Проектирование как способ организации образовательного процесса

Проектирование и организация образовательного процесса
методическая разработка

Скачать:

Вложение Размер
prektirovanie_i_organizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa_v_doo.docx 23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование и организация образовательного процесса

При разработке методических рекомендаций мы опирались на рекомендации Н.А Коротковой и Н.Я. Михайленко, в которых структура педагогического процесса определяется типом взаимодействия взрослого с детьми, т.е. в зависимости от занимаемой позиции по отношению к детям: эта позиция равного партнёра, создателя окружающей развивающей среды и предметного мира ребёнка-дошкольника.

Основной движущей силой образовательного процесса в дошкольном возрасте является сам ребёнок, его самостоятельная пробно-продуктивная активность. Если эта сила не пущена в ход явным образом — образовательный процесс исчезает из поля видимости и по сути не направляется взрослыми. Таким образом, организация образовательного процесса включает две основные задачи:

  1. Создание и поддержку психологического фона, благоприятствующего актуализации самостоятельной активности ребёнка;
  2. Поддержку и направление этой активности сообразно целям развития.

Решение этих двух задач и составляет основное содержание педагогического действия в рамках образовательной программы.

Первая из этих задач предполагает:

  1. Создание соответствующей социально-предметной среды, приглашающей ребёнка к действию;
  2. Выявление и устранение факторов, блокирующих или тормозящих детскую активность.

Вторая задача предполагает обеспечение ребёнка средствами и содержательными творческими ситуациями, обеспечивающими полноценную культурную дифференциацию общего способа действия на грани возможностей каждого ребёнка.

Названные задачи определяют содержание и регулярность педагогической обратной связи, которая придаёт педагогическому действию дискретный, пошаговый характер. Придумывание и реализация таких «рефлексивных педагогических шагов» и есть «проектирование образовательного процесса».

Общая схема проектирования может быть представлена в виде следующего рефлексивного цикла:

  • Диагностика индивидуального развития детей – постановка задач развития группы с учётом каждого ребёнка;
  • Подбор и согласование средств и условий развития;
  • Организация системы развивающих ситуаций – оценка результатов.

Поскольку развитие – процесс сравнительно медленный, проектный цикл может быть рассчитан на 3-4 месяца. В рамках такого цикла можно заранее составить расписание деятельности непосредственно организованной образовательной деятельности. Что касается комплексно-тематического и предметно-средового блоков, то их наполнение изначально носит ориентировочный характер. Конкретное планирование ситуаций деятельности детей ведётся помесячно и носит также предположительный, хотя и более детализованный характер. Окончательный план «работы» детской группы уточняется еженедельно и ежедневно по ходу развёртывания программы, то есть предполагает готовность педагога к немедленному принятию тактических решений.

Таким образом, педагогическое действие в рамках рассматриваемого подхода имеет не только стратегическую, но и ярко выраженную оперативную компоненту, что предъявляет особые требования к рациональной организации его ориентировки. Это значит, что вся информация, необходимая педагогу для принятия тактических решений, должна быть представлена в компактной и образной форме. К такой информации относятся:

  1. Данные обратной педагогической связи – психологический фон жизнедеятельности каждого ребёнка; место каждого ребёнка на нормативной интегральной шкале возрастного развития; достижение каждого ребёнка в сфере освоения ключевых предметных содержаний.
  2. Проект педагогического действия на ближайший цикл (задача и способ решения) и план действий на ближайший месяц.
  3. Банк дидактических средств; набор программ; подборка литературных произведений для чтения и драматизации; подборка автодидактических средств (обучающих и развивающих игр и других целостных ситуаций деятельности, рассчитанных на совместную со взрослыми или самостоятельную активность детей по выбору); подборка опорных смысловых интеграторов культурных содержаний (комплексных тем, коллективных проектов, общих праздников и пр.).

На данный момент задача компактного представления информации в значительной мере решена для первых двух пунктов. Так, разработаны инструменты обратной связи и формы для проектирования и планирования образовательного процесса. Что касается подбора и рациональной организации банка культурных содержаний, то эта задача находиться в процессе решения. Так, разработана систематическая подборка литературных произведений (Н.М. Короткова, 2001). Предложен вариант схемы-конфигуратора, компактно и обозримо представляющей содержание познавательно-исследовательской деятельности ребёнка (П.Г. Нежнов). Причём опыт работы говорит о том, что эта схема может играть роль опорной (отправной) при проектировании образовательного процесса в целом.

Содержание образовательного процесса может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей и оптимальной организации самостоятельной деятельности детей.

Опираясь на рекомендации Н. Михайленко и Н. Коротковой, можно выделить в планировании следующие структурные блоки:

  1. ОЗ – специально организованное обучение в форме занятий.

Данный блок следует планировать календарно, то есть на каждый день, исходя из сетки занятий. Сетка занятия составляется совместно с методистом/старшим воспитателем на основании образовательной программы, базовой для учреждения. Педагог здесь занимает позицию «учителя», который ставит определённые задачи, предлагает способы или средства их решения, оценивает правильность действий, ведёт индивидуальную работу.

  1. СДВД – совместная деятельность взрослого с детьми, которая планируется перспективно – на квартал. Однако и в перспективе должны присутствовать целевой, технологический, содержательный компоненты.

