- Основные способы словообразования с примерами
- Содержание:
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Раздел III. ГРАММАТИКА
- Продуктивные способы словообразования в современном русском языке. История нескольких окказионализмов (Исследовательский проект выполнила ученица 9 «В» класса Турикова Алина)
- ВВЕДЕНИЕ.
- СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИЯ.
- НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ ОККАЗИОНАЛИЗМЫ.
- ИГРА В СЛОВА.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- ЛИТЕРАТУРА .
Основные способы словообразования с примерами
Содержание:
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
- Древний храм (прям) – храм природы (перен)
Таблица с примерами
Способ образования
Примеры
Приставочный
- Чистить —очистить
- Искренний – неискренний
- Жечь — сжечь
Суффиксальный
- Нефть – нефтяной
- Парник – парниковый
- Производство — производственный
Приставочно-суффиксальный
- Правый – вправо
- Граница – безграничный
- Грязь — загрязнение
Постфиксальный
- Приходить – приходиться
- Связывать, связываться
- Располагать — располагаться
Сложение основ
- Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
- Пар, ходить – пароход
- Лес, заготовка — лесозаготовка
Сложение усеченных основ с целым словом
- Экологический, система –экосистема
- Физическая культура – физкультура
- Драматический кружок — драмкружок
Аббревиатура
- Средства массовой информации – СМИ
- Правила дорожного движения – ПДД
- Организация Объединенных Наций — ООН
Приставочно-постфиксальный
- Писать – расписаться
- Думать – задуматься
- Плакать — расплакаться
Суффиксально-постфиксальный
Источник
Раздел III. ГРАММАТИКА
Тема 3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
§ 39. Понятие регулярности и продуктивности в словообразовании
Говоря о словообразовании, необходимо иметь в виду, что образования новых слов бывают регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные.
Регулярные образования – это такие производные слова, которые построены по многократно повторяющейся модели, формальной и семантической. Например: слова «ключик», «дворик», «столик» образованы по модели (формальной): основа существительного + суффикс —ик, который имеет уменьшительное значение (семантическое). Рассмотрим еще пример: прилагательные «хлебный», «водный», «лесной построены и по форме и семантически одинаково: основа существительного + суффикс —н— со значением признака, относящегося к предмету, явлению + родовые окончания.
Нерегулярные образования – это единичные образования, среди которых могут быть отступления от общей формальной или семантической модели. Так, в русском языке существует регулярная модель образования глаголов от прилагательных – основа прилагательного + суффикс – е-ть со значением «становиться, делаться + признак»: прочный – прочнеть, влажный – влажнеть, красный – краснеть. Однако в словах «скудеть», «обезлюдеть» эта модель формально не выдержана – исчез суффикс прилагательных —н-: «скудный», «безлюдный», а в глаголе «хорошеть» имеются отклонения в семантике, так как его значение не «становиться хорошим», а «становиться красивым, привлекательным».
Словообразовательные модели делят на продуктивные и непродуктивные. Продуктивными считаются модели, по которым образуются новые слова в данное время. Отмечено, что в современном разговорном русском языке часто используются существительные, образованные от существительных: бег – беготня, треск – трескотня, а также отглагольные образования: читать – читка, ковать – ковка, намотать – намотка и другие.
Непродуктивные модели – это модели, по которым в данное время не создаются новые слова. Например, из древнерусского языка дошли до нас слова «кормчий», «зодчий», «стряпчий» с суффиксом «-чий», слова «ходатай», «глашатай» с суффиксом «-атай»; не менее распространен в те времена был и суффикс «-ух»: петь – петух, пасти – пастух.
Не используются в настоящее время такие модели, по которым образованы слова «золушка», «молодушка» или «краюха», «горюха», «злюка».
Источник
Продуктивные способы словообразования в современном русском языке. История нескольких окказионализмов (Исследовательский проект выполнила ученица 9 «В» класса Турикова Алина)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70»
Продуктивные способы словообразования в современном русском языке.
История нескольких окказионализмов
выполнила ученица 9 «В» класса
учитель русского языка и литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Конфуцию приписывают фразу: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен». Наше общество с конца двадцатого века постоянно испытывает потрясения. И эти изменения не могли не коснуться языка. Отношение к этим изменениям двоякое: с одной стороны, отход от общепринятой литературной нормы воспринимается как языковая порча, а с другой стороны, язык развивается, как и любой другой живой организм, и, может быть, это и есть признаки его развития? Актуальность этого исследования как раз и состоит в том, что мы будем анализировать вновь появляющиеся слова, окказионализмы, с точки зрения словообразования.
