Метод проектных задач.
статья по теме
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Метод проектных задач. Использование проектных заданий на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektnyh_zadach_vystuplenie_na_mo_9.01.14.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на заседание методического объединения
учителей начальных классов № 3 от 09. 01.2014 г.
Проектные задания на уроках в начальной школе.
Баркова Наталья Васильевна
учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 34
с углублённым изучением отдельных предметов»
Петропавловс-Камчатского городского округа
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
- исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью,
- развивали бы каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами.
Анализируя свою деятельность, я и мои коллеги сталкиваемся с рядом проблем:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неспособность учащихся внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.
Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и развивает умения найти пути решения поставленных задач.
Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:
- личностно-ориентированный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.
Под проектной задачей можно понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.
Как же устроено проектное задание, где его место в образовательном процессе, как могут оцениваться его результаты? Опишу структуру проектной задачи как прообраза полноценного проекта на примере своего открытого урока математики.
Тема урока: «Доктор Айболит». Урок математики. 4 класс. Обобщение по теме «Графики. Таблицы. Диаграммы».
- Должна быть описана модельная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. В нашем случае – это приглашение помочь доктору Айболиту ( письмо).
- Должен быть составлен набор действий, которые должны быть выполнены группой детей (план подготовки к экспедиции).
- Задача должна быть решена, т.е. создан конечный продукт, который можно представить публично и оценить (отчет о проделанной работе). Итоговое задание, которое является местом сборки продукта деятельности. В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения задачи и тем более конечного результата. Результат также может быть представлен в любой форме. Учащиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящий с их точки зрения способ представления результатов работы. Самооценка организована в следующем виде:
- оценка друг друга (передать лист);
- оценка учителем;
- итоговая оценка .
Далее все материалы складываются в паспорт проекта и хранятся у учителя.
Особенности организации работы над проектным заданием в начальной школе.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
Использовать групповую работу в качестве основной формы работы
Создавать группу не более 6 человек.
Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), изо, технология
Учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Нельзя подменить деятельность детей выполнением задания за них, перепоручить родителям.
Длительность выполнения проектного задания
1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Использование заданий на разных этапах изучения материала
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. При этом значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности
Проект может быть монопредметным, межпредметным.
- задает реальную возможность организовать взаимодействие между собой при решении поставленной задачи,
- учит способу проектирования через специально разработанные задания,
- дает возможность посмотреть, как осуществляет перенос известных предметных способов действий в модельную ситуацию.
- предоставляет широкие возможности для диагностической работы учителя.
В процессе проектной деятельности учащиеся приобрели общеучебные умения и навыки
- целеполагание
- планирование
- моделирование
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у учителя;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.);
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
У меня появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме.
В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися, я убедилась, что проектное обучение даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.
Я провела анкетирование с учащимися по введению метода проекта в образовательный процесс. Анализ показал, что:
- Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 87% школьников ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя.
- 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 20% — этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 24 % — презентацию.
- По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности.
- Большая часть учащихся высказала адекватную самооценку.
Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения.
Использование проектной деятельности помогает решать сразу несколько задач:
- Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
- Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
- Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
- У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
- Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
- Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
- Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
В своей работе я столкнулась и с трудностями. Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют все составные части учебного процесса, систему оценивания, тип отношений школьников, отбор учебного содержания. Решение этих проблем является необходимостью, т.к. проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системы.
Источник
Методические указания и рекомендации «Решение проектных задач в среднем звене»
Мастер-класс «Решение проектных задач в среднем звене».
В последние годы значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании.
Смещение акцентов со «знаниевого» на системно-деятельностный подход привело к поиску новых принципов, структуры, типов развивающих уроков, нацеленных на результат.
Понятие системно-деятельностного подхода и его цели
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Системно-деятельностный подход предполагает вполне определенный порядок действий учителя и учащихся:
1. Постановка учебной задачи.
2. Решение учебной задачи.
3. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме) и моделирование общего способа умственной деятельности.
4. Конкретизация изучаемого понятия.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:
ученик изучает объект (в том числе эвристически),
создаёт в результате свой образовательный продукт,
с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.
Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов, перечень которых приведен ниже.
Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.
Системно-деятельностный подход в образовании основан именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.
Второй важнейший принцип системно-деятельностного подхода – принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук. В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.
Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Принципы психологического комфорта и творчества
Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию
Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества . Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.
Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.
Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.
Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.
Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.
Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Значение системно-деятельностного подхода в современном образовании
Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека. Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.
А сейчас попрактикуемся: я прошу вас найти на вашем столе чистый лист, на котором лежат картинки. Внимательно рассмотрите их и назовите произведение российского писателя 20 века, которое вам всем хорошо знакомо. Да, совершенно верно, это рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Задание: расположите картинки на листочке так, чтобы главный герой был в центре, а остальные изображения вокруг него. Вверху листа запишите имя автора и название рассказа. А теперь сделайте надписи под каждой картинкой. Соедините центральную картинку с остальными стрелочками. Молодцы. У нас получилась ментальная карта. Упрощенный вариант, но суть ясна. Три года на уроках русского языка и литературы мы с ребятами коллективно или индивидуально, чаще в классе, рисуем ментальные карты.
«Час работы научит большему, чем день объяснений». (Ж.-Ж. Руссо).
Реализовать принципы СДП помогает использование современных педагогических технологий.
