Проект увлекательные способы умножения чисел

Проект на тему: «Необычные способы умножения натуральных чисел»

Проект на тему:

«Необычные способы умножения

натуральных чисел»

Скачать:

Вложение Размер
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc 340 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Наруксовская средняя общеобразовательная школа

«Необычные способы умножения

Работу выполнили: ученицы 5 класса

Руководитель: учитель математики

Познакомиться со старинными приемами умножения.

Расширить знания по различным приемам умножения.

Научиться выполнять действия с натуральными числами, используя старинные способы умножения .

Что такое умножение?

Это действие сложения.

Но не слишком-то приятное,

Потому что мно-го-крат-ное…

В современной жизни каждому человеку часто приходится выполнять огромное количество расчётов и вычислений. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления. В разное время разные народы владели разными способами умножения натуральных чисел. Интересно, что наши способы умножения не является совершенными, можно придумать еще более быстрые и еще более надежные.
Давайте рассмотрим наиболее интересные и простые способы умножения.

Легко умножать нам помогают следующие свойства: умножение числа на ноль, на 1, на 10, 100,1000 , переместительное, сочетательное, распределительное свойства умножения.

1. Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.

72 ( 11 = 7 ( 7 + 2 ) 2 = 792

35 ( 11 = 3 ( 3 + 5 ) 5 = 385

Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю ( третью) оставить без изменения.

94 ( 11 = 9 ( 9 + 4 ) 4 = 9 (13 ) 4 = (9 +1) 34 = 1034

73 ( 11 = 7 ( 7 + 3 ) 3 = 7 ( 10 ) 3 = ( 7 + 1) 03 = 803

2. Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, 44, , 99, надо последнее число представить в виде произведения однозначного числа ( от 2 до 9) на 11, т. е. 44 = 4 ( 11.

Затем произведение первых чисел умножить на 11.

48 ( 22 = 48 ( 2 ( 11 = 96 ( 11 = 9 ( 9 + 6 ) 6 = 9 ( 15) 6 = ( 9 + 1) 56 = 1056

23 ( 33 = 23 ( 3 ( 11 = 69 ( 11 = 6 ( 6 + 9 ) 9 = 6 ( 15 ) 9 = ( 6 + 1) 59 =759

16 ( 55 = 16 ( 5 ( 11 = 80 ( 11 = 8 ( 8 + 0 ) 0 = 880

3. Чтобы чётное двузначное число умножить на число, оканчивающееся на 5, следует применить правило: если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другое – уменьшить во столько же раз , произведение не изменится.

44 ( 5 = ( 44 : 2) ( 5 ( 2 = 22 ( 10 = 220

28 ( 15 = ( 28 : 2) ( 15 ( 2 = 14 ( 30 = 420

26 ( 35 = (26 : 2) ( 35 ( 2 = 13 ( 70 = 910

14 ( 85 = (14 : 2) ( 85 ( 2 = 7 ( 170 = 1190

4. Чтобы число умножить на 25 , надо это число разделить на 4 и умножить на 100.

( На 4 делятся те и только те числа, у которых две последние цифры числа выражают число, делящееся на 4).

124 ( 25 = 124 : 4 ( 100 = 3100

1716 ( 25 = 1716 : 4 ( 100 = 42900

5. Чтобы число разделить на 25 , надо это число разделить на 100 и умножить на 4.

12100 : 25 = 12100 : 100 ( 4 = 484

3100 : 25 = 3100 : 100 ( 4 = 124

6. Чтобы число умножить на 125 , надо это число разделить на 8 и умножить на 1000.

( На 8 делятся те и только те числа, у которых три последние цифры выражают число, делящаяся на 8).

32 ( 125 = 32 : 8 ( 1000 = 4000

3168 ( 125 = 3168 : 8 ( 1000 = 396 000

7. Чтобы число разделить на 125, надо это число разделить на 1000 и умножить на 8.

4000 : 125 = 4000 : 1000 ( 8 = 32

9000 : 125 = 9000 : 1000 ( 8 = 72

8 . Возведение в квадрат числа, оканчивающегося цифрой 5.

15 ( 15 = ( 1 ( 2) 25 = 225

25 ( 25 = ( 2 ( 3) 25 = 625

35 ( 35 = ( 3 ( 4) 25 = 1225

9. Правило. При умножении чисел, оканчивающихся на 1 , надо сначала перемножить цифры десятков и правее полученного произведения записать под этим числом сумму цифр десятков, а затем перемножить 1 на 1 и записать ещё правее. Сложив столбиком, получим ответ.

