Проблема способов достижения счастья

Реферат: Счастье и пути его достижения

Что такое счастье? Я думаю, этот вопрос волновал человечество со времен его возникновения. Конечно, время откладывает свой отпечаток на общество и на каждого человека отдельно, меняются приоритеты, цели, ценности, но потребность чувствовать себя счастливым остается неизменной. Другой вопрос о том, какие явления приносит нам счастье, и все ли мы умеем быть счастливыми? Наверное, каждый человек не раз спрашивал себя об этом, потому как любой из нас мечтает быть счастливым. Так, когда же люди ощущают себя счастливыми? И как достичь счастья? Вот главные вопросы человечества?

Счастье – это действительно важная часть нашей жизни, волнующая людей различных взглядов и культур. Поэтому данная тема и является актуальной.

Итак, что же такое счастье?

Человек, как живое существо, не является беспристрастным наблюдателем явлений окружающего мира. Действуя, он не только производит изменения в этом мире, но и испытывает на себе воздействие всего окружающего, определенным образом относится к этому, переживает все, что с ним происходит. Именно переживание этого отношения и составляет сферу его чувств или эмоций. Эмоции человека выражают его отношение к тому или иному явлению. В зависимости от того, находится ли действительность в положительном или отрицательном отношении к потребностям, установкам и интересам индивида, они приобретают положительный или отрицательный характер. Профессиональные психологи под счастьем подразумевают погранично интенсивное переживание человеком универсальности и глубины своего бытия, максимального наслаждения жизнью. [1]

Таким образом, счастье – это положительная эмоция, которая, с одной стороны, способствует продуктивной, творческой деятельности, а с другой сама является следствием этой деятельности. Кроме этого, счастье тесно связано с радостью: счастливый человек радуется больше, чем несчастный. Однако, чтобы ощущать счастье и, соответственно, радость, нужны определенные причины, стимулы. Счастье возникает при соответствии окружающего своим желаниям, целям, то есть при удовлетворении потребностей индивида. Так истоки счастья – это потребности.

2. Счастье в удовлетворении потребностей

Именно удовлетворение потребностей является основным способом достижения счастья. А чувство неудовлетворенности является причиной отсутствия счастья.

Человек пытается чего-либо достичь только тогда, когда ему этого не хватает. И, зачастую, не хватает просто потому, что он не удовлетворен тем, что у него уже есть, а не по каким-то объективным причинам (недостаток еды, отсутствие жилья и прочее).

Неудовлетворенность порождает стремление получить то, в чем не удовлетворен, и соответствующие поступки. Чем больше неудовлетворенность, тем больше сил человек тратит на то, чтобы получить, и тем меньше он имеет из того, чем неудовлетворен. Неудовлетворенность чем-либо всегда начинается с неудовлетворенности собой.

Вот он первый грех человека, от которого пошло все, — вера в собственную неполноценность. Отсюда дальнейшее стремление достичь удовлетворения собой любыми средствами. Но сколько бы человек ни старался, чувство неудовлетворенности остается с ним навсегда.

Итак, неудовлетворенность – это наличие каких-либо потребностей. А потребность – это зависимость от чего-либо и, соответственно, стремление к нему. Удовлетворение элементарной потребности может принести счастье. Но человек имеет огромное количество различных потребностей, удовлетворение одной из которых может идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же действие может приобрести как положительное, так и отрицательное эмоциональное значение.

3. Самореализация, как путь к достижению счастья

Так как неудовлетворенность порождает чувство неуверенности в себе, своей неполноценности, нельзя не заметить такой важный аспект человеческой жизни как самореализация. И действительно, человек на протяжении всей жизни стремиться познать и реализовать свою сущность, успехи в чем, несомненно, приводят его в позитивное состояние, состояние радости и счастья. Так, рассматривая самореализацию как необходимую предпосылку счастья, напрашивается вывод о том, что погони за самореализацией, стремление к ней, есть ни что иное, как погоня за счастьем. Препятствие на пути самореализации преграждает человеку путь к счастью.

Самореализацию действительно следует понимать как путь к счастью. Поэтому, чтобы ощущать состояние счастья, человеку необходимо самоопределиться, поставить перед собой конкретные цели и задачи, отвечающие истинному «Я», и уверенно идти вперед за желаемым. Конечно, это требует большой работы над собой и немалых усилий.

В связи с этим возникает справедливый вопрос: «А зачем же тогда оно вообще нужно, может можно прожить как-нибудь так, без счастья, не прилагая особых усилий».

Так зачем же нужно счастье? Рассмотрим этот вопрос более детально.

