Проект способы улучшения памяти

Учебный проект «Память»

В работе описаны виды памяти, методика тестирования зрительной и слуховой памяти, упражнения для развития памяти.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект «Память»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шаранчинская средняя общеобразовательная школа

Бутин Вадим Сергеевич,

ученик 8 класса

Маркова Лариса Николаевна,

В современном обществе человек вынужден постоянно напрягать память: запоминать большой объем информации, хранить ее и воспроизводить для получения необходимого результата. Хорошая память – основа жизненного успеха. В памяти сохраняется опыт, накопленный человеком в течение его жизни, который помогает справиться с какой-либо ситуацией, найти решение проблемы. Именно память, как особое отличительное свойство человеческого мозга, позволяет человеку учиться и совершенствоваться.

Мне в моем возрасте приходится запоминать все больше информации, поэтому меня заинтересовала проблема улучшения памяти. Я захотел разобраться, что такое память и как ее можно улучшить.

Актуальность работы: современное обучение в школе требует от учащихся запоминание значительного объема информации и многие мои сверстники, как и я, хотят улучшить возможности своей памяти. Из проведенного анкетирования в 8 классе только половина обучающихся довольна своей памятью. Все школьники хотели бы улучшить свою память. Все ребята знают, что заучивание стихотворений улучшает память.

Работа будет актуальна для любого человека, кто желает развивать свою память. Данную работу можно использовать на уроках технологии, биологии и других предметах, для собственного развития и тренировки памяти.

Как мне запомнить эту информацию, дату, формулу? Почему я не могу выучить этот текст? С этими вопросами я сталкиваюсь давно. Я не до конца уверен в своей памяти, и иногда это мешает учиться.

Объект исследования: память человека.

Предмет исследования: условия улучшения памяти.

Цель работы: узнать способы улучшения памяти и начать работу по улучшению своей памяти.

Сбор научной информации о памяти, ее видах и свойствах.

Выяснить условия, влияющие на запоминание.

Протестировать свою память.

Тренировать память с помощью специальных упражнений.

Выяснить, хотят ли сверстники улучшить свою память.

Разработать рекомендации для одноклассников по улучшению памяти.

Гипотеза: память можно улучшить, тренируя ее с помощью особых упражнений и соблюдая условия действенного запоминания.

Раздел 1. Память. Виды памяти.

В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства мёртвых. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, — среди них Тиресий или Амфиарай, — сохранили свою память и после кончины.

Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса — мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38). Она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьёт из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».

Память — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Способность к памяти и обучению все животные унаследовали у общего предка, который жил примерно 600 миллионов лет назад. Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека.

Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).

Память — одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию.[1]

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память — это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:
— зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);

— слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);

— вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);

— обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
— тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) обучающийся на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Практическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Читайте также:  Способ найти периметр прямоугольника

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память — это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» — говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать — необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая, или семантическая, память – это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме. [2]

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память.

Имплицитная память — это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает. В процессе социализации, например, человек, воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память.

Непроизвольная память — след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти — запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память — намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече. Следует отметить, что сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (сенсорная) память — это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно.

Разновидности этой памяти:

— иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза, затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 секунд образ увиденного останется);

— эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память — это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Читайте также:  Способы развивать интеллект у

Долговременная память — это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память — это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

На работу памяти оказывают влияние многие факторы: возраст, физическое состояние, особенности предъявления информации, важность, нужность информации, страх, тревога и другие эмоции, которые нас захватывают при записи и вспоминании информации.

Согласно результатам многих исследований как наркотические препараты, например марихуана, так и алкоголь вредно влияют на память. Сильнее всего при этом страдает механизм передачи информации из кратковременной в долговременную память. После нескольких порций спиртного или курения марихуаны люди обычно могут поддерживать разговор, а также вспоминать и воспроизводить информацию, касающуюся прошлого. Они также могут на несколько секунд запоминать новые сведения. Однако при формировании прочных воспоминаний обычно возникают проблемы. Наутро после вечера, проведенного «под кайфом», многие не могут вспомнить даже собственного поведения.

После приема спиртного или курения марихуаны запоминание новой информации протекает труднее, чем извлечение старой. Эксперименты показывают, что непьющие испытуемые могут воспроизводить информацию из прошлого как в трезвом, так и в нетрезвом виде. Но если испытуемый был нетрезв при получении информации, то в трезвом состоянии он мало что сможет вспомнить. В нетрезвом состоянии воспроизведение запомненного в таком же состоянии улучшается. Такую ситуацию иногда называют «зависимость от состояния». Самое хорошее воспроизведение имеет место тогда, когда человек находится в том же состоянии, что и при запоминании информации. Примерно у 10% людей, обращающихся за помощью по проблемам, связанным с алкоголем, обнаружены серьезные поражения мозга и ослабление памяти.

Мотивация и внимание.