81 ( 31 = ? 81 ( 31 = 2511

21 ( 31 = ? 21 ( 31 = 651

91. ( 71 = ? 91 ( 71 = 6461

10. Умножение двухзначных чисел, близких к 100

Решение: чтобы получить необходимые последние цифры (единицы и десятки), необходимо: 100 – 94 = 6 100 – 78 = 22 и результаты перемножить 6 · 22 = 132 32 последние две цифры (1 запоминаем) Чтобы получить первые две цифры (тысячи и сотни), надо: 94 – 22 = 72 72+1 = 73 В результате имеем 94•78 = 7332

Пример: 67 • 93 100 – 67 = 33 100 – 93 = 7 33 • 7 = 231 (31 последние две цифры) 2 запоминаем 67 – 7 = 60 60 + 2 = 62 67 • 93 = 6231

11.Умножение на 9, 99, 999, 9999, 99999

786 • 9 = 786(10 — 1) = 786 • 10 – 786 = 7860 – 786 = 7074 (для умножения многозначного числа на 9 надо приписать к нему справа нуль и вычесть из результата множимое число).

При умножении на 99, приписывают два нуля, на 999, приписывают три нуля и т.д. 456 • 99 = 45600 – 456 = 45144 598 • 999 = 598000 – 598 = 597402

Умножение методом Ферроля.

Для умножения единиц произведения переумножения перемножают единицы множителей, для получения десятков, умножают десятки одного на единицы другого и наоборот и результаты складывают, для получения сотен перемножают десятки. Методом Ферроля легко перемножать устно двухзначные числа от 10 до 20.

б) 1х4+2х1=6, пишем 6

Умножение для числа 9 — 9·1, 9·2 … 9·10 — легче выветривается из памяти и труднее пересчитывается вручную методом сложения, однако именно для числа 9 умножение легко воспроизводится «на пальцах». Растопырьте пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки (это изображено на рисунке).

Кто придумал умножение на пальцах

Допустим, хотим умножить 9 на 6. Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 6. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа — количество единиц. Слева у нас 5 пальцев не загнуто, справа — 4 пальца. Таким образом, 9·6=54. Ниже на рисунке детально показан весь принцип «вычисления»

Новый способ умножения.

Интересен новый способ умножения, о котором недавно появились сообщения. Изобретатель новой системы устного счёта кандидат философских наук Василий Оконешников утверждает, что человек способен запоминать огромный запас информации, главное – как эту информацию расположить. По мнению самого учёного, наиболее выигрышной в этом отношении является девятеричная система – все данные просто располагают в девяти ячейках, расположенных, как кнопочки на калькуляторе.

Считать по такой таблице очень просто. К примеру, умножим число 15647 на 5. В части таблицы, соответствующей пятёрке, выбираем числа, соответствующие цифрам числа по порядку: единице, пятёрке, шестёрке, четвёрке и семёрке. Получаем: 05 25 30 20 35

Левую цифру (в нашем примере — ноль) оставляем без изменений, а следующие цифры складываем попарно: пятёрку с двойкой, пятёрку с тройкой, ноль с двойкой, ноль с тройкой. Последняя цифра также без изменений.

В итоге получаем: 078235. Число 78235 и есть результат умножения.

Если же при сложении двух цифр получается число, превосходящее девять, то его первая цифра прибавляется к предыдущей цифре результата, а вторая пишется на «своё» место.

Умножение графическим методом (линейным, китайским)

Перемножим два двузначных числа: 15*23

Шаг 1. первое число 15:

Рисуем первую цифру – одной линией.

Рисуем вторую цифру – пятью линиями.

Шаг 2. второе число 23:

Рисуем первую цифру – двумя линиями.

Рисуем вторую цифру – тремя линиями.

Шаг 3. Подсчитываем количество точек в группах.

Шаг 4. Результат – 345

Математики тоже бывают с богатой фантазией. Когда им скучно умножать и делить в столбик, как нас всех и учили в школе, они придумывают более необычные способы математических вычислений. Кому-то они могут показаться интересными и подходящими, кому-то – сложными и неприемлемыми.

Умножение в уме крупных чисел

Способ запоминания таблицы умножения на 9

Работая над этой темой, мы узнали, что существует порядка 30 различных, забавных и интересных способов умножения. Некоторыми в различных странах пользуются до сих пор. Мы выбрали для себя некоторые интересные способы. Но не все способы удобны в использовании, особенно при умножении многозначных чисел. В общем, таблицу умножения все-таки знать нужно!

Математики тоже бывают с богатой фантазией. Когда им скучно умножать и делить в столбик, как нас всех и учили в школе, они придумывают более необычные способы математических вычислений. Кому-то они могут показаться интересными и подходящими, кому-то – сложными и неприемлемыми.

Умножение в уме крупных чисел

Способ запоминания таблицы умножения на 9

Сложение и вычитание дробей с помощью метода «бабочка»

Список использованных источников

Глейзер, Г. И. История математики в школе – М.: Просвещение, 1964.

Перельман Я. И. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел. – М.: Издательство Русанова, 1994.

Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 2003

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов─М.:Просвещение,1989. ─ 287 с.

Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. «Старинные занимательные задачи». – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985.

Источник

Проект по математике на тему «Способы умножения чисел»

Научно практическая конференция школьников

« Необычные способы умножения»

Над проектом работал:

Карачев Ярослав ученик 5 а

класса МБОУ Лицея №81

Руководитель проекта: Вершинина Т.С.

