Проблему управления процессом освоения обобщенных способов

Проблему управления процессом освоения обобщенных способов

Прежде чем дать развернутое определение предмета педагогической психологии, необходимо обратить внимание также и на то, что образовательный, педагогический процесс, являющийся объектом изучения многих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления, общей, социальной, возрастной, педагогической психологии и др.), представляет собой сложное, многофункциональное, многокомпонентное явление. Сложность, многокомпонентность процесса обучения были отмечены еще великими дидактами — Я.А. Коменским, И. Песталоцци, А. Дистервегом. Так, А. Дистервег подчеркивал необходимость «. принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно: 1) человека, подлежащего обучению, ученика-субъекта; 2) предмет учения и обучения — учебный предмет — объект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т. д.; 4) обучающего учителя» [66, с. 221]. (Существенно здесь, что еще в середине XIX в. ученик рассматривался как субъект, а не объект обучения.) Многокомпонентный состав образовательного процесса в педагогической психологии рассматривается и с функциональной точки зрения как взаимодействие факторов. Эффективность учения зависит от согласованности действий этих факторов, т.е. «от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают» [96, с. 152]. При этом исследователями образовательного процесса подчеркивается равная важность всех составляющих его компонентов. Сложность самого образовательного процесса, механизмов освоения обучающимся социокультурного опыта и организации этого освоения обучающим определяет и многоплановость предмета педагогической психологии.

Источник

В) А. Р. Лурия, А. В. Запорожец

г) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер

15. Психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению

а) Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным в) Д. Н. Богоявленским

б) Л. И. Божович г) В. В. Давыдовым

16. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала:

а) Н. А. Менчинская в) Н. Ф. Талызина

б) И. С. Якиманская г) Е. И. Кабанова-Меллер

Учебная деятельность

1. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте определяется:

а) в исследованиях Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Б) в классической советской психологии и педагогике

в) в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

г) теории поэтапного формирования умственных действий

2. Учебная деятельность по отношению к деятельности (по В. В. Давыдову) является:

а) родом в) уровнем

б) видом г) формой проявления

3. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:

а) одна из форм проявления усвоения в) уровень усвоения

б) разновидность усвоения г) этап усвоения

4. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:

а) ориентировочными в) контрольными

б) исполнительными г) оценочными

5. Исполнительные действия по отношению к учебным действиям — это:

а) форма их проявления в) этап их усвоения

б) их вид г)уровень их усвоения

6. Оценочные учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:

б) часть—целое

в) форма проявления учебной деятельности

г) уровень ее усвоения

7. Преобразующие, исследовательские действия учебной деятельности выделяются с позиции:

б) внутренних или внешних действий

в) с точки зрения отношения к предмету деятельности

Г) предмета самой учебной деятельности

8. Действия целеполагания, программирования, планирования; исполнительские действия; действия контроля и оценки в учебной деятельности выделяются с позиции:

А) субъектно-деятельностной

б) внутренних или внешних действий

в) отношения к предмету деятельности

г) доминирования продуктивности (репродуктивности)

9. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:

А) часть—целое

в) форма проявления учебной деятельности

г) функциональные отношения

10. Основанием выделения материальных, внешнеречевых, умственных действий является:

а) форма действия в) мера развернутости

б) степень обобщенности г) мера автоматизированности

11. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:

а) разумность в)прочность

б) осознанность г) освоенность

12. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:

а) меру развернутости в) меру самостоятельности

б) меру освоения г) меру обобщенности

13. Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в которых оно выполняется, — это:

а) разумность в) прочность

б) осознанность г) освоенность

14. К первичным свойствам учебного действия относится:

а) форма действия в) разумность

б) осознанность г) освоенность

15. Вторичным свойством учебного действия выступает:

а) форма действия в) разумность

б) осознанность г) освоенность

16. Обобщенность действия относится к . характеристикам состава и структуры знаний и действий (по И. И. Ильсову):

Читайте также:  Способы пути формирования права

а) первичным составным

б) первичным формальным простым

В) первичным простым содержательным

17. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи является этапом усвоения:

а) ориентировочных действий в) контрольных действий

б) исполнительных действий г) оценочных действий

18. Проблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в отечественной науке изучает (ют):

а) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов в) Н. Ф. Талызина

б) А. К. Маркова, Ю. М. Орлов г) Т. В. Габай

19. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:

