- Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи
- Библиографическое описание:
- Приемная 8-(38822)-6-42-27
- Судебная практика по спорам о защите прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом
- О некоторых проблемах, возникающих у потребителей при покупке товаров дистанционным способом
Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи
Дата публикации: 25.03.2019 2019-03-25
Статья просмотрена: 1232 раза
Библиографическое описание:
Варткинаян, О. С. Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи / О. С. Варткинаян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57400/ (дата обращения: 18.11.2021).
В эпоху цифровой экономики, в связи с активным развитием информационно-телекоммуникационных технологий и сети Интернет, огромную популярность набирает дистанционная торговля. Это подтверждают данные статистики: по итогам прошлого года объем российского рынка онлайн-торговли вырос на 21 % и достиг 920 млрд рублей. Электронная торговля товарами и услугами уже составляет 36 % цифровой экономики страны.
Понятие дистанционной торговли закреплено в ряде нормативно-правовых актов. Однако, как показывает анализ, между ними имеются отличия собственно в формулировке этого понятия. Так, в Стратегии развития торговли она именуется дистанционной торговлей, в ГК РФ (ст. 497), в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (ст. 26.1) и в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» (ст. 8) — дистанционный способ продажи товара, в Постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» — продажа товаров дистанционным способом. Закон о торговле причисляет ее к формам торговли (ч. 2 ст. 8) [8].
По мнению Я. Тиме дистанционной торговлей является «любая форма розничной торговли продукцией для конечного потребления, при которой покупатель не забирает приобретенный товар у продавца, а товар доставляется ему на дом или по месту работы» [9].
В. В. Шелихов и О. О. Громова под дистанционной торговлей понимают «одну из форм внемагазинной розничной продажи товаров путем их рассылки и доставки по индивидуальным заказам покупателей по указанным ими адресам» [11].
Е. В. Авдейчикова считает дистанционную торговлю «сферой торговой деятельности, при которой продавец непосредственно не вступает в контакт с покупателем при заключении договора купли-продажи и выборе товара, а процесс продажи осуществляется посредством дистанционных способов реализации: интернет-магазина; почтовых каталогов; телемагазина, торговых автоматов и прочее» [4].
Одной из главных черт данного вида купли-продажи является то, что между покупателем и продавцом отсутствует личный контакт, то есть покупатель не может непосредственно ознакомиться с товаром до момента его получения. В связи с этим ученые-юристы выделяют ряд проблем правового регулирования купли-продажи дистанционным способом:
Так, Архипов В. В., Килинкарова Е. В., Мелащенко Н. В. в своей статье выделяют такие проблемы, как:
− проблема идентификации пользователя, связанные с особенностями заключения договора в электронном виде. О данной проблеме в своей статье пишет также и К. В. Филимонов. Не совсем ясна форма договора дистанционной купли-продажи, хотя ГК РФ предоставляет право совершать сделки устно, если отсутствует законодательное предписание или соглашение сторон об ином [10]. Одна из проблем, возникших в связи с внесением изменений в ФЗ РФ «О персональных данных», связана с электронной подписью. Защита персональных данных граждан РФ предусмотрена лишь на территории Российской Федерации, что, несомненно, подразумевает ряд затруднений при дистанционной купле-продаже в иностранных интернет-магазинах [6].
− проблема юрисдикции в контексте дискуссии о возможности применять национальное законодательство о защите прав потребителей либо отдельные его положения к отношениям, связанным с ведением дистанционной торговли из-за рубежа;
− проблема информационных посредников в виде вопроса о допустимой мере ответственности владельцев сайтов — операторов торговых площадок за информацию, размещаемую на их сайтах.
− проблемное международно-правовое регулирование электронной коммерции, так как международные организации в своей деятельности регулируют отдельные частные вопросы, а не электронную коммерцию в целом [5].
Орешкина О. В. выделяет такие проблемы как:
− в отношениях по дистанционной продаже товаров участвуют изготовитель, производящий товар, дистрибьютор или иное лицо, продающие его, и потребитель. В связи с тем что законодательно не закреплен данный субъект, не определен его правовой статус, на практике возникают различного рода проблемы (Так, по данным Роспотребнадзора, при продаже парфюмерно-косметических товаров фирм AVON, Mary Kay, ORIFLAME продавцами являлись физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в результате чего при возникновении претензий к качеству товаров потребитель не имел возможности воспользоваться своими правами по законодательству о защите прав потребителей.)
− российское законодательство содержит норму только в отношении дистанционной торговли товарами, и никоим образом не регулирует порядок и условия предоставления услуг дистанционным способом. В то же время на телеэкранах звучит постоянный призыв воспользоваться услугами по перекачиванию музыки, иной информации различных операторов связи или же в настоящее время большим спросом пользуется такая услуга, как дистанционное обучение.
