Консультация для педагогов «Метод проектов — как средство познания окружающего мира»
Антонина Говорова
Консультация для педагогов «Метод проектов — как средство познания окружающего мира»
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является — метод проектной деятельности. По определению профессора У. Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов»: «Проект — есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».
Основной целью проектного методав детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Основными задачами проектного метода являются:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей детей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально – значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Посредством объединения различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности. Развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество. Умение планировать, работать в коллективе.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить перед ними отдалённые задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Спецификой проекта является его комплексный, интегрированный характер. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в практические дела, в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.
Проектможет быть реализован в любом объединении дошкольников: в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, может быть разделён на несколько возрастных уровней.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать предметную среду.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода,проходит несколько этапов:
1) Постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности ;
7) работа над частями проекта, коррекция ;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Основные требования к использованию метода проектов:
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
Проект – это «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;
Обязательные составляющие проекта – детская самодеятельность (при поддержке воспитателя, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;
Применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна, эффективна и имеет огромный развивающий потенциал. Она даёт возможность ребёнку экспериментировать, анализировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Особая педагогическая значимость проектазаключается в следующем:
он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка;
это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавать положительный эмоциональный настрой, формировать познавательные интересы.
Дыбина О. В. «Неизвестное рядом»,
Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения», 2004г.
Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», 2008г.
Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст», 2003г.
География в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста — путь познания окружающего мира Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 муниципального образования – Милославский муниципальный район Рязанской.
Консультация для педагогов «Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС» Консультация для педагогов «Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» И. И. Литвинова старший воспитатель МКДОУ Быковский детский сад.
Консультация для воспитателей «Дидактические игры как средство познания окружающего мира» Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, материалу, игровым действиям, познавательной деятельностью. Дидактические игры экологического.
Метод проектов как средство нравственного воспитания, приобщения к культуре родного города, семьи, государства МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО ГОРОДА, УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ СЕМЬИ,.
Отчет о проделанной работе по игровому проекту «Игра как средство познания категориального видения мира» Игра, будучи ведущим видом деятельности дошкольников, помогает их заинтересовать, а именно дидактическая её основа позволяет педагогу включать.
Презентация «Методы познания окружающего мира» Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется.
Отчет по самообразованию «Проектная деятельность как одно из средств познания дошкольником окружающего мира» Презентация самообразования «Проектная деятельность, как одно из средств познания дошкольником окружающего мира» 2017 г. Актуальность.
Программа проектной деятельности «Тактильная книга как средство познания окружающего мира» 1. Нормативно-правовая и документальная основа: -Закон Российской Федерации «Об образовании». — Федеральный государственный образовательный.
Родительское собрание в подготовительной группе «Экспериментирование — эффективный метод познания окружающего мира» Родительское собрание в подготовительной группе «Экспериментирование — эффективный метод познания окружающего мира» Родительское собрание.
Сенсорное развитие ребенка-способ познания окружающего мира Практикум для родителей «Сенсорное развитие ребенка-способ познания окружающего мира».Цель: обогащение родительских представлений об умственном.
Источник
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ
методическая разработка (старшая группа)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_kak_effektivnyy_metod_poznaniya_okruzhayushchego_mira.pptx | 741.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что — то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» (В. А. Сухомлинский)
Консультация для воспитателей «Проектирование как эффективный метод познания окружающего мира». Подготовили воспитатели: Гурбан О.И.
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕК Т ? Проект – что это? Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования. Проект – специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Существуют различные классификации проекта: По предметно-содержательной области: — монопроект в пределах одной области знаний; — межпредметный проект на стыке различных областей. По характеру контактов: — внутри одной группы детей, — среди воспитанников детского сада, — среди детей нескольких учреждений. По количеству участников: — индивидуальный, — парный, — групповой, — коллективный, — массовый.
По продолжительности: — краткосрочный, — средний, — долгосрочный. По характеру доминирующей деятельности: — поисковый, — игровой, — практико-ориентированный, — исследовательский, — творческий.
Что же такое метод проектов Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Основной тезис современного понимания метода проектов: «Все, что я познаю — я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» • Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. • Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
«Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, настроены на познание явлений действительности, предметов, их свойств. Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых лет жизни малыша.
Проектирование-метод познания окружающего мира. Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя. Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности.
Зачем нужны проекты? Проектная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Дети вовлекаются в активный познавательный и творческий процесс, учатся применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации. Проектная деятельность развивает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
ЗАДАЧИ : Задачи проектной деятельности в процессе обучения детей заключаются в том, чтобы развивать у учащихся умение: размышлять, анализировать, сравнивать, расширять их представление об окружающем мире через собственную исследовательскую деятельность, развивать понимание окружающего мира и своей роли в нем.
Цели проектной деятельности: Осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее — Способствуют развитию творческих способностей детей — Способствуют умению наблюдать — Способствуют умению слушать — Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать — Способствуют развитию мышления — Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно — Развивают воображение — Развивают внимание, речь, память.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Младший дошкольный возраст Задачи обучения: — пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты; побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию. — Совершенствование психических процессов: формирование эмоциональной заинтересованности; знакомство с предметами и действиями с ними; развитие мышления и воображения; речевое развитие. — Формирование проектно-исследовательских умений и навыков: осознание поставленной цели; овладение различными способами решения поставленных задач; способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте; поиск различных средств достижения цели. — Линии развития личности. — познавательное развитие: обогащение и расширение представлений об окружающем мире; расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
Старший дошкольный возраст. Задачи обучения: — развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование; формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; развивать способность к прогнозированию будущих изменений. — Формирование предпосылок учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности; потребности в создании собственной картины мира; навыков коммуникативного общения. — Формирование проектно-исследовательских умений и навыков: выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
ВЫВОД: Таким образом, применяя метод проектирование в процессе ознакомления с окружающим миром с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». /В. А. Сухомлинский/
Источник