а) ее вид в) этап ее реализации

б) ее уровень г) форма ее проявления

20. Виды приемов учебной деятельности изучал (а):

а) Е. И. Кабанова-Меллер в) Л. В. Занков

б) А. К. Маркова г) 3. А. Решетова

Мотивы учения

1. Проблему учебной мотивации анализировала(и):

а) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов в) Н. Ф. Талызина

б) А. К. Маркова, Ю. М. Орлов г) И. А. Зимняя

2. Связь умственного развития и мотивации исследовали:

а) А. К. Маркова в) М. В. Матюхина

б) Г. И. Щукина г) А. Б. Орлов

3. Проблемы возникновения и развития познавательных интересов у детей в отечественной психологии изучал(а):

а) Т. В. Габай в) М. И. Махмутов

б) Н. Г. Морозова г) И. Я. Лернер

4. Психологические причины неуспеваемости установлены:

а) 3. А. Решетовой в) Н. А. Менчинской

б) И. С. Якиманской г) И. Я. Лернером

5. Сводную карту состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования разработала:

а) А. К. Маркова в) Н. А. Менчинская

б) Л. И. Божович г) М. В. Матюхина

6. Понятие «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:

А) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»

б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»

в) эти понятия — синонимы

г) понятие «мотив» является родовым по отношению к «мотивации»

7. Мотивы самообразования — это:

а) форма проявления учебных мотивов

б) этап усвоения учебных мотивов

В) уровень познавательных мотивов

г) качественная характеристика учебных мотивов

8. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется:

А) широкими познавательными мотивами

б) широкими социальными мотивами

в) учебно-познавательными мотивами

г) узкими социальными мотивами

9. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует:

а) широкие социальные мотивы

Б) узкие социальные мотивы

в) мотивы социального сотрудничества

г) учебно-познавательные мотивы

10. Обращение к учителю за дополнительными сведениями является формой проявления:

а) широких познавательных мотивов

б) учебно-познавательных мотивов

в) мотивов самообразования

г) мотивов социального сотрудничества

11. Обращение учащегося к учителю по поводу рациональной организации учебного труда демонстрирует:

Источник

Тесты по разделу «Педагогическая психология» (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

5. Исполнительные действия по отношению к учебным действиям — это:

а) форма их проявления в) этап их усвоения

б) их вид г) уровень их усвоения

6. Оценочные учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:

а) вид—род в) форма проявления учебной деятельности

б) часть—целое г) уровень ее усвоения

7. Преобразующие, исследовательские действия учебной деятельности выделяют­ся с позиции:

б) внутренних или внешних действий

в) с точки зрения отношения к предмету деятельности

г) предмета самой учебной деятельности

8. Действия целеполагания, программирования, планирования; исполнительские действия; действия контроля и оценки в учебной деятельности выделяются с позиции:

б) внутренних или внешних действий

в) отношения к предмету деятельности

г) доминирования продуктивности (репродуктивности)

9. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:

а) часть—целое в) форма проявления учебной деятельности

б) вид—род г) функциональные отношения

10. Основанием выделения материальных, внешнеречевых, умственных действий является:

а) форма действия в) мера развернутости

б) степень обобщенности г) мера автоматизированности

11. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать пра­вильность выполнения действия, определяется как:

а) разумность в) прочность

б)осознанность г) освоенность

12. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:

а) меру развернутости в) меру самостоятельности

б) меру освоения г) меру обобщенности

13. Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в кото­рых оно выполняется, — это:

а) разумность в) прочность

б)осознанность г) освоенность

14. К первичным свойствам учебного действия относится:

а) форма действия в) разумность

15. Вторичным свойством учебного действия выступает:

а) форма действия в) разумность

б) осознанность г) освоенность

16. Обобщенность действия относится к. характеристикам состава и структуры знаний и действий (по ):

Читайте также:  Индол 3 карбинол способ применения

а) первичным составным в) первичным простым содержательным

б) первичным формальным простым г) производным

17. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи является этапом усвоения:

а) ориентировочных действий в) контрольных действий

б) исполнительных действий г) оценочных действий

18. Проблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в оте­чественной науке изучает(ют): ,

а) , В, В. Рубцов в)

19. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:

а) ее вид в) этап ее реализации

б) ее уровень г) форма ее проявления

20. Виды приемов учебной деятельности изучал(а):.