− наиболее уязвимым местом при дистанционных продажах является не столько товар как таковой, а недостаточная, недостоверная или ложная информация о продавце товара, потребительских свойствах и качестве товара. При этом следует исходить из того, что 80 % реального товарооборота при дистанционной торговле приходится на анонимных продавцов [7].
При этом специалисты предлагают следующие пути решения данных проблем:
− необходима систематизация законодательства в области дистанционной купли-продажи — следует разработать единые правила для всех участников этого процесса.
− необходимо законодательно определить субъектный состав рассматриваемых отношений, так как он не подпадает под круг тех лиц, кто участвует в потребительских отношениях, предусмотренных преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» [7].
− необходимо законодательное закрепление коммерческого сайта (его юридическая регистрация, закрепление за продавцом, сведения об информационном посреднике и т. д.).
− необходимо введение ответственности информационных посредников за предоставление недостоверной информации [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях быстрого технологического развития общества дистанционная купля-продажа набирает большую популярность. Однако вместе с тем существует ряд проблем, для решения которых необходимо внесение изменений и дополнений в существующее законодательство в данной сфере.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 «О защите прав потребителей»
- Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»
- Авдейчикова Е. В. Анализ понятия «удаленная торговля» и ее особенности / Е. В. Авдейчикова — Сибирский торгово-экономический журнал — 2013 — № 1
- Архипов В. В., Килинкарова Е. В., Мелащенко Н. В. Проблемы правового регулирования оборота товаров в сети Интернет: от дистанционной торговли до виртуальной собственности / В. В. Архипов, Е. В. Килинкарова, Н. В. Мелащенко — М.: «Закон», 2014
- Гусаров А. В. Проблемы защиты прав потребителей по договору дистанционной купли-продажи / А. В. Гусаров — Студенческий: электронный научный журнал — 2017 — № 19
- Орешкина О. В. Дистанционная торговля товарами / О. В. Орешкина — «Внешнеторговое право» — 2007 — № 1
- Соловьев К. В., Чекмарёв Г. Ф. Дистанционная торговля как объект правового регулирования / К. В. Соловьев, Г. Ф. Чекмарёв — Вестник МИЭП — 2016 — № 3 (24)
- Тиме Я. Дистанционная торговля / Я. Тиме [пер. с нем. Л. Болховитиной] — М.: Вершина, 2012.
- Филимонов К. В. Правовое регулирование формы договора в электронной коммерции / К. В. Филимонов — Юрист — 2007 — № 12
- Шелихов В. В., Громова О. О. Дистанционная торговля в России: история, развитие, статистика / В. В. Шелихов, О. О. Громова — М., 2011.
Источник
Приемная 8-(38822)-6-42-27
Судебная практика по спорам о защите прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом
Судебная практика по спорам о защите прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом
Дистанционный способ продажи товаров становится все более популярным среди потребителей. Это обусловлено удобным поиском необходимых товаров и их широким ассортиментом, более низкими ценами, а также доставкой вне зависимости от географического положения покупателя.
Разница между продажей товара по образцам и дистанционным способом состоит в том, что при дистанционном способе исключается возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении договора. По этой причине очень часто происходят нарушения прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом.
В январе 2016 г. гражданин Ж. заключила договор купли-продажи дистанционным способом с ООО «НОКА» на приобретение видеорегистратора стоимостью 8444 рублей. Продавец обязался отправить товар на следующей день после внесения предоплаты. По истечении 1 месяцев со дня заключения договора товар не был доставлен потребителю. Граждан Ж. неоднократно обращалась к продавцу с требованием выполнить обязательства по поставке видеорегистратора. В феврале 2016г. было написано заявление на расторжение договора купли-продажи и возврата денежных средств. Денежные средства в добровольном порядке возвращены не были.
Таким образом, граждан Ж. был вынужден воспользоваться правом на судебную защиту нарушенных прав, обратившись за помощью в Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА».
На момент подачи искового заявления обязательства по возврату денежных средств ООО «Нока» не выполнено.
В соответствии с п. 2 ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
В судебном заседании Гражданин Ж. просила суд расторгнуть договор купли-продажи дистанционным способом, выплатить неустойку и компенсацию морального вреда.
Мировой суд г. Горно-Алтайска рассмотрев вынес решение о расторжении договора, заключенного между ООО «Нока» и потребителем, взыскав с Продавца в пользу потребителя денежную сумму размере 8 444рубля, уплаченную по договору; компенсацию морального вреда; штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, а также о взыскании с продавца в местный бюджет г. Горно-Алтайска государственную пошлину (Решение не вступило в законную силу)
Специалисты Консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» оказали помощь в подготовке искового заявления о защите прав потребителей жителю г. Горно-Алтайска Л.
