализуемой в исследовательском, плане проблемы или задачи, требующей обобщенного знания, исследовательского расширенного поиска для ее возможного решения

Во вторых практическая, познавательная, теоретическая, значимость результатов, которые мы предположили (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

В третьих самостоятельная (парная, групповая, индивидуальная,) деятельность всех учащихся.

И наконец в четвертых структурирование основной содержательной части проекта (с обязательным указанием последовательных результатов).

В использование исследовательских методов, должна быть предусмотрена определенная последовательность действий:

изначальное определение проблемы с вытекающими из нее задачами исследования (использование в ходе обобщенного исследования метода «мозговой атаки» либо «круглого стола»);

последующее выдвижение гипотез а также их решения;

незамедлительное обсуждение методов конкретного исследования (как статистических методов, так и экспериментальных наблюдений, пр.);

обсуждение различных способов оформления конечных итогов (презентаций, докладов, защиты, творческих отчетов, обсуждений просмотров, пр.).

итоговый сбор, систематизация и обсуждение полученных данных;

предварительное подведение итогов, обработка результатов, их презентация;

завершающие выводы, выдвижение непрозвучавших новых проблем в исследовании.

Преподавателям приходится перенаправлять свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого плана.

Зависимость характера этой оценки выражается в условиях проведения проекта, его типа или содержания. В случае, когда рассматривается исследовательский проект, то обязательно наличие этапности проведения. Следует помнить, что успех проекта обеспечивается правильностью организованной работы на отдельных участках. Остановимся и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует безусловно с выбора темы проекта, его типа и соответственно его типа и количества участников.

2. Затем преподавателю нужно продумать все возможные варианты существующих проблем, которые необходимо исследовать в рамках данной намеченной тематики. Сами проблемы высказываются учащимися с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь также уместна «мозговая атака» с её последующим коллективной дискуссией.

3. Следующим шагом будет распределение задач по группам, также обсуждение методов исследования, поиска информации, креативных решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуально-деятельностным групповым- исследовательским, подходам..

5. Также ведутся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях, в научном обществе, медиатеке, впрочем и в библиотеке и тд.).

6. Защита проектов и их оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, экспертиза, и несомненно выводы.[ 4]

Таким образом, проектная деятельность или метод проектирования является новым, научно обоснованным методом учебно-воспитательной работы, в которой обучающийся является организатором, мотиватором, исполнителем и контролером своей образовательной деятельности, что отвечает требованиям концепции модернизации динамически развивающегося Российского образования.

«Всё, что я познаю, знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В настоящее время метод проектов является наиболее адекватным среди разнообразных направлений современных педагогических методик и технологий.

Список использованных источников

1. Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся. Интернет ресурс. URL: http://www.c-psy.ru/index.php/teacher/master-class/8919-2011-03-14-15-21-19 (дата обращения 27.05.2013)

2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Состояние и перспективы развития современного педагогического образования//Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 45-51.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.

4. Полат Е.С. МЕТОД ПРОЕКТОВ. Интернет ресурс. URL: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm (дата обращения 27.05.2013)

5. Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в ВУЗе. Интернет ресурс. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18863.php (дата обращения 27.05.2013)

6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2012. — 112 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы