- Проект как способ решения исследовательских проблем
- Проект как способ решения исследовательских проблем
- Темы исследований
- Оформление работы
- Наш баннер
- Исследовательские работы и проекты
- Проблема исследовательской работы и проекта
- Формулирование проблемы исследовательской работы
- Что такое постановка проблемы исследовательской работы (проекта)?
- Исследовательский проект
- Проект как способ решения исследовательских проблем
- Рекомендации работы над школьным исследованием и проектом
Проект как способ решения исследовательских проблем
- что не так
- почему не так и
- и что будет, если сделать как надо.
- Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией, которое чаще всего выражается в отсутствии, недостатке чего-то, несоответствии одной части реальности, другой.
- Корректная формулировка проблемы исследования должна соответствовать требованиям:
- должно быть конкретно указано на то, что в практической деятельности не соответствует идеальной ситуации, описанной в теории;
- в формулировке проблемы должно быть указано на то, почему практическая деятельность не соответствует теории.
- подмена проблемы вопросом: как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?
- подмена проблемы задачей: рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника.
- подмена формулировки проблемы на область существования проблемы: существует проблема общения в сети Интернет.
Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
- определение характеристик явлений, не изученных ранее;
- выявление взаимосвязи неких явлений;
- изучение развития явлений;
- описание нового явления;
- обобщение, выявление общих закономерностей;
- создание классификаций.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — традиционно употребляемыми в научной речи клише. Примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
- выявить. ;
- установить. ;
- обосновать. ;
- уточнить. ;
- разработать. ;
- показать. ;
- исследовать. ;
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач . Предложим одно из определений понятия «задача».
Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в со ответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:
- выяснить. ;
- изучить. ;
- провести. ;
- рассмотреть. ;
- найти. ;
- описать.
А теперь проверим, как ты усвоил этот материал.
Источник
Проект как способ решения исследовательских проблем
Темы исследований
Оформление работы
Наш баннер
Исследовательские работы и проекты
Проблема исследовательской работы и проекта
Уровень индивидуальной исследовательской работы и проекта определяется новизной и актуальностью проблемы, которую учащийся ставит перед своим исследованием. Исследование может проводиться как одним обучающимся школы, так и группой школьников (групповая ученическая исследовательская работа или проект).
Проблемой научно-исследовательской работы (проекта) считается вопрос или совокупность вопросов, ответов на которые пока нет, и которые требуют своего разрешения в завершении работы. Проблема исследования определяет ход исследовательской работы (проекта).
Проблема исследовательского проекта (работы) отличается от вопроса тем, что ответ на нее нельзя получить с помощью простого анализа имеющейся информации. Простейшим способом выявления проблемы является сопоставление новых фактов с уже имеющимися теоретическими представлениями по изучаемой теме и выявление их несоответствия друг другу.
Сущность проблемы – это противоречие, возникающее при анализе и восприятии уже имеющихся фактов и результатов, полученных на практике.
Формулировка проблемы исследовательского проекта должна отражать следующие вопросы:
- что не так;
- почему не так;
- что будет, если сделать как надо.
Формулирование проблемы исследовательской работы
1. Поставленная проблема должна быть посильной для исследования школьником и развивать у него начальные умения исследователя в ходе проведения проектной деятельности.
2. Проблема должна быть существующей, той, которая есть уже сейчас и которую можно решит в ходе проведенного исследования.
3. Проблема исследовательской работы и проекта должна демонстрировать признаки, отличающие настоящее исследование от работ по аналогичной теме:
- новые факты, установленные автором в процессе наблюдения, экспериментов, анкетирования и т.д.;
- предположение новой идеи и аргументация ее вероятности;
- обоснование своей идеи со ссылкой на авторитетные источники;
- в основу самой работы учащегося должен быть взят эксперимент или наблюдение, выраженные точными расчетами и т.д.;
- подробное описание приобретенных обучающимся знаний.
4. Проблема должна отражать несоответствие практической деятельности идеальной ситуации, описанной в теории.
Что такое постановка проблемы исследовательской работы (проекта)?
Во время постановки проблемы ученического исследовательского проекта учащийся школы должен определить суть проблемы, какие цели он хочет достигнуть при ее решении, разработать свой индивидуальный план действий или разработать его совместно, если это групповая исследовательская работа.
Постановка проблемы исследовательской работы или проекта строится на изучении научной литературы и результатов практической деятельности, отражающих противоречие между теоретическими сведениями и фактами, выявленными в ходе экспериментальной части исследовательской деятельности.
Ошибки при постановке проблемы:
- подмена проблемы вопросом;
- подмена проблемы задачей проекта;
- подмена формулировки проблемы на область существования проблемы.
В случае отсутствия теоретической базы по выдвинутой проблеме или ее малоизученности проводится систематизация накопленного ранее опыта, и на основе уже имеющихся данных выделяется проблема и формулируется тема исследования.
Также рекомендуется школьникам изучить те данные, которые были накоплены в смежных дисциплинах (предметах) и близки теме проектной работы.
