Проблемное обучение способы реализации

Польза и эффективность использования проблемного метода обучения. Приводим примеры внедрения.

Что такое проблемное обучение

Как мы уже писали в этой статье, проблемное обучение — одна из методик преподавания в вузах, в ходе которой студенты учатся решать конкретные задачи под присмотром преподавателя. В процессе решения задачи студенты максимально проявляют самостоятельность. Преподаватель в этот момент выступает в нестандартной для него роли: он только руководит процессом, направляя мысли студентов по верному руслу.

Считается, что основы технологии проблемного обучения на рубеже XVIII–XIX веков заложил Джон Дьюи — американский философ и педагог. Со второй половины 1950-х годов методики проблемного обучения стали актуальными и в отечественной педагогике.

Проблемное обучение позволяет студентам самореализоваться путем самостоятельного разрешения конкретных задач, а также сформировать активную жизненную позицию.

Правила и условия для проведения проблемного обучения

Правила для реализации проблемного обучения можно разделить на три группы.

Формирование проблемной ситуации: задание должно соответствовать уровню подготовки студентов и основываться на недавно пройденном материале. Вопросы и практические задания должны мотивировать студентов прибегать к нестандартным решениям — выводить, так сказать, из «зоны комфорта».

Управление процессом проблемной ситуации: преподаватель учитывает уровень подготовки группы и при необходимости приходит на помощь: поправляет или помогает сформулировать выводы. В случае возникновения существенных трудностей преподаватель может разбить задачу на подзадачи, которые облегчат процесс понимания и решения проблемы.

Создание последовательности проблемных ситуаций: преподаватель формирует систему вопросов и практических заданий таким образом, что они служат усвоению и пониманию материала, а также последовательному раскрытию проблемного задания.

На практике способы создания проблемных ситуаций зависят от уровня подготовки студентов, уровню готовности к интерактивной форме обучения, а также от содержания учебного материала.

Формат проведения может включать следующие варианты:

  • выбор ответа из нескольких вариантов и обоснование сделанного выбора;
  • выявление несоответствий, противоречий, сравнение и объяснение фактов;
  • переход от анализа единичных фактов к обобщению;
  • установление соответствия понятий и связи между ними (например, хронологии событий) и их последующее объяснение.

Применение проблемного обучения в области технологий

Допустим, преподаватель демонстрирует студентам некий неизвестный механизм и его основные комплектующие: пневмодвигатель, диски из древесного пластика и другие. Затем преподаватель предлагает студентам выяснить: для каких операций используется данная техника? Как этот аппарат облегчит или вовсе заменит ручную работу?

Студенты, самостоятельно решив эту задачу, высказывают верное предположение. После этого преподаватель объясняет, что перед студентами штукатурно-затирочная машина, и предлагает более детально разобраться в вопросе, каковы преимущества и недостатки этого аппарата.

Студенты предлагают свои варианты и замечания: аппарат компактный и позволяет быстро выполнять работу, однако он довольно тяжелый. На что преподаватель задает следующие вопросы: почему машина тяжелая? Можно ли каким-то образом изменить ее конструкцию, чтобы устранить этот недостаток?

Таким образом, с помощью проблемного обучения и последовательного решения задач преподаватель предоставляет возможность студентам самостоятельно использовать усвоенные ранее знания в новых и незнакомых условиях.

Пример применения проблемного обучения в области гуманитарных наук

К примеру, при изучении творчества Ф. М. Достоевского группа делится на три подгруппы: защитники Раскольникова, обвинители и «присяжные заседатели». Цель защитников и обвинителей — убедить преподавателя и «судебных заседателей» в своей правоте, используя в качестве аргументов текст романа и исторические справки. После того как противоборствующие стороны поочередно высказывают свое мнение, третья группа принимает решение, подробно поясняя сильные или слабые позиции сторон. Преподаватель в это время только направляет обсуждение в нужное русло и помогает сформулировать точку зрения.

Читайте также:  Какими способами может быть вызван конструктор формы объекта

Также можно провести лекцию, предварительно озаглавив ее ключевым проблемным вопросом. В ходе занятия учащиеся делают необходимые заметки, а в конце занятия излагают свои выводы, закрепленные материалами из лекции.

Ценность данного формата заключается в том, что мнение преподавателя не навязывается, а студенты совместно обсуждают поставленные задачи и принимают решение.

Применение проблемного обучения в области изучения иностранного языка

Как правило, на практике применяется несколько видов ситуаций.

Демонстрация: приводится в пример личный опыт преподавателя или демонстрируются работы других студентов, которые добились больших успехов при изучении языка. Вокруг этого строится постановка проблемы.

Оценка: студентам предлагается описание конкретной актуальной ситуации — частной или глобальной. Предлагается оценить значение ситуации и правильность действий, в ходе чего студенты проводят самостоятельный анализ и делают собственные выводы. Таким образом, студенты приобщают иностранный язык к современным реалиям, что существенно упрощает усвоение нового материала.

Упражнение: между сокурсниками предлагается провести исследование: сколько каждый тратит время на учебу, на дополнительные занятия, на досуг. После этого студенты составляют таблицу, анализируют данные и дают соответствующие комментарии. Разумеется, все это проводится на иностранном языке.

Таким образом, проблемное обучение позволяет изменить характер взаимоотношений, а преподавателю — по-новому взглянуть на образовательный процесс и улучшить результаты обучения.

Заключение

Таким образом, ключевыми преимуществами проблемного обучения являются:

  • максимальные возможности для развития у студентов внимания, наблюдательности, активного мышления и творческих возможностей;
  • развитие самостоятельности, ответственности, инициативности, нестандартного мышления и решительности.

Как правило, проблемное обучение связано с исследованиями. В связи с этим предполагается, что оно будет продолжительным и состоять из нескольких этапов, на каждом из которых студенты проявляют различные качества, навыки и знания. Студенты выступают в роли активных деятелей, решающих конкретную задачу.

Проблемное обучение требует значительных ресурсов как от студентов, так и от преподавателя. Студентам требуется больше времени для обсуждения новой информации, а преподавателю необходимо более детально проработать процесс занятия и зачастую, подготавливать для каждой группы индивидуальные мероприятия.

Однако, несмотря на трудности, возникающие в процессе подготовки и проведения занятий подобного формата, техника проблемного обучения по-прежнему остается востребованной, качественной и актуальной.

Источник

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.

Мы расскажем о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.

Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.

Виды проблемного обучения

Различают три основных вида проблемного обучения.

Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.

Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.

Поиск практического решения

Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.

Приемы создания

Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.

  • Преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим разрешить проблему.
Читайте также:  Заказчик имеет право сам выбирать способ закупок

  • Учащимся предлагается сравнить, обобщить выводы из ситуации, сопоставить факты.

  • Преподаватель задает конкретные вопросы и предлагает разные точки зрения на одну и ту же проблему или противоположные позиции.

  • Проблемная задача содержит неопределенность в постановке, противоречивые данные или заведомо допущенные ошибки. Как вариант — задачу требуется решить за ограниченное время.

  • Учащиеся получают задание найти аналогию изучаемому событию, явлению, процессу, личности.

  • Преподаватель сообщает факты так, чтобы подчеркнуть в них объективные противоречия и тем самым вызвать познавательный интерес, желание их разрешить.

  • Учащиеся получают проблемный вопрос и задание — предположить, как могли бы доказать свою правоту сторонники той или иной точки зрения на эту проблему.

  • Обсуждение проблемного вопроса можно построить в форме беседы, в ходе которой студенты смогут использовать в своих ответах уже имеющиеся у них знания и умения. Это наиболее динамичный метод, который можно применять на любом этапе занятия.

  • Группе надо выбрать из нескольких известных решений одно — наиболее рациональное.

Какой бы прием не использовал педагог при отработке проблемной ситуации, суть его состоит в том, чтобы научить самостоятельно совершать открытия. Преподавателю важно мотивировать поисковую деятельность учащихся, подводить их к разгадке.

Требования к проблемным ситуациям

Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:

— учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;

— студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;

— между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.

К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.

  1. Проблема должна быть понятной студентам. То есть сформулирована так, чтобы большинство представляли себе о чем идет речь.
  2. Проблема должна быть посильной для большинства. В противном случае преподавателю придется либо потратить много времени на пояснения, либо решать задачу самому.
  3. Проблема должна быть сформулирована интересно. Развлекательный формат может способствовать успешному решению больше, чем серьезный пример.

Преимущества

Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:

  • метод мотивирует задумываться, искать выход из проблемной ситуации, действовать самостоятельно при поиске нестандартного решения;

  • при самостоятельном решении проблем знания и умения усваиваются и упрочняются лучше, чем при традиционном обучении;

  • проблемное обучение развивает навыки наблюдения, обобщения, исследовательской работы;

  • студенты быстрее осмысливают изучаемые явления и обосновывают ответы, сами выдвигают и доказывают гипотезы.

Недостатки

Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:

  • не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;
  • не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;
  • подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.

Тем не менее проблемное обучение как образовательная технология зарекомендовало себя в качестве рабочего инструмента на занятиях.

Рекомендуем материал о еще одном виде обучения — перевернутом уроке: «Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение».

