Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию
Лиана Гордиенко
Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Проектная деятельность как способ реализации
личностно-ориентированного подхода к образованию
Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Они провозгласили его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом детей.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагогов на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.
Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает ребенку строить свой жизненный мир.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.
Как показывают результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.
В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, потому что в проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять своё «Я», заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми,открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе, уметь согласовывать свои цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Проектирование является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Переход ДОУ на проектный метод деятельности,как правило,осуществляется по следующим этапам:
• Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.
• Комплексные тематические занятия.
•Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).
• Метод проектов.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной
творческой личности ребенка.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Для дошкольного образования актуальна следующая типология проектов:
1.По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2.По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4.По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
5.По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6.По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный).
Мы в своей работе тоже активно используем проектную деятельность, как способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании детей. Так я, например, со своими детьми провела исследовательскую работу на тему «Полезно ли мороженое?».
Для реализации этого проекта мы с детьми определили предмет исследования – это полезные свойства мороженого, объект исследования-мороженое, выдвинули гипотезу, предположив, что если мороженое произведено из натуральных продуктов, правильно транспортировалось и хранилось, то, при соблюдении культуры употребления мороженого оно положительно влияет на организм человека.
Определили методы, предположили ожидаемый результат,установили цели и задачи работы :
1) узнать, где и когда появилось мороженое
2) выявить отношение к мороженому взрослых и детей
3) изучить состав мороженого
4) выяснить полезные свойства мороженого
5) научиться правильно употреблять этот продукт
6) сделать выводы.
В ходе выполнения этой работы дети узнали много нового об истории возникновения мороженого,его видах,полезных свойствах, научились делать мороженое в домашних условиях, узнали какое мороженое пользуется наибольшим спросом у покупателей и пришли к выводам,что :
1. Мороженое полезно для организма, если оно произведено из натуральных продуктов, правильно транспортировалось и хранилось.
2. Мороженое не принесет вреда, если его правильно употреблять-есть в помещении, не спеша, маленькими кусочками.
3. Каждый человек может сам изготовить полезное мороженое в домашних условиях из свежих натуральных продуктов.
Детям очень понравилось работать над этим «вкусным» проектом. С этим проектом мои дети выступали на районном конкурсе «Я — исследователь», где стали победителями. Кроме того, мы разработали проекты «Вода», «Воздух», «Насекомые», «Волшебная бумага».
Таким образом, проектная деятельность прочно закрепилась в нашей образовательной работе. В период реализации проектов в детском саду происходила интеграция между общими способами решения воспитательных и творческих задач, способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами детской деятельности. Через объединение усилий всех участников образовательного процесса, посредством проектной деятельности, формировались основы полноценной, гармонично развитой личности.
Формирование гендерной принадлежности как условие личностно-ориентированного развития детей старшего дошкольного возраста Цель проекта: создание полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей социально-коммуникативному развитию.
Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС Введение ФГОС ДО дает все основания для решительного изменения педагогической практики: на смену привычным формализованным занятиям приходит.
Опытно-исследовательская деятельность как способ формирования личности, способной к осознанно правильному отношению Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» «Умейте открыть перед ребёнком.
Проектная деятельность в первой младшей группе «Ель» «Дети должны жить в мире красоты. Игры, сказки, музыки, рисунка. Фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский Актуальность проекта: Тема была.
Проектная деятельность в ДОУ Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является.
Проектная деятельность в ДОУ Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам.
Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.
Проектная деятельность в средней группе «Зимушка-зима» в условиях введения и реализации ФГОС ДО (фотоотчет) Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих принцип компетентностно- и личностно — ориентированного образования и интеграции,.
Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста» Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,.
Теоретические основы реализации гендерного подхода в ДОУ Модернизация образования в качестве доминирующего фактора личностного развития определяет необходимость освоения ребенком форм существования,.
Источник
Мини проект, как способ реализации комплексно-тематического планирования
Ирина Королева
Мини проект, как способ реализации комплексно-тематического планирования
администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4» г. Балаково Саратовской области
Мини проект, как способ реализации
комплексно — тематического планирования.
Королева Ирина Викторовна,
воспитатель первой категории
В соответствии с законом РФ (п. 6.2 ст. 9, приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Выделим некоторые из положений:
«Программа должна основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения»
«Программа должна …. Предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов»
«Программа должна предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми»
Первое положение нацеливает нас на комплексно- тематический подход.
