Тема 5: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ»
Задание 35. Опишите систему компонентов ориентировочного рефлекса, разработанную Е.Н. Соколовым, Р. Линном: на уровне неокортекса _____________________________________
_____________________________________________________________________________________
вегетативные проявления ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
моторные проявления ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
сенсорные проявления _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 36. Ответьте на вопрос: «В чем различия между теориями ранней и поздней селекции?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 37. Ответьте на вопрос: «Как определяет ориентировочный рефлекс А.С. Бернстайн?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 38. Опишите, в чем заключается суть мозговой волны, названной негативностью рассогласования _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 39. Ответьте на вопрос: «Какие компоненты выделяются в процессной негативности?»
_____________________________________________________________________________________
Задание 40. Ответьте на вопрос: «Что входит в моделирующую структуру мозга?» _________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 41. Раскройте суть концепции «специфичности неспецифической активации» П.К. Анохина ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 42. Раскройте суть двух типов энграмм, выделенных Е.Н. Соколовым ____________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 43. Сравните два типа пейсмекерных нейронов: с плавающей и постоянной частотой ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Тема 6: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ»
Задание 44. Ответьте на вопрос: «Какой класс эмоций и какие подгруппы в нем, выделяет В.К. Вилюнас в ситуативных эмоциях?» _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 45. Опишите, каким образом выразил Ж. Годфруа воспроизвел зависимость эмоции от количества информации ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 46. Опишите суть нейрокультурной теории эмоций П. Экмана ___________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 47. Ответьте на вопрос: «Согласно теории Джемса-Ланге, что причина, а что является следствием в ситуации испуг-бегство?»________________________________________
Задание 48. Раскройте суть правила Геллера ___________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 49. Ответьте на вопрос: «Что входит в систему положительного подкрепления?» _____________________________________________________________________________________
Задание 50. Укажите структуры мозга и их последовательность, входящие в систему управления эмоциями, согласно Д. Пейпецу ____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 51. Ответьте на вопрос: «С какой частью ОФК (орбито-фронтальная кора) обнаружена связь «системы наказания», а с какой «системы поощрения»?» _______________
_____________________________________________________________________________________
Задание 52. Укажите места группировки в головном мозге и с какими структурами мозга связаны своими аксонами (места проекции аксонов)
дофаминергические нейроны _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
серотонинергические нейроны ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 53. Опишите пятую версию теста М. Закермана (какие шкалы и что они отражают)
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 54. Опишите кратко действие стимуляторов (амфетамин, кокаин) и опиатов (морфин, героин) на мозг _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
МОДУЛЬ III. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ. Тема 7: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ»
Задание 55. Ответьте на вопрос: «Какие системы обеспечивают иммунный ответ, и в чем их отличие?» ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 56. Опишите, что происходит в мозжечке при выработке условного рефлекса _____
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 57. Ответьте на вопрос: «Разрушение какой структуры мозга, создает проблему распознавания эмоциональных сигналов, важных для социальной коммуникации?» _______
_____________________________________________________________________________________
Задание 58. Перечислите основные феномены нейронной пластичности __________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 59. Раскройте суть двухфазной модели Э. Глассмана ____________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 60. Ответьте на вопрос: «Как успешность обучения связана с генами?» ___________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 61. Ответьте на вопрос: «К нарушениям каких видов памяти приводит раздражение перечисленных ниже элементов мозга?»
Ретикулярной формации — ____________________________________________________________
Хвостатого ядра – ____________________________________________________________________
Миндалины и гиппокампа — __________________________________________________________
Задание 62. Ответьте на вопросы: «Какую связь увидел Г. Бергер?» ______________________
_____________________________________________________________________________________
«Что показал в своих исследованиях М.Н. Ливанов?» ___________________________________
_____________________________________________________________________________________
Тема 8: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ»
Задание 63. Ответьте на вопрос: «Как проявляется избирательная иррадиация возбуждения и торможения в первой и второй сигнальных системах?» ________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 64. Раскройте суть экранов, обеспечивающих обработку информации о цвете, согласно исследований Е.Н. Соколова _________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 65. Укажите преобладающие медиаторы
в левом полушарии __________________________________________________________________
в правом полушарии _________________________________________________________________
Задание 66. Ответьте на вопрос: «С преобладанием какого типа запоминания была выявлена связь у невербального интеллекта?» _________________________________________
Задание 67. Ответьте на вопрос: «Как проявляется активированность нервной системы в ЭЭГ при доминировании информационно-энергетических ресурсов?» _____________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 68. Продолжите фразы:
ü Информация при суккцессивном способе обрабатывается _________________________
ü Информация при симультанном способе обрабатывается __________________________
ü Психофизиологическая хронометрия это — _______________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ü Волна Р3 может рассматриваться как психофизиологический коррелят таких когнитивных процессов, как ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 69. Раскройте содержание гипотезы нейрональной активности ___________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 70. Продолжите фразу: «В основу теоретической модели Эрлангенской школы легло известное положение о том, что __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 71. Ответьте на вопрос: «Какие результаты были получены В. Бастендорфом в его исследованиях?» ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 72. Ответьте на вопрос: «В чем заключалась гипотеза Е. Шафера?» ______________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 73. Ответьте на вопрос: «Где находится и как называется слухоречевая зона коры больших полушарий?» ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 74. Опишите три важнейших для речевой функции сенсорных поля в коре больших полушарий, место их нахождения и номера полей по Бродману ___________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 75. Продолжите фразы:
ü динамическая афазия возникает в результате поражения следующих отделов _______
_____________________________________________________________________________________
ü сенсорная афазия возникает в результате поражения следующих отделов ___________