Источник

Реализация проблемного обучения на уроках

Реализация проблемного обучения на уроках

В современном процессе обучения возникло множество методов под общим названием «методы активного обучения». К ним относятся игровые методы (деловые, имитационные, клинические игры), методы разбора ситуаций» (микрообучение, дискуссия, метод малых групп).

Взяв за основу функцию того или иного метода, их можно условно разделить на основные 2 группы: развивающие и тренирующие методы.

Развивающие направлены на формирование и развитие профессионального мышления и способностей обучаемых, на освоение ими новых способов профессиональной деятельности.

Тренирующие — на формирование навыков и умений, отработку конкретных профессиональных действий.

Критерием для различения этих групп методов служит наличие (или отсутствие) противоречия в задании.

О каком именно типе развивающего обучения сегодня пойдет речь, можно узнать, прочитав высказывание Фридриха Дистерверга «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить»

Читайте также:  Химия способ выражения массовой доли

Таким образом, проблемное обучение — это тип развивающего обучения, которое создаёт условия для возникновения у обучаемых мыслительного процесса на основе разрешения противоречий, учебных проблем.

Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация возникает тогда, когда мысль сталкивается с неизвестным, не укладывающимся в прежние связи, отношения, явлением или отдельными его сторонами.

Таким образом, проблемная ситуация, имеет составные элементы диалектического противоречия, осознанное и преобразованное учащимися в проблему.

На следующем слайде представлена с равнительная характеристика проблемного и традиционного видов обучения.

Различают формы проблемного обучения.

А также к проблемному обучениюпредъявляют требования:

I. Проблема должна быть интересной. Формированию интереса способствует ряд приёмов:

— раскрытие значения данного учебного материала;

— периодическая демонстрация достигнутых успехов по завершении

— создание и использование наглядных пособий, технических средств;

— кружковая — исследовательская работа, показывающая возможности

применения полученных знаний.

II. Решение проблемы должно вызвать определенную познавательную трудность для преодоления которой необходима активная мыслительная деятельность (анализ), сравнение, поиск причинно-следственных связей).

III . Решение проблемы должно быть доступно учащимся и соответствовать их познавательным возможностям. Нельзя бросаться в крайность и ставить перед учащимся такие задачи, которые он не в состоянии решить в силу того, что ещё не проходил нужный учебный материал, либо потому, что не известны методы решения.

Для того, чтобы проблемное обучение было развивающим следует постепенно увеличивать степень трудности проблем. Вначале, может быть преподавателю стоит сформулировать проблему и самому её решить, а затем уже подойти к эвристической беседе и другим формам проблемного обучения.

Методическая работа при внедрении проблемного обучения состоит в следующем:

— отбор учебного материала, проблемное преподавание которого

— определение педагогической цели;

— выбор форм и видов учебных занятий;

— разработка заданий, проблемных задач; проблемных ситуаций, способысоздания проблемных ситуаций;

— комплектование «банков» заданий и освоение приёмов проблемного

— создание методических рекомендаций для самоподготовки учащихся кпроблемному обучению.

Таким образом, проблемное обучение при преподавании улучшает усвоение учебного материала, приближает процесс учения к естественному процессу познания, благоприятствует развитию клинического мышления и его компонентов, способствует повышению познавательной активности личности.

К достоинствам проблемного обучения можно отнести возможность работать по индивидуальным планам, более широко использовать в обучении различные справочные материалы, что улучшает профессиональную подготовку специалистов. Развитие продуктивного самостоятельного творческого мышления специалиста, дающего возможность решать сложные производственные задачи, овладевшего общими и профессиональными компетенциями является ведущей целью образования студентов нашего образовательного учреждения.

Литература по данной теме:

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как добывать знания вместе с учениками.-М.: Просвещение, 2002.

Кулешова Л. Е. Нестандартные формы организации урока. Краснодар. 2009.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Знание, 2010.

Ильницкая Н. А. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. «Новое в психологии и педагогике». № 1, 2011 г.

Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 2001.

Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. — Ростов-на-Дону,1970.

Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1995.

Фридман Л.М., Маху В.И.Проблемная организация учебного процесса. Методическая разработка. М.: АПН СССР, 1990;

Задоя С.Э. Технология проблемного обучения // Сидоров С.В. Сайт педагога — исследователя.

Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», 1983.

Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974.

Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: «Педагогика», 1972.

Закирова С.К. К вопросу о проблемном и непроблемном обучении / Среднее профессиональное образование, №4, 2007.

Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес – М., 2008.

Ильина Т.А. Проблемное обучение — понятие и содержание // Вестник высшей школы, 1976.

Источник

Оцените статью
Разные способы