Проблемное обучение способы применения

Содержание
  1. Технология проблемного обучения
  2. Методы проблемного обучения на уроке: что это такое, как создавать проблемные ситуации на уроке? Советы учителя
  3. Методы проблемного обучения — это?
  4. Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще
  5. Когда возможно использование метода проблемного обучения?
  6. Способы создания проблемной ситуации на уроке
  7. С удивлением
  8. С затруднением
  9. Построение урока по методу проблемного обучения
  10. Классификация методов проблемного обучения
  11. Польза и эффективность использования проблемного метода обучения. Приводим примеры внедрения.
  12. Что такое проблемное обучение
  13. Правила и условия для проведения проблемного обучения
  14. Применение проблемного обучения в области технологий
  15. Пример применения проблемного обучения в области гуманитарных наук
  16. Применение проблемного обучения в области изучения иностранного языка
  17. Заключение

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.

Мы расскажем о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.

Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.

Виды проблемного обучения

Различают три основных вида проблемного обучения.

Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.

Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.

Поиск практического решения

Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.

Приемы создания

Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.

  • Преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим разрешить проблему.

  • Учащимся предлагается сравнить, обобщить выводы из ситуации, сопоставить факты.

  • Преподаватель задает конкретные вопросы и предлагает разные точки зрения на одну и ту же проблему или противоположные позиции.

  • Проблемная задача содержит неопределенность в постановке, противоречивые данные или заведомо допущенные ошибки. Как вариант — задачу требуется решить за ограниченное время.

  • Учащиеся получают задание найти аналогию изучаемому событию, явлению, процессу, личности.

  • Преподаватель сообщает факты так, чтобы подчеркнуть в них объективные противоречия и тем самым вызвать познавательный интерес, желание их разрешить.

  • Учащиеся получают проблемный вопрос и задание — предположить, как могли бы доказать свою правоту сторонники той или иной точки зрения на эту проблему.

  • Обсуждение проблемного вопроса можно построить в форме беседы, в ходе которой студенты смогут использовать в своих ответах уже имеющиеся у них знания и умения. Это наиболее динамичный метод, который можно применять на любом этапе занятия.

  • Группе надо выбрать из нескольких известных решений одно — наиболее рациональное.

Какой бы прием не использовал педагог при отработке проблемной ситуации, суть его состоит в том, чтобы научить самостоятельно совершать открытия. Преподавателю важно мотивировать поисковую деятельность учащихся, подводить их к разгадке.

Требования к проблемным ситуациям

Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:

— учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;

— студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;

— между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.

К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.

  1. Проблема должна быть понятной студентам. То есть сформулирована так, чтобы большинство представляли себе о чем идет речь.
  2. Проблема должна быть посильной для большинства. В противном случае преподавателю придется либо потратить много времени на пояснения, либо решать задачу самому.
  3. Проблема должна быть сформулирована интересно. Развлекательный формат может способствовать успешному решению больше, чем серьезный пример.

Преимущества

Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:

  • метод мотивирует задумываться, искать выход из проблемной ситуации, действовать самостоятельно при поиске нестандартного решения;
Читайте также:  Способы для унижения мужа

  • при самостоятельном решении проблем знания и умения усваиваются и упрочняются лучше, чем при традиционном обучении;

  • проблемное обучение развивает навыки наблюдения, обобщения, исследовательской работы;

  • студенты быстрее осмысливают изучаемые явления и обосновывают ответы, сами выдвигают и доказывают гипотезы.

Недостатки

Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:

  • не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;
  • не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;
  • подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.

Тем не менее проблемное обучение как образовательная технология зарекомендовало себя в качестве рабочего инструмента на занятиях.

Рекомендуем материал о еще одном виде обучения — перевернутом уроке: «Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение».

Источник

Методы проблемного обучения на уроке: что это такое, как создавать проблемные ситуации на уроке? Советы учителя

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.

Методы проблемного обучения — это?

Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.

Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

  • Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.
  • Развитие творческого мышления.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.
  • Развитие способности к самообучению.
  • Формирование исследовательской активности.

Из недостатков методики можно выделить следующие:

  • стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
  • требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
  • уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
  • метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.

Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Когда возможно использование метода проблемного обучения?

Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

  • Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
  • Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
  • В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
  • В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Способы создания проблемной ситуации на уроке

В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.

С удивлением

1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.

Например, при изучении романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.

2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.

Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?

3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.

Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?

4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).

С затруднением

1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.

Читайте также:  Рыночные трансакционные издержки способы экономии

Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.

2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.

Например, на уроке географии учитель задает вопрос: «Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?».

Построение урока по методу проблемного обучения

1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.

2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.

3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

  • Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний, Корзина идей).
  • Создание дискуссии (по группам).
  • Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
  • Поиск решения на основе наблюдений.

4. «Ага-реакция» — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

6. Проверка, контроль знаний.

Классификация методов проблемного обучения

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

  • Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение.
  • Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.
  • Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.
  • Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, опыт работы около 20 лет.

Источник

Польза и эффективность использования проблемного метода обучения. Приводим примеры внедрения.

Что такое проблемное обучение

Как мы уже писали в этой статье, проблемное обучение — одна из методик преподавания в вузах, в ходе которой студенты учатся решать конкретные задачи под присмотром преподавателя. В процессе решения задачи студенты максимально проявляют самостоятельность. Преподаватель в этот момент выступает в нестандартной для него роли: он только руководит процессом, направляя мысли студентов по верному руслу.

Считается, что основы технологии проблемного обучения на рубеже XVIII–XIX веков заложил Джон Дьюи — американский философ и педагог. Со второй половины 1950-х годов методики проблемного обучения стали актуальными и в отечественной педагогике.

