Проект как способ формирования функциональной грамотности

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Дата публикации: 03.11.2020 2020-11-03

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Гуськов, Е. А. Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся / Е. А. Гуськов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74712/ (дата обращения: 20.11.2021).

…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила…

Во всех сферах общественной жизни всё чаще наблюдаем, что востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т. е. самостоятельные, познающие, умеющие жить среди людей. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников функциональную грамотность. Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования школа выбирает форму подведения промежуточных итогов в плане выполнения сформулированных в стандартах требований. Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление — об этих «4К»-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Однако требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран.

Индивидуальный проект с этой позиции выступает как наиболее эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся, тем более её результат (точнее сказать, результат целесообразной личностной и общественно-полезной деятельности), публичная демонстрация обучающимся своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, способность проектировать и достигать цели- актуальное требование к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС ООО и ФГОС СОШ.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (учебно-познавательной, практико-ориентированной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, игровой, спортивной).

Опыт применения методов проектов обеспечивает создание положительной мотивации, активизацию познавательной деятельности, стимулирование инициативы, отрабатывает навыки социального взаимодействия. Использование данного метода даёт высокие результаты обучения обучающихся по географии, развивая у них комплекс навыков одного из направлений функциональной грамотности- естественнонаучная.

Индивидуальный проект на тему «Дворянские усадьбы на карте Пензенской области (на примере территории муниципального образования — Бессоновский район)

Работа, выполненная в соответствии с авторской идеей, интересна с точки зрения краеведения и носит практический характер. Содержание темы проекта актуально сегодня. Знакомство с описанием дворянских усадеб, расположенных на территории Бессоновского района Пензенской области, дает возможность проникнуть вглубь истории, через семейный дворянский уклад жизни, ощутить дыхание времени. Самостоятельно подобранные автором сведения обобщены и систематизированы с использованием компьютерных технологий. Материал работы может оказаться полезным всем тем, кто интересуется историей родного края, изучает ее, всем, кто хочет постичь феномен русской усадьбы.

Пояснительная записка

В жизни российского общества ощущается повышенное внимание к истории родного края. В курсе «География Пензенской области» наибольший интерес представляют собой темы, касающиеся прошлого региона, его исторических ценностей, о которых не всегда есть достаточно информации в доступной форме.

Читайте также:  Способ вязания спицами варежек начинающими

Актуальность проекта, написанного на тему «Дворянские усадьбы на карте Пензенской области: Бессоновский район», заключается в понимании исторического прошлого малой родины и тиражировании информации в новом формате.

Словно драгоценное ожерелье хранит Пензенская область старинные дворянские усадьбы, мир которых был воспет классиками русской литературы: Гоголем в «Мертвых душах» — с улыбкой, Тургеневым в «Дворянском гнезде» — с любовью, Чеховым в «Вишневом саде» — с ностальгической грустью.

Цель работы: изучение культурно- исторического наследия -дворянских усадьб Бессоновского района и тиражирование информации посредством создания интерактивной карты «Дворянские усадьбы на карте Пензенской области: Бессоновский район».

  1. Изучить историю становления дворянских усадеб на территории Бессоновского района Пензенской области и оценить их современное состояние.
  2. Составить информационный блок по каждой усадьбе в соответствии с кейс-пакетом заданий с последующим размещением на интерактивной карте- «путеводителе».
  3. Определить возможные способы тиражирования информации о культурно- историческом наследии -дворянских усадьбах Бессоновского района широкой аудитории

Объект изучения: дворянские усадьбы Бессоновского района Пензенской области.

Предмет изучения:история возникновения и судьба старинных дворянских усадеб Бессоновского района Пензенской области

Первые научные исследования русской усадьбы относятся ко второй половине XIX в. и носят характер историко-описательных очерков, например работы графа С. Д. Шереметьева, посвященные усадьбам Кусково [72], Остафьево [73]. С начала XX в. в работах Н. Н. Врангеля [12] и Г. К. Лукомского [49] происходит осмысление усадьбы как социально-культурного феномена. В начале 1922 г. было основано «Общество изучения русской усадьбы» (ОИРУ), научно-исследовательская деятельность которого была направлена на разработку и формирование теоретико-методологических оснований в изучении феномена русской усадьбы.

До второй половины XX века русская усадьба как культурно-исторический феномен выпадет из поля зрения исследователей. Для исследований советского периода характерна интерпретация усадьбы как земельной собственности и части феодальной формации. В работах Э. С. Когана [40], И. Д. Ковальченко [36], Ю. А. Тихонова [67] в основном анализируются экономическое развитие усадьбы и отношения между представителями дворянского и крестьянского сословий. Возрождение интереса к усадебной культуре на рубеже XX–XXI вв. связано с потребностью исследователей по средствам изучения феномена «русская усадьба» восполнить пробелы в истории развития национальной культуры.

Современный председатель возрожденного в 1992 г. Общества изучения русской усадьбы Ю. А. Веденин [45], продолжая в своих исследования тенденции, намеченные обществом в 1920–1930-х гг., рассматривает усадьбу с точки зрения ландшафтно-целостного подхода и выступает за сохранение не только усадьб, но и природно-культурного пространства, которое было с ними неразрывно связано.

Значительное внимание в современной науке уделяется исследованию русской усадьбы как одного из инструментов формирования национальной идентичности в условиях социально-экономических и культурных процессов в России. Данной теме посвящены работы М. В. Нащокиной [52], Л. Н. Летягина [47], М. А. Поповой [60]. Проблемам охраны усадебного наследия посвящена работа Н. И. Завьяловой [28]. Таким образом, в современном мире сложилось множество аспектов исследования русской усадебной культуры. На сегодняшний день изучение феномена русской усадьбы носит междисциплинарный характер. Однако учитывая значимость исследовательских работ, связанных с усадебным наследием, следует отметить, что информация об усадебных комплексах не систематизирована в полной мере. Наряду с этим остро стоит вопрос поиска новых путей сохранения, возрождения и тиражирования информации об объектах культурного наследия.

Читайте также:  Надлежащим способом заверенная копия

Практическая значимость заключается в том, что данная работа содержит факты, примеры, свидетельства тех далеких событий, обобщения и выводы для понимания ценностей прошлого, как исторического наследия. Данную работу можно использовать на уроках истории, факультативах по краеведению, классных часах и внеклассных мероприятиях. Карта может быть использована в качестве наглядного дидактического пособия на уроках истории и географии Пензенской области; в качестве сборника информации («путеводителя») о культурно-исторических достопримечательностях территории.

Этап

(сроки реализации)

Содержание работы

1. Подготовительный (май 2020 года- сентябрь 2020 года)

1) выявление проблемы;

2) определение цели и задач проекта;

3) разработка кейс –пакета с заданиями;

4) определение целевой аудитории проекта;

5) изучение литературы по проблеме

2. Поисковый (сентябрь 2020 года- декабрь 2020 года)

2) разработка индивидуального комплекта материалов (файлы с собранным материалом)

3. Презентация полученного результата (январь 2021 года)

1) анализ представленных материалов

2) создание интерактивной карты

Глава 1. Этапы реализации проекта

Выделены следующие этапы работы над проектом:

Глава 2. Содержание кейс –пакета

С целью реализации проектной деятельности разработано содержание кейс –пакета.

Объект изучения: дворянские усадьбы Бессоновского района Пензенской области.

Предмет изучения: история возникновения и судьба старинных дворянских усадеб Бессоновского района Пензенской области

Задания и вопросы для рассмотрения:

1. Найти литературные источники информации по проблематике- «Русские усадьбы».

2. Провести комплекс мероприятий (опросы, беседы) со старожилами села, учеными, краеведами по вопросу выявления и составления перечня дворянских усадеб на территории Бессоновского района Пензенской области.

3. Изучить историю становления дворянских усадеб на территории Бессоновского района Пензенской области и оценить их современное состояние.

4. Составить информационный блок по каждой усадьбе в соответствии с планом:

1) Название усадьбы

2) Географические координаты

3) Месторасположение на картосхеме территории Бессоновского района Пензенской области;

4) Адрес места нахождения.

5) Историческая справка по объекту.

6) Фото и видеоматериалы

5. Составить интерактивную карту в программе подготовки презентаций Microsoft PowerPoint и разработать методику работы с картой.

6. Определить возможные способы тиражирования информации о культурно- историческом наследии -дворянских усадьбах Бессоновского района широкой аудитории

Глава 3. Дворянские усадьбы Бессоновского района Пензенской области

Рассказова Л. В. в статье «Усадьбы дворянские» отмечает, что «в Памятной книжке Пензенской губернии на 1911 год» говорится об усадьбах, расположенных на современной территории Бессоновского района, в следующем описании: «красивейшая усадьба Устинова в селе Грабово с прекрасной оранжереей, прекрасная усадьба В. П. Дятковой (Араповой) в селе Бессоновке, Усадьба А. В. Бицкого в с. Степановка. Одно из благоустроенных барских имений в Проказне- комплекс усадьбы Араповых и т.д»в селе Вазерки — имение князей Шаховских, в Проказне — комплекс усадьбы Араповых, красивейшая усадьба Устинова в селе Грабово, прекрасная усадьба В. П. Дятковой (Араповой) в селе Бессоновке, Усадьба А. В. Бицкого в с. Степановка.

Читайте также:  Способ получения гречневой крупы

В ходе беседы с краеведом, Отличником народного просвещения Ниной Николаевной стало известно, что на территории Бессоновского района Пензенской области усадьбы сейчас представляют собой строения, которые не используются в качестве жилья, располагаются на отдаленном расстоянии друг от друга, что представляет собой трудность в посещении, и только в селе Грабово можно посетить объект архитектуры с полноценной экскурсией.

Судьба большинства старинных усадеб весьма печальна — во время революции и после нее они были разрушены и разграблены. Но есть среди них такие, которые уцелели в своем первозданном виде, сохранив тем самым историческую память о своих создателях и владельцах.

При составлении основы информационного наполнения карты по каждой из усадеб в виде мультимедийной истории использовались материалы и статьи А.Володина «Пензенские дворянские усадьбы: гордость или бремя?», опубликованной в газете «Пензенская правда» в 2019г.; информационные материалы «По следам забытых усадеб Пензенской области» группы на портале https://vk.com/usadby58; материалы Е. Н. Чернявской «Усадьбы дворянские»; «Усадьбы Сурского края. Будет ли у Пензы свое «Серебряное кольцо?», материалы краеведческого портала «Пензенские хроники».

В качестве эпиграфа к следующему содержанию работы взяты слова Н.Горина из произведения «Направо от села»:

Там все давно объемлет сон глубокий

И мысль мою к прошедшему зовет.

Когда закат позолотит верхушки клена

И ярким пламенем зальется окон ряд,

Мне кажется. Сейчас. Вот стукнет дверь балкона,

И дама стройная сойдет в уснувший сад.

Волшебная мечта,отрада одиноких,

Веди меня скорей в неведомый простор,

Дай утолить созвучье слов далеких,

Их блеском дай насытить жадный взор.

Составлена краткая информационная справка по каждой усадьбе и оформлена отдельными файлами в формате Документ Microsoft Office Word 97–2003 (.doc).

Глава 4. Результаты работы и предложения

Карта выполнена в программе подготовки презентаций Microsoft PowerPoint. Название: «Дворянские усадьбы Пензенской области: Бессоновский район»

Навигация оформлена в стиле travel (первая страница — интерактивная карта, далее пользователь кликает на контур территории Бессоновского района, в результате чего появляются изображения усадеб (фото) и название. Кликнув на любую из фото усадеб пользователь перемещается на страницу с историей конкретной усадьбы. При наведении курсора на меню- открывается файл, содержащий информацию о данном объекте (фото, краткая информационная справка, развернутый рассказ).

Карта добавлена такими элементами, как видео, фотогалереи, тексты.

В ходе работы над проектом выделены следующие возможные способы тиражирования информации: издание буклета — путеводителя; использование карты в качестве дидактического материала на уроках естествознания, краеведческих курсах, электронного средства информации в сети Интернет.

В конце работы указывается список использованной при подготовке проекта литературы

1. Володин А. Пензенские дворянские усадьбы: гордость или бремя? \\ Пенза, «Пензенская правда», 2019.

  1. Короткова М. Путешествие в историю русского быта. — М., 2006.
  2. Рассказова Л. В. Усадьбы дворянские \ Краеведческий портал «Пензенские хроники».

4. Чернявская Е. Н. Усадьбы дворянские / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

Источник

Оцените статью
Разные способы