_____________________________________________________________________________________
ü с поражением задних отделов речевых зон коры связывают следующие виды афазий_
_____________________________________________________________________________________
ü поражения левого полушария вблизи сильвиевой борозды препятствуют правильному образованию _____________________________________________________
Задание 76. Ответьте на вопрос: «Где находятся очаги возбуждения при восприятии написанных слов?» __________________________________________________________________
Задание 77. Ответьте на вопрос: «Что принято называть фонемами?» ____________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 78. Опишите различия в локализации организации речи и связанных с ней двигательных функций у мужчин _____________________________________________________
у женщин ___________________________________________________________________________
Тема 9: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ»
Задание 79. Опишите, из чего исходит концепция «светлого пятна» ______________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 80. Опишите, выделенные П.В. Симоновым, группы проявления бессознательного (название, что относится) _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 81. Укажите стадии восстановления сознания и их последовательность, выделенные в НИИ Нейрохирургии им. акад. Бурденко _________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 82. Укажите раздражители, обладающие наиболее сильным активирующим эффектом на процесс восстановления сознания _________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 83. Опишите показатели ЭЭГ, являющиеся предвестниками восстановления речевой функции ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 84. Раскройте суть патологии «слепого взгляда», возникшего вследствие скотомы _
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 85. Ответьте на вопрос: «Отчего зависит нарушение сознания при избирательном поражении одного из полушарий?» ____________________________________________________
Задание 86. Ответьте на вопрос: «Какой механизм лежит в основе возникновения субъективных феноменов?» ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 87. Ответьте на вопрос: «На чем основывается метод картирования внутрикоркового взаимодействия?» ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 88. Опишите структуру фокуса взаимодействия ________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 89. Опишите процесс протекания избирательного внимания к речевым сигналам, согласно исследований А.М. Иваницкого _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Тема 10: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»
Задание 90. Раскройте суть предсознательного феномена ________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 91. Укажите условия, необходимые для проявления эффекта неосознаваемых слов _
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 92. Ответьте на вопрос: «К чему приводит возбуждение структур лимбической системы без активации моторной речевой области и зон префронтальной коры, связанных с высшими речевыми функциями?» ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 93. Опишите изменения, происходящие в ЭЭГ, на неосознаваемые эмоционально значимые словесные стимулы _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 94. Закончите предложение:
В зависимости от осознаваемости или неосознаваемости стимула с помощью механизма обратной связи на кору действуют разные восходящие неспецифические влияния: при осознании — __________________________________________________________________________
из _________________________________________________________
при неосознании стимула — ____________________________________________________________ из __________________________________________________________.
МОДУЛЬ IV. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И СИСТЕМ. Тема 11: «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ»
Задание 95. Опишите суть теории о диффузно-проекционной таламической системе _______
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 96. Ответьте на вопрос: «Какую реакцию в неспецифическом таламусе и в каком виде вызывают сенсорные раздражения?» ______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 97. Опишите категории модуляторных нейронов, осуществляющих регуляцию функциональных состояний __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 98. Ответьте на вопрос: «Готовность каких звеньев обеспечивает стриопаллидарная система для выполнения конкретного целенаправленного поведения?» __
_____________________________________________________________________________________
Задание 99. Раскройте суть определения функционального состояния оператора, данного В.И. Менделеевым ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 100. Заполните таблицу:
Характеристики реакции | ЭЭГ активация ствола | ЭЭГ активация таламуса |
Область распространения | ||
Тип реакции | ||
Временная динамика |
Перечень литературы
1.Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995, № 1. С. 111-129
2.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
3.Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
4.Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.
5.Беленков Н.Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. М.: Медицина, 1980.
6.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и по физиологии активности. М.: Медицина, 1966.
7.Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мзг человека. Л.: Наука, 1980.
8.Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. Л.: Наука, 1977.
9.Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.
10.Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. М.: Высшая школа, 1991.
11.Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем. СПб., 1999.
12.Варуха Э.А. Анатомия и эволюция нервной системы. — Ростов-на-Дону: Изд. Ростовский ун-т, 1992.
13.Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. Таганрог: ТГТУ, 1997.
14.Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функционального состояния. М.: МГУ, 1992.
15.Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998.
16.Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Психологический журнал. 1990. Т.11. № 6. С. 3-15.
17.Естественнонаучные основы психологии / Под. ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978.
18.Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.
19.Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.
20.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005.
21.Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983.
22.Лебедев А.Н. Кодирование информации в памяти когерентными волнами нейронной активности // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Отв. ред. А.Н. Лебедев. М.: Наука, 1985.
23.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
24.Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
25.Методика и техника психофизиологического эксперимента. М.: Наука, 1987.
26.Методы исследований в психофизиологии / Под ред. А.С. Батуева. СПб.: СПбГУ, 1994.
27.Нейрокомпьютер как основа мыслящих ЭВМ. М.: Наука, 1993.
28.Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И. Александрова. М., 1998.
29.Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. М.: ИНФРА-М, 1997.
30.Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2007.
31.Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. М.: Мир, 1995.
32.Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1998.
33.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
34.Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984.
35.Хризман Т.П. Движение ребенка и электрическая активность мозга. М.: Педагогика, 1973.
36.Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир, 1981.
37.Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.
38.Шмидт Р., Тевс Г. (Ред.). Физиология человека. М.: Мир. 1996. Т.2.
39.Ярвилехто Т. Мозг и психика. М.: Прогресс, 1992.
Источник