Проблемное обучение позволяет студентам самореализоваться путем самостоятельного разрешения конкретных задач, а также сформировать активную жизненную позицию.

Правила и условия для проведения проблемного обучения

Правила для реализации проблемного обучения можно разделить на три группы.

Формирование проблемной ситуации: задание должно соответствовать уровню подготовки студентов и основываться на недавно пройденном материале. Вопросы и практические задания должны мотивировать студентов прибегать к нестандартным решениям — выводить, так сказать, из «зоны комфорта».

Управление процессом проблемной ситуации: преподаватель учитывает уровень подготовки группы и при необходимости приходит на помощь: поправляет или помогает сформулировать выводы. В случае возникновения существенных трудностей преподаватель может разбить задачу на подзадачи, которые облегчат процесс понимания и решения проблемы.

Читайте также:  Какие способами различные вещества могут проникать внутрь клетки

Создание последовательности проблемных ситуаций: преподаватель формирует систему вопросов и практических заданий таким образом, что они служат усвоению и пониманию материала, а также последовательному раскрытию проблемного задания.

На практике способы создания проблемных ситуаций зависят от уровня подготовки студентов, уровню готовности к интерактивной форме обучения, а также от содержания учебного материала.

Формат проведения может включать следующие варианты:

  • выбор ответа из нескольких вариантов и обоснование сделанного выбора;
  • выявление несоответствий, противоречий, сравнение и объяснение фактов;
  • переход от анализа единичных фактов к обобщению;
  • установление соответствия понятий и связи между ними (например, хронологии событий) и их последующее объяснение.

Применение проблемного обучения в области технологий

Допустим, преподаватель демонстрирует студентам некий неизвестный механизм и его основные комплектующие: пневмодвигатель, диски из древесного пластика и другие. Затем преподаватель предлагает студентам выяснить: для каких операций используется данная техника? Как этот аппарат облегчит или вовсе заменит ручную работу?

Студенты, самостоятельно решив эту задачу, высказывают верное предположение. После этого преподаватель объясняет, что перед студентами штукатурно-затирочная машина, и предлагает более детально разобраться в вопросе, каковы преимущества и недостатки этого аппарата.

Студенты предлагают свои варианты и замечания: аппарат компактный и позволяет быстро выполнять работу, однако он довольно тяжелый. На что преподаватель задает следующие вопросы: почему машина тяжелая? Можно ли каким-то образом изменить ее конструкцию, чтобы устранить этот недостаток?

Таким образом, с помощью проблемного обучения и последовательного решения задач преподаватель предоставляет возможность студентам самостоятельно использовать усвоенные ранее знания в новых и незнакомых условиях.

Пример применения проблемного обучения в области гуманитарных наук

К примеру, при изучении творчества Ф. М. Достоевского группа делится на три подгруппы: защитники Раскольникова, обвинители и «присяжные заседатели». Цель защитников и обвинителей — убедить преподавателя и «судебных заседателей» в своей правоте, используя в качестве аргументов текст романа и исторические справки. После того как противоборствующие стороны поочередно высказывают свое мнение, третья группа принимает решение, подробно поясняя сильные или слабые позиции сторон. Преподаватель в это время только направляет обсуждение в нужное русло и помогает сформулировать точку зрения.

Также можно провести лекцию, предварительно озаглавив ее ключевым проблемным вопросом. В ходе занятия учащиеся делают необходимые заметки, а в конце занятия излагают свои выводы, закрепленные материалами из лекции.

Ценность данного формата заключается в том, что мнение преподавателя не навязывается, а студенты совместно обсуждают поставленные задачи и принимают решение.

Применение проблемного обучения в области изучения иностранного языка

Как правило, на практике применяется несколько видов ситуаций.

Демонстрация: приводится в пример личный опыт преподавателя или демонстрируются работы других студентов, которые добились больших успехов при изучении языка. Вокруг этого строится постановка проблемы.

Оценка: студентам предлагается описание конкретной актуальной ситуации — частной или глобальной. Предлагается оценить значение ситуации и правильность действий, в ходе чего студенты проводят самостоятельный анализ и делают собственные выводы. Таким образом, студенты приобщают иностранный язык к современным реалиям, что существенно упрощает усвоение нового материала.

Упражнение: между сокурсниками предлагается провести исследование: сколько каждый тратит время на учебу, на дополнительные занятия, на досуг. После этого студенты составляют таблицу, анализируют данные и дают соответствующие комментарии. Разумеется, все это проводится на иностранном языке.

Таким образом, проблемное обучение позволяет изменить характер взаимоотношений, а преподавателю — по-новому взглянуть на образовательный процесс и улучшить результаты обучения.

Заключение

Таким образом, ключевыми преимуществами проблемного обучения являются:

  • максимальные возможности для развития у студентов внимания, наблюдательности, активного мышления и творческих возможностей;
  • развитие самостоятельности, ответственности, инициативности, нестандартного мышления и решительности.

Как правило, проблемное обучение связано с исследованиями. В связи с этим предполагается, что оно будет продолжительным и состоять из нескольких этапов, на каждом из которых студенты проявляют различные качества, навыки и знания. Студенты выступают в роли активных деятелей, решающих конкретную задачу.

Проблемное обучение требует значительных ресурсов как от студентов, так и от преподавателя. Студентам требуется больше времени для обсуждения новой информации, а преподавателю необходимо более детально проработать процесс занятия и зачастую, подготавливать для каждой группы индивидуальные мероприятия.

Однако, несмотря на трудности, возникающие в процессе подготовки и проведения занятий подобного формата, техника проблемного обучения по-прежнему остается востребованной, качественной и актуальной.

Источник

Оцените статью
Разные способы