- Развитие продуктивных способов словообразования в английском языке
- курсовая лингвистика.doc
- Курсовая работа
- по лингвистике
- Выполнила:
- студентка 4 курса, гр. 402
- Терновская Т. А.
- Словообразование в английском языке
- Словосложение
- Словопроизводство
- Приставки, как способ словообразования в английском
- Приставки с другим приставочным значением: существительные
- Приставки с другим приставочным значением: глаголы
- Приставки с другим приставочным значением: прилагательные
- Суффиксы, как способ словообразования в английском
- Словообразование существительных в английском языке с помощью суффикса
- Субъект деятельности
- Абстрактные существительные
- Словообразование прилагательных в английском языке с помощью суффикса
- Как образуются глаголы
- Как образуются наречия
- Суффиксы: таблица словообразования по частям речи
- Объединение суффиксов и приставок: преобразование слов в английском языке
- Конверсия: новые слова без внешних изменений
- Изменение места ударения
- Чередование звуков
- Аббревиатуры и сокращения слов
Развитие продуктивных способов словообразования в английском языке
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа
Краткое описание
Находясь в постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, им сопутствует образование новых слов, обозначающие эти явления и предметы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ВИДЫ СЛОВООБРАЗВОНИЯ. ПРОДУКТИВНОСТЬ И МАЛОПРОДУКТИВНОСТЬ СЛОВООБРАЗВОВАНИЯ. 4
1.1. Понятие продуктивности. 4
1.2. Основные способы словообразования. 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………. 20
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗВОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. 21
2 Развитие словарного состава древнеанглийского языка. 21
2.2 Развитие словарного состава среднеанглийского языка. 21
2.3 Развитие словарного состава новоанглийского языка. 24
2.4 Развитие словарного состава современного английского языка. 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 28
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………. …. 29
Вложенные файлы: 1 файл
курсовая лингвистика.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новый гуманитарный институт»
Факультет иностранных языков
Курсовая работа
по лингвистике
Развитие продуктивных способов словообразования в английском языке
Выполнила:
студентка 4 курса, гр. 402
Терновская Т. А.
Электросталь 2012
ГЛАВА 1. ВИДЫ СЛОВООБРАЗВОНИЯ. ПРОДУКТИВНОСТЬ И МАЛОПРОДУКТИВНОСТЬ СЛОВООБРАЗВОВАНИЯ. . 4
1.1. Понятие продуктивности. . . . 4
1.2. Основные способы словообразования. . . 12
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗВОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. . 21
2.1 Развитие словарного состава древнеанглийского языка. . 21
2.2 Развитие словарного состава среднеанглийского языка. . 21
2.3 Развитие словарного состава новоанглийского языка. . 24
2.4 Развитие словарного состава современного английского языка. 26
Находясь в постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, им сопутствует образование новых слов, обозначающие эти явления и предметы.
Проблема возникновения и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов, особенно в нашу эпоху, отличительной чертой, которой стала раскрепощенность языка и как в следствие – обилие всевозможных новообразований.
В данной работе будут рассмотрены различные способы словообразования и их продуктивность в различные периоды развития английского языка.
Объектом исследования данной работы является словообразование в английском языке.
Задача исследования рассмотреть понятие словообразования и выделить разные способы словообразования
ГЛАВА 1. ВИДЫ СЛОВООБРАЗВОНИЯ. ПРОДУКТИВНОСТЬ И МАЛОПРОДУКТИВНОСТЬ СЛОВООБРАЗВОВАНИЯ
1.1 Понятие продуктивности
Учеными давно было замечено, что по одним словообразовательным моделям можно образовать почти бесконечное или, по крайней мере, значительное число производных, другие же характеризуются неспособностью к свободному производству слов.
Продуктивность – это скорее количественная характеристика словообразовательного ряда: модель продуктивна, когда по ее образцу в языке созданы десятки, а то и сотни производных. С другой стороны, активность модели – это скорее качественная ее характеристика, ибо она означает способность словообразовательного ряда к пополнению новыми единицами. Наконец, употребительность модели связана с ее реализацией в тексте, т.е. статистическими закономерностями ее использования. (Хидекель,1974:244)
Из сказанного выше явствует, что продуктивность – это статическая характеристика словообразовательной системы, это учет результатов ее действия, это отражение реализации способности разных словообразовательных моделей в определенные временные периоды к словопроизводству. Многие словообразовательные модели различаются именно в количественном аспекте: ср. довольно ограниченный и закрытый список производных с суффиксом – dom (kingdom, princedom и т.д.) и огромный, открытый ряд производных с суффиксом – еr.
Активность – это динамический, процессуальный аспект словообразовательной системы, ее способность к действию, пополнению языка новыми лексическими единицами, к выполнению определенных коммуникативных заданий. Естественно, что статический и процессуальный аспекты в словообразовании тесно связаны и трудно разграничиваемы. Оттого порою и невозможно определить, употребляем ли мы в речи производные слова как готовые единицы или же вновь создаем их по активным моделям словообразования.
Необходимо сказать, что активность словообразовательных мделей детерминируется многочисленными факторами лингвистическими и экстралингвистическими: фонетическими, фонологическими, морфологическими, этимологическими, деривационными, семантическими, стилистическими и т.д. свойствами лексических единиц, конкуренцией с уже существующими языковыми обозначениями, коммуникативными и прагматическими причинами.
В английском языке, например, производные прилагательные содержат до 70 суффиксов разного происхождения. Из них суффиксы – ate, – ory, – ine, – id и другие никогда не соединяются с исконными основами; напротив, такие суффиксы, как – ward, – most, – fold, никогда не сочетаются с основами заимствованными.
Примером ограничительного действия семантики производящих баз может явиться сочетаемость адъективного суффикса -1у с обозначениями лиц, единиц измерения времени (manly «мужественный’, kingly ‘королевский’, daily ‘ежедневный’, weekly ‘еженедельный» и т.д.) и исключение из сферы действия этого суффикса названий растений, материалов и т.д., которые типичны для модели с адъективным суффиксом – у (piny «сосновый’, clayey ‘глинистый» и др.). (Харитончикc,1992:114)
Продуктивность является одной из главных характеристик самых различных языковых единиц. Особое значение продуктивность приобретает в словообразовании, и в частности при характеристике словообразовательной модели, являющейся центральным механизмом в создании новых слов.
В словообразовании понятие продуктивности распространяется, кроме моделей и на аффиксы, основы, т. е. словообразовательные элементы, а также и на способы словообразования.
Продуктивность в теории словообразования имеет синонимичный термин
«словообразовательная активность», под которым подразумевается способность того или иного образования, например, словообразовательного элемента, образовать новые слова.
Продуктивными следует считать такие модели, по которым на данном этапе развития языка образуются новые слова.
В английском языке примером высокопродуктивных можно считать модели производных слов с суффиксами: v + er (teacher), n + able (readable), n + less (colourless), n + like (catlike), n (adj) + ize (ideologize); с префиксами: un + adj (unemployable); модели сложных слов: n + n (foodscience); n + adj (dustfree); и модели сложнопроизводных слов: n + v + er (price-raiser), adj (n) + n + ed (loud-voiced).
В качестве малопродуктивных выступают модели производных с суффиксами: n + en (woolen), n + ous (dangerous); с префиксами: be + v (becloud) и модели сложных слов v + v (make-believe), v + adv (speak-easy) и др.
Продуктивность не является постоянным свойством модели, она в определенный период развития языка может изменить характер своей продуктивности и перейти из класса неактивных моделей в активные.
При характеристике модели помимо продуктивности и количественного объема часто используется еще и понятие употребительности слов данной модели. «Употребительность в определенных условиях может стать сопутствующей причиной, усиливающей или ослабляющей продуктивность той или иной словообразовательной модели».
В английском языке прямая зависимость от того лексико-стилистического слоя, в котором находят свое употребление слова данной модели, определенным образом сказывается не только на степени продуктивности, но и на продуктивности вообще.
Во-первых, в разных лексико-семантических слоях языка продуктивность одних и тех же моделей, как известно, может варьироваться. Во-вторых, различные слои языка отличаются друг от друга набором определенных моделей, специфичных для этого слоя (общелитературная лексика, сленг, научно-техническая лексика, общественно-политическая лексика, различного рода терминологическая лексика: биологическая, медицинская, химическая, физическая и т. д.)
К сленгу относятся в основном модели с полуаффиксами -crazy «одержимый, помешанный на чем-либо»: car-crazy, speed-crazy; -happy «одержимый, довольный»: dollar-happy «рад, что есть деньги», skirt-happy «одержимый женщинами».
Для медицинской и биологической терминологии характерны модели с полупрефиксами immuno-, cardio-.
В технической терминологии употребительна модель с префиксами mono-, mon-, -meter.
Итак, в английском словообразовании имеются:
а) модели с различной степенью продуктивности в зависимости от лексико-стилистического слоя, в котором они используются;
б) модели, употребляемые преимущественно в определенном лексико-стилистическом слое;
в) модели универсальные, продуктивные во многих лексических слоях.
Анализируя продуктивность моделей в современном английском словообразовании, следует подчеркнуть весьма существенное обстоятельство, которое характеризует процесс в целом. Это сравнительная легкость образования в речи как устной, так и письменной сложных и производных слов.
Продуктивность словообразовательной модели обуславливается как экстралингвистическими потребностями, так и причинами лингвистического языкового плана.
Экстралингвистическая потребность в выражении новых понятий является определяющей в развитии системы словообразования и продуктивности отдельных моделей, причем происходит отбор тех моделей, которые способны наиболее адекватно выразить новое явление.
Говоря об экстралингвистических потребностях создания новых слов, следует упомянуть о создании так называемых «модных» слов и использовании для этого «модных» суффиксов и соответственно словообразовательных моделей. Употребление этих слов чаще всего ограничивается рамками словоупотребления определенных групп людей (gimmick «шутка, ловкое приспособление», swell «отличный, первоклассный», sophisticated «сложный, трудный, непонятный» и т.д.).
Создание слов не только, и далеко не всегда, диктуется потребностями общества в выражении новых понятий, явлений. В речи, как устной, так и письменной, имеет место образование слов, которые вовсе не выражают что-то новое, новое понятие, новую идею.
В огромном количестве случаев, создаются слова, обозначающие явления не новые, не вновь появившиеся или открытые, а явления уже существующие, но выраженные другими языковыми средствами, например словосочетаниями. Кроме того, в языке существует тенденция к краткости выражения, к экономии речевых средств, «слово – более краткий способ обозначения понятия, чем сочетание слов, более экономное средство выражения».
Наряду с социальными экстралингвистическими потребностями в обозначении каких-либо явлений словообразование призвано выполнять и другие функции. Среди последних наиболее значимой является функция образования новых слов для удовлетворения потребностей рациональной организации высказываемого смысла, более точного выражения мысли (an opener of doors – one who opens doors, a great arranger – one who can arrange anything).
Задача более точного выражения мысли или со здания стилистического эффекта решается путем варьирования словесного материала, его различного расположения в контексте и многими другими синтаксическими средствами (Television-watching had left its mark on her gestures. Everyone was shoulder-punching one another).
Итак, словообразовательная модель, как видно из вышеизложенного, широко используется для выполнения различного рода синтаксических потребностей в организации смыслового содержания высказывания и этим не отличается от синтаксических средств. В силу этого ее следует считать одним из синтаксических средств организации текста.
Помимо целей обозначения новых явлений в обществе (узуальное словообразование) или целей синтаксической организации текста (синтаксическое словообразование), имеется еще и цель выразить словообразовательными средствами стилистические потребности говорящего, автора. Этот вид словообразования называется стилистическим.
Источник
Словообразование в английском языке
О чем эта статья:
Словообразование английских слов — процесс невероятно увлекательный и чем-то похожий на сборку пазла. В английском языке есть два способа словообразования: словосложение и словопроизводство.
Словопроизводство включает аффиксы (то есть приставки и суффиксы), конверсию, чередование звуков и ударений, а также аббревиатуры и сокращения слов. Словосложение — это когда мы объединяем несколько слов в одно. А теперь чуть подробнее.
Словосложение
Начнем с самого простого и знакомого нам способа словообразования английский слов — словосложения. Даже само слово «словосложение» образовано с помощью словосложения. По-простому, это объединение основ или корней двух слов для того, чтобы получить новое слово.
В русском языке примером может служить множество слов разных частей речи: водоотталкивающий, паровоз, самовар.
В английском языке чаще всего таким способом образуются имена существительные (postman – почтальон), и в меньшей степени глаголы (oven-bake – готовить в духовке), прилагательные (heartbreaking – душераздирающий), наречия (nevertheless – тем не менее) и местоимения (someone – кто-то).
Словопроизводство
Словопроизводство включает в себя три категории:
- Аффиксы (сюда входят приставки и суффиксы)
- Конверсия
- Чередование звуков и ударения
Давайте разберем правила словообразования в английском языке для каждой из этих категорий.
Приставки, как способ словообразования в английском
Prefix, то есть приставка или префикс — это часть слова, которая стоит перед корнем. Приставки чаще всего используют для изменения значения слова и реже — для изменения части речи. Мы выделяем большую группу приставок, функцией которых является изменять значение слова на противоположное:
Un-
Выполнить противоположное действие
Im-, in-, il -,ir-
Эквивалент русской приставки не
Dis-
Выполнить противоположное действие
Mis
Неправильно что-то сделать
С ошибкой в слове
При использовании приставок im-, in-, il -,ir- вам необходимо выбрать, какая из них подходит к слову, которое вы хотите изменить.
Im— стоит только перед согласными b, p, m
Il— стоит только перед буквой l
Ir— стоит только перед r
Во всех остальных случаях выбирайте приставку in-.
Приставки с другим приставочным значением: существительные
Anti-
Auto-
Mid-
Post-
После какого-то события
Super-
Приставки с другим приставочным значением: глаголы
De-
Изменить на противоположное
Over-
Under-
Сделать что-то не до конца
Re-
En-, em-
Воплощать качества или состояния
Запомните, что приставка em- пишется перед звуками [b], [p], [m]. В остальных случаях — пишите en-.
Приставки с другим приставочным значением: прилагательные
Extra-
За пределами чего-то
Inter-
Суффиксы, как способ словообразования в английском
Suffix стоит после корня перед окончанием — по нему просто определить, к какой части речи принадлежит слово. Давайте посмотрим, как это происходит.
Подключайтесь к нашим онлайн урокам по английскому языку, для учеников 10-18 лет!
Словообразование существительных в английском языке с помощью суффикса
Суффиксы существительных можно разделить на две группы: суффиксы субъекта деятельности и суффиксы абстрактных существительных.
Субъект деятельности
-er/-or
Описывают роль занятий человека
-an, -ian
Указывает в названии профессии или страны происхождения
-ist
Указывает на принадлежность к соц. течению
-ant, -ent
Помогают образовать существительное от глагола
-ee
Помогают образовывать отглагольные существительные
-ess
Суффикс существительных женского рода
Абстрактные существительные
-ity
-ance, -ence, -ancy, -ency
Находиться в каком-то состоянии
-ion, -tion, -sion
-ism
-hood
-ure
Образует существительные от глаголов
-dom
-ment
Обозначает результат действия
-ness
-ship
Образует существительные от других существительных
Словообразование прилагательных в английском языке с помощью суффикса
-able/-ible
Указывает на возможность использования
-ful
Указывает на обладание каким-то качеством
-en
Указывает на качество или материал предмета
-ive
Обозначает наличие какого-либо качества
-less
Отрицает наличие чего-то
-ous
Владеющий чем-то, полный чего-то
-y
Используется для описания состояния чего-либо
Как образуются глаголы
-ate
-ify, -fy
-ise (в британском английском)
-ize (в американском английском)
-en
Как образуются наречия
-ly
Эквивалент русского окончания «о» у наречий
-wise
Для передачи движения, позиции, направления
Против часовой стрелки
По часовой стрелке
-ward(s)
По направлению к дому
Суффиксы: таблица словообразования по частям речи
После такого количества информации нужно закрепить выученное удобной табличкой. Пользуйтесь в удовольствие — сохраните на телефон в папку «английский» или распечатайте и храните в учебнике.
Объединение суффиксов и приставок: преобразование слов в английском языке
Замечательная характеристика словообразования — в том, что от одного корня и основы можно составить целую группу слов. Нанизывая приставки и суффиксы на основы мы можем получить различные формы слов в английском языке. Давайте посмотрим как свершается такая трансформация:
- Agree => disagree => disagreeable / disagreement. Соглашаться => не соглашаться => несогласный / несогласие.
- Laugh => laughter => laughable. Смеяться => смех => смехотворный.
- Body => embody => embodiment. Тело => воплощать => воплощение.
