Проектирование как способ инновационной

Педагогическое проектирование как способ мотивации инновационной деятельности педагогов
статья на тему

Тема педагогического проектирования как способа мотивации инновационной деятельности педагогов очень актуальна, особенно в свете новых ФГОС, поскольку, участие педагога в проектной деятельности мотивирует его на работу в инновационном режиме, инициирует нестандартные решения и практикоориентирована, что способствует повышению профессиональной компетенции, саморазвитию и повышению квалификации педагога.

Скачать:

Вложение Размер
pedagog_proektirovanie.docx 31.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

(МБОУ НШ «ПРОГИМНАЗИЯ»)

г. Сургут ХМАО — Югра

Педагогическое проектирование как способ мотивации инновационной деятельности педагогов

Педагогическое проектирование как способ мотивации инновационной деятельности педагогов

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012 №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом. Законом определяются уровни общего образования, в частности дошкольного и начального общего образования.

Особое внимание уделено инновационной деятельности в сфере образования, разработаны стандарты для педагогов, где важное место занимает педагогическое проектирование. В новых федеральных государственных стандартах для дошкольников проектная деятельность выделена как отдельная образовательная область.

Тема педагогического проектирования как способа мотивации инновационной деятельности педагогов очень актуальна, поскольку, участие педагога в проектной деятельности мотивирует его на работу в инновационном режиме, инициирует нестандартные решения и практикоориентирована, что способствует повышению профессиональной компетенции, саморазвитию и повышению квалификации педагога.

Педагогическое проектирование можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности, направленной на разрешение различных проблем в педагогическом процессе. Объектом педагогического проектирования являются образовательные системы различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во
взаимосвязи с системой в целом. Педагогическое проектирование -продуктивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта.

Проектная деятельность — один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития ребенка и педагога. Ее можно использовать в педагогических целях при работе детьми любого возраста, в частности младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности). Для педагога проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности.

В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы работники сферы образования активно участвуют в проектах, т.к. сегодня именно проектная деятельность стала реальной формой получения финансовой поддержки в инновационных начинаниях. Овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства, становится способом активизации и реализацией возможностей в педагогической действительности, особой формой установления и развития творческих отношений с коллегами. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:

  • на продуктивности воображения;
  • силе и свободе творчества;
  • логичности, последовательности совместной с детьми креативной деятельности;
  • стимулу к развитию социальной активности;
  • эмоциональном окрашивании жизни и педагогического процесса, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;

Технология педагогического проектирования — это стимулирование педагогов увидеть проблему и найти свой путь ее решения. Имея высокую культуру педагогического проектирования, педагог ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.

Элементы проектной деятельности:

· Мыследеятельностные : выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия

· Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

· Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

· Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

· Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

· Проведение инструментального эксперимента : организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов

Цель проектной деятельности — понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей и мотивацией инновационной деятельности педагогов.

Задачи проектной деятельности :

— Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

— Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (ребенок должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

— Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

— Формировать позитивное отношение к работе (ребенок должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

План работы воспитателя по подготовке проекта

Проектная деятельность содержит:

— выбор средств ее достижения. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями);

— поиск и обработка информации, материала;

— включение в проект игр и других видов детской деятельности;

— домашние задания для самостоятельного выполнения;

— презентация проекта, открытое занятие;

— оценка полученных результатов и выводов.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Мама, папа, я – здоровая семья», «Изучение русской культуры через праздники», «Мы – будущие олимпийцы!» и др.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» — на учебный год).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку и педагогу возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, что способствует развитию инновационной деятельности педагога, который решает типовые, стандартные и творческие задачи, совершенствуя и повышая свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности, с учетом современных требований и нововведений — это тоже инновация. Педагог должен осваивать новые для него технологии: работа с компьютером, мультимедийными средствами, интерактивными досками, подбор материала, практическое освоение – все это способствует повышению уровня развития педагога, мотивирует его к дальнейшему профессиональному росту, инновационной деятельности. Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности педагога предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством педагога-новатора.
Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. Это могут быть: 1)внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости и др.); 2)мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др.; 3)профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся и др.); 4)мотивы личностной самореализации. Степень сформированности инновационной деятельности у педагога — педагог осознает необходимость самосовершенствования, целеустремленность, осознание путей и способов внедрения новшеств, педагог открыт новому, ищет и внедряет инновационные способы педагогических решений (примером которым и является педагогическое проектирование), креативный уровень педагога отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам современной педагогики, творческой активностью. Педагог целенаправленно ищет новую информацию, осваивает компьютерное сопровождение мероприятий, презентации, информатизационные технологии, охотно делится педагогическим опытом, участвует в создании и реализации творческих проектов и п едагогическом проектировании, все это мотивирует его инновационную деятельность.

Источник

Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности
материал по теме

Существовавшая веками система образования была ориен­тирована на носителя готового знания — на учителя, преподавате­ля, ученого, оделяющего своими знаниями учеников и слушате­лей, знающего «рецепт» решения их проблемы, но сегодня носи­телем и источником информации может стать каждый независимо от уровня полученного образования. Учащиеся всех ступеней обра­зования оказываются в ситуации самостоятельного определения (проектирования) траектории движения в информационном поле (образовательный маршрут), самостоятельного создания (проек­тирования) содержания образования, самостоятельного проекти­рования учебных материалов, которые могут быть востребованы другими, проектирования образовательной среды.

