Проблемы дистанционного способа купли продажи

Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи

Дата публикации: 25.03.2019 2019-03-25

Статья просмотрена: 1232 раза

Библиографическое описание:

Варткинаян, О. С. Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи / О. С. Варткинаян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57400/ (дата обращения: 18.11.2021).

В эпоху цифровой экономики, в связи с активным развитием информационно-телекоммуникационных технологий и сети Интернет, огромную популярность набирает дистанционная торговля. Это подтверждают данные статистики: по итогам прошлого года объем российского рынка онлайн-торговли вырос на 21 % и достиг 920 млрд рублей. Электронная торговля товарами и услугами уже составляет 36 % цифровой экономики страны.

Понятие дистанционной торговли закреплено в ряде нормативно-правовых актов. Однако, как показывает анализ, между ними имеются отличия собственно в формулировке этого понятия. Так, в Стратегии развития торговли она именуется дистанционной торговлей, в ГК РФ (ст. 497), в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (ст. 26.1) и в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (ст. 8) — дистанционный способ продажи товара, в Постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» — продажа товаров дистанционным способом. Закон о торговле причисляет ее к формам торговли (ч. 2 ст. 8) [8].

По мнению Я. Тиме дистанционной торговлей является «любая форма розничной торговли продукцией для конечного потребления, при которой покупатель не забирает приобретенный товар у продавца, а товар доставляется ему на дом или по месту работы» [9].

В. В. Шелихов и О. О. Громова под дистанционной торговлей понимают «одну из форм внемагазинной розничной продажи товаров путем их рассылки и доставки по индивидуальным заказам покупателей по указанным ими адресам» [11].

Е. В. Авдейчикова считает дистанционную торговлю «сферой торговой деятельности, при которой продавец непосредственно не вступает в контакт с покупателем при заключении договора купли-продажи и выборе товара, а процесс продажи осуществляется посредством дистанционных способов реализации: интернет-магазина; почтовых каталогов; телемагазина, торговых автоматов и прочее» [4].

Одной из главных черт данного вида купли-продажи является то, что между покупателем и продавцом отсутствует личный контакт, то есть покупатель не может непосредственно ознакомиться с товаром до момента его получения. В связи с этим ученые-юристы выделяют ряд проблем правового регулирования купли-продажи дистанционным способом:

Так, Архипов В. В., Килинкарова Е. В., Мелащенко Н. В. в своей статье выделяют такие проблемы, как:

− проблема идентификации пользователя, связанные с особенностями заключения договора в электронном виде. О данной проблеме в своей статье пишет также и К. В. Филимонов. Не совсем ясна форма договора дистанционной купли-продажи, хотя ГК РФ предоставляет право совершать сделки устно, если отсутствует законодательное предписание или соглашение сторон об ином [10]. Одна из проблем, возникших в связи с внесением изменений в ФЗ РФ «О персональных данных», связана с электронной подписью. Защита персональных данных граждан РФ предусмотрена лишь на территории Российской Федерации, что, несомненно, подразумевает ряд затруднений при дистанционной купле-продаже в иностранных интернет-магазинах [6].

− проблема юрисдикции в контексте дискуссии о возможности применять национальное законодательство о защите прав потребителей либо отдельные его положения к отношениям, связанным с ведением дистанционной торговли из-за рубежа;

− проблема информационных посредников в виде вопроса о допустимой мере ответственности владельцев сайтов — операторов торговых площадок за информацию, размещаемую на их сайтах.

− проблемное международно-правовое регулирование электронной коммерции, так как международные организации в своей деятельности регулируют отдельные частные вопросы, а не электронную коммерцию в целом [5].

Орешкина О. В. выделяет такие проблемы как:

− в отношениях по дистанционной продаже товаров участвуют изготовитель, производящий товар, дистрибьютор или иное лицо, продающие его, и потребитель. В связи с тем что законодательно не закреплен данный субъект, не определен его правовой статус, на практике возникают различного рода проблемы (Так, по данным Роспотребнадзора, при продаже парфюмерно-косметических товаров фирм AVON, Mary Kay, ORIFLAME продавцами являлись физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в результате чего при возникновении претензий к качеству товаров потребитель не имел возможности воспользоваться своими правами по законодательству о защите прав потребителей.)

Читайте также:  Нимесулид способ применения таблетки инструкция

− российское законодательство содержит норму только в отношении дистанционной торговли товарами, и никоим образом не регулирует порядок и условия предоставления услуг дистанционным способом. В то же время на телеэкранах звучит постоянный призыв воспользоваться услугами по перекачиванию музыки, иной информации различных операторов связи или же в настоящее время большим спросом пользуется такая услуга, как дистанционное обучение.