Источник
Исследовательский проект
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- выявление и постановка проблемы исследования;
- формулировка гипотезы;
- планирование и разработка исследовательских действий;
- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез, обобщение;
- сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений, их проверка;
- подготовка и написание (оформление) сообщения;
- выступление с подготовленным сообщением;
- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
- построение выводов, заключений.
Обычно исследовательские проекты бывают предметными, в ряде случаев — межпредметными.
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
– исследования в гуманитарных областях;
Определяя тему исследовательского проекта, нужно прежде всего выбрать объект изучения, и определить, что об этом объекте мы хотим узнать, т.е., что будет предметом изучения.
Первый шаг в решении этой задачи – выбор предметной области исследования. Это может быть география, история, литература, физика, химия и др. Внутри этих областей нужно выбрать более частную предметную область. Например, в физике – это механика, оптика, электричество, магнетизм, в географии – животный, растительный мир, почвы, водные ресурсы, экология и др.
На втором шаге выбора темы исследовательского проекта можно задаться вопросом: “Какие аналогичные знания могут быть получены о более частных объектах, и которые могут быть кому-то полезны?”. Это могут быть, например, знания о растительном, и животном мире, состоянии экологии территории, на которой ты проживаешь. Или это могут быть знания не о электромагнитном излучении вообще, а об излучении конкретных бытовых проборов.
Определяя возможную тему исследования, всякий раз нужно сформулировать вопрос, на который следует ответить в результате исследования.
Примеры таких вопросов.
- Какие лекарственные растения произрастают на территории, где расположен наш город, поселок?
- Каково плодородие почв в окрестностях нашего города, поселка?
- Каково содержание пыли (или каких-то вредных веществ) в различных районах нашего города?
- Каковы особенности культуры малочисленного народа ….(название), проживающего в нашем районе?
- Как влияет тепловая обработка таких-то продуктов на содержание в них витамина(ов)…. (название)?
- Как изменяется содержание кислорода в воздухе (или вредных веществ) в нашем городе, поселке в различные времена года?
- Как изменяется содержание кислорода и углекислого газа в воздухе в классе в течение дня (от первого до шестого уроков)?
- Какова растворяющая способность чистящих веществ, продающихся в магазинах нашего города, поселка?
- Как влияют перепады напряжения в электросети города, поселка на срок службы электрических ламп?
- Каково отношение учащихся нашей школы разных возрастов к чтению художественной литературы?
- Каковы художественные (или музыкальные) предпочтения учащихся нашей школы в зависимости от возраста?
- Каков круг досугового чтения учащихся нашей школы разных возрастов?
- Сколько времени учащиеся нашей школы проводят в свободное время за компьютером и что они делают?
- Какова интенсивность пользования сотовой связью в школе и вне ее учащимися нашей школы разных возрастов?
- Каково отношение учащихся нашей школы к жизни в своем поселке городе?
- Как видят свои жизненные перспективы учащиеся старших классов нашей школы?
- Каково содержание аскорбиновой кислоты (или каких-то витаминов), содержащихся во фруктах, продаваемых в магазинах города, поселка?
- Каковы предпочитаемые формы проведения досуга учащимися нашей школы в зависимости от возраста?
- Почему город, поселок, улица или речка так называются?
- Каков режим дня учащихся разных возрастов и способствует ли он сбережению их здоровья?
Источник
Проект как способ решения исследовательских проблем
8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
Рекомендации работы над школьным исследованием и проектом
к.б.н. Цветков А. В., к.б.н. Смирнов И. А.
Рекомендации работы над школьным исследованием и проектом
Проблема и актуальность исследования и проекта
Любая проектная или исследовательская работа направлена на решение определенной фундаментальной или прикладной проблемы. Часто автор или руководитель работы могут не формализовывать проблему, однако определение проблемы может способствовать развитию исследования или проекта. Определять проблему – значит устанавливать несоответствие между желаемым и действительным. Проблема возникает из противоречия. Во-первых, проблема всегда возникает, когда есть необходимость, потребность в чем-либо. Во-вторых, проблема – это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств. Поиск проблемы для исследовательской работы – это определение комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес для исследователя.
К понятию проблемы имеет отношение и «актуальность» работы. Д. псих. н. М. Н. Арцев «Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.». Актуальность исследовательской или проектной работы состоит в представлении того, как результаты работы позволяют решать те или иные научно-практические задачи. Профессор В. В. Краевский «Исследование можно считать актуальным в том случае, если сама тема актуальна в двух отношениях: во-первых, ее изучение отвечает насущной потребности практики, во-вторых, полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой актуальной научной задачи». Т. о., для научной работы актуальность будет складываться из научной новизны и практической значимости работы. В случае школьных проектных и исследовательских работ обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения ее научной, социальной и личностной значимости.
