Проблемы общения способы их выявления

Проблемы в общении с людьми: виды проблем, сложности общения, причины и советы по решению проблемы

  • 6 Октября, 2018
  • Психология общения
  • Анна Маллаалиева

Какие категории людей испытывают проблемы в общении? К сожалению, выделить только одну группу человек, которым было бы сложно говорить с другими невозможно. Подобная проблема может возникать по многим причинам. Основными являются страхи, непонимание, отвращение и проблемы интересов.

Трудности при общении

Наибольшей группой проблем, которая способна вызвать последствия в виде проблем с самоподачей человека в общении, считается непонимание. Из-за этого чувства людям сложно установить контакт, они не понимают, по какому алгоритму нужно выстраивать диалог. Для того чтобы завязать разговор и поддержать его, человеку приходится прикладывать огромные усилия. В итоге, если они не оправдываются, мотивации для продолжения нет, то контакт проще прервать.

Модель общения

Общаться со всеми одинаково не получится. К каждому человеку нужен свой подход. С подчиненными диалог должен вестись по одному алгоритму, с начальником – по-другому, с близким – по-третьему. Если в жизни человека проблемы с общением не исчезают, то через время он начинает путать, как и с кем следует разговаривать.

В таком случае человек может слишком многого требовать от других, вести себя приближенно к тем людям, с которыми нужно поддерживать формальные отношения. В таких ситуациях поведение человека с проблемами в общении сильно бросается в глаза.

Правила общения

Проблемы общения между людьми могут возникать тогда, когда один из собеседников не придерживается правил диалога. Нужно понимать, что в каждом коллективе есть и негласные требования. Их нарушать не стоит, иначе собеседники будут негативно настраиваться на человека. К правилам нужно относиться внимательно, чтобы окружающие люди не стали избегать коллегу, называя его «странным».

Невербальные знаки и намеки

Проблемы в общении с людьми могут заключаться и в слишком увлеченном обсуждении какой-то темы. Все любят обсуждать разные вопросы, но некоторые другим могут показаться слишком странными или же отвратительными. Нужно уметь понимать намеки и невербальные знаки, которые дают понять – «пора сменить тему разговора». Если человек не распознает их раз, два, три, то со временем с ним никто не захочет разговаривать.

Эмоции

Непонимание эмоций – серьезная проблема. Одна и та же тема может вызывать у кого-то положительную реакцию, у кого-то – отрицательную. Человек должен уметь распознавать эмоции, иначе собеседник может полностью разорвать контакт.

Такие проблемы в общении с людьми встречаются часто. Нередко можно заметить, как в компании кто-то сильно увлекается черными шутками. Если собеседник испытывал похожие чувства, то у него изменятся эмоции, выражение лица. Многие этого не замечают, продолжая рассказывать «забавный» случай. Это вызывает в дальнейшем проблематичные отношения между людьми.

Язык общения

Наиболее распространенные проблемы в общении с людьми возникают тогда, когда люди говорят на разных языках. Однако из-за существования большого количества диалектов представители одной нации не всегда могут поговорить друг с другом. Поэтому многие предпочитают завести диалог с тем человеком, кого они понимают на все 100 %.

Кроме того, тяжело общаться с теми, кто далек от определенной терминологии. Следует следить за своей речью, делая ее максимально понятной собеседнику.

Ценности

Проблемы в общении с людьми могут возникать из-за различных жизненных ценностей и опыта. Прежде чем поделиться какой-то занимательной историей (на свой взгляд), нужно узнать отношение человека к теме разговора. Только после этого принимать решение о том, следует ли говорить об этом.

Читайте также:  Самый простой способ связать тапочки крючком

Для кого-то одна тема будет казаться веселой, для другого она может оказаться под запретом. Если не обращать внимания на систему ценностей собеседника, то он может посчитать, что с ним говорит скучный, грубый, циничный человек.