В целевом компоненте оптимальным вариантом является расположение развивающих задач по видам детской деятельности, воспитанию определённых навыков и т.д. Необходимо также ставить задачи по индивидуальному развитию.

Технологический и содержательный компоненты обозначаются в методах и приёмах, которые определяют позицию педагога в данном блоке как равного партнёра, принимающего замыслы детей и вводящего свои предложения. Он демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие проблемы «вместе» с детьми без жёстких оценок. Конкретная технология и содержание определяются базовыми программами. Имеется большой простор для творчества педагогов при «адаптации» программы к конкретным условиям своего учреждения, группы.

  1. ССД – свободная самостоятельная деятельность также планируется с перспективой на 3 месяца. В свободной деятельности педагог является «создателем» окружающей развивающей среды, которая обеспечивает возможность реализовать интересы и склонности ребёнка, создаёт условия для оптимизации процесса саморазвития дошкольника. Однако, размещение материала связано с трудностями пространственного характера, ограниченностью помещения ДОУ. Удачным является решение размещать познавательный материал в разных функциональных пространствах. Следовательно, планировать изменения в предметной среде оптимальнее всего по функциональным уголкам (центрам).

Изменения в содержании предметной развивающей среды

Источник

Статья «Проектирование в современном образовании»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Проектная деятельность не является принципиально новым методом в обучении, но большую популярность этот метод получил сейчас, т. к. современное образование ориентировано на личностно-ориентированный подход, на развитие компетентностей. Таким образом, необходимо рассматривать проектную деятельность учащихся как образовательную траекторию, направленную на вовлечение учащихся в активные формы получения знаний.

Проектная деятельность является одной из продуктивных и оптимальных технологий для создания креативной образовательной среды начальной школы. В настоящее время метод проектирования успешно реализуется при изучении различных дисциплин во внеклассной и кружковой работе. Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:

предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получения продукта совместной деятельности;

обеспечивает единство и пеемственность различных сторон образовательног процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;

предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

служит средством развития творческой активности, мышления, способностик анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;

включает формирование у детей навыков по организации и использовании рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, ососнавать свои интересы и делать осознанный выбор;

ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

ПРОЕКТ – слово иноязычное, происходит от латинского proiectus . Уже его прямой перевод объясняет многое – «брошенный вперёд». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так, называют, во-первых, совокупность документов (расчётов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой- либо замысел, план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощённом виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о её конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Этапы творческого процесса, выделенные П.Н.Андрияновым, имеют отчётливо выраженные промежуточные результаты:

обоснование, осознание и принятие идеи(результат: принятая идея – задача), технологическая обработка идеи ( результат: её доведение до возможности практической реализации);

практическая работа над идеей (результат: практическая реализация);

апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи (результат: анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества).

Как креативная педагогическая технология метод проектов сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий:

Интегративная, подразумевающая совместную деятельность учащихся, учителей, родителей, которая может включать различные направления: учебно-познавательное, игровое, трудовое, творческое, природоохранное, валеологическое, прикладное, пр.

Программно-целевая, суть которой состоит в том, что реализация проекта обусловлена общественно и личностно значимой целью и предусматривает поэтапную программу действий по её достижению, т.е. структурирование содержательной части проекта с распределением обязанностей среди детей;

Деятельностная: организация проектной деятельности укладывается в структуру «мотив-проблема — цель – задачи – методы и способы –план – действия – результат – рефлексия» и ориентирована на актуализацию субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе;

Интеллектуальная; при реализации проекта происходит формирование и развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы учащихся;

Креативная: главная идея проектной деятельности – развитие свободной творческой личности школьника, его самореализации через проживание «ситуации успеха»;

Стимулирующая: способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, давая ему возможность почувствовать себя значим, нужным, успешным, способным преодолевать проблемные ситуации;

Коммуникативная: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ребёнка, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье, происходит осознание значимости коллективной работы, роли сотрудничества и сотворчества в позитивном созидании себя и окружающей среды;

Ценностно-ориентированнная: через самореализацию и самоактуализацию ученик продвигается от «Я- концепции» к «Мы – концепции», осознает ценность взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми и возможность их сохранения и приумножения путём самосовершенствования; через сознательное усвоение социальных норм у школьника вырабатываются собственные ценностные ориентации, свой стиль жизни, в том числе основанный на здоровом образе жизни.

К ведущим принципам организации проектной деятельночти учащихся можно отнести следующее:

Последовательность в планировании и осуществлении проекта;

— регулярность (проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился опыт, что влияет на положительную мотивацию в учении);

Динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки);

учёт возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;

гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы; равенство всех членов команды, каждый из которых имеет право на ошибку, своё мнение и т. д.

инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несёт мощный положительный заряд, создаёт благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу;

творческое партнёрство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;

самодеятельность (самодеятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически-значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно выполняют её, ответственность за конечный результат несут все члены группы;

развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определённой «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и пр.;

результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально значимой задачи;

-завершённость и презентативность: проект должен быть доведён до логического завершения и представлен (защищён), с тем, чтобы у каждого ребёнка осталось чувство гордости за полученный результат.

Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самостоятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле, Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, её созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», своего позитивного отношения к жизни.

Источник

Читайте также:  Тоталитарный режим способ формирования власти
Оцените статью
Разные способы