Конверсия: новые слова без внешних изменений
А теперь давайте рассмотрим конверсию — способ словообразования, при котором слова из одной части речи переходят в другую. Слова меняют свое значение, не меняя написания и звучания.
Существительное email появилось в английском задолго до глагола. Еще десятилетие назад единственным возможным вариантом было сказать: send an email (отправить имейл. Здесь email — существительное), в то время как сейчас мы можем просто email people («имейлить» людям. Здесь email является глаголом).
Наиболее продуктивной, то есть часто используемой, является конверсия существительных в глаголы:
- access – to access – доступ – получить доступ
- bottle – to bottle – бутылка – закупоривать в бутылку
- eye – to eye – глаз – внимательно рассматривать
- fiddle – to fiddle – скрипка – возиться
- fool – to fool – дурак – одурачить
- Google – to google – Гугл – гуглить
- host – to host – хозяин – принимать (гостей)
- knife – to knife – нож – ударить ножом
- microwave – to microwave – микроволновка – подогревать в микроволновке
- name – to name – имя – называть
- pocket – to pocket – карман – прикарманить
- salt – to salt – соль – солить
- shape – to shape – форма – придавать форму
- ship – to ship – корабль – отправлять по почте
- spear – to spear – копье – проткнуть копьем
- torch – to torch – факел– поджигать
Рассмотрим на примерах, как преобразовывать слова с помощью конверсии:
- She microwaved (глагол) her lunch. – Она «промикроволновила» свой ланч.
- She heated her lunch in the microwave (существительное). – Она подогрела свой ланч в микроволновке.
- The doctor eyed (глагол) my swollen eye (существительное). – Доктор внимательно осмотрел мой опухший глаз.
Менее продуктивной является обратная конверсия глаголов с существительные:
- to alert – alert – оповещать – тревога, оповещение
- to attack – attack – атаковать – атака
- to call – call – звонить – звонок
- to clone – clone – клонировать – клон
- to command – command – командовать – команда
- to cover – cover – укрывать – укрытие
- to cry – cry – плакать – плач
- to experience – experience – испытывать – опыт
Вот парочка примеров:
- The guard alerted (глагол) the general to the attack (существительное). – Караульный известил генерала об атаке.
- The enemy attacked (глагол) before an alert (существительное) could be sounded. – Враг атаковал до того, как прозвучала тревога.
- Sometimes one just needs a good cry (существительное). – Иногда просто стоит хорошо проплакаться.
- The baby cried (глагол) all night. – Малыш плакал всю ночь.
Другие части речи, такие как прилагательные, союзы и даже предлоги с междометиями тоже могут попадать под конверсию. Давайте посмотрим на примеры ниже.
Прилагательное в глагол
- green → to green (to make environmentally friendly) – зеленый → озеленять (в значении делать экологически благоприятным).
Предлог в существительное
- up, down → the ups and downs of life – вверх, вниз → взлеты и падения жизни.
Союз в существительное
- if, and, but → no ifs, ands, or buts – если, и, но → никаких если, и, но.
Междометие в существительное
- ho ho ho → I love the ho ho ho’s of Christmas time. – хо хо хо → Я люблю все эти хо хо хо в рождественское время.
Изменение места ударения
Образование слов в английском языке может происходить очень интересными способами. Сейчас мы вам расскажем историю о том, как одно ударение может изменить мир. Точнее, часть речи и значение слова. Вы наверняка слышали об одном таком примере, слово адрес – address. Поставив ударение на первом слоге AD-ress, вы получите существительное:
- Give me your postal AD-ress. – Дай мне свой почтовый адрес.
А если поставить ударение на втором слоге ad-RESS, у нас получается глагол в значении адресовать свои слова кому-то:
- Don’t you dare ad-RESS me this way! – Не смей ко мне так обращаться!
Вот еще парочка примеров:
Content – сущ. содержание/прил. умиротворенный
- The CON-tent of your essay is fine, but you need to rearrange the structure. – Содержание твоего эссе неплохое, но тебе надо переделать его структуру.
- She was reading a book, looking very con-TENT. – Читая книгу, она выглядела очень умиротворенно.
Desert – гл.дезертировать/сущ.пустыня
- I wouldn’t advise you to des-ERT the army, as it will get you into trouble. – Я бы не советовал тебе дезертировать из армии, так как это принесет проблемы.
- The army marched through the DES-ert. – Армия промаршировала через пустыню.