− наиболее уязвимым местом при дистанционных продажах является не столько товар как таковой, а недостаточная, недостоверная или ложная информация о продавце товара, потребительских свойствах и качестве товара. При этом следует исходить из того, что 80 % реального товарооборота при дистанционной торговле приходится на анонимных продавцов [7].

При этом специалисты предлагают следующие пути решения данных проблем:

− необходима систематизация законодательства в области дистанционной купли-продажи — следует разработать единые правила для всех участников этого процесса.

− необходимо законодательно определить субъектный состав рассматриваемых отношений, так как он не подпадает под круг тех лиц, кто участвует в потребительских отношениях, предусмотренных преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» [7].

− необходимо законодательное закрепление коммерческого сайта (его юридическая регистрация, закрепление за продавцом, сведения об информационном посреднике и т. д.).

− необходимо введение ответственности информационных посредников за предоставление недостоверной информации [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях быстрого технологического развития общества дистанционная купля-продажа набирает большую популярность. Однако вместе с тем существует ряд проблем, для решения которых необходимо внесение изменений и дополнений в существующее законодательство в данной сфере.

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 «О защите прав потребителей»
  3. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»
  4. Авдейчикова Е. В. Анализ понятия «удаленная торговля» и ее особенности / Е. В. Авдейчикова — Сибирский торгово-экономический журнал — 2013 — № 1
  5. Архипов В. В., Килинкарова Е. В., Мелащенко Н. В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности / В. В. Архипов, Е. В. Килинкарова, Н. В. Мелащенко — М.: «Закон», 2014
  6. Гусаров А. В. Проблемы защиты прав потребителей по договору дистанционной купли-продажи / А. В. Гусаров — Студенческий: электронный научный журнал — 2017 — № 19
  7. Орешкина О. В. Дистанционная торговля товарами / О. В. Орешкина — «Внешнеторговое право» — 2007 — № 1
  8. Соловьев К. В., Чекмарёв Г. Ф. Дистанционная торговля как объект правового регулирования / К. В. Соловьев, Г. Ф. Чекмарёв — Вестник МИЭП — 2016 — № 3 (24)
  9. Тиме Я. Дистанционная торговля / Я. Тиме [пер. с нем. Л. Болховитиной] — М.: Вершина, 2012.
  10. Филимонов К. В. Правовое регулирование формы договора в электронной коммерции / К. В. Филимонов — Юрист — 2007 — № 12
  11. Шелихов В. В., Громова О. О. Дистанционная торговля в России: история, развитие, статистика / В. В. Шелихов, О. О. Громова — М., 2011.

Источник

Приемная 8-(38822)-6-42-27

Судебная практика по спорам о защите прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом

Судебная практика по спорам о защите прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом

Дистанционный способ продажи товаров становится все более популярным среди потребителей. Это обусловлено удобным поиском необходимых товаров и их широким ассортиментом, более низкими ценами, а также доставкой вне зависимости от географического положения покупателя.

Разница между продажей товара по образцам и дистанционным способом состоит в том, что при дистанционном способе исключается возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении договора. По этой причине очень часто происходят нарушения прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом.

В январе 2016 г. гражданин Ж. заключила договор купли-продажи дистанционным способом с ООО «НОКА» на приобретение видеорегистратора стоимостью 8444 рублей. Продавец обязался отправить товар на следующей день после внесения предоплаты. По истечении 1 месяцев со дня заключения договора товар не был доставлен потребителю. Граждан Ж. неоднократно обращалась к продавцу с требованием выполнить обязательства по поставке видеорегистратора. В феврале 2016г. было написано заявление на расторжение договора купли-продажи и возврата денежных средств. Денежные средства в добровольном порядке возвращены не были.

Таким образом, граждан Ж. был вынужден воспользоваться правом на судебную защиту нарушенных прав, обратившись за помощью в Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА».

На момент подачи искового заявления обязательства по возврату денежных средств ООО «Нока» не выполнено.

Читайте также:  Способы завивать волосы плойкой

В соответствии с п. 2 ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

В судебном заседании Гражданин Ж. просила суд расторгнуть договор купли-продажи дистанционным способом, выплатить неустойку и компенсацию морального вреда.

Мировой суд г. Горно-Алтайска рассмотрев вынес решение о расторжении договора, заключенного между ООО «Нока» и потребителем, взыскав с Продавца в пользу потребителя денежную сумму размере 8 444рубля, уплаченную по договору; компенсацию морального вреда; штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, а также о взыскании с продавца в местный бюджет г. Горно-Алтайска государственную пошлину (Решение не вступило в законную силу)

Специалисты Консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» оказали помощь в подготовке искового заявления о защите прав потребителей жителю г. Горно-Алтайска Л.

