Какие проблемы экономики являются универсальными?
Практикум по обществознанию, раздел «Экономика»
Особенности практических заданий
Роль дидактического пособия заключается не в том, чтобы изучающий экономику получил готовые рецепты на вопросы из экономической теории, а отработал алгоритмы действий в рамках активной познавательной деятельности. Таким образом, «Практикум», как дидактическое пособие, является отражением деятельностного подхода в изучении обществознания.
Тема 1. «Экономика. Наука и хозяйство»
1. Работа с основными понятиями темы
1. | Макроэкономика – | А | это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ |
2. | Экономические механизмы – | Б | показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны |
3. | Экономические блага – | В | объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов |
4. | Экономика – | Г | все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни |
5. | Микроэкономика — | Д | способы и формы объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения |
6. | ВВП – валовый внутренний продукт – | Е | товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. |
7. | реальный ВВП | Ж | объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов |
8. | номинальный ВВП | З | показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов и процессов |
9. | Экономические возможности – | И | часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику |
10. | Экономические величины – | К | часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д. |
11. | ВНП – валовый национальный продукт – | Л | наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов |
12. | Экономическая деятельность – | М | показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом. |
13. | ВВП на душу населения – | Н | те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей; всегда, в каждый данный момент являются ограниченными |
14. | Мировая (международная экономика) — | О | часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения |
П | показатель ВВП страны, деленный на количество граждан |
ОТВЕТ: 1К, 2Д, 3Е, 4АЛ, 5И, 6Б, 7В, 8Ж, 9Н, 10З, 11М, 12Г, 13П, 14О
2. Открытые задания с кратким ответом
Какие проблемы экономики являются универсальными?
1. Конкуренция и монополия.
2. Ограниченность ресурсов.
3. Экономический выбор.
4. Занятость населения.
5. Экономическая политика государства.
6. Постоянный рост потребностей общества.
Дополните схему:
ОТВЕТ: Ресурсы, распределение
Заполните таблицу:
Микроэкономика | Макроэкономика | Мировая экономика |
Вопросы:
-изменение цены на сливочное масло и спроса на этот товар
-рост цены на сахар и изменение покупательной способности субъектов экономики в результате этого
— решение проблем безработицы путем создания
-установление торговых отношений между индийской фармацевтической фирмой и российской торговой компанией
-проведение всемирной сельскохозяйственной выставки в Париже
— снижение уровня инфляции на 3 %
-поведение формы в условиях увеличения конкуренции
-действия государства в борьбе с монополистической конкуренцией
-действия государства в борьбе с монополистической конкуренцией
-совместные разработки США и Великобритании в области компьютерных технологий
Микроэкономика | Макроэкономика | Мировая экономика |
-изменение цены на сливочное масло и спроса на этот товар -рост цены на сахар и изменение покупательной способности субъектов экономики в результате этого — поведение формы в условиях увеличения конкуренции -причины экономического спада в отрасли | -действия государства в борьбе с монополистической конкуренцией — решение проблем безработицы путем создания биржи труда — снижение уровня инфляции на 3 % | -установление торговых отношений между индийской фармацевтической фирмой и российской торговой компанией -совместные разработки США и Великобритании в области компьютерных технологий -проведение всемирной сельскохозяйственной выставки в Париже |
3. Задания с выбором ответа
Тест:
1. Организационные способы и механизмы распределения ограниченных ресурсов для потребления людей определяются:
1) экономической системой;
2) экономическим выбором;
3) хозяйственным потенциалом;
4) необходимым потреблением.
2. В перечне проблем, изучаемых экономической наукой лишнее:
1) поведение людей в процессе производства и обмена материальных благ;
2) пути повышения эффективности экономических процессов;
3) стабилизация демографической ситуации;
4) способы распределения производственных благ.
3. Основные вопросы экономики:
1) что производить? как производить? кто будет потреблять?
2) что потреблять? как производить? кто будет производить?
3) что производить? как производить? для кого производить?
4) что потреблять? кто будет потреблять? кто будет производить?
4. Экономика – наука, изучающая:
1) мотивы поведения человека;
2) методы рационального хозяйствования;
3) способы внедрения достижений науки;
4) формы повышения квалификации рабочих.
5. Какая сфера жизни общества включает отношения в процессе материального производства:
6. Проблема выбора способа использования ограниченных ресурсов в свободной рыночной экономике в отличие от экономики других типов решается:
1) с помощью государственного плана;
2) путем введения запретов и ограничений;
3) на основе личных интересов свободных производителей;
4) воздействием, как государства, так и рыночных механизмов.
