Проектирование как способ достижения результаты

Презентация «Метод проектов как способ достижения современного образовательного результата»
презентация к уроку

Проектная деятельность сделает процесс обучения интересным и продуктивным.

Скачать:

Вложение Размер
metod_proektov_kak_sposob_dostizheniya_sovremennogo_obrazovatelnogo.pptx 368.71 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Проектная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Цели, методы и типы проектов» Руденко Ольга Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ Митрофановская СОШ Кантемировского муниципального района

«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму…» (Китайская пословица) Проблема Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?

Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении . Проект – это «шесть П»! Проблема — социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта. Проектирование –процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме. Поиск информации — сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации. Продукт проектной деятельности — конечный результат разрешения поставленной проблемы. Презентация – публичное предъявление результатов проекта. Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

Как выбрать тему исследования? Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта (по методике И.Савенкова ): Правило 1 .Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Правило 2 . Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Правило 3 . Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности. Правило 5 . Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Правило 7 . Сочетание желаний и возможностей . Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас.

Особенности учебных проектов младших школьников — Чем младше дети, тем более «облегчённый» вариант проектной деятельности им предлагается. -Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. -Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития . — Длительность выполнения проекта в режиме урочно -внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс). -От однопредметных к межпредметным , от личных проектов к групповым и общеклассным .

Виды проектов исследовательские творческие социально-значимые информационные игровые

Этапы работы над проектом I этап — мотивационный учитель : заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики : обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы;

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта: о пределяются тема и цели проекта; формулируются и уточняются задачи; уточняется информация (источники); вырабатывается план действий; определяются средства достижения цели; устанавливаются критерии оценки результата и процесса; согласовываются способы совместной деятельности.

III этап — информационно- операционный (выполнение проекта) Ученики: собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование; работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты. Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.

IV этап — рефлексивно-оценочный Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект; участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта; рефлексируют; Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности;

Формы защиты проектов мультимедийный продукт видеофильм открытки выставка газеты праздники

вывод Метод проектов предоставляет учителю широчайшие изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания.

Основная цель нашего мастер – класса – это возможность поделиться опытом, который мы приобрели за время работы по развитию метапредметных умений у наших учеников, посредством применения метода проекто.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Однокоренные слова» УМК Школа России.

Современные подходы к достижению планируемых образовательных результатов.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика начальных классов набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать .

В работе описывается практика достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе через создание педагогически комфортной образовательной.

В статье содержаться рекомендации, как организовать проектную деятельность в начальной школе.

Источник

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »
статья на тему

В статье автор акцентирует внимание на ФГОС второго поколения, в основу которых положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ, перечисляет условия организации проектной деятельности обучающихся и рассматривает проектную деятельность как способ формирования метапредметных УУД.

Скачать:

Вложение Размер
proektnaya_deyatelnost_kak_sposob_formirovaniya_metapredmetnyh_rezultatov_obucheniya_v_usloviyah_realizatsii_fgos_.docx 33.48 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Повадинская СОШ

Доклад на педагогическом совете

«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »

Дмитриева Алёна Владимировна,

учитель английского языка

МАОУ Повадинская СОШ

Городской округ Домодедово

  1. Требования к результатам освоения образовательных программ
  2. УУД как основа освоения образовательных программ
  3. Проектная технология
  1. Сущность проектной технологии
  2. Типология проектов
  3. Требования к организации проектной деятельности
  1. Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения

Федеральный государственный стандарт образования второго поколения определяет главной целью школьного образования воспитание, оказание социально-педагогической поддержки и развитие высоконравственного, социально-активного, творческого индивида, который способен и стремится непрерывно совершенствоваться, развиваться и обучаться. В основу ФГОС второго поколения положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.

Требования к результатам освоения образовательных программ

Определены следующие результаты освоения обучающимися образовательных программ: личностные, метапредметные и предметные .

Напомним, что личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций обучающихся, их самоопределение, смыслообразование и отношение к различным сторонам окружающего мира.

Требования к предметным результатам освоения образовательной программы заключаются в овладении обучающимися основы системы научных знаний по предмету, в умении осуществлять предметную деятельность по получению, преобразованию и применению нового знания; в умении совершать предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

В соответствии с ФГОС метапредметными результатами являются следующие умения:

  • ставить цель и задачи;
  • анализировать условия и выбирать оптимальные способы и средства для достижения цели и задач;
  • прогнозировать будущий результат своих действий в результате осознанной рефлексии на разных этапах, ведущих к достижению цели;
  • адекватно и самокритично оценивать свою деятельность, ведущую к реализации цели;
  • выбирать, использовать знаково-символические средства и модели, а также комбинировать, видоизменять и создавать их для решения конкретных задач;
  • выполнять различные логические операции, такие как: сравнение, анализ, установление аналогий, обобщение, классификация, подведение под понятие;
  • работать с информацией, а именно: выделять главное, структурировать, преобразовывать;
  • проявлять инициативность и самостоятельность;
  • проявлять волевые качества и приемы саморегуляции в деятельности, необходимой для решения целей и задач;
  • работать в парах, больших и малых группах, владеть эффективными методами сотрудничества, разрешения конфликтов и спорных вопросов;
  • общаться и решать коммуникативные задачи;
  • пользоваться ИКТ для решения поставленных задач;
  • передавать в форме громкой четкой речи содержание совершаемых действий и полученный результат деятельности.