1) выяснить, какие способы словообразования наиболее продуктивны при образовании окказионализмов, встречающихся в рекламе,
2) установить, можно ли считать эти окказионализмы удачными с точки зрения соответствия словообразовательной структуры и смыслового наполнения.
используя научные источники, четко определить круг морфологических и неморфологических способов словообразования,
собрать окказионализмы, используемые в рекламе, звучащей на телевидении, печатающейся в газетах и рекламных буклетах,
проанализировать собранные окказионализмы с точки зрения словообразования,
сделать вывод о продуктивности способов словообразования,
выяснить целесообразность использования окказионализмов.
Методы исследования – сбор, анализ материала, систематизация и синтез материала, полученного из разных источников.
поиск и изучение окказионализмов,
систематизация полученного материала
составление отчета по проекту
Объект исследования – окказионализмы, собранные нами в втором полугодии 2015 года. Хронологическими рамками сбора окказионализмов и обусловлена новизна работы. Перспектива – продолжить работу по данной тематике.
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИЯ.
Раздел словообразования в лингвистике сравнительно новый, свою историю он ведет с сороковых годов двадцатого века. Большую роль в развитии науки сыграли такие ученые, как И. А. Бодуэн де Куртенэ , Ф. Ф. Фортунатов, Н.В. Крушевский. Терминологическую базу словообразования составляют морфологические и неморфологические способы словообразования. Среди морфологических способов выделяют:
префиксальный (играешь →поиграешь, приставка по- имеет добавочное значение начала действия),
суффиксальный (молодой→молодость, суффикс –ость- привносит значение отвлеченного термина),
аффиксальный или приставочно-суффиксальный (окно→подоконник, приставка под- и суффикс –ник- добавляются одновременно),
безаффиксный – способ, при котором к производящей основе прибавляется так называемый нулевой суффикс (переходить→переход, нулевой аффикс добавляет значение результата действия, которое обозначается производящей основой),
сложение целых слов (плащ+палатка→плащ-палатка)
сложение основ с помощью соединительных гласных (каша+варить→кашевар)
сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета — стенгазета, Московский государственный университет – МГУ .
Как мы видим, особый интерес представляет значение, которое добавляют аффиксы к исходному производящей основы.
Среди неморфологических способов выделяют следующие:
лексико-семантический (слово мышь, кроме обозначения мелкого грызуна, приобрело значение компьютерное устройство для ввода информации),
лексико-синтаксический (сказанное + выше→вышесказанное),
морфолого-синтаксический (ванная комната→ванная), то есть переход из одной части речи в другую.
Таким образом, мы определились с системой координат, которой будем пользоваться в нашем исследовании.
НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ ОККАЗИОНАЛИЗМЫ.
Окказионализмы встречают нас повсюду: это и названия магазинов («БлинЮга» «Морожики» «Брутальский», «Кулер off »), и вызывающие недоумение рекламные объявления («Глядь», «Ничесе» «Японуться»), и даже названия продукции («Всешечка»).
Отношение к ним двоякое. Во-первых, это, конечно, смех: блинюга – это огромный страшный (по аналогии со зверюга) блин Юга? Во-вторых, недоумение – как можно настолько выставлять незнание родного языка, что даже не сверится со словарем: брутальный, но не брутальский. К тому же брутальный – жестокий, грубый ( от лат. brutalis « животный , плотский »), значит, в магазине продают животные шкуры в качестве мужской одежды? Но вернемся к теме исследования. Попробуем сгруппировать означенные слова в соответствии со способом их словообразования:
брутальский, всешечка, морожики, кулер off , цвето ff , японуться,
ничесе, блинюга, деньгимигом.
Слова первой группы (брутальский, морожики, кулер off , цвето ff , японуться) образованы с помощью суффикса от основы существительного. Ярче всего это являение иллюстрирует слово кулер off . Оно образовано от существительного кулер (аппарат для раздачи воды) и английского суффикса off . Типичная конструкция, но она «испорчена» использованием иностранного суффикса, имеющего значение удаление. Итак, значение новообразованного слова «удаление кулера». Но, хозяин фирмы имел в виду прямо противоположную семантику. Такая же ситауация и со словом цвет off . Итак, окказионализм неудачен, потому что при образовании нового слова не было учтено значение суффикса.
Второе слово данной группы – морожики- образовано от усеченной основы существительного мороженое с помощью суффикса –ик-. Эта словоформа оказалась более удачной, потому что уменьшительно-ласкательный суффикс –ик- часто используется при обозначении сказочных существ: гном – гномик, кот-котик, леший – лешик и так далее. На этом основана и визуальная реклама марки – три крошечных гномика – морожика.
О слове брутальский, кроме сказанного, нужно еще добавить, что словообразовательная цепочка выглядит следующим образом: брутальный → брутал (с помощь бессуффиксного способа) → брутальский (с помощью прибавления суффикса –ск). Словоформа оказалась неудачной из-за своей избыточности: можно было воспользоваться изначальной формой «брутальный».
Словоформу всешечка тоже нельзя назвать удачной, даже несмотря на использование уменьшительно-ласкательного суффикса –ечк-.
Последнее слово первой группы – японуться — тоже имеет особенности в образовании. Оно образовано от основы существительного Япония с помощью одновременного прибавления суффикса –и- и постфикса –ся-. Суффикс –и- добавляет значение процесса уподобления, а постфикс –ся- указывает на лицо, с которым происходит действие. Таким образом, японуться – уподобиться японцам. Негативную привлекательность слову придает аналогия с известным матерным словом. Нужно заметить, что окказионализм не прижился, потому что через несколько дней рекламное объявление из лифтовой кабины исчезло.
Итак, можно считать, что из слов первой группы более удачным является словоформа морожики, потому что образовано с учетом всех правил словообразования.
Вторая группа представлена одним словом – глядь. Оно образовано от глагола глядеть с помощью нулевого суффикса, который в данном случае имеет значение повелительного наклонения (формы верь, сядь – также образованы с помощью нулевого суффикса). Особенность словоформы в том, что слово уже слово «глядеть» имеет пометку «разг.» в словаре, а «глядь» приобретает просторечную окраску. Итак, словоформа неудачна даже для рекламной листовки, так как унижает читающего.
Третья группа слов (ничесе, блинюга, деньгимигом) объединяет слова с неморфологическим способом словообразования. Наиболее ярким примером сращения является словоформа блинюга, о значении которой говорилось выше. Словоформу нельзя признать удачной из-за значения аффикса, на который похожа форма слова «юг».
Неудачной является и словоформа «ничесе» из-за просторечной окраски форм «ничего себе», усеченные формы которых входят в состав рассматриваемой словоформы.
Итак, мы пришли к выводу, что в основном окказионализмы нельзя назвать удачными, поэтому их использование не выходит на уровень общеязыковой. Но так происходит не всегда. В следующей главе мы рассмотрим группу окказионализмов, употребление которых приобрело другой характер.
ИГРА В СЛОВА.
Знакомая сказала, что разместила свои рассказы на сайте «Проза.ру». Прочитав ее рассказ, я начала читать дальше, наткнулась на памфлет Евгения Садкова «Скапитализдить». Там кроме этого неоднозначного слова есть еще интереснейшие слова: скоммуниздить, феодаляздят. Открываю любимый словарь Ожегова – нет таких слов. Ну ладно, значит – окказионализм. Включаю телевизор, а там реклама сока «Моя семья», и слышу: «И носки папины сдедморозил». Разворачиваю журнал «Горожанин» и читаю статью о том, что столичный дизайнер Артемий Лебедев обвинил пензенских (из города Пензы) чиновников в воровстве логотипа, разработанного его студией, заканчивается эта детективная история возгласом блогера: «Спензили». Получается, что это уже не окказионализмы? Познакомимся поближе с этими словами. Только из нашего краткого экскурса мы набрализ их уже целых пять: скоммуниздить, скапитализдить, феодализдить, сдедморозить, спензить.
Прежде всего обратим внимание на их значение. Все они являются яркими синонимами слова отнять, которое по словарю Ожегова имеет значение: « Взять у кого-нибудь силой, лишить кого-чего-нибудь». Но однако эти слова различаются оттенками смысла. Для того, чтобы проиллюстрировать этот тезис возьмем примеры из уже означенного памфлета Садкова: « — Кто у меня авторучку скоммуниздил?!
Повеяло родным. Когда всё вокруг общее. Радуйся! Ты нужен! Ещё со времен создания «Манифеста коммунистической партии» это ироничное слово заменило в интеллигентной среде более грубое и вульгарное. И подразумевало искреннее признание и незамедлительную отдачу нужной в данный момент тебе вещи». Итак, скоммуниздить – не просто отнять, а взять необходимую тебе вещь, которую потом, быть может, нужно вернуть. Посмотрим на пример употребления слова скапитализдить: «И старая формация отмирает стремительно вместе со своими жителями. А новая рейдерствует по-чёрному, выращивая более стремительных акул капитализма. Здесь уж не забалуешь, не скоммуниздишь очередную яхту олигарха или реактивный самолёт депутата. Это тебе не зубная щётка». Таким образом, скапитализдить – это своровать что-то большое. Из всего вышесказанного очевидно, что все рассмотренные нами слова имеют общее значение «отнять», но с разными смысловыми оттенками: от шутливого «сдедморозил» до оскорбительного «спензить» (Лебедев разве хотел сказать, что в Пензе все так делается?).
Теперь обратимся к словообразовательному анализу этих слов. Очевидно, что словообразовательной основой для них является основа существительных: коммунизм, капитализм, феодализм, дед мороз и Пенза. К этой основе прибавляется суффикс –и-, который добавляет значение действия, доводящего до состояния, обозначаемого существительным. Коммунизм – это такое общество, в котором действует принцип: «От каждого – по возможности, каждому – по потребностям». Коммуниздить — это действие, приводящее этот механизм в движение. Дед Мороз – сказочный персонаж, дедморозить – становиться похожим на это лицо. В последнюю очередь прибавляем приставку с-, которая добавляет значение доведения до конца, завершенности действия. Капитализдить – процесс, скапитализдить – результат. В пользу нашей теории, что прибавление суффикса и приставки идет неодновременно, свидетельствует тот факт, что существует и слово скапитализдить и слово феодализдить. Однако, вполне возможен тот факт, что речь все же идет о приставочно-суффиксально способе: спензить явно сразу образовалось от слова Пенза.
Вернемся к вопросу, поставленному в начале главы: окказионализмы ли эти слова? Если следовать строгому определению Валгиной, то нет, ведь окказионализмы — это «индивидуальные авторские образования, существующие лишь в том контексте, в котором они появились». А мы увидели, насколько широко включена эта модель в употребление. Скорее всего, уместнее сделать вывод, что изначально эти слова были окказионализмами, но впоследствии модель (с определенным значением и словообразованием) стала своеобразной игрой, так привычной современному человеку. А язык – это отображение мышления. И последнее доказательство распростаненности этой игры. Набираю в поисковой строке Яндекса означенные слова и вот первая ссылка, где активно обсуждаются эти (и другие) словоформы.
Да, кстати, этот форум навел на мысль о еще одной причине популярности этих словоформ. Некоторые из них чрезвычайно созвучны матным словам, запрещенным морально-правовыми нормами. Получается, что изучаемые нами словоформы – игровая замена, как прятки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В начале нашего небольшого исследования мы поставили две цели: какие способы словообразования являются продуктивными в современном русском языке при образовании окказионализмов и можно ли назвать современные окказионализмы удачными?
Следует сразу оговориться, что наши выводы весьма условны, потому что рассмотренный материал не позволяет сделать обширных выводов. Однако на материале анализа слов можно сделать следующие выводы:
Среди проанализированных нами слов наиболее продуктивным способом словообразования является морфологический, что хорошо иллюстрируется диаграммой:
Окказионализмы чаще всего являются следствием ошибки, и поэтому не приживаются в русском языке. Однако некоторые формы, в силу своей выразительности, входят в повседневную речь людей и активно используются для пополнения словарного запаса.
К окказионализмами можно относиться по-разному. С одной стороны, они засоряют нашу речь эвфемизмами (заменами матерных слов), но с другой стороны, наш язык – это живой, сильный организм, который вытеснит ненужный для него материал.
ЛИТЕРАТУРА .
https :// ru . wiktionary . org / wiki /брутальный.
Источник