Социальная иерархия

На сегодняшний момент многие, к сожалению, стали игнорировать социальную иерархию. Человек, чтобы ему было проще в общении, должен понимать свое место в обществе и разговаривать с другими так, как того требует ситуация. Если не обращать внимания на социальное положение, то можно не только получить проблемы в общении, но и привлечь более серьезные последствия.

Страх общения

В психологии проблемы в общении с людьми связывают также с определенными страхами. Они зачастую возникают из-за уже имеющегося негативного опыта, плохой информированности. Рассмотрим то, какие страхи могут быть у человека.

Предъявление

Некоторые люди боятся выражать свои эмоции, чувства, мысли. Как правило, страх предъявления возникает тогда, когда не понятно – как отреагирует собеседник. Этот фактор влияет на социальные контакты намного серьезнее, чем вышеописанное непонимание. Нередко люди с такими страхами не могут завязать диалог вообще. Почему так происходит? С одной стороны, человек хочет избежать непонимания, выразить свои эмоции, но с другой – ему страшно это сделать. Из-за того, что он не может получить опыт, общение начать сложно.

Что делать в таких случаях? Очевидно то, что непонимание намного меньшая проблема, нежели страх. Единственный вариант избавиться от него – попробовать. Только в таком случае есть шанс получить положительный опыт. Если рассматривать в целом, то при попытке наладить диалог, человек получает определенную информацию, которая поможет ему бороться с проблемой.

Отвержение

Как и любой другой страх, этот появляется при отсутствии положительного опыта. К примеру, человек хотел пообщаться, но его отвергли. В таком случае не нужно замыкаться в себе. Нужно найти общество, где, даже если человек покажет себя не с лучшей стороны, его выслушают и поддержат диалог. Если найти такой коллектив проблематично, можно обратиться к психологу.

Высмеивание

Подобная проблема связана с вышеописанной, однако она базируется на реальном негативном опыте, когда человека высмеяли, унизив или оскорбив. Справиться с данным страхом можно, только получив положительный опыт общения. В дальнейшем нужно проанализировать две ситуации и понять, почему была та или иная реакция.

Отвращение

Иногда проблемы могут возникать не потому, что человеку сложно выражать себя, а из-за того, что он вызывает отвращение у других. Причин подобному может быть много. В современном обществе эта проблема популярна. Рассмотрим основные ее аспекты.

Внешний вид

Иногда плохой внешний вид может провоцировать проблемы в общении с людьми. Что делать? Следить за собой. Волосы должны быть чистыми, одежда без пятен, не должно быть неприятного запаха. Такие проблемы могут распугать даже тех собеседников, которые заинтересованы в диалоге.

Репутация

Еще один фактор, который может отражаться на общении людей. На репутацию влияет образ жизни, какие-то негативные факты из биографии. Более того, сильное воздействие оказывают даже обычные слухи о человеке. Нужно уметь себя подать в обществе так, чтобы люди не пытались оклеветать и не придумывали себе ничего лишнего.

Проблемы интересов

В общении между людьми всего должно быть в меру. Это касается и интереса. Причем речь идет не только о любой музыке, фильмах и так далее, но и о заинтересованности одного человека в другом.

Слишком сильная заинтересованность

Не нужно пытаться навязываться, преследовать человека и так далее. Собеседник может усомниться в намерениях, подумать, что за ним увязался мошенник и так далее. Интерес нужно проявлять легкий, чтобы не было дискомфорта при общении.

Недостаток заинтересованности

Если интереса к общению у собеседника нет, то и диалог складываться не будет. Именно этот фактор устанавливает контакт. Боясь показать чрезмерную заинтересованность, не нужно полностью отдаляться, иначе оппонент сам прервет общение.

Читайте также:  Гайморит новейшие способы лечения

Итоги

В статье описаны причины проблем в общении, а также способны решения практически каждой из них. При разговоре с человеком нужно смотреть на его эмоции, действия, ни в коем случае не продолжать тему, если собеседнику она неприятна. Пытаясь завязать диалог, нужно в первую очередь думать об оппоненте. Только так получится наладить контакт.