Как мы понимаем «комплексно-тематический подход в планировании?» Необходимо развести понятия. Что такое комплексный план? Это объединение комплекса различных видов специфической детской деятельности вокруг единой «темы», при котором полноценно обеспечивается целостное представление детей об окружающем мире. Его назначение уйти от жесткой предметности, связать содержание образования с жизнью и личным опытом ребенка.
Тематическое планирование – это планированиев соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый принцип комплексно- тематического планирования – предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Она реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей, с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми.
Второй принцип-принцип рациональности – понимается, как умение определять такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат – усвоение воспитанниками материала.
Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т. С.Комарова говорила: «С детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому, что само по себе ничего не бывает». Эта цитата известного педагога, высказанная много лет назад актуальна и сейчас. Рассматривая принцип рациональности, мы понимаем, что изменились подходы к организации образовательного процесса. Раньше это была учебная модель, в ходе которой решались общеобразовательные задачи, сейчас необходимо, таким образом, замотивировать ребенка на участие в совместной деятельности, чтобы он, играя, получал знания, а образование проходило незаметно для него.
Мы сравнили организацию педпроцесса. Используя данный прием, можно провести сравнение комплексно–тематического подхода и традиционного. Отличие комплексно-тематического от существующего ранее предметного планирования заключается в том, что исследуемый «объект» рассматривается не отдельно, не обособленно, а в комплексе с другими предметами, явлениями, событиями, что способствует установлению причинно-следственных взаимосвязей между ними. Примером может служить проектно-исследовательская деятельность, реализуемая в ходе интеграции образовательных областей, объединенная единой темой. Такой подход позволяет повысить познавательный интерес ребенка и стимулирует развитие его интеллектуальных и личностных качеств. Из выше изложенного следует, что комплексно- тематический подход позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОУ.
Тема комплексно- тематического планирования в ДОУ не так уж и нова. Практики дошкольного образования стали говорить об этом более двадцати лет назад, когда появилась необходимость в новом подходе. Педагоги нашего детского сада примерно с этого периода очень глубоко и успешно работали над этой проблемой. Представляли свои материалы на городских семинарах, методических объединениях.Опыт нашей работы звучал: «Перспективно- тематическое планирование образовательного процесса с использованием картотеки».
Комплексно-тематический подход был уже освоен и успешно работал в течение многих лет. Безусловно, все эти годы мы вносили коррективы и планировали свою деятельность не только с учетом климатических условий нашего региона и календарных праздников, но и с учетом уровней развития детей, их интересов и мотивации, а также индивидуальных особенностей и возможностей, мы старались сделать план работы лаконичным, удобным в обращении, универсальным.
Использование картотеки во многом облегчило планирование педагогам.
Что же произошло в связи с внедрением ФГОС?
Реализация современных подходов, нацелила педагогов на поиск новых рациональных способов и форм организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат.
В нашем детском саду разработано комплексно-тематическое перспективное планирование образовательного процесса на учебный год в основе которого лежат лексические темы, рекомендованные специалистами в области тифлопедагогики Л. И. Плаксиной, В. А. Феоктистовой.
При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники, всего 34 темы на учебный год. Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется одна неделя.
Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом;
Шаг первый – выбор основы для построения тематического календаря.
Это может быть, планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год («Времена года», «Животные», «Транспорт» и т. д., или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива («День космонавтики», «День города», и т. д.)
Шаг второй – распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.
Каким образом происходит проектирование тематической недели?
Прежде всего, необходимо выделить задачи работы в соответствии с программой конкретной возрастной группы и темой недели. Далее следует отобрать содержание образовательного материала.Согласно образовательной программе: продумать формы, методы, приемы работы с детьми по реализации программных задач, подготовить оборудование и продумать какие изменения необходимо внести в развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов и т. д.)
Задача педагога – спланировать образовательный процесс таким образом,чтобы вместе с воспитанниками полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В то же время в совместной деятельности с педагогом воспитанник сделал шаг вперед в своем развитии.
В своем подходе к планированию недели, мы выработали собственный алгоритм.
На предшествующей к теме неделе начинается 1 этап: этап предварительной работы по теме (он наступает за 2-3 дня до начала работы по теме, т. е. дети и педагоги «проживая» в текущей теме постепенно начинают подготовку к следующей).
Цель данного этапа: накопление знаний, т. е. он своего рода накопительный. Для этого в предметно — развивающую среду вносятся иллюстрации, мини- макеты, фотографии, книги, дидактический материал по теме, все то, что может дать информацию. На этой же неделе проводятся наблюдения, экскурсии, просматриваются короткие сюжеты, аудио- видео- записи с использованием ИКТ. С детьми проводят беседы, обговаривают, чтобы они хотели узнать, сделать.