В обосновании своих требований было указано, что между потребителем и организацией был заключен договор купли-продажи дистанционным способом, по условиям которого ответчик принял на себя обязательство по и поставке беговой дорожке двух рабочих дней с момента внесения предоплаты. Стоимость товара была оплачена своевременно и в полном объеме в размере 25 335 рублей, в указанный срок обязательство не было исполнено.

Потребитель обратился в организацию с письменной претензией к ответчику. Однако ответчик не исполнил свои обязательства и не вернул денежные средства.

Мировой суд г. Горно-Алтайска суд решил: взыскать с организации по продаже товаров дистанционным способом в пользу потребителя стоимость беговой дорожки в размере, неустойку в размере __, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Также взыскать в доход государства государственную пошлину. Суд взыскивает с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Консультационный центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 13 тел. 8 (38822) 2-70-49.

Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в районах республики:

с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6

тел. 8 (38848) 22-1-16

с. Онгудай, ул. Космонавтов, д.78

тел. 8 (38845) 21-2-58

с. Шебалино, ул. Советская, д. 11

тел. 8(38849) 21-2-67

с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42

тел. 8(38842) 22-0-91

с. Турочак, пер. Северный, д. 2 а

Источник

О некоторых проблемах, возникающих у потребителей при покупке товаров дистанционным способом

В последнее время увеличилось количество обращений граждан в Управление Роспотребнадзора по Тверской области, связанных с нарушением их прав при приобретении товаров в сети Интернет.

Большая часть таких жалоб касается вопросов непредставления заказанных и оплаченных товаров в установленный договором срок, отказа в принятии некачественного товара продавцом, изменения цен в сторону увеличения в момент оплаты товара по сравнению с размещенными на сайте торгующей организации, отсутствия информации о продавце, а также откровенного мошенничества — продавец берет заказ и, получив предоплату, скрывается или исчезает.

Торговля через интернет в российском законодательстве определена как «дистанционный способ продажи товара», что означает осуществление торговли по договорам розничной купли-продажи, заключаемым покупателями на основании сведений, полученных ими из каталогов, проспектов, буклетов, посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателей с товарами либо образцами товаров при заключении таких договоров.

Продажа товаров дистанционным способом регулируется следующими основными нормативными актами:

  • Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ);
  • Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон);
  • Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее — Правила продажи товаров дистанционным способом).

В соответствии со статьей 26.1 Закона еще до заключения договора продавец должен предоставить потребителю следующие сведения:

  • основные потребительские свойства товара;
  • место нахождения продавца;
  • место изготовления товара;
  • полное фирменное наименование продавца или изготовителя;
  • цену и условия приобретения товара;
  • особенности доставки товара;
  • срок службы, срок годности и гарантийный срок;
  • порядок оплаты товара;
  • срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Читайте также:  Цефиксим суспензия способ применения

Данные сведения могут быть размещены на сайте продавца.

При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта (п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом).

В момент доставки товара покупателю также должна быть предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара, а также следующие сведения о товаре:

  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
  • основные потребительские свойства товаров (работ, услуг),
  • сведения о составе продуктов питания, пищевой ценности, об их назначении, условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе, дате и месте изготовления и упаковки, а также сведения о противопоказаниях при отдельных заболеваниях.
  • цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • место нахождения, фирменное наименование продавца;
  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, если законом установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
  • информацию о правилах продажи товаров;
  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу, например, доставку товара;
  • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;
  • если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Данная информация может быть предоставлена как в виде договора купли-продажи, так и в виде технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом.

Договор розничной купли-продажи товара, заключенный дистанционным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя — юридического лица.

Покупатель может отказаться от покупки до момента передачи ему товара. При этом, он должен возместить продавцу расходы, понесенные в связи с совершением действий по исполнению договора (497 статья ГК РФ). К таким действиям может относиться доставка товаров.

Также, потребитель вправе отказаться от товара в течение семи дней после его получения. А в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара (ст. 26.1. Закона).

Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков регулируются положениями ст. 18 — 24 Закона, как и при обычной розничной торговле.

В случае возникновения необходимости в получении консультации по вопросам защиты прав потребителей Вы можете обратиться в Консультационный центр, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Новоторжская, д.6 «А», а также по тел. 32-00-02, 32-35-98. Режим работы: с 9.00 до 17.00 каждый рабочий день, в пятницу — с 9.00 до 16.00. Обед с 13.00 до 14.00. Или обратиться в любое время с вопросом на сайт: http://www.fguz-tver.ru/ или по электронному адресу: E-mail: fguz@tvcom.ru.

Уважаемые граждане! Будьте внимательны при покупке товаров дистанционным способом, особенно в интернет-магазинах. В случае возникновения подозрений на мошенничество обращайтесь в органы внутренних дел!

Версия для печати Версия для MS Word Защита прав потребителей

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17

Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85

Источник

Оцените статью
Разные способы