б) г) 3. А. Решетова

21. ___________- деятельность субъекта по овладению обобщенными способами действий, направленной на его саморазвитие на основе решения посредством учебных действий специально поставленных педагогом учебных задач (, )

а) ни один из ответов не верен в) учебная деятельность

б) воспитательная деятельность г) педагогическая деятельность

22. _________- совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности

а) обучаемость в) активность

б) образованность г) подвижность

23. ________ считал, что в начальной школе должны быть только оценки, а не отметки

а) Амонашвили в) Выготский

б) Божович г) Леонтьев

24. Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков – это:

а) игра в) общение

б) труд г) учение

25. Материал, который должен быть усвоен называется:

а) учебным действием в) учебной задачей

б) действием оценки г) учебным заданием

26. Одним из авторов теории учебной деятельности, разработанной в отечественной психологии, является

27. Одним из компонентов учебной деятельность является

а) выполнение домашних заданий в) учебная ситуация

28. Отметка в отличие от оценки выражается в:

а) замечании в) одобрении

б) похвале г) баллах

29. Средствами учебной деятельностью являются:

а) предметы окружающей действительности

б) методы обучения

в) теоретические и практические задания

г) интеллектуальные действия, мыслительные операции, знакомые языковые средства

30. Учебная деятельность понимается как особая форма социальной активности, овладение способами предметных и ________ действий

а) игровых в) корректирующих

б) познавательных г) контролирующих

31. Учебная деятельность по теории и характеризуется 3 составляющими: ___________, структурой и формированием

а) содержанием в) проявлением

б) процедурой г) динамикой

2) Выполнить тест. В работе с тестом см. лит-ру: , , . Формирование мотивации учения. М. «Педагогика». 1990; Зимняя психология: Учеб.- М.: Логос, 2001. Часть 4.

1. Проблему учебной мотивации анализировала(и):

2. Связь умственного развития и мотивации исследовали:

3. Проблемы возникновения и развития познавательных интересов у детей в отече­ственной психологии изучал(а):

4. Психологические причины неуспеваемости установлены:

а) 3. А. Решетовой в)

5. Сводную карту состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования разработала:

6. Понятие «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:

а) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»

б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»

в) эти понятия — синонимы

г) понятие «мотив» является родовым по отношению к «мотивации»

7. Мотивы самообразования — это:

а) форма проявления учебных мотивов

б) этап усвоения учебных мотивов

в) уровень познавательных мотивов

г) качественная характеристика учебных мотивов

8. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется:

а) широкими познавательными мотивами

б) широкими социальными мотивами

в) учебно-познавательными мотивами

г) узкими социальными мотивами

9. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует:

а) широкие социальные мотивы в) мотивы социального сотрудничества

б) узкие социальные мотивы г) учебно-познавательные мотивы

10. Обращение к учителю за дополнительными сведениями является формой проявления:

а) широких познавательных мотивов в) мотивов самообразования

б) учебно-познавательных мотивов г) мотивов социального сотрудничества

11. Обращение учащегося к учителю по поводу рациональной организации учебно­го труда демонстрирует:

а) вид учебного мотива в) уровень познавательных мотивов

б) форму проявления учебных мотивов г) тип отношения школьника к учению

12. Четыре понятия из следующих пяти слов — осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, выраженность — можно объединить в одну группу. Лиш­ним является:

а) осознанность в) обобщенность

б) самостоятельность г) выраженность

13. Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащего­ся называется:

а) законом эффекта в) законом упражнений

б) законом Йеркса — Додсона г) законом плато в формировании навыка

14. Особенностями мотивации слабо успевающих школьников являются:

а) интерес к вопросам узкого прагматического характера

б) охотное выполнение однотипных заданий

Читайте также:  Способ приготовления кофе с корицей

в) все ответы верны

г) стремление найти самое ясное решение

15. Показателем психологической готовности ребенка к школе является:

а) умение строить взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов

б) наличие специальных знаний, умений и навыков

в) желание быть школьником

г) самостоятельность в умственной деятельности

1. Понятие «воспитание» в русской педагогике датировалось:

а) началом XVII в. в) началом XVIII в.

б) второй половиной XVII в. г) второй половиной XVIII в.