Источник

Проблемы общения

Человек — существо социальное, нормально жить и развиваться без общения ему невозможно. Но, даже умея грамотно говорить, владея не одним языком, многие испытывают трудности, когда нужно наладить коммуникацию с другими людьми. Проблемы в общении возникают в разных ситуациях. Кому-то проще писать СМС-сообщения, чем общаться лично. Другие же терпеть не могут переписки, всегда выбирают разговор один на один или по телефону. Кому-то вести беседу несколько часов, а для кого то страшно даже просто обратиться к незнакомцу.

Трудности коммуникации у всех разные. Но практически всегда их причина не лежит на поверхности, ее стоит искать в событиях раннего детства. А осознав, постараться увидеть возможности, которые дает общение.

Что же такое общение

Под термином “общение” имеется в виду связь, которая способствует формированию между людьми психологического контакта. Его проявлением является понимание, переживание, обмен мыслями и информацией, эмоциями, идеями.

Психологи выделяют три важных аспекта общения между людьми:

  1. Цель, которая заставляет установить контакт и передать информацию. Животные во время общения передают сигналы об опасности, пытаются привлечь полового партнера. Их целью является удовлетворение биологической потребности. У людей коммуникации (культурные, познавательные, эстетические, творческие) становятся предпосылкой для развития личности.
  2. Содержание тех данных, которые передаются при общении. У животных чаще всего это информация о том, где можно найти еду. У людей разговор затрагивает разные темы. Общение часто становится способом передачи опыта, чувств.
  3. Средства коммуникации. У людей общение не ограничивается только словами, письменной речью. Невербальные способы общения — это запахи, прикосновения, мимика.

Казалось бы, в общении не должно быть ничего сложного для тех, кто владеет речью. Да и не говорящие люди имеют свой собственный язык жестов, помогающий им коммуницировать. Но трудности в общении нередко создают массу сложностей. В зависимости от ситуации они затрагивают разные стороны:

  • коммуникативную (взаимодействие на разных уровнях между людьми) — от личного общения до общественного;
  • когнитивную — затрудняется понимание информации;
  • информационную — нарушается процесс обмена данными;
  • креативную — создаются трудности с формированием, развитием новых связей;
  • конантивную — нарушаются роли в отношении друг к другу.

Внимание! Очень часто проблемы в общении влекут за собой нарушение эмоционального контакта.

У кого возникают трудности в общении

Коммуникативные сложности сравнимы с преградами на пути к продуктивному, полезному для всех участников взаимодействию. Барьеры возникают у людей, которые обладают особыми личностными характеристиками:

  • замкнутым, неуживчивым характером;
  • неуважением к собеседнику;
  • недостаточным интересом (или его отсутствием) к позиции собеседника;
  • склонностью проявлять грубость;
  • неумением четко сформулировать собственную позицию.

Нередко проблемы в общении возникают у тех, кто использует принижающе-устойчивую и защитно-агрессивную форму поведения.

Такие стратегии приводят к тому, что коммуникация не дает нужного результата либо наступает “пробуксовка”. Собеседники испытывают целую гамму неприятных эмоций — разочарование, досаду, раздражение, злость.

Причины возникновения проблемы в общении

Психологи разделяют причины коммуникативных барьеров на две группы. В основе первого кластера лежит неправильное восприятие информации. Оно возникает на фоне:

  • несовпадения взглядов собеседников;
  • конфликта интересов;
  • несоответствия жизненного опыта;
  • разного эмоционального настроя;
  • личной неприязни.

Другая группа связана с неумением слышать и плохой обратной связью. Оба этих фактора вызывают непонимание того, что хочет донести противоположная сторона. Сложности возникают, когда собеседники:

  • неправильно истолковывают информацию;
  • не знают языка собеседника, не владеют специальной терминологией;
  • неверно истолковывают невербальную информацию (мимику, жесты, позы).
Читайте также:  Как потравить вшей домашним способом

Попадая в ситуации, где общение невозможно или дается слишком тяжело, человек начинает рассматривать себя, как неумелого, не способного общаться. Это еще больше закрепляет неуверенность в собственных силах, способствует формированию психологической защиты. Например, некоторые стараются избегать ситуаций, где требуется интенсивное личное общение, заменяя его онлайн перепиской, чатами. Другие стараются преодолеть страх перед общением за счет алкоголя, пытаясь расслабиться.