УУД как основа освоения образовательных программ

Достижение вышеперечисленных метапредметных результатов, наряду с личностными и предметными происходит «на основе освоения ими (обучающимися) универсальных учебных действий»[2]. Само понятие “универсальные учебные действия” как раз и означает желание и умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий прослеживается в том, что они являются «метапредметными». Это означает, что каждый учебный предмет, каждое занятие в рамках внеурочной деятельности в зависимости от его содержания, применяемых педагогических технологий, способов и форм организации учебной деятельности обучающихся предоставляет широчайшие возможности для активного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы представлены три вида УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные.

  • Регулятивные — это организационные действия, которые позволяют обучающимся осуществлять организацию своей учебно-познавательную деятельность.
  • Познавательные действия обеспечивают способность к активному познанию и преобразованию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
  • Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное сотрудничество в совместной деятельности, проявлять толерантность к партнерам, соблюдать правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной речевой ситуации.

Формирование данных УУД происходит посредством активной деятельности, а не пассивным усвоением фактических знаний, поэтому в новом стандарте перечислены виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Следовательно, приоритетными становятся педагогические технологии деятельностного типа, к которым относится проектная технология.

Сущность проектной технологии

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США и связан с идеями гуманистического направления в философии. Дж. Дьюи являлся основоположником данной технологии, которой дал название «метод проблем». Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, при этом вселяя в учащихся убеждение, что для каждого из них крайне важно и необходимо найти решение проблемы.

Разумеется, со временем проектная технология претерпела определенную эволюцию. Но суть ее остается прежней — через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение приобретенных знаний и умений. С позиции современности, данная педагогическая технология ведет к развитию целого ряда умений, а именно:

  • самостоятельно планировать свои действия по решению задачи;
  • ориентироваться в информационном пространстве: сопоставлять, анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (составить таблицу, сделать диаграмму, график и т.д.);
  • оценивать и корректировать свою деятельность в ходе проекта;
  • выполнить проект в определенных временных рамках;
  • получить конкретный результат деятельности;
  • представить (защитить) его публично.

Требования к организации проектной деятельности

Для организации проектной деятельности в своей педагогической практике учителю необходимо понимать, что представляет из себя сам проект. Обратимся снова к статье Е.С. Полат, где автор обращает наше внимание на то, что для проекта характерны следующие признаки:

  1. Наличие значимой проблемы.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная ценность результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения, отбор и обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
  6. Продолжительность проекта.

Исходя из перечисленных признаков, учитель организует проектную деятельность обучающихся.

В соответствии с вышеперечисленными признаками определяются следующие типы проектов:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • практико-ориентированные.

По характеру координации проекты могут быть:

  • с открытой координацией;
  • со скрытой координацией.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном — двух уроках;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности, а именно:

  • направленность на решение конкретной задачи;
  • скоординированное выполнение действий в определенной логической последовательности;
  • ограниченные временные рамки;
  • уникальность конечного результата.

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения

В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее.

Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей , представляют конечный результат и умеют его оценить.

Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.

Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.

Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.

Итак, применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы. Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством.

Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.

  1. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 5 марта 2004 года № 1089).
  2. Примерные программы начального общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
  3. Алфёрова Л.В., Башмакова Е.А. и др. «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики», материалы по курсу инвариантного академического учебного модуля ГОУ Педагогическая академия, 2011.
  4. Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю?» — М., 2012.
  5. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности. — СПб.: Нева, 2005. — 146 с.
  6. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя» — М., 2006
  7. Михеева Ю.В. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: статья// науч.-практ. ж-л «Академический вестник»/ Мин Обр. МО ЦКО АСОУ. — 2011. — Вып.2 (3). — с. 46, 54.
  8. Полат Е.С. « Метод проектов на уроках иностранного языка». /Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3-10.
  9. Полат Е.С. « Метод проектов на уроках иностранного языка». /Иностранные языки в школе. — 2000. — № 3. — С. 3-9.
  10. Полат Е.С. « Новые педагогические технологии». Пособие для учителей — М., 1997.

Источник

Читайте также:  Саморегуляция как способ саморазвития
Оцените статью
Разные способы