Учитель математики МБОУ Лицея №81

Цель и задачи проекта:

Цель: ознакомление с различными способами умножения натуральных чисел, не используемых на уроках, и их применение при вычислениях числовых выражений.

Задачи: Найти и разобрать различные способы умножения.

Научиться демонстрировать некоторые способы умножения.

Рассказать о новых способах умножения и научить ими пользоваться учащихся.

Развить навыки самостоятельной работы: поиск информации, отбор и оформление найденного материала.

Эксперимент «какой способ быстрей»

Гипотеза: Надо ли знать таблицу умножения?

Актуальность: В последнее время ребята всё с большей неохотой относятся к учёбе, и в частности к математике. Многие ученики не знают даже таблицы умножения! Чтобы привлечь внимание учащихся к математике и ответить на вопрос «Надо ли знать таблицу умножения?» я выбрал тему проекта «Необычные способы умножения».

Вы не сможете выполнить умножения многозначных чисел — хотя бы даже двузначных — если не помните наизусть всех результатов умножения однозначных чисел, т. е. того, что называется таблицей умножения.

В разное время разные народы владели разными способами умножения натуральных чисел.

Почему же сейчас все народы применяют один способ умножения «столбиком»?

Почему люди отказались от старых способов умножения в пользу современного?

Имеют ли забытые способы умножения право на существование в наше время?

Что бы ответить на эти вопросы я проделал следующую работу:

С помощью сети Интернета нашел информацию о некоторых способах умножения, которые использовались раньше.;

Изучил литературу, предложенную учителем;

Решил пару примеров всеми изученными способами, что бы узнать их недостатки;

4) Выявил среди них наиболее эффективные;

1 Умножение на 9 с помощью клеток тетради

Возьмём, к примеру, 10 клеточек в тетради. Зачеркиваем 8-ю клеточку. Слева осталось 7 клеточек, справа — 2 клеточки.

Все очень просто !

2 Древнерусский способ умножения на пальцах

Это один из наиболее употребительных методов, которым успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы.

Принцип этого способа: умножение на пальцах однозначных чисел от 6 до 9. Пальцы рук здесь служили вспомогательным вычислительным устройством.

Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходит число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. Потом бралось число (суммарное) вытянутых пальцев и умножалось на 10, далее перемножались числа, показывавшие, сколько загнуто пальцев на руках, а результаты складывались.

Например, умножим 7 на 8. В рассмотренном примере будет загнуто 2 и 3 пальца. Если сложить количества загнутых пальцев (2+3=5) и перемножить количества не загнутых (2•3=6), то получатся соответственно числа десятков и единиц искомого произведения 56 . Так можно вычислять произведение любых однозначных чисел больше 5.

3 Крестьянский способ

Это способ великорусских крестьян

Суть его заключается в том, что умножение любых чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам, при одновременном удвоении другого числа.

Для нечетных чисел.

4 Умножение графическим методом (линейным, китайским)

Перемножим два двузначных числа: 15*23

Шаг 1. первое число 15:

Рисуем первую цифру – одной линией.

Рисуем вторую цифру – пятью линиями.

Шаг 2. второе число 23:

Рисуем первую цифру – двумя линиями.

Рисуем вторую цифру – тремя линиями.

Шаг 3. Подсчитываем количество точек в группах.

Шаг 4. Результат – 345

5 Метод решетки. «Ревность»

Выдающийся арабский математик и астроном Абу Абдалах Мухаммед Бен Мусса аль-Хорезми жил и работал в Багдаде. В своей «Книге об индийском счете» ученый описал способ умножения, который назвали «Методом решетки».

Этот способ так же называют «Ревность».

Потому что получается картинка, похожая на витражное решетчатое окно венецианских домов, которое мешало уличным прохожим видеть сидящих у окон дам и монахинь.

3 4 7

Умножаем, например, числа 6827 и 345:

Вычерчиваем квадратную сетку и пишем один из номеров над колонками, а второй по высоте. В предложенном примере можно использовать одну из этих сеток.

2. Выбрав сетку, умножаем число каждого ряда последовательно на числа каждой колонки. В этом случае последовательно умножаем 3 на 6, на 8, на 2 и на 7. Посмотри на этой схеме, как пишется произведение в соответствующей клетке.

3. Посмотри, как выглядит сетка со всеми заполненными клетками.

4. В заключение складываем числа, следуя диагональным полосам. Если сумма одной диагонали содержит десятки, то прибавляем их к следующей диагонали.

Посмотри, как из результатов сложения цифр по диагоналям (они выделены жёлтым фоном) составляется число 2355315 , которое и является произведение чисел 6827 и 345, то есть 6827 х 345 = 2355315.

С помощью секундомера установим сколько времени затрачивается на решение примера, каждым рассмотренным способом.

Источник

Читайте также:  Определите способ образования терминов выделите морфемы
Оцените статью
Разные способы