Интересующие вас вещи вы запоминаете легко, а вещи, вас не интересующие, — с большим трудом, так как на память влияет значимость и нужность информации для вас. Это можно представить в виде следующей цепи:

Интерес создает мотивацию, необходимую для привлечения внимания и концентрации его на конкретном предмете, в результате чего достигается организация мыслительных процессов. Следовательно, нечего удивляться тому, что мы забываем массу информации, которая оставила нас равнодушными. Интерес играет существенную роль в создании мотивации, необходимой для продолжительной концентрации внимания.

Интерес обусловливается личностью человека и окружающей средой и может меняться вместе с нами. Таким образом, мы можем точно помнить цены вещей, когда у нас было мало денег, мы нуждались, и не помнить стоимость покупок, сделанных в лучшие времена, пусть и недавние. Так, например, женщины на время забывают о вещах прошлого сезона, так как потребности в них пока нет.

Читайте также:  Способ парафинолечения при ожогах

Известный французский психолог Бинэ, будучи неверующим, был женат на очень религиозной женщине. Не желая обижать ее, он ежедневно повторял за ней слова вечерней молитвы в течение многих лет, однако не мог воспроизвести их самостоятельно в отсутствие жены.

Итак, чтобы лучше помнить, очень важно осознавать, что мы делаем и зачем. Важно объяснять цель, значимость той информации, которую необходимо запомнить, т.е. давать установку на запоминание, создавать мотивацию. [3]

Раздел 2. Практический

С целью выяснения уровня моей кратковременной зрительной памяти в начале работы над проектом было проведено тестирование.

Тест заключается в следующем: в течение 20 секунд предлагается посмотреть на таблицу из 12 случайных чисел (приложение), затем записать числа, которые запомнились. Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма у взрослого человека — 7 и выше. Методика определения кратковременной памяти удобна, так как не занимает много времени. Объём долговременной памяти определить практически невозможно. Результат моего тестирования – 3 числа, к сожалению, низкий уровень.

В тестировании кратковременной слуховой памяти, предлагается, прослушав 10 слов (читает помощник четко, громко), записать их в любой последовательности. Средний уровень слуховой памяти – 5-6 слов. Мой результат – 6 слова.

Имея представления о своей памяти и получив результаты тестирований и изучив литературу по улучшению памяти, я начал тренировать ее с помощью специальных упражнений, соблюдая необходимые для этого условия. [4]

Мнемотехника и специальные упражнения

для развития внимания, памяти, мыслительной активности

Психолог Татьяна Никитина говорит о том, что память это: «… сохранение информации о раздражителе, после того как его действие прекратилось». Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию. Основные причины следующие: недостаточная концентрация внимания, не соблюдение условий, влияющих на запоминание, слабо развитая природная память, сложность самой информации для запоминания. И вот здесь на помощь может прийти мнемотехника или мнемоника. Мнемоника – это совокупность методов, техник, приёмов для запоминания сложной информации. Если информация имеет связь с нашими эмоциями, чувствами, она хранится намного дольше и эффективнее. Мы без особого труда запоминаем события и факты, в момент, когда испытываем яркие сильные эмоции. Например, многие хорошо помнят свой первый день в школе. Но часто нам нужно помнить информацию, не окрашенную эмоционально, например: адреса, номера телефонов, коды, пароли, даты, термины. Ничего незначащим цифрам сложно оставить след в мозгу и нам кажется, что у нас плохая память. Приемов мнемотехники очень много, некоторые люди придумывают их сами.

Идея мнемоники состоит в том, чтобы сухую «неудобную» информацию превращать в яркую, эмоционально-окрашенную, смешную, необычную, интересную, а для этого придется проявить воображение.

Первый метод мнемотехники – нахождение ассоциаций с запоминаемой информацией. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами, при которой появление одного образа влечет за собой появление другого. Например, представляя зиму, мы вспоминаем снег, холод, лыжи, санки, коньки, новый год и др. Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, чем ярче воображение, тем легче создавать связи, тем эффективнее работает память. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, необычными.

Многим людям сложно запоминать цифры (коды, пароли). Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается. Цифры легко ассоциировать с образами: 0 – баранка, 8 – матрешка, 4 – стул и т.д. Чтобы запомнить необходимую числовую информацию, например число 802457, нужно придумать историю с персонажами – ассоциациями, чем нелепее, тем лучше. Например, матрешка нацепила на себя бублик и пошла кормить утку, сидевшую на стуле, яблоками, растущими на кочерге.

Второй метод мнемотехники «Метод Цицерона» (метод мест). Суть его состоит в том, что «единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке (например, по часовой стрелке). Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.

Третий метод использования созвучных слов при запоминании иностранных слов. Я (йа) – по-русски, если перевернуть, получится английское I (ай). Strawberry – штрафбери.

Четвертый метод — «Запоминалки.» Для запоминания точной справочной информации используются вербально-логические методы, в народе их называют запоминалками, где информация сохраняется в виде легко запоминаемой фразы или стихотворения. Самая известная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В ней закодирован порядок цветов составляющий спектр. Вот примеры запоминалок из различных областей знаний:

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Медиана – это обезьяна, которая прыгает по сторонам и делит их пополам.

Источник

Оцените статью
Разные способы