Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности презентация

Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности
материал по теме

Существовавшая веками система образования была ориен­тирована на носителя готового знания — на учителя, преподавате­ля, ученого, оделяющего своими знаниями учеников и слушате­лей, знающего «рецепт» решения их проблемы, но сегодня носи­телем и источником информации может стать каждый независимо от уровня полученного образования. Учащиеся всех ступеней обра­зования оказываются в ситуации самостоятельного определения (проектирования) траектории движения в информационном поле (образовательный маршрут), самостоятельного создания (проек­тирования) содержания образования, самостоятельного проекти­рования учебных материалов, которые могут быть востребованы другими, проектирования образовательной среды.

Скачать:

Вложение Размер
statya_po_pedagogike.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности

Уходит в прошлое основная задача школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира. На смену приходит новая функция образования – быть субъектом преобразования социума и порождения новых форм общественной жизни, способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности, воспитанию творческой индивидуальности. Из носителей готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности учеников. Он перестал быть пассивным исполнителем, новые нормативы в образовании позволили ему выстраивать собственный проект по реализации содержания образования.

Как утверждают И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская, характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Оно представляет собой особый тип научно-прогно стического видения действительности, который охватывает и из меняет ее согласно требованиям развития практики. Проектная де ятельность — это всегда стремление изменить несовершенную дей ствительность (настоящее) и тем самым приблизить более совер шенное.

Мы рассматриваем проектирование прежде всего как вид профессиональной педагогической деятельности, который представляет собой разработку проекта определенного отрезка процесса обучения. Проект, по мнению Л.А. Филимонюк, это дидактическое описание учебно-познавательной деятельности учащихся и средств, необходимых для ее реализации. При проектировании процесса обучения в центр ставится система действий учащихся, продуктом которых являются определенные изменения в самих учащихся.

Как было сказано выше, изменилась позиция учителя. Усилилась потребность в педагогах, способных к проектированию развивающей социально-культурной среды, к выявлению и созданию психолого-педагогических условий для нормального развития человека на основных этапах онтогенеза. Но готов ли учитель средней общеобразовательной школы к проектировочной деятельности и занимается ли он педагогическим проектированием? Выявить это было основной целью нашего анкетирования, проведенного нами среди учителей различных специальностей, которые в апреле 2008 года прошли курсы повышения квалификации в ИДПО на базе Елабужского государственного педагогического университета.

Анкетированием было охвачено всего 56 преподавателей различных городов и районов Республики Татарстан (г.Елабуга и Елабужский район, г. Менделеевск, г.Мамадыш, г.Бугульма, г.Нижнекамск, п.г.т.Джалиль, районный центр Сарманово). Из них 10 человек не заполнили анкеты.

Как показал анализ полученных результатов, наиболее важным (56%) учителя считают умение планировать содержание своей работы на уроке. Для 33% опрошенных главным является умение давать объективную оценку удачам и недостаткам своей работы. 8% учителей ведущим считают умение создавать уроки, непохожие один на другой, и около 3% респондентов в качестве основного выделяют умение осуществлять психолого-педагогический и методический анализ материала каждой темы. Таким образом, для большинства учителей на первом месте стоит планирование содержания своей работы на уроке. В связи с этим хотелось бы отметить, что в понимании Г.Е. Муравьевой сущность педагогического проектирования состоит не в составлении плана деятельности учителя на уроке, а в разработке структуры деятельности учащихся в процессе учения, что является основой для плана работы учителя.

59% опрошенных педагогов рассматривают своих учащихся в качестве объекта, имеющего кроме типологических особенностей еще и индивидуальное своеобразие, непохожесть на других. И 41% опрошенных принимают учеников как субъектов собственного развития, способных к самостоятельному и ответственному выбору, как того и требует занятие педагогическим проектированием.

Сегодня, существовавшая долгое время функция учителя, как носителя готовых знаний, потеряла свою актуальность. И 51% учителей отметили, что для них главным является научить учащихся добывать знания. Большую роль, по мнению учителей, участвовавших в проектировании, играет формирование творческой личности, развитие мышления и дарований. С этим утверждением согласился 31% учителей. Возможно, они пришли к такому мнению под влиянием курсов повышения квалификации по проблеме «Организация исследовательской деятельности школьников», которые они посещали.

На вопрос «Занимаетесь ли Вы педагогическим проектированием» положительный ответ дали 9 человек из 46.

Из 9 педагогов, занимающихся педагогическим проектированием, 8 решили заняться этой деятельностью, так как их побудил новый ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности. И один из респондентов отметил, что в XXI веке заниматься проектированием модно.

Подводя итоги, следует сказать, что еще в 1994 году В.П. Беспалько отметил, что термин «проектирование» к педагогическим феноменам практически не применяется. Вместо него педагоги предпочитали говорить о «создании», «разработке», «планировании» и т.д. Но сегодня необходимость подготовки учителя к проектной и инновационной деятельности возрастает, с одной стороны, в связи с появлением все большего количества педагогических инициатив со стороны учителя, осознающего современные проблемы образования и стремящегося к его развитию. С другой стороны, сегодня учителя побуждает к совместной проектной деятельности новый ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности и стремящийся к их удовлетворению.

  1. Беспалько, В.П. Проектирование учебного предмета/В.П. Беспалько// Школьные технологии. – 2006. — №6. – С.76-88.
  2. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская//– М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288с.
  3. Муравьева, Г.Е. Дидактическое проектирование: Монография/ А.С. Макаренко// – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2000. – 84с.
  4. Филимонюк Л.А. Умения проектной деятельности учителя/ Л.А. Филимонюк// Наука и школа. – 2007. — №2. – С.51-55.

Источник

Презентация » Метод проектов как инновационное педагогическое явление»

Презентуется презентация к соответствующему выступлению, которая поможет более доступно и наглядно изложить предложенный материал.

Просмотр содержимого документа
«Презентация » Метод проектов как инновационное педагогическое явление»»

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился УЧИТЬСЯ

Интеллект будущего – это наши дети. И мы в ответе за то, какими они станут

Что необходимо нашим

школьникам для успеха?

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать ипредставлять свои идеиУметь работать в команде и обладатьнавыками общенияОпределять приоритеты,планировать конкретные результатыи нести персональную ответственность за нихЭффективно использовать знания реальной жизниКомпьютерная грамотность
  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать ипредставлять свои идеи
  • Уметь работать в команде и обладатьнавыками общения
  • Определять приоритеты,планировать конкретные результатыи нести персональную ответственность за них
  • Эффективно использовать знания реальной жизни
  • Компьютерная грамотность

Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат , который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов.

Основные требования к проекту:

1 . Социально значимая задача (проблема)

2 . Проектирование проекта ( определения вида продукта и формы презентации)

5 . Демонстрация заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Проект – это «пять П »:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты .

Источник

Презентация на тему «Проектный метод как инновационная педагогическая технология»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проектный метод как инновационная педагогическая технология (с ФГОС ДО)

Основные принципы дошкольного образования: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьёй; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

способствует профессиональному развитию педагогических работников; создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности Создание образовательной среды, которая:

Проблема; Проектирование или планирование; Поиск информации; Продукт; Презентация. Метод проектов-это 5 «П»:

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков. Требования к использованию метода проектов:

— развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Цель проектного метода:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; Общие задачи развития для каждого возраста:

Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения , вышивать, рассказывать стихи и пр.) Просьбы о помощи (реальным людям или персонажам) Что-то внести (предмет, вещь..) Что-то убрать… Организовать ситуацию (сменить мыло на кирпичик, перекрыть воду в кране) Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя Кто-то пришел. Внести героя. Предпосылки к определению темы проекта:

Проект: «Поклонимся великим тем годам» Поклонимся великим тем годам… Тем славным командирам и бойцам… И маршалам страны, и рядовым… Поклонимся и мертвым, и живым. (Н. Добронравов)

Посещение ветеранов и тружеников тыла

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2834 человека из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 389 человек из 71 региона

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-090961

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Назовите спортивные способы плавания кроль брасс по собачьи
Оцените статью
Разные способы