7. Вопросы что, как, для кого производить решаются:
1) в традиционной экономике;
2) в рыночной экономике;
3) в смешанной экономике;
4) в любой экономической системе.
8. Основная цель экономической деятельности:
1) производство материальных благ;
2) научно-технический прогресс;
3) разработка ресурсосберегающих технологий;
4) взаимодействие государства и производителей.
9.Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, — это:
1) разделение труда;
10.Экономическая наука изучает:
1) поведение человека в чрезвычайных ситуациях;
2) действие объективных законов в истории человечества;
3) методы научного познания;
4) способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения растущих потребностей людей.
Источник
Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора
Понятие и виды
Рост человеческих потребностей стремительно превышает прирост количества тех благ, которые нужны для их полного удовлетворения. Для производства любых товаров или услуг необходимы различные ресурсы, объемы которых не безграничны. В условиях нехватки одних благ для создания других общество сталкивается со сложной задачей: созданию чего следует уделить внимание в первую очередь, а от чего следует отказаться?
Если бы производство не знало ограничений, ценность создаваемых товаров была бы минимальной. В таком случае все принадлежало бы обществу на бесплатной основе, не приходилось бы зарабатывать, тратить и экономить деньги для приобретения чего-либо. Но изобилие не может быть вечным ввиду того, что все ресурсы ограничены, и встает острый вопрос их восполнения и поиска способов их рационального использования. Проблемой выбор занимаются экономисты, пытаясь при минимальных затратах получать максимальный результат.
В экономической теории принято выделять следующие виды важнейших ресурсов:
- трудовые — под ними подразумеваются люди, обладающие набором интеллектуальных и физических способностей, необходимых в той или иной производственной сфере;
- капитал — включает все то, что необходимо для процесса производства (сырье и материалы, здания и сооружения, технику и оборудование, транспорт и т. д. );
- природные — объединяют то, что не может быть создано человеком (вода, нефть, земля, леса).
В современной рыночной экономике выделяется понятие «предпринимательская способность». Оно подразумевает способность и умение максимально эффективно и рационально использовать перечисленные выше факторы и средства производства.
Кроме того, большое значение приобретают знания и информация. Их наличие является необходимым условием для развития хозяйства. Они распространяются посредством получения человеком образования и занятия наукой.
В свое время Аристотель считал важнейшим ресурсом именно труд. Адам Смит добавлял к нему еще землю и капитал, а уже в 1924 году экономист из Англии Альфред Маршалл выделил предпринимательскую способность.
Специалисты утверждают, что экономическое развитие многих стран сдерживает ограниченность ресурсов. Это означает, что некоторые из них приходится закупать и импортировать, чтобы удовлетворить все потребности постоянно растущего населения.
Причины дефицита
На сегодняшний день ограниченность экономических ресурсов проявляется в нехватке ценнейших полезных ископаемых, газа, нефти, а также опресненной воды и биологических пищевых источников. По мнению специалистов, изучающих остро стоящую проблему, при таком же темпе и объеме расходования благ цивилизации планета Земля истощает уже к 2040 году.
Постоянно растущий спрос порождает недостаточное предложение. Не свойственная ресурсам безграничность и их нехватка также вызывает климатические изменения. Использование благ происходит не только в глобальном производстве. В своей повседневной деятельностью человек также нарушает целостность природы, нанося вред окружающей среде. Не многие задумываются о необходимости уборки мусора после отдыха на природе, мало кто воспринимает всерьез ограничения на вылов рыбы, уничтожение тех или иных видов животных и вырубку растений.
Ученые бьют тревогу и в адрес производителей современных гаджетов. По мере их изготовления используются ценнейшие металлы, а техника приходит в негодность уже спустя несколько лет и заменяется более новыми моделями.
Кроме того, можно перечислить и другие факторы, обуславливающие возникновение дефицита ресурсов:
- каждый индивид способен трудиться в течение определенного количества времени, его возможности ограничены (нехватка труда);
- недостаточность средств производства (отсутствие возможности изготавливать оборудование и технику, возводить сооружения, их быстрое выбытие по мере износа);
- конечность использования пахотных массивов и земельных участков для расположения производственных объектов;
- невозобновляемость некоторых полезных ископаемых, видов растений и животных.
