Проект способы образования имен существительных

урок русского языка в 3 классе «Способы образования имён существительных»
презентация к уроку русского языка (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХIвека», автор учебника С.Иванов)

Тип: урок исследовательской деятельности.

Оптимальные методы обучения: мозговой штурм, групповая работа, проблемный метод обучения.

Основной акцент: обучение учащихся умению свободно ориентироваться информационном пространстве, опора на имеющиеся знания. Работа с разными источниками: энциклопедиями, произведениями устного народного творчества, толковым словарём.

Формат общения: учитель – консультант, ученики – соавторы урока.

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk_v_3_klasse_slovoobrazovanie.ppt 1.73 МБ
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №5 г. Морозовска

Цель урока: формирование понятий о различных способах образования имён существительных.

Задачи урока: углубление уровня понимания учебного материала, повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создание здоровьесберегающей среды, побуждение к установлению конструктивных межличностных отношений, развитие личностных качеств (мышления, общения, эмоционально-чувственного восприятия), воспитание уверенности в своих силах, коммуникативности, взаимопомощи.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями для групповой и дифференцированной работы, листы с изображением «Лестницы успеха».

  1. Развитие учебной мотивации.

1). Повторение знаний, полученных во 2 и в 3 классах.

Прочитайте пословицу (слайд № 2) «Грамоте учиться – всегда пригодится!». Как вы её понимаете? (ответы детей). На каком уроке можно стать грамотнее? (на уроке русского языка). Что нужно делать, чтобы стать грамотнее? (учиться). Прочитайте слова (на слайде № 2). Мороз, морозец, изморозь . Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные). Какой частью речи являются? Почему? Как вы думаете, какое слово является начальным (главным) в этой группе? С помощью чего образовано слово морозец ? (суффикса). Как называется такой способ словообразования? (суффиксальный). Как образовано слово изморозь? (с помощью приставки из- ). Как называется такой способ? (приставочный).

Посмотрите на эти картинки (слайд № 3 – снег и подснежник). Что изображено? (снег). Когда снег растает, под ним покажется первый весенний цветок. И это… (подснежник). Как образовано слово? (с помощью приставки и суффикса). Как называется этот способ образования слов? (приставочно-суффиксальный). Запишите эти слова (снег, подснежник). Какой частью речи являются? (сущ). А какой ещё способ образования существительных вам известен? (сложение с помощью соединительных гласных о и е ). Как вы думаете, какой же будет тема нашего урока? Правильно (на слайде по щелчку появляется тема «Способы образования имён существительных»).

Составьте и запишите сложные слова, одним из корней которых будет слово « снег » ( снегопад, снегоход и др .).

2). Обобщение знаний.

Руководитель группы берёт лист с заданием, читает его своим товарищам, все обсуждают и выполняют его.

Задания (слайд 5)

1 группа – составить с этими словами словосочетания

2 группа – составить предложение, используя слова снег, снегоход, снежный

3 группа – сочинить двустишие, используя слова снегопад, снегоход

4 группа – подобрать существительные с корнем снег для «рисования» зимней картинки

Докладчик группы сообщает результат.

  1. Образование имён существительных путём сложения слов и соединительных гласных о и е .

1 группа – сгруппировать слова по одинаковому корню и записать их (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)

2 группа – составить сложные слова из данных слов и записать их в 2 столбика: с соединительной о и с соединительной е (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)

3 группа – составить сложные слова из данных и подобрать из получившихся слово к схеме (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)

4 группа – составить слова и записать в 2 столбика, добавить в каждый столбик по 2 слова (при затруднении пользуйтесь «Толковым словарём»)

Докладчики выступают с результатами работы.

Какая группа использовала Толковый словарь? Для чего? Для разрешения сомнений также можно пользоваться Этимологическим словарём (показываю). Найдём в словаре слово ПОГОДА и определим его происхождение.

2). «Путешествие в прошлое». Знакомство с историей слова ПОГОДА.

4. Формирование новых знаний.

1). Образование слов с опорой на их значение. Разгадывание кроссворда. Ключевое слово «СЛОЖЕНИЕ».

— специальная подставка для мыла

— человек, живущий в городе

— маленькая частичка снега

— человек, исполняющий песню

— устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку

— явление природы, при котором с деревьев опадают листья

— человек, передвигающийся пешком

Каким способом образованы последние два слова? (сложением с соед. гласными).

Много названий транспортных средств образованы путём сложения слов. Назовите, какие известны вам (ответы детей).

А на каких летательных аппаратах передвигались известные сказочные герои? Например, Баба Яга (слайд № 9). (Дети перечисляют).

Прочитайте название еще одного известного средства передвижения (сапоги – скороходы). Как образовано слово? Называет один предмет или несколько? А кто скажет, как это слово пишется?

2). Введение правила написания сложных слов.

Дефис – маленькая чёрточка.

Обратите внимание на последовательность слов, на их совместимость. Может ли быть предмет тетрадь – ручка? Почему? (совмещаются несовместимые предметы).

3). Составление сложных слов путём сложения целых слов без соединительных гласных.

1, 3 группы – составить сложные слова из слов упр. 5 , записать, устно объяснить их значение.

2, 4 группы – придумать и записать слова, образованные путём сложения целых слов без соединительной гласной по началу: кресло — …, стол — …, перекати — …

4). Обобщение полученных знаний.

