Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
« Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса»
Высшая квалификационная категория
Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса.
Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от момента возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности. Проектная деятельность детей развивается поэтапно, при непосредственном участии и поддержке взрослого.
Проект — работа, которая должна быть выполнена для достижения заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом всегда создается продукт деятельности. Проект завершается тогда, когда разрабатываемый продукт начинает использоваться, признается жизнеспособным. Метод проектов актуален и эффективен, он даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности, личностные качества и коммуникативные навыки.
Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952).В основном его работы посвящены проблемам образования в школе, но педагог постоянно указывал на взаимосвязь разных периодов жизни человека, обращая особое внимание на дошкольный возраст. Он говорил о том, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Одной из важных задач образования становится актуальное исследование окружающей жизни, где педагог и дети идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми. Так был разработан новый дидактический метод — метод проектов, который предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Развитие метод проектов получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса, которые предлагали выстраивать обучение на основе обогащения и расширения индивидуального жизненного опыта детей.
В 20-х годах XX в. метод проектов привлёк внимание советских педагогов, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности детей в обучении. Это будет способствовать осуществлению непосредственной связи между приобретением знаний и умений, а так же применением их в решении практических задач. Под руководством С.Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Учащиеся, работая на фабриках, заводах, в школьных мастерских, на учебно-опытных участках, приобретали лишь те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполняемой практической работой. Уровень их общеобразовательной подготовки резко снизился, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931г. метод проектов был осужден и запрещен.
За рубежом судьба метода проектов сложилась по другому, он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и других странах. Особое внимание уделили этому методу и специалисты дошкольного воспитания. В 1950-е гг., в садах М.Монтессори работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого ребенка, и учитываются интересы всех детей. Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Дошкольники работают над разными проектами. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.
Работа над проектами развита в детских садах Японии, где большое внимание уделяется именно практическим проектам в работе с детьми. Педагоги и психологи М. Хонзё, Т. Сисидо отмечают: «В проекте нужно использовать как можно больше элементов самостоятельной деятельности. Важно научить детей действовать в соответствии с собственными устремлениями, так как независимые поступки укрепляют веру ребенка в свои силы, помогают ему стать человечным».
Проект, который исполняют дети, — отмечает Д. Дьюи,- должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Работая над проектом, дошкольники учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, а следовательно, развиваются интеллектуально. Поскольку метод проектов — это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия.
Ознакомившись с методической литературой и историей развития метода проектов можно сделать вывод, что метод, созданный более ста лет назад, не потерял своей актуальности и в настоящее время, активно применяется не только в зарубежных дошкольных учреждениях, но и плавно внедрился в российское дошкольное образование. Проектирование в конце XX века стало наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности в ДОО. Актуальность и новизна проектов связана с переходом на личностно–ориентированную модель обучения, основанной на сотрудничестве участников образовательного процесса, направленной на развитие ребенка, его интересов и способностей, отношения к ребенку как к полноправному основному участнику проектной деятельности.
Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать и преобразовывать. В исследованиях Е.С. Полат определяется сущность этого метода как достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде готового продукта. Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственного поиска, выбора, манипулирования с действиями и предметами, конструирования, наблюдения, исследования). В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, пополнять недостающие знания, обретать умения.
Данный метод имеет множество преимуществ:
— динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей;
— даёт чёткий алгоритм действий для формирования внутренней структуры деятельности ребёнка;
— в основе метода проекта лежит интеграция различных образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, что формирует у детей целостную картину мира;
— ведет к сотрудничеству педагога и детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основой которого является взаимодействие педагога и ребенка дошкольного возраста, по достижению поставленной цели через поэтапную практическую деятельность.
Выделяют следующие этапы работы над проектами:
- Целеполагание – педагог предлагает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, какое оборудование и пособия использовать).
- Реализация проекта (практическая часть).
- Публичное представление продукта деятельности.
- Подведение итога.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой:
1. погружение в проект (тема, сроки реализации, актуальность, цель, задачи, методическая база);
2.организация деятельности (этапы: план реализации проекта)
Основная цель проектного метода, которую достигает педагог – это развитее творческой личности ребенка. Задачи обучения проектной деятельности для младшего и старшего дошкольного возраста различны. Например, А. И. Ромашкина определяет следующим образом.
Младший дошкольный возраст:
— вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию;
— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации;
— формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности;
— формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Старший дошкольный возраст:
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— умения определять возможные методы расширения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
— умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
— ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка дошкольного возраста. Проектная деятельность стимулирует педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения шаблонных и стандартных действий, а требует творческого и личностного роста в плане педагогической деятельности.
