Проектирование и организация образовательного процесса
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prektirovanie_i_organizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa_v_doo.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование и организация образовательного процесса
При разработке методических рекомендаций мы опирались на рекомендации Н.А Коротковой и Н.Я. Михайленко, в которых структура педагогического процесса определяется типом взаимодействия взрослого с детьми, т.е. в зависимости от занимаемой позиции по отношению к детям: эта позиция равного партнёра, создателя окружающей развивающей среды и предметного мира ребёнка-дошкольника.
Основной движущей силой образовательного процесса в дошкольном возрасте является сам ребёнок, его самостоятельная пробно-продуктивная активность. Если эта сила не пущена в ход явным образом — образовательный процесс исчезает из поля видимости и по сути не направляется взрослыми. Таким образом, организация образовательного процесса включает две основные задачи:
- Создание и поддержку психологического фона, благоприятствующего актуализации самостоятельной активности ребёнка;
- Поддержку и направление этой активности сообразно целям развития.
Решение этих двух задач и составляет основное содержание педагогического действия в рамках образовательной программы.
Первая из этих задач предполагает:
- Создание соответствующей социально-предметной среды, приглашающей ребёнка к действию;
- Выявление и устранение факторов, блокирующих или тормозящих детскую активность.
Вторая задача предполагает обеспечение ребёнка средствами и содержательными творческими ситуациями, обеспечивающими полноценную культурную дифференциацию общего способа действия на грани возможностей каждого ребёнка.
Названные задачи определяют содержание и регулярность педагогической обратной связи, которая придаёт педагогическому действию дискретный, пошаговый характер. Придумывание и реализация таких «рефлексивных педагогических шагов» и есть «проектирование образовательного процесса».
Общая схема проектирования может быть представлена в виде следующего рефлексивного цикла:
- Диагностика индивидуального развития детей – постановка задач развития группы с учётом каждого ребёнка;
- Подбор и согласование средств и условий развития;
- Организация системы развивающих ситуаций – оценка результатов.
Поскольку развитие – процесс сравнительно медленный, проектный цикл может быть рассчитан на 3-4 месяца. В рамках такого цикла можно заранее составить расписание деятельности непосредственно организованной образовательной деятельности. Что касается комплексно-тематического и предметно-средового блоков, то их наполнение изначально носит ориентировочный характер. Конкретное планирование ситуаций деятельности детей ведётся помесячно и носит также предположительный, хотя и более детализованный характер. Окончательный план «работы» детской группы уточняется еженедельно и ежедневно по ходу развёртывания программы, то есть предполагает готовность педагога к немедленному принятию тактических решений.
Таким образом, педагогическое действие в рамках рассматриваемого подхода имеет не только стратегическую, но и ярко выраженную оперативную компоненту, что предъявляет особые требования к рациональной организации его ориентировки. Это значит, что вся информация, необходимая педагогу для принятия тактических решений, должна быть представлена в компактной и образной форме. К такой информации относятся:
- Данные обратной педагогической связи – психологический фон жизнедеятельности каждого ребёнка; место каждого ребёнка на нормативной интегральной шкале возрастного развития; достижение каждого ребёнка в сфере освоения ключевых предметных содержаний.
- Проект педагогического действия на ближайший цикл (задача и способ решения) и план действий на ближайший месяц.
- Банк дидактических средств; набор программ; подборка литературных произведений для чтения и драматизации; подборка автодидактических средств (обучающих и развивающих игр и других целостных ситуаций деятельности, рассчитанных на совместную со взрослыми или самостоятельную активность детей по выбору); подборка опорных смысловых интеграторов культурных содержаний (комплексных тем, коллективных проектов, общих праздников и пр.).