Следует понимать, что некоторым производственным факторам свойственна мобильность и взаимозаменяемость. Например, финансы и материальные блага могут перемещаться в пространстве, выступать альтернативой друг другу. Знания являются неотъемлемым условием проведения научных разработок и исследований, в ходе которых, в свою очередь, создаются новые блага. Но человеческие ресурсы никогда не заменят средства производства и орудия труда, иначе процесс изготовления благ остановится на первоначальном, примитивном уровне.
Проблема экономического выбора
В обществе остро встает вопрос экономического выбора. Его суть заключается в том, чтобы находить альтернативу дефицитным ресурсам, совершенствовать технологии производства для сокращения расхода сырья и материалов. Кроме того, характерной проблемой общества, которую требуется решить, является отсутствие баланса между потребительскими желаниями, усилиями и возможностями.
Проблему недостаточности ресурсов можно решить при помощи обоснованного экономического выбора. Он предполагает принятие субъектом одного действия и варианта с одновременным отказом от другого, так как их совместное осуществление невозможно или невыгодно. Такой принцип позволяет максимально удовлетворять потребности общества при минимально возможных затратах.
Главная сущность экономического выбора заключается в его свободе. Это означает следующее:
- собственники материальных ресурсов или капитала имеют право по своему усмотрению их использовать, реализовывать;
- трудоспособное лицо имеет право заниматься той деятельностью, на которую оно способно;
- каждый потребитель вправе приобретать товары и услуги в пределах имеющихся денежных средств и в таком количестве, которое необходимо для удовлетворения возникающих потребностей.
Таким образом, можно прямо связать понятия ограниченности ресурсов и проблемы экономического выбора. Последний неразрывно связан с ростом благосостояния государства.
По мнению ученых и экономистов, нет оснований считать, что экономическое развитие России сдерживает ограниченность ресурсов, каких бы то ни было запасов вполне достаточно. На территории страны присутствуют практически все химические элементы из таблицы Менделеева, в достаточном объеме уделяется вопрос охраны окружающей среды во избежание опасных последствий. В последнее время российские предприятия располагают достаточным запасом собственных средств производства и импортируемыми благами, которые существуют в малом количестве.
В экономической теории говорят об абсолютной и относительной ограниченности. Первая объясняется невозможностью одновременно удовлетворить потребности всего общества, а вторая обусловлена нехваткой, проявляющейся лишь для суженого круга требований.
Пути решения
Все ресурсы принято описывать не только по их редкости, но и по характеру использования: реальные (вовлечены в производство) и потенциальные (в настоящий момент не задействованы). Кроме того, классификация подразумевает деление на исчерпаемые и неисчерпаемые, заменимые и незаменимые. А потому подход к разработке путей решения их ограниченности решается строго в соответствии с их видом.
Прежде чем приступать к реализации методов решения проблемы ограниченных ресурсов, специалисты проводят комплексный анализ и определяют наиболее эффективные направления. К ним относятся четыре важнейших принципа:
- Необходимость разделения труда и специализация. Никто не способен производить все необходимое для жизни самостоятельно. Каждый человек выбирает вид деятельности, который ему доступен и благодаря которому он сможет удовлетворить собственные потребности, реализовать возможности и получить доход.
- Эффективность использования и грамотная экономия. Суть этого принципа состоит в умении избегать необоснованной траты ограниченного ресурса, а также в сбережении времени, сил и денег. Экономичность должна проявляться не только в сокращении издержек (затраты сырья, труда, электроэнергии, воды, времени и т. д. ), но и во внедрении новейших технологий (например, замена бензиновых двигателей на водородные).
- Поддержка предпринимательства и развитие конкуренции. За право использования тех или иных благ всегда идет борьба, а необходимость конкурировать стимулирует повышение производительности, улучшение качества товаров, снижение цен и т. д.
- Финансовое обеспечение и поддержка. В условиях жесткой ограниченности лучше всего действуют внутренние или внешние инвестиции, кредитование, субсидии и дотационные выплаты. С их помощью государство решает особо важные социально-экономические вопросы.
- Рациональное поведение всех участников экономического процесса. Человек, предприятие и государство должны уметь принимать целесообразные решения, согласовывая возможности и потребности, выгоды и издержки, расходы и доходы.
Результатом внедрения этих методов является всеобщее благосостояние. В развитых странах экономические решения всегда взаимосвязаны с политическими. Поэтому экономика не должна являться заложницей действующей политики, а стать ее союзницей.
Источник