2. Начало научной разработки теории воспитания датируется:

а) началом XVIII в. в) началом XIX в.

б) концом XVIII в. г) концом XIX в.

3. Процесс изменения личности учащегося в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимаются как:

а) становление в) социализация

б) формирование г) воспитание

4. Целенаправленная деятельность, призванная сформировать у учащегося систе­му качеств личности, взглядов и убеждений, трактуется в педагогической психологии как воспитание:

а) в широком смысле слова в) в локальном смысле слова

б) в узком смысле слова г) в переносном смысле слова

5. Относительная самостоятельность психологии воспитания и психологии обучения была зафиксирована еще в работах:

б) Дж. Дьюи г) Э. Клапареда

6. Человек как типичный представитель сформировавшего его общества понима­ется как:

а) субъект деятельности в) личность

б) индивид г) индивидуальность

7. Понятие «задатки» характеризует:

а) индивидные свойства в) личностные свойства

б) субъектные свойства г) свойства индивидуальности

8. Проблематика развития личности школьника составляла основу содержания исследований:

а) и его сотрудников в) , б) и ее сотрудников г)

9. Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Кольбергу является:

а) мораль «хорошего мальчика», сохранение добрых отношений

б) мораль поддержания отношений

в) мораль индивидуальных принципов совести

г) ориентация на наказание и покорность

10. Автором таксономии учебных целей в аффективной области считается:

а) Дж. Брунер в) В. Оконь

б) П. Блум г)Дж. Дьюи

11. Согласно. подходу, особенности личности обусловлены структурой общества, способами социализации, взаимоотношениями с окружающими людьми:

а) биогенетическому в) психогенетическому

б) социогенетическому г) двухфакторному

12. Когнитивистские концепции личности относятся к. подходу к изучению личности в зарубежной психологии:

а) биогенетическому в) психогенетическому

б) социогенетическому г) двухфакторному

13. Основой теории и практики «свободного воспитания» является. подход к психическому развитию:

а) биогизаторский в) двухфакторный

б) социогизаторский г) психогенетический

14. В 1950—70-х гг. на стыке социальной психологии и. педагогической психологии проводилось множество исследований структуры детского коллектива, статуса ребенка в среде сверстников:

15. Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:

б) проблемное обучение г) догматическое обучение.

16. Особенности организации воспитывающей коллективной познавательной деятельности изучал(и): .

а) 3. И. Васильева, в)

17. К мезофакторам социализации (по ) относятся:

а) космос, планета, мир

б) этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения

в) семья, микросоциум, институты воспитания

г) страна, общество, государство

18. Для. воздействия как способа влияния характерно то, что оно направлено не непосредственно на учащегося, а на окружающую его среду:

а) ненаправленного в) функционально-ролевого

б) индивидуально-специфического г) косвенно-направленного

19. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т. п., называется:

а) внушением в) заражением

б) подражанием г) убеждением

20. _________ средства воспитания содержат воздействия, реализуемых без личных контактов воспитателя и воспитуемого

а) поведенческие в) комплексные

б) косвенные г) прямые

21. Внушение, повествование, диалог, доказательство относят к группе воспитательных методов:

а) коррекции в) оценки и самооценки

б) упражнений г) убеждения

22. К закономерностям воспитания не относится:

а) формирование в структуре личности социально — психологических новообразований

б) деятельность, сопровождающая ситуацией успеха

в) выработка навыка в ходе постановки учебной задачи

г) соблюдение соотношения усилий ребенка и педагога в совместной деятельности

23. К ключевым понятиям модели воспитания, предложенной Х. Джайноттом, не относят:

а) обусловленную любовь

б) осознание собственных эмоциональных конфликтов

в) сензитивность родителей к переживаниям ребенка

г) одобрительные отношения к личности и чувствам ребенка

24. К типа воспитания по Г. Крайг не относится:

б) гуманистический г) авторитарный

25. На конкретного школьника можно воздействовать не прямо, а через коллектив, считал:

26. К ключевым понятиям модели воспитания, предложенной Х. Джайноттом, не относят:

а) обусловленную любовь

б) осознание собственных эмоциональных конфликтов

в) сензитивность родителей к переживаниям ребенка

г) одобрительные отношения к личности и чувствам ребёнка

Тема 7. Характеристика педагогической деятельности

Источник

Оцените статью
Разные способы