Как преодолеть проблемы в общении

Избавиться от проблем, научиться общаться легко, получая от этого удовольствие, можно. Для этого стоит прислушаться к советам психолога.

  1. Всегда говорите о себе, а не о другом человеке. “Мне больно” вместо “ты злой”, “мне не нравится” вместо “что за ерунду мне предлагаешь”. Говоря о себе, вы держите открытую позицию, приглашая собеседника к диалогу. Когда делаете акцент на другом — пытаетесь напасть или обвинить. А нападение всегда провоцирует желание ответить ударом.
  2. Изучите свои слабые места. Например, чувствительность к критике. Если вам хочется забиться в угол и стать незаметным, когда слышите критические замечания в свой адрес, вы воспринимаете их как отвержение. В ответ возникает желание прекратить контакт, убежать. На самом деле, собеседник не обязательно хотел обидеть. Но нередко именно так воспринимается критика психикой. Чтобы понимать, что стоит за критикой важно понять (лучше всего прямо спросить), зачем человек критикует, что он хочет донести своим посланием. Подумайте, есть ли в его словах рациональное зерно или оно отсутствует. Тогда невинные высказывания не будут причиной разрушения контактов, а прозвучавшие под видом критики обиды, попытки обвинить или внушить чувство вины вы сможете сразу же распознавать и блокировать.
  3. Четко понимайте, зачем вы говорите что-либо. Все, что озвучивается, произносится с конкретной целью. Даже болтовня двух подружек о платьях, детях или новых рецептах имеет целью получить совет или эмоциональную поддержку. Высказывая обиду или претензию, необходимо понимать, чего хочется добиться от собеседника. Вариант общения, когда информация изливается на другого просто потому что наболело, хочется слить накопившийся негатив, не экологичен. Он является проявлением эмоциональной распущенности и ведет к разрушению доверия.
  4. Делайте послания максимально понятными. Не стоит говорить подруге: “Ничего, что ты мне не звонила уже две недели?” Это вариант манипуляции, он провоцирует напряжение, неясность. Гораздо эффективнее, а, главное безопасно для дружбы, работает высказывание, построенное иначе: “Мы не созванивались две недели. Я соскучилась. Может встретимся?” В таком послании чувствуется уважение, доверие. Не стоит четко высказываться.
  5. Помните — читать мысли никто не умеет. Поэтому не стоит надеяться, что партнер угадает желания, поймет причину обиды. Вариант “должен сам догадаться” — самый неэффективный.
  6. Прислушивайтесь к своим чувствам. Важно не игнорировать то, что происходит в конкретный момент. Злость — сигнал о нарушении ваших границ, ценностей или безопасности. Злость дает энергию активно действовать. Зависть дает знак, что у вас есть неудовлетворенная потребность. Не бойтесь честно посмотреть на свои чувства и признать их, какими бы неприглядными они не казались. Опора на чувства дает возможность создавать отношения, наполненные удовлетворением и радостью.
  7. Спрашивайте. Если кажется, что вы догадываетесь, о чем думает собеседник, спросите. Не стройте догадки. Скорее всего, они совершенно не правильны.
  8. Не бойтесь конфликтовать. Именно конфликтовать, а не ссориться. В глубоких отношениях всегда возникают спорные ситуации, которые требуют прояснения мнений, позиций обеих сторон. Это нормально и необходимо, чтобы перейти на новый уровень. Качественный конфликт — это высказывание и выслушивание мнений без оскорблений, повышения голоса. Он ведет к компромиссу, укрепляет доверие.

Не отчаивайтесь, если сразу не удается изменить стиль поведения и полностью избавиться от проблем общения. Помните, что для изменений нужна тренировка навыков и время.

Источник

Оцените статью
Разные способы