1 группа – записать слова в два столбика, найти лишние и доказать. Проверка — устно

2 группа – со словами, образованными сложением с соединительной гласной, составить рассказ – историю (3-4 предложения). Проверка — устно

3 группа – упр. 7 – записать слова в порядке следования схем (схемы на карточках и на доске). Проверка – у доски

4 группа – объяснить, почему не может быть таких предметов: стол – стул, трава – бумага, потолок – диван.

5. Самооценка работ (в тетради) – слайд № 11. Включаю музыку.

(начальные классы гимназии работают по безотметочной системе, при которой дети самостоятельно оценивают свою работу в тетради, предваряя оценку учителя)

Какое новое знание сегодня открыли? Что было лёгким? Какие трудности возникали? Как вы думаете, мы с вами шли вперёд или двигались назад? А если это движение изобразить на лестнице, это движение вверх или вниз?

Перед вами «Лестница успеха» (слайд № 12). Как вы считаете, на сколько ступеней вы сегодня поднялись к своему успеху? Нарисуйте снежинку на этой ступени.

Урок окончен. Всем спасибо за работу (слайд № 13).

Источник

Презентация по русскому языку на тему: «Способы образования имён существительных» (3 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок 102 Способы образования имён существительных Автор : Долгопятова Лариса Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 города Белая Калитва, Ростовской области 2017

Словарная работа Сторона света, в направлении которой вращается Земля восток, Сторона света, противоположная востоку. запад, Сторона света, соответствующая направлению на Северный полюс. север, Состояние температуры воздуха, облачности, осадков, ветра – это … погода

Слово погода образовалось от исчезнувшего слова года, которое называло погоду вообще. Тогда, погода – «хорошая погода», а негода – «плохая погода» Сейчас мы погодой называем любую погоду, добавляя имена прилагательные хорошая, плохая, дождливая, ненастная. А вот в чешском языке до сих пор сохранилось слово, обозначающее плохую погоду, которое по-русски можно записать как «негода».

Запиши в тетрадь обозначения только тех частей слова, которые могут участвовать в образовании новых слов. Назови известные тебе способы словообразования.

Упражнение 1. Определи способ образования слов каждой группы 1) неудача, невезение, неуважение не + удача = неудача (прист.) не + везение = невезение (прист.) не + уважение = неуважение (прист.) 2) грибок, дымок, лесок, мосток гриб + ок = грибок (суфф.) дым + ок = дымок (суфф.) лес + ок = лесок (суфф.)

3) подстаканник, подоконник, подлокотник мост + ок = мосток (суфф.) под + стакан + ник = подстаканник (прист.-суфф.) под + окно + ник = подоконник (прист.-суфф.) под + локоть + ник = подлокотник (прист.-суфф.)

Упражнение 2. Подумай, значения каких слов приведены в упражнении. Запиши эти слова. Определи способ их образования. Специальная подставка для мыла – мыльница. мыло + ниц = мыльница (суфф.) Детёныш аиста – аистёнок. аист + ёнок = аистёнок (суфф.) Человек, живущий в городе, — горожанин. город + анин = горожанин (суфф.)

Маленькая частичка снега – снежинка. снег + ин + к = снежинка (суфф.) Устройство, которое надевают на уши, чтобы послушать музыку, — наушники. на + ухо + ник = наушники (прист. — суфф.)

Упражнение 3. Образуй как можно больше слов способом сложения. Выдели корни в словах, подчеркни соединительные гласные. земля + е + мерить = землемер вода + о + провод = водопровод газ + о + провод = газопровод нефть + е + провод = нефтепровод камень + е + падать = камнепад звёзды + о + падать = звездопад листья + о + падать = листопад вода + о + возить = водовоз

Назови слова, которые соответствуют схеме. (О) водопровод газопровод

Упражнение 4. Лариса записала слова в две группы: слова, образованные приставочным способом; слова, образованные суффиксальным способом недруг, неправда, небеса; соломина, бусина, жемчужина, малина, горошина

Упражнение 5. Прочитай пары слов. Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно? музей дом, самолёт ковёр, кровать диван дом-музей, ковёр-самолёт, диван-кровать На чём летал Иван – царевич? Некоторые имена существительные образуются сложением целых слов без соединительных гласных. Такие слова пишутся через дефис – маленькую чёрточку. лётчик + космонавт = лётчик-космонавт ковёр + самолёт = ковёр-самолёт

Упражнение 6. Запиши слова в два столбика: существительные, образованные сложением целых слов без соединительных гласных; 2) существительные, образованные сложением с соединительными гласными. выставка-продажа, кафе-ресторан; вездеход, самокат, пароход подснежник, пришкольный – лишние слова

Упражнение 7. Запиши слова в порядке схем. сосед , меню , плащ-палатка , кошечка

Фон с клеткой: http://www.lenagold.ru/fon/geom/romb/raz/rombraz13.jpg Рамка — маска: http://s002.radikal.ru/i200/1002/28/179edcb97c15.png Рамка-маска_02: http://img-fotki.yandex.ru/get/6512/16969765.4a/0_68e1b_150409fe_orig.png Уголок: http://img-fotki.yandex.ru/get/6108/110262152.145/0_73f6b_741e032c_S.gif Шнуровка: http://img-fotki.yandex.ru/get/4129/16969765.115/0_70b04_5b6c023d_orig.png Все элементы обработаны в программе Adobe Photoshop. Рамка с уголком сделана в этой программе. Интернет – ресурсы

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать автора шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ На момент создания презентации все ссылки являются активными!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 314 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 618 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-233930

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Как решить матрицу способом обратной матрицы
Оцените статью
Разные способы