2 этап — этап предметно-практической работы по теме. Это непосредственно – тема недели. В течение, которой дети в совместной деятельности с педагогом и в самостоятельной деятельности «проживают», т. е. погружаются в тему.
С учетом нашей специфики, мы начинаем тему недели с реализации коррекционных задач, далее следует художественно-эстетическое направление, через интеграцию различных областей т. к. действуя продуктивно, ребенок получает более полное представление о предмете, объекте, к середине недели через реализацию познавательного развития с интеграцией, выясняем научились ли дети, логически рассуждать, мыслить, анализировать.
К концу недели наступает 3 этап, как правило, это проведение итогового мероприятия. Это может быть выставка, презентация, составление рассказов и оформление их в книгу, фотоколлаж, выпуск газеты. На этом же этапе идет закрепление знаний, планируется работа с теми детьми, кто слабо усвоил материал.
Картотека также органично вписалась в новые подходы к планированию, т. к. в технологической карте мы указываем тему непосредственно образовательной деятельности и последовательность индивидуальной и подгрупповой работы по реализации поставленных задач. Между тем цели, задачи и содержание все достаточно подробно отражено в картотеке.
Примерные разделы картотеки следующие:
Морально- этические беседы
• Комплексы различных видов гимнастик и т. д.
Часть карточек картотеки несет информационный характер, посвящена различным темам планирования,таким как: «Растения», «Птицы», «Животные», «Космос».
Если педагог ведет работу по какому- либо направлению, составляется картотека по данной проблеме.
Преимущество картотеки мы видим в следующем:
— идет постоянное накопление содержания педагогического материала, вариантов, форм и методов работы с детьми, при использовании интернет ресурсов это стало не очень трудоемким занятием, в нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего ему позволит решить образовательные задачи. В то же время с помощью картотеки легко учесть интересы и желания детей, т. к. ответы на вопросы, весь информационный материал в картотеке содержится.
План, составленный на неделю это своего рода «проект».
Например: в проекте по знакомству детей с транспортом итоговым мероприятием может быть выпуск газеты, фотоколлаж, коллективная работа «Машины на улицах города»
Если педагог вдумчиво и ответственно подходит к организации педпроцесса по теме, то таких проектов в течение года будет достаточно много. Условие лишь одно — грамотное планирование, ответственное выполнение и, безусловно, желание педагога сделать жизнь ребенка в детском саду интересной.
Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно- тематическим принципом – дело более сложное, чем работа в режиме привычной учебной модели. Но это даёт возможность педагогам работать в соответствии с современными требованиями, делает образовательный процесс увлекательным, даёт ощущение полноты жизни всех его участников.
1. Детский садик [Электронный ресурс].— Режим доступа : http://kinder-garten.narod.ru
2. Скоролупова, О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] : в 2 ч. Ч. 1 / О. А. Скоролупова. — М. : Скрип-торий, 2003, 2007.
3. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с малышами [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2—4 лет / С. Н. Теплюк. — М., 2006.
4. Прекрасное рядом с тобой [Текст] : методические рекомендации по курсу «Эстетическое мышление и художественный труд». — М. : Баласс, 2003.
ГМО воспитателей подготовительных к школе групп «Неделя российской истории в рамках календарно-тематического планирования» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет ГМО воспитателей подготовительных к школе групп «Неделя российской истории в рамках.
Аналитический отчет о ГМО воспитателей «Неделя российской истории в ДОУ в рамках календарно-тематического планирования» Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я представила вашему вниманию фотоотчет о заседании ГМО воспитателей подготовительных к школе.
Интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования Здоровье дошкольника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано.
Фотоотчет по теме комплексно-тематического планирования «Народная культура и традиции» Цели: знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек и предметов быта; знакомить с народным творчеством (песенки, потешки,.
Методическая разработка комплексно-тематического планирования для средней группы Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы», составленное на.
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми в детском саду Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (на примере образовательного.
План комплексно-тематического планирования «Осень в мире животных» во второй младшей группе ДОО Понедельник «2» октября Тема: Осень в мире животных. Домашние животные. Утро1. Беседа по картинкам из серии «Домашние животные»: побуждать.
Интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования План по самообразованию на тему: «Интеграция физкультурно — оздоровительной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования».
Отчет комплексно-тематического планирования с презентацией «Моя семья» Проект моя семья 1. Актуальность проекта Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей,.
Источник