Определение цели и задач работы
Следующий этап работы – написание «Введения», которое сопутствует общему планированию работы над проектом и исследованием и обычно ответив на часть или все приведенные вопросы, можно переходить к следующему шагу – определению цели и задач. Цель исследования это сформулированный в общем виде желаемый теоретический и/или практический результат, который будет получен в ходе работы. В случае проекта при определении цели желательно сформировать конкретный, охарактеризованный качественно, а при возможности и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени. Часто бывает так, что краткая формулировка цели исследования до некоторой степени совпадает с названием работы. На эту особенность хотелось бы обратить внимание тех, кто еще не имеет опыта в самостоятельной выработке цели и задач предстоящей работы.
Когда стратегическая цель определена, нужно заняться разработкой тактики исследования, определить вопросы, на которые необходимо получить ответы и сформулировать их в виде конкретных задач. Решение конкретных задач в ходе работы позволит вам достичь желаемого результата — цели исследования (см. раздел Педагогический проект и учебное исследование).
Не надо стремиться разбить цель исследования на большое число задач. Их должно быть три – пять, но таких, которые реально являются шагами по достижению цели.
При формулировке задач важно отслеживать, чтобы они советовали рядку критериев, т. н. SMART-задачи – мнемоническая аббревиатура, используемая в менеджменте и проектном управлении для определения целей и постановки задач (SMART: Specific, Measurable, Achievable, Realistic, Timely):
- Конкретность (полнота содержания, т. е. определенность всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности),
- Измеримость (операциональность определения ожидаемого результата (контролируемость) достижения результата),
- Достижимость (реальность, соответствие возможностям),
- Актуальность (побудительность),
- Временная определенность (соответствие календарному плану работы).
Выдвижение гипотезы в проектной работе в большинстве случаев нецелесообразно, так как гипотеза является элементом методологии научного аппарата, а проекты школьников обычно моделируют не научно-исследовательскую работу, а прикладные исследования или инновационные и бизнес-проекты. Вопрос о необходимости гипотезы в школьном исследовании остается открытым. В положениях по ряду конференций в критериях оценки и требованиях к работе будет указано, что гипотеза является обязательным компонентом исследования. Реально гипотезу сформулировать можно не всегда: например это трудно сделать в мониторинговых и рекогносцировочных исследованиях.
Для понимания вопроса стоит разобраться, что такое гипотеза. Проанализировав формулировки слова «гипотеза» в ряде словарей и энциклопедий[1], мы можем выделить 2 аспекта, которые используются в науке: 1. гипотеза как один из способов объяснения фактов и наблюдений, 2. предположение, которое ложится в основу планирования его экспериментов.
Первая из трактовок относится фундаментальной науке, к которой школьные исследования имеют небольшое отношение. В этом случае гипотеза как результат детского исследования не рассматривается: для создания гипотезы нужны определенные исследовательские данные и гипотеза является одним из результатов проведенного исследования. Втораятрактовка заключается в том, что на основе общеизвестных знаний исследователь делает предположение, которое ложится в основу планирования его экспериментов. Такая гипотеза помогает понять, что и для чего мы будем исследовать, и является методическим инструментом, а не результатом исследования. Этот элемент методологии важен при проведении экспериментальных исследований, но он может оказаться неприменим при использовании описательных и натуралистических методик.Т. е. не «не всякое предположение есть гипотеза». Для того чтобы быть научной, гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:
- она должна содержать предположение («Формулируя гипотезу, желательно использовать такие грамматические конструкции, как: «если. то. »; «так. как . »; «при условии, что. », т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей[2]»),
- научная гипотеза должна быть проверяемой т. е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу.
- гипотеза не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой гипотезы по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые, так и противоположенные им. Противоречивая гипотеза заведомо лишена познавательной ценности.
- гипотеза должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях.
- гипотеза должна быть «фальсифицируемой» в понимании К. Поппера (она должна рассматриваться какотвергнутая или доказанная по итогам проверки в зависимости от результата).
В некоторых случаях стоит разделять рабочую гипотезу (первоначальное временное предположение, не претендующее на открытие и использующееся для планирования исследования) и итоговую гипотезу (формулируемую по итогам исследования, претендующую на решение проблемы, со временем такая гипотеза превращается в утверждение).
Методы исследования
Следующий шаг – определение методов исследования. Метод – это способ достижения цели и задач исследования. Методы исследований традиционно делятся на основные и специальные. Общие методы научного познания: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы (см. табл. 1). Специальные методы определяются характером исследуемого объекта. К математическим методам относятся статистические методы, методы моделирования, методы программирования, методы имодели массового обслуживания, метод визуализации данных (функции, графики и т. п.) и др. Измерение предполагает определение численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.
Характеристика основных методов исследования:[3]
Метод | Характеристика |
Эмпирические | |
Наблюдение | |
Эксперимент | |
Моделирование | |
Анкетирование | |
Интервьюирование | |
Теоретические | |
Анализ и синтез | |
Сравнение | |
Обобщение | |
Классификация | |
Определение понятий |