В обосновании своих требований было указано, что между потребителем и организацией был заключен договор купли-продажи дистанционным способом, по условиям которого ответчик принял на себя обязательство по и поставке беговой дорожке двух рабочих дней с момента внесения предоплаты. Стоимость товара была оплачена своевременно и в полном объеме в размере 25 335 рублей, в указанный срок обязательство не было исполнено.
Потребитель обратился в организацию с письменной претензией к ответчику. Однако ответчик не исполнил свои обязательства и не вернул денежные средства.
Мировой суд г. Горно-Алтайска суд решил: взыскать с организации по продаже товаров дистанционным способом в пользу потребителя стоимость беговой дорожки в размере, неустойку в размере __, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Также взыскать в доход государства государственную пошлину. Суд взыскивает с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Консультационный центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 13 тел. 8 (38822) 2-70-49.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в районах республики:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6
тел. 8 (38848) 22-1-16
с. Онгудай, ул. Космонавтов, д.78
тел. 8 (38845) 21-2-58
с. Шебалино, ул. Советская, д. 11
тел. 8(38849) 21-2-67
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42
тел. 8(38842) 22-0-91
с. Турочак, пер. Северный, д. 2 а
Источник
О некоторых проблемах, возникающих у потребителей при покупке товаров дистанционным способом
В последнее время увеличилось количество обращений граждан в Управление Роспотребнадзора по Тверской области, связанных с нарушением их прав при приобретении товаров в сети Интернет.
Большая часть таких жалоб касается вопросов непредставления заказанных и оплаченных товаров в установленный договором срок, отказа в принятии некачественного товара продавцом, изменения цен в сторону увеличения в момент оплаты товара по сравнению с размещенными на сайте торгующей организации, отсутствия информации о продавце, а также откровенного мошенничества — продавец берет заказ и, получив предоплату, скрывается или исчезает.
Торговля через интернет в российском законодательстве определена как «дистанционный способ продажи товара», что означает осуществление торговли по договорам розничной купли-продажи, заключаемым покупателями на основании сведений, полученных ими из каталогов, проспектов, буклетов, посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателей с товарами либо образцами товаров при заключении таких договоров.
Продажа товаров дистанционным способом регулируется следующими основными нормативными актами:
- Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ);
- Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон);
- Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее — Правила продажи товаров дистанционным способом).
В соответствии со статьей 26.1 Закона еще до заключения договора продавец должен предоставить потребителю следующие сведения:
- основные потребительские свойства товара;
- место нахождения продавца;
- место изготовления товара;
- полное фирменное наименование продавца или изготовителя;
- цену и условия приобретения товара;
- особенности доставки товара;
- срок службы, срок годности и гарантийный срок;
- порядок оплаты товара;
- срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Данные сведения могут быть размещены на сайте продавца.
При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта (п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом).
В момент доставки товара покупателю также должна быть предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара, а также следующие сведения о товаре:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- основные потребительские свойства товаров (работ, услуг),
- сведения о составе продуктов питания, пищевой ценности, об их назначении, условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе, дате и месте изготовления и упаковки, а также сведения о противопоказаниях при отдельных заболеваниях.
- цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- место нахождения, фирменное наименование продавца;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, если законом установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
- информацию о правилах продажи товаров;
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу, например, доставку товара;
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;
- если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Данная информация может быть предоставлена как в виде договора купли-продажи, так и в виде технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом.
Договор розничной купли-продажи товара, заключенный дистанционным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя — юридического лица.
Покупатель может отказаться от покупки до момента передачи ему товара. При этом, он должен возместить продавцу расходы, понесенные в связи с совершением действий по исполнению договора (497 статья ГК РФ). К таким действиям может относиться доставка товаров.
Также, потребитель вправе отказаться от товара в течение семи дней после его получения. А в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара (ст. 26.1. Закона).
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков регулируются положениями ст. 18 — 24 Закона, как и при обычной розничной торговле.
В случае возникновения необходимости в получении консультации по вопросам защиты прав потребителей Вы можете обратиться в Консультационный центр, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Новоторжская, д.6 «А», а также по тел. 32-00-02, 32-35-98. Режим работы: с 9.00 до 17.00 каждый рабочий день, в пятницу — с 9.00 до 16.00. Обед с 13.00 до 14.00. Или обратиться в любое время с вопросом на сайт: http://www.fguz-tver.ru/ или по электронному адресу: E-mail: fguz@tvcom.ru.
Уважаемые граждане! Будьте внимательны при покупке товаров дистанционным способом, особенно в интернет-магазинах. В случае возникновения подозрений на мошенничество обращайтесь в органы внутренних дел!
Версия для печати | Версия для MS Word | Защита прав потребителей |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17 Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85 Источник |