На уроках литературы важное место занимает составление ментальных карт.
Информация в графическом изображении на листе формата А4 в состоянии отразить связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между героями и событиями, описанными в художественном произведении. Английский психолог Тони Бьюзен разработал правила и принципы конструкции ментальных карт. В настоящее время данные технологии активно применяются в различных сферах деятельности.
Ментальная карта (интеллект карта) может отражать сложные взаимоотношения наших мыслей, расставить по порядку объекты и явления, извлечь из текста произведения более важные детали. При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление.
Как показывает опыт, составление ментальных карт по прочитанному произведению помогают ученику вычленить главные идеи произведения, установить взаимосвязь между героями и событиями конкретного произведения. Использование картинок, рисунков при составлении карты облегчает понимание и запоминание материала.
Ментальные карты могут включать в себя речевые характеристики героев, «крылатые» выражения из текстов произведений, символы, образы, ассоциации, возникающие при чтении.
На стадии рефлексии защита (индивидуальная или групповая) является возможностью отработки навыков публичного выступления.
Немаловажное значение создания ментальных карт состоит в том, что этот процесс является возможностью развития творчества ученика, его эстетического вкуса. А главное – вынуждают ученика осмысленно отнестись к прочтению художественного произведения, повышают интерес к произведению.
Таким образом, составление ментальной карты выполняет не только обучающие задачи, повышает мотивацию к обучению, к осознанному восприятию мира и своего места в нем.
Составление карты является одним из способов активизации школьников, направленной на формирование нового, свободного человека, обладающего собственным мировоззрением и способным активно отстаивать свою точку зрения.
5.В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.
Основная педагогическая цель проектных задач — способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
Метод проектных задач актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе.
Под проектной задачей понимается задача, «в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей».
проектная задача — это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта»
термин «задача» имеет несколько значений, одно из этих значений трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
Анализ научно-педагогических исследований (А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, О.В. Раскина и др.) позволяет сделать вывод о том, что использование проектных задач в образовательном процессе способствовало появлению новой образовательной технологии — проектно-задачная технология обучения (ПЗТО). В этой технологии проектная задача выступает в качестве содержательного ядра (ведущего компонента) данной технологии. Реализация технологии проектнозадачного обучения должна вывести школьников на функциональный уровень сформированности УУД, повысить эффективность образовательного процесса при одновременном усилении учебной мотивации учащихся в обучении.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
В основе решения проектных задач учащимися классов лежат следующие принципы:
принцип учебно-поисковой деятельности;
принцип индивидуализации учебной деятельности.
Основные признаки, отличающие проектную задачу.
А. Отличия проектной задачи от учебных и конкретно-практических задач:
– наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия;
– неопределенность относительно способа решения и конечного результата (отсутствия явной ориентации на определенную тему, область знания; результат, как правило, невыразимый конкретным числом, определенным, однозначным ответом и т.п.);
– значительный объем материала, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как виде единого текста, так и отдельных отрывков зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации, отсутствие в описательной части всего объема необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам, либо содержится в сопровождающей справочной информации;
– отсутствие жестко определенного «ответа» вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причем важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящее для описания результатов работы.
Б. Отличия проектной задачи от проекта:
– цель, замысел задаются извне (учителем);
– способ проектирования задается через последовательность отдельных заданий;
– продукт решения проектной задачи носит учебный характер.
Особенности проектной задачи.
Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
Виды проектных задач.
Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными, стартовые и итоговые, тематические, межвозрастные. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.
Возможности проектных задач.
Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.
Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.
Требования к «проектной» задаче:
имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;
заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).
Структура проектной задачи состоит из следующих этапов:
1. Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации.
Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации).
2. Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче — это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить).
3. Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.
Основные этапы решения проектной задачи:
1. Анализ ситуации (надо ли её решать?), переформулирование её в проблему (в чём проблема?)
2. Выявление дефицитов их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?).
3. Оценка необходимости восполнения дефицитов. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)
4. Постановка и принятие цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели. (Куда придём в итоге?)
5. Поиск средств возможных путей решения, перевод проблемы в задачу.
6. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) Что будем делать и каков будет результат?
7. Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из ситуации).
8. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой решили ли мы проблему?
9. Представление окружающим полученного результата (продукта)
Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт.
Алгоритм составления проектной задачи.
Определить место проектной задачи в тематическом планировании.
Монопредметная или тематическая задача – рассмотреть тематическое планирование по какому – либо предмету.
Межпредметная задача, тематическая, стартовая, итоговая, межвозрастная – найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах.
Сформулировать цель проектной задачи.
Сформулировать проблему (условие задачи).
Наличие квазижизненной ситуации.
Наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).
Наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).
Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).
Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).
Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).
Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).
Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).
Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).
Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).
Проектная задача должна начинаться с ее описания. В этой части проектной задачи необходимо обозначить проблему и продукт. Проблема – это противоречие между реальной и идеальной ситуацией, т.е описывая проблему учитель должен просто выделить признак и реальной и желаемой ситуацией, но не формулировать саму проблему .
Алгоритм решения проектной задачи.
Определить роль каждого участника групповой работы.
Ознакомиться с условием задачи.
Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.
Ознакомиться с инструкцией .
Выполнить задания, сформулированные в инструкции.
Подготовиться к презентации решения проектной задачи.
Предъявление готового продукта.
Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).
Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).
Источник