Счастье переживается как приятное, желанное, полезное, позитивное чувство, которое можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. Такое ощущение и является сущностью счастья. Переживание этого состояния сопровождается уверенностью человека в себе, в своей необходимости, пониманием жизненного смысла, довольствием собой и всем окружающим. Состояние счастья повышает восприимчивость к миру.

Кроме этого, состояние счастья часто сопровождается ощущением энергии и силы. Счастливый человек чувствует в себе активность и наличие сил для продуктивной деятельности, поэтому можно утверждать, что счастье действительно является той движущей силой, которая толкает человека на смелые поступки, на выполнение различных видов деятельности, в том числе и созидающий творческой деятельности. Счастье порождает чувство свободы, легкости, воодушевления.

Также счастье играет огромную социальную роль, помогая в установлении контактов, в формировании чувства привязанности и ответственности за окружающий мир. Счастливые люди часто оказываются хорошо адаптированными к условиям окружающей среды. Их поведение усложняется, становится более разнообразным. Приятная эмоциональность счастливых людей вызывает симпатию окружающих.

И, наконец, счастье выполняет биологические функции. Когда человек прибывает в состоянии счастья, все системы его органов функционируют легко и свободно, а разум и тело находятся в расслабленном состоянии. Радостные переживания во время болезни, как правило, ускоряют процесс выздоровления.

5. Где искать счастье?

Не нужно стремиться получить, достаточно признать, поверить, что желаемое уже есть у тебя изначально.

Получить можно только то, что имеешь. А имеешь то, во что веришь.

Чтобы быть счастливым, нужно довольствоваться тем, что есть. Если начать дело с чувством наполненности и удовлетворенности, то в итоге получится еще больше удовлетворения. Поэтому удовлетворение достигнутым – это начало пути от хорошего к лучшему.

Суть не в делах, а в том, что получает душа человека от дел, которые он делает. Для чего человек стремится изменить себя – внешность, материальный уровень, социальный статус? Для получения удовлетворения в своей душе. То есть главное – это чувства, которые рождаются в душе, а не сами дела и достижения. Но чувства никогда не были и не будут следствием дел; дела – следствие чувств. С какими чувствами берешься за дело, таков и результат.

6. Как стать счастливым?

Итак, откуда несчастье? От неудовлетворенности собой, от недостатка чего-либо.

А для того, чтобы стать счастливым, надо быть счастливым. Осознать, что все для счастья уже есть в тебе и ничего дополнительно не надо, все остальное следствия.

Причем, бояться, что удовлетвориться имеющимся, значит лишить себя перспектив, остановиться в развитии, перестать получать что-либо еще, не нужно, так как это будет не остановка, а начало развития, только теперь гармоничного развития. Развития, мотивом которого является не комплекс неполноценности, не неудовлетворенность собой и миром, а естественное желание поделиться тем, чем наполнен. Будут дела, не связанные с самоутверждением, доказательством себе, что ты полноценен, а дела, демонстрирующие тебя, как наполненного и удовлетворенного. Если чувствуешь неудовлетворенность сам, то и дела твои никому удовлетворения не принесут, в первую очередь тебе.

Почему удовлетворение важно чувствовать в каждый момент, на любом жизненном этапе? Во-первых, потому что любой момент может стать последним, и лучше закончить все, будучи полностью удовлетворенным пройденным путем. Во-вторых, каждый момент – это звено в цепи жизненных ситуаций. А в цепи все звенья одинаково важны; любое звено, как промежуточный результат, не менее ценно, чем последнее звено – окончательный результат процесса. Кроме того, к новому жизненному этапу невозможно перейти, не закончив предыдущий, а показателем законченности является чувство удовлетворения. Поэтому изменения происходят сами собой лишь тогда, когда то, что есть, завершено, принято тобой на 100%.

Счастье – это философский вопрос, издавна волнующий человечество. Тему счастья рассматривало огромное количество гениальных людей, поднимающих общечеловеческие вопросы, от древнегреческих философов, до наших современников.

Счастье – одно из важнейших переживаний человека, носящих положительный характер. Источник счастья – удовлетворение потребностей. Когда же потребности достигают высшего этапа своего развития, вызывая потребность самореализации, она становится одним из основных путей к достижению счастья. Удовлетворения этой потребности носит многозначительный характер: во-первых, исполняемая человеком социальная роль имеет важнейшее значение в существовании и развитии общества, а во-вторых, оно приносит счастье, которое наполняет человека энергией, силой, определяет его позитивное отношение к себе и миру, поддерживает состояние биологического и психологического здоровья.

Я считаю, что данный вопрос являлся, является и будет являться актуальным всегда. Поэтому он требует дальнейших изучений, которые, в конце концов, смогут помочь людям оставаться счастливыми.

Как говорил Ф.М.Достоевский: «Счастье не в счