- Памятка для педагогов «Методы эффективного общения с детьми» консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Язык принятия»
- 2. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.
- 3. Метод «смещения негативной оценки
- 4. Метод «временного языка»
- 5. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций.
- Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.
- 6. Прием смены ролей.
- 7. Метод оценки действия.
- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. (“Ребенок хорош, плох его поступок”). Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» // «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Общение взрослого (педагога) с ребенком материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов «Методы эффективного общения с детьми»
консультация
Памятка для педагогов «Методы эффективного общения с детьми»
В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю. От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми. Следующие методы помогут организовать педагогическое общение более эффективно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagogov_po_obshcheniyu.docx | 477.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов
«Методы эффективного общения с детьми»
В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.
От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение , как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми. Следующие методы помогут организовать педагогическое общение более эффективно.
«Язык принятия»
Метод отражения чувств ребенка – проговаривание чувства, которое испытывает ребенок «Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», «Ты боишься, что у тебя не получится», «Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела».
- помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем.
- Дети будут меньше боятся негативных чувств. Они видят, что взрослые их
2. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.
Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему. Здесь следует придерживаться следующего правила: Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.
- «Меня это очень огорчает»,
- «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»,
- «Я рада, что у тебя так хорошо получилось».
Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять. И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания
3. Метод «смещения негативной оценки
Вместо «Опять ты все перепачкал!» // «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».
Вместо «Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» // «Мне неприятно такое поведение».
Вместо «Опять подрались. Будете оба наказаны» // «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».
В место «Да сколько же можно повторять!» // «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».
Вместо «Не смей трогать чужие вещи!» // «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».
Вместо «Ты достал всех сегодня на физкультуре!» // «Ребята могут на тебя обидеться».
— на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков
Вместо «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!» // «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».
Вместо «Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» // «Об игрушки на полу можно споткнуться».
4. Метод «временного языка»
Вместо «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как
следует!») // «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»)
5. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций.
Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.
Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».
Выражение удивления, сопоставления достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого.
6. Прием смены ролей.
— моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?»
7. Метод оценки действия.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. (“Ребенок хорош, плох его поступок”). Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» // «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила эффективного общения с детьми от 1 года до 4 лет
Когда мы находимся в расстроенных чувствах, то хотим, чтобы нас выслушали и пожалели! Дельные советы — это, разумеется, хорошо, но в кризисных ситуациях большинство из нас нуждается совсем не в них. Л.
Стратегии эффективного общения с детьми.
Школа заботливых родителей. Практикл-ориентированный семинар для родителей.
«Методы эффективного общения с детьми»
работа с воспитателями.
Правила эффективного общения с детьми
Что значит» активное слушание «, как поддержать ребенка и каких правил следует придерживаться для эффективного общения вы узнаете из этого материала.
«Слушаю маму без слёз и капризов». (консультация для родителей младших дошкольников по повышению эффективности общения с детьми)
Для повысить эффективность общения родителей со своими детьми, автором были предложены ряд простых техник.
«Памятка для родителей и педагогов для эффективного общения с детьми с тревожностью»
Правила общения с ребёнкомРекомендации воспитателям и родителям по работе с тревожными детьми.
Эффективное общение с детьми дошкольного возраста
Психологическая сущность потребности дошкольника в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей, в попытке понять, что он может, умеет, знает. Способы эффективного общения помогу.
Источник
Общение взрослого (педагога) с ребенком
материал на тему
Для продуктивного простраивания общения «педагог-ребенок» представлены все способы взаимодействия с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_vzroslogo_pedagoga_s_rebenkom.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум по теме:
«Общение взрослого (педагога) с ребенком».
Как известно, педагогический процесс – это цепочка последовательных ситуаций. Сама же ситуация представляет собой совокупность условий, в которую входят содержание, средства общения, мотивы и цели субъектов деятельности. Признаки педагогической ситуации: открытость, информационная неструктурированность, изменчивость, многомерность, сложность, динамичность.
Какие виды педагогической ситуации характерны более всего? Выделим те, которые возникают по ходу выполнения детьми заданий на занятиях или в процессе свободной деятельности – игровой, трудовой; по поводу нарушения правил поведения; ситуаций в сфере эмоционально-личностных отношений между взрослым и ребенком. В этот перечень необходимо включить и халатное, недобросовестное отношение педагога к своим обязанностям, и те противоречия, которые возникают как между коллективом и администрацией, так и в самом коллективе.
Основной признак возникновения сложной ситуации между педагогом и детьми – противоречия. Возникают они в связи с расхождением цели, которую ставит взрослый, и цели, которую преследует дети. Вот почему так важно, чтобы педагог владел техникой анализа. Умение это позволит снизить число ошибок, избежать субъективизма в оценке поведения детей, выработать навыки самостоятельного решения.
Все способы взаимодействия педагога, как с коллегами, так и с детьми условно делят на продуктивные и непродуктивные.
К непродуктивным относят репрессивные меры, так называемое «игнорирование ситуации» и «ролевое взаимодействие». Отметим: ни один из непродуктивных способов не способствует развитию положительных межличностных отношений, так как в их основе лежат «включенные» защитные механизмы психики. Продуктивные способы взаимодействия, естественно, создают между субъектами отношения долгосрочные, положительные, способствующие их личностному росту.
Что относят к продуктивным способам? Речь идет от «рефлексии», «выяснении мотивов», «стимуле изменить поведение». Так, под ситуацией «выяснение мотивов» следует понимать направленность на другого человека, эмпатическое взаимодействие с ним, прояснение его потребностей, чувств. Т
Какие виды, какие способы взаимодействия наиболее характерны для практики ? (Разбираем с педагогами способы взаимодействия с примерами из собственных жизненных примеров). Разбирая продуктивные и непродуктивные меры, отметим:
— агрессию прямую – физические наказания, обвинения, угрозы, оскорбления – и косвенную – перенос агрессивного поведения на другого;
— раздражение, несдержанность в проявлении негативных чувств при малейшем возбуждении в невербальных формах поведения, вспыльчивость, демонстрируемую жестами, злобным взглядом, мимикой, интонацией;
— обиду в отношениях с окружающими за действительные или вымышленные действия;
— подозрительность, недоверие, необоснованную осторожность к окружающим.
«Игнорирование ситуации» как способ взаимодействия подразумевает такое поведение субъекта, при котором он делает вид, что ничего не происходит, — неприятная информация как бы пропускается мимо.
«Ролевое взаимодействие» зиждется на разнообразных манипуляциях, цель которых – изменить любым способом (или похвалой, или нравоучением, или категоричной оценкой) в выгодном для себя свете поведение другого человека.
Под «рефлексией» понимается способность обосновывать собственное поведение, осознавать свои потребности, чувства, мысли, понимать себя и видеть себя глазами других. Формула «Только тот, кто умеет понимать себя, может понять другого человека» применима к педагогу в том случае, если он принимает себя со всех сторон – как с сильной, так и со слабой. Позиция же «неприятие себя» обуславливает негативное восприятие окружающих, стремление занять авторитарную позицию.
Позиция «принимать себя» вовсе не означает, что человек обязан вести борьбу с самим собой, совершать насилие над собой. «Принимать себя» — это означает уметь в своих слабых качествах найти позитивную сторону или выявить такое качество, которое не вызывает отрицательных эмоциональных переживаний. Да, это нелегко. Да, для этого нужны определенные шаги к себе самому, необходимо осознать то, что происходит именно с тобой. Однако как? В психологии выделяют пять шагов рефлексии.
Первый шаг. Осознание того, что происходит с собственным телом. Телесные реакции первичны, поэтому именно эти реакции дают точную информацию о ситуации. Вначале человек краснеет, бледнеет, дрожит или, наоборот, расслабляется, чувствует прилив сил. Только потом «включается» анализ ситуации. Если при этом человек обращает внимание на то, что происходит с ним, с его телом, у него появляется возможность не допустить ошибки.
Второй шаг. Осознание собственных чувств и эмоций. Вербализация чувств в форме «Я-высказывание», с одной стороны, снимает эмоциональное напряжение, а с другой – дает возможность другому человеку лучше понять нас.
Третий шаг. Осознание собственных мыслей. Для примера приведем два высказывания. Сравнение покажет существенную разницу между ними. Первая фраза: «Я чувствую, что вы меня не понимаете» — нерефлексивна, в ней кроется скрытое обвинение. Вторая фраза: « Когда я думаю, что вы меня не понимаете, я теряюсь (волнуюсь, у меня опускаются руки, я удивлен, я расстраиваюсь и т.п.)» — отделяет чувства от мысли: «Когда я думаю, что вы меня не понимаете…». К тому же у каждого человека могут возникать разные чувства.
Четвертый шаг. Осознание собственных потребностей. Ответы на вопросы «Что я хочу?» или «В чем я нуждаюсь?» дают возможность четко сформулировать просьбу к другому человеку.
Пятый шаг – осознание собственных действий предоставляет возможность увидеть себя со стороны глазами других людей.
«Выяснение мотивов» — это такой способ, благодаря которому педагог имеет возможность понять чувства и потребности каждого ребенка, заглянуть ему в душу. Представьте такую ситуацию: средняя группа, накрывают столы для ужина. Один из воспитанников, заглянув в тарелки, ложится на пол, прикрыв голову руками, и кричит: «Я это есть не буду!». Если педагог делает вид, что ничего не происходит, то его действия диагностируются как «игнорирование ситуации». Если констатирует: «Будешь так плохо вести себя, не пойдешь на прогулку» — уже как « репрессивные меры». А вот обращение: «Ты же умный мальчик, встань, пожалуйста, перестань плакать и съешь совсем немного» — это уже «ролевое взаимодействие». К «выяснению мотивов» отнесем такую фразу: «Тебе не нравится эта каша, ты боишься, что я заставлю тебя, ее есть?».
Стимул «изменить собственное поведение» направлен на признание собственной ошибки или неправоты, на проговаривание тех действий, которые могут изменить обстановку, разумеется, на положительный исход. Однако признаемся: взрослые редко приносят извинения детям. Более того, не только ждут, но и часто требуют, чтобы дети просили прощения.
С детьми надо разговаривать откровенно и честно, понимая их внутренний мир, разделяя их переживания. Минуты огорчения и обиды дети переживают так же сильно, как и взрослые. Как не процитировать строки из стихотворения И.П. Токмаковой:
Я могу и в углу постоять,
Час могу, два или пять,
Я не брал эту запонку красную.
Ну, зачем говорите напрасно вы!
Ребенок, которому приносят извинения, на всю жизнь запомнит этот справедливый акт. Поэтому ему будет легче осмысленно, а не под давлением или приказанием попросить прощение у взрослого. Прием оздоровит не только ситуацию, но и сами отношения, снимет напряжение, создаст условия для длительных положительных отношений.
Чтобы научиться продуктивным способом взаимодействия, педагог должен знать, применять на практике, как сказано выше, технику анализа способов взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности. Алгоритм подобного анализа выглядит следующим образом:
- Записать ситуацию, затем в форме прямой речи ответить на вопрос: «Что я могла бы сказать ребенку в этой связи?». Формулировка дает возможность анализировать собственные высказывания и поведение.
- Поставить диагноз решению. Для этого необходимо каждое записанное предложение соотнести с одним из шести видов взаимодействия («репрессивные меры», «игнорирование ситуации», «ролевое взаимодействие», « рефлексия», «выяснение мотивов», «стимул изменить собственное поведение»). Тогда появится возможность увидеть соотношение общения – продуктивного или непродуктивного.
- Выбрать подходящий для решения ситуации продуктивный способ и подобрать необходимые слова.
Применима ли данная техника анализа на практике? Сошлемся на такой пример: Зима. Дети на прогулке. Педагог разъясняет: «Снег есть нельзя». И, тем не менее, один ребенок, как бы не слышав слов взрослого, начинает ходить по сугробам и слизывать снег с рукавиц. Что примерно может сказать в данной ситуации педагог: « Еще раз говорю: есть снег нельзя, ты заболеешь!». В этом высказывании кроются ролевые установки. Педагог не выходит за рамки своей социальной роли, поэтому фраза эта диагностируется как «ролевое взаимодействие». Если приказ звучит грозно: «Сейчас же, немедленно прекрати есть снег! Иначе я тебя накажу!», это уже «репрессивная мера».
Чтобы решить ситуацию продуктивно, необходимо определить, как действует ребенок: радостно? так, чтобы привлечь внимание взрослого? демонстрирует агрессию? Если он получает удовольствие, педагог проясняет мотив, которым он руководствуется: «Ты хочешь поиграть в интересную игру со снегом?» ( «выяснение мотива» ). Если же делает назло, следует спросить: «Ты рассердился, потому что…?» ( «выяснение мотива») . Продуктивные способы взаимодействия развивают педагогическую чувствительность к детям и вызывают у них эмоционально положительный и интеллектуальный отклик.
Источник