Таким образом, проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса является оптимальной и перспективной в современных условиях развития дошкольного образования. Р абота по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОО требует профессиональной компетентности педагога, так как воспитатель — организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт, основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые формы организации педагогического процесса в соответствии с ФГТ»
Статья содержит некоторые рекомендации о планировании в ДОУ. Рассмотрены примерные формы организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ в образовательных областях.
Использование здоровьесберегающих технологий в разных формах организации педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС ДО
Урок – основная форма организации педагогического процесса по семейной педагогике
До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма орг.
« Проектная деятельность в ДОУ как способ организации педагогического процесса при внедрении ФГОС дошкольного образования»
Конспект мероприятия по русским народным сказкам.
Принципы и формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей дошкольного возраста с дизайн – деятельностью
Приобщение детей к дизайн-деятельности в ДОУ.
Статья на тему:»Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО»
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на.
«Проектная деятельность в ДОУ, как форма организации образовательного процесса. Детско-родительские проекты и способы их реализации»
Воплощая различные проекты совместно с детьми в детском саду, привлекая родительскую общественность, в совместную деятельность позволяет воспитать ребенка творческой самостоятельной личностью, умеющей.
Источник
Метод проектов как эффективная образовательная технология
Анастасия Рузанкина
Метод проектов как эффективная образовательная технология
Метод проектов как эффективная образовательная технология
Рузанкина А. В., воспитатель
МБДОУ «детский сад №110»
Либо я найду путь, либо проложу его!
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС). Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь на много больше, чем их сверстники 10 — 15 лет назад.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, в наши дни является метод проектной деятельности.
Метод проектов не только актуален, но и эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Оно обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника:
1. Расширяются знания детей об окружающем мире (при выполнении исследовательских и творческих проектов).
2. Развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.
3. Формируется оригинальный замысел и умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации.
4. Развивается умение следовать задуманному плану.
5. Приобретаются у детей необходимые социальные навыки.
6. Вносятся разнообразия в игровую деятельность.
1. Изменяет мировоззрение.
2. Требует ежедневного творческого, личностного роста.
Для родителей воспитанников:
1. Развиваются детско-родительские отношения (ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое).
2. Жизнь родителей наполняется богатым содержанием.
Что же такое «ПРОЕКТ»?
В словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Метод проектов — способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития:
— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
— развитие познавательных способностей;
— развитие творческого воображения;
— развитие творческого мышления;
— развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
В старшем дошкольном возрасте это:
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
— самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
1Краткосрочный проект.Одно или несколько занятий: 1-2 недели – месяц
2. Проект средней продолжительности 2 — 4 месяца.
3. Долгосрочный проект Учебный год.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско — творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево — игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по — своему поставленные проблемы);
3. информационно — практико – ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду — (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, («Театральная неделя»). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются сюжетно — ролевые — игровые и творческие проекты.
Проекты, которые я применяю с детьми раннего дошкольного возраста в основном краткосрочные это «Детский сад: адаптация без слез», «Моя любимая игрушка». По играм «Мой веселый звонкий мяч», «Музыкальные игры». По нравственно патриотическому воспитанию «День победы». Особенно детям нравятся проекты по опытно — эксперементальной деятельнсти «Играя, познаем» (игры с песком и водой). Долгосрочный проект «Огород на окне».
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Я считаю, что технологии метода проектов, положительно сказываются на социальном воспитании детей, так как это и умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Так же совпадение взрослых и детских целей, определяет эффективность воспитательно — образовательного процесса; увлечённость детей деланием помогает решать вопросы дисциплины.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Актуальность Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает.
Опыт работы ДОУ «Квест-технология как наиболее эффективная форма взаимодействия с семьями дошкольников» Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Положительных результатов в решении этой проблемы можно.
Лэпбук, или интерактивная папка, как новая эффективная технология обучения В последние годы в системе дошкольного образования произошли немалые изменения. Современные требования, предъявляемые государством.
Мастер-класс для педагогов «Социо-игровой стиль работы с дошкольниками как эффективная педагогическая технология» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.
Метод проектов как интерактивный метод современного обучения Проектный метод вошел в жизнь как требование времени. Метод проектов — один из интерактивных методов современного обучения. Он является.
Метод проектов как способ организации педагогического процесса Метод проектов, как способ организации педагогического процесса. И. Н. Онухова воспитатель МБДОУ «Муромцевский детский сада №7 присмотра.
Метод проектов как эффективная образовательная технология в ДОУ Метод проектов как эффективная образовательная технология в ДОУ Чернова Л. В. МБДОУ «Детский сад №68 «Паровозик» Китайская пословица гласит:.
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данной технологии. Опыт и знания.
Песочная терапия как эффективная здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми Песочная терапия – эффективная здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми. Самая лучшая игрушка для детей.
Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Как известно, в нынешнее время в образовании с большой силой набирает обороты проектный метод.
Источник