На данный момент задача компактного представления информации в значительной мере решена для первых двух пунктов. Так, разработаны инструменты обратной связи и формы для проектирования и планирования образовательного процесса. Что касается подбора и рациональной организации банка культурных содержаний, то эта задача находиться в процессе решения. Так, разработана систематическая подборка литературных произведений (Н.М. Короткова, 2001). Предложен вариант схемы-конфигуратора, компактно и обозримо представляющей содержание познавательно-исследовательской деятельности ребёнка (П.Г. Нежнов). Причём опыт работы говорит о том, что эта схема может играть роль опорной (отправной) при проектировании образовательного процесса в целом.
Содержание образовательного процесса может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей и оптимальной организации самостоятельной деятельности детей.
Опираясь на рекомендации Н. Михайленко и Н. Коротковой, можно выделить в планировании следующие структурные блоки:
- ОЗ – специально организованное обучение в форме занятий.
Данный блок следует планировать календарно, то есть на каждый день, исходя из сетки занятий. Сетка занятия составляется совместно с методистом/старшим воспитателем на основании образовательной программы, базовой для учреждения. Педагог здесь занимает позицию «учителя», который ставит определённые задачи, предлагает способы или средства их решения, оценивает правильность действий, ведёт индивидуальную работу.
- СДВД – совместная деятельность взрослого с детьми, которая планируется перспективно – на квартал. Однако и в перспективе должны присутствовать целевой, технологический, содержательный компоненты.
В целевом компоненте оптимальным вариантом является расположение развивающих задач по видам детской деятельности, воспитанию определённых навыков и т.д. Необходимо также ставить задачи по индивидуальному развитию.
Технологический и содержательный компоненты обозначаются в методах и приёмах, которые определяют позицию педагога в данном блоке как равного партнёра, принимающего замыслы детей и вводящего свои предложения. Он демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие проблемы «вместе» с детьми без жёстких оценок. Конкретная технология и содержание определяются базовыми программами. Имеется большой простор для творчества педагогов при «адаптации» программы к конкретным условиям своего учреждения, группы.
- ССД – свободная самостоятельная деятельность также планируется с перспективой на 3 месяца. В свободной деятельности педагог является «создателем» окружающей развивающей среды, которая обеспечивает возможность реализовать интересы и склонности ребёнка, создаёт условия для оптимизации процесса саморазвития дошкольника. Однако, размещение материала связано с трудностями пространственного характера, ограниченностью помещения ДОУ. Удачным является решение размещать познавательный материал в разных функциональных пространствах. Следовательно, планировать изменения в предметной среде оптимальнее всего по функциональным уголкам (центрам).
Изменения в содержании предметной развивающей среды
Источник
Статья «Проектирование в современном образовании»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Проектная деятельность не является принципиально новым методом в обучении, но большую популярность этот метод получил сейчас, т. к. современное образование ориентировано на личностно-ориентированный подход, на развитие компетентностей. Таким образом, необходимо рассматривать проектную деятельность учащихся как образовательную траекторию, направленную на вовлечение учащихся в активные формы получения знаний.
Проектная деятельность является одной из продуктивных и оптимальных технологий для создания креативной образовательной среды начальной школы. В настоящее время метод проектирования успешно реализуется при изучении различных дисциплин во внеклассной и кружковой работе. Метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий рядом отличительных особенностей:
— предполагает взаимодействие педагога, воспитанников и родителей между собой и окружающей средой в процессе планирования и поэтапного выполнения постепенно усложняющихся практических заданий по достижению поставленной цели и получения продукта совместной деятельности;
— обеспечивает единство и пеемственность различных сторон образовательног процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;
— предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
— служит средством развития творческой активности, мышления, способностик анализу ситуаций, постановке задач и умений нестандартно решать проблему, воспитания таких качеств личности, как целенаправленность, изобретательность, настойчивость;
— включает формирование у детей навыков по организации и использовании рабочего пространства и времени, умений оценивать свои возможности, ососнавать свои интересы и делать осознанный выбор;
— ориентирован на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
ПРОЕКТ – слово иноязычное, происходит от латинского proiectus . Уже его прямой перевод объясняет многое – «брошенный вперёд». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так, называют, во-первых, совокупность документов (расчётов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой- либо замысел, план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощённом виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие выработанных представлений о её конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Этапы творческого процесса, выделенные П.Н.Андрияновым, имеют отчётливо выраженные промежуточные результаты:
— обоснование, осознание и принятие идеи(результат: принятая идея – задача), технологическая обработка идеи ( результат: её доведение до возможности практической реализации);
—практическая работа над идеей (результат: практическая реализация);
—апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи (результат: анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества).