Скачать:

Вложение Размер
statya_po_pedagogike.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности

Уходит в прошлое основная задача школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира. На смену приходит новая функция образования – быть субъектом преобразования социума и порождения новых форм общественной жизни, способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности, воспитанию творческой индивидуальности. Из носителей готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности учеников. Он перестал быть пассивным исполнителем, новые нормативы в образовании позволили ему выстраивать собственный проект по реализации содержания образования.

Как утверждают И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская, характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Оно представляет собой особый тип научно-прогно стического видения действительности, который охватывает и из меняет ее согласно требованиям развития практики. Проектная де ятельность — это всегда стремление изменить несовершенную дей ствительность (настоящее) и тем самым приблизить более совер шенное.

Мы рассматриваем проектирование прежде всего как вид профессиональной педагогической деятельности, который представляет собой разработку проекта определенного отрезка процесса обучения. Проект, по мнению Л.А. Филимонюк, это дидактическое описание учебно-познавательной деятельности учащихся и средств, необходимых для ее реализации. При проектировании процесса обучения в центр ставится система действий учащихся, продуктом которых являются определенные изменения в самих учащихся.

Как было сказано выше, изменилась позиция учителя. Усилилась потребность в педагогах, способных к проектированию развивающей социально-культурной среды, к выявлению и созданию психолого-педагогических условий для нормального развития человека на основных этапах онтогенеза. Но готов ли учитель средней общеобразовательной школы к проектировочной деятельности и занимается ли он педагогическим проектированием? Выявить это было основной целью нашего анкетирования, проведенного нами среди учителей различных специальностей, которые в апреле 2008 года прошли курсы повышения квалификации в ИДПО на базе Елабужского государственного педагогического университета.

Анкетированием было охвачено всего 56 преподавателей различных городов и районов Республики Татарстан (г.Елабуга и Елабужский район, г. Менделеевск, г.Мамадыш, г.Бугульма, г.Нижнекамск, п.г.т.Джалиль, районный центр Сарманово). Из них 10 человек не заполнили анкеты.

Как показал анализ полученных результатов, наиболее важным (56%) учителя считают умение планировать содержание своей работы на уроке. Для 33% опрошенных главным является умение давать объективную оценку удачам и недостаткам своей работы. 8% учителей ведущим считают умение создавать уроки, непохожие один на другой, и около 3% респондентов в качестве основного выделяют умение осуществлять психолого-педагогический и методический анализ материала каждой темы. Таким образом, для большинства учителей на первом месте стоит планирование содержания своей работы на уроке. В связи с этим хотелось бы отметить, что в понимании Г.Е. Муравьевой сущность педагогического проектирования состоит не в составлении плана деятельности учителя на уроке, а в разработке структуры деятельности учащихся в процессе учения, что является основой для плана работы учителя.

59% опрошенных педагогов рассматривают своих учащихся в качестве объекта, имеющего кроме типологических особенностей еще и индивидуальное своеобразие, непохожесть на других. И 41% опрошенных принимают учеников как субъектов собственного развития, способных к самостоятельному и ответственному выбору, как того и требует занятие педагогическим проектированием.

Сегодня, существовавшая долгое время функция учителя, как носителя готовых знаний, потеряла свою актуальность. И 51% учителей отметили, что для них главным является научить учащихся добывать знания. Большую роль, по мнению учителей, участвовавших в проектировании, играет формирование творческой личности, развитие мышления и дарований. С этим утверждением согласился 31% учителей. Возможно, они пришли к такому мнению под влиянием курсов повышения квалификации по проблеме «Организация исследовательской деятельности школьников», которые они посещали.

На вопрос «Занимаетесь ли Вы педагогическим проектированием» положительный ответ дали 9 человек из 46.

Из 9 педагогов, занимающихся педагогическим проектированием, 8 решили заняться этой деятельностью, так как их побудил новый ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности. И один из респондентов отметил, что в XXI веке заниматься проектированием модно.

Подводя итоги, следует сказать, что еще в 1994 году В.П. Беспалько отметил, что термин «проектирование» к педагогическим феноменам практически не применяется. Вместо него педагоги предпочитали говорить о «создании», «разработке», «планировании» и т.д. Но сегодня необходимость подготовки учителя к проектной и инновационной деятельности возрастает, с одной стороны, в связи с появлением все большего количества педагогических инициатив со стороны учителя, осознающего современные проблемы образования и стремящегося к его развитию. С другой стороны, сегодня учителя побуждает к совместной проектной деятельности новый ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности и стремящийся к их удовлетворению.

  1. Беспалько, В.П. Проектирование учебного предмета/В.П. Беспалько// Школьные технологии. – 2006. — №6. – С.76-88.
  2. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская//– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288с.
  3. Муравьева, Г.Е. Дидактическое проектирование: Монография/ А.С. Макаренко// – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2000. – 84с.
  4. Филимонюк Л.А. Умения проектной деятельности учителя/ Л.А. Филимонюк// Наука и школа. – 2007. — №2. – С.51-55.

Источник

Читайте также:  Есть способ исправить это
Оцените статью
Разные способы