Как креативная педагогическая технология метод проектов сочетает ряд взаимосвязанных функциональных категорий:
Интегративная, подразумевающая совместную деятельность учащихся, учителей, родителей, которая может включать различные направления: учебно-познавательное, игровое, трудовое, творческое, природоохранное, валеологическое, прикладное, пр.
Программно-целевая, суть которой состоит в том, что реализация проекта обусловлена общественно и личностно значимой целью и предусматривает поэтапную программу действий по её достижению, т.е. структурирование содержательной части проекта с распределением обязанностей среди детей;
Деятельностная: организация проектной деятельности укладывается в структуру «мотив-проблема — цель – задачи – методы и способы –план – действия – результат – рефлексия» и ориентирована на актуализацию субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе;
Интеллектуальная; при реализации проекта происходит формирование и развитие поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы учащихся;
Креативная: главная идея проектной деятельности – развитие свободной творческой личности школьника, его самореализации через проживание «ситуации успеха»;
Стимулирующая: способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, давая ему возможность почувствовать себя значим, нужным, успешным, способным преодолевать проблемные ситуации;
Коммуникативная: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, обогащает коммуникативную сферу личности ребёнка, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье, происходит осознание значимости коллективной работы, роли сотрудничества и сотворчества в позитивном созидании себя и окружающей среды;
Ценностно-ориентированнная: через самореализацию и самоактуализацию ученик продвигается от «Я- концепции» к «Мы – концепции», осознает ценность взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми и возможность их сохранения и приумножения путём самосовершенствования; через сознательное усвоение социальных норм у школьника вырабатываются собственные ценностные ориентации, свой стиль жизни, в том числе основанный на здоровом образе жизни.
К ведущим принципам организации проектной деятельночти учащихся можно отнести следующее:
—Последовательность в планировании и осуществлении проекта;
— регулярность (проект носит кольцевой характер: при подведении итогов работы учащиеся возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился опыт, что влияет на положительную мотивацию в учении);
— Динамичность (проект должен иметь разумные временные рамки);
— учёт возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, возможностей и способностей учащихся;
—гуманность: добровольность участия, тактичное рассмотрение всех предложенных детьми вариантов решения проблемы; равенство всех членов команды, каждый из которых имеет право на ошибку, своё мнение и т. д.
— инициативность: значимость для детей предполагаемых результатов проекта, поддержка инициативы, ориентация на творческую деятельность несёт мощный положительный заряд, создаёт благоприятный микроклимат, атмосферу заинтересованности и неравнодушия к общему делу;
—творческое партнёрство: создание атмосферы сотрудничества, вовлечение родителей и других взрослых в проектную работу;
—самодеятельность (самодеятельность и индивидуальность): реализация проекта осуществляется посредством включения детей в различные виды творческой и практически-значимой деятельности, в тесном контакте с объектами социальной среды; учащиеся сами намечают программу действий и активно выполняют её, ответственность за конечный результат несут все члены группы;
— развитие: повышение готовности учащихся к проектной деятельности, достижение определённой «зрелости», развитие творческих навыков, самооценки и пр.;
—результативность: деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально значимой задачи;
-завершённость и презентативность: проект должен быть доведён до логического завершения и представлен (защищён), с тем, чтобы у каждого ребёнка осталось чувство гордости за полученный результат.
Таким образом, в педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самостоятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле, Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, её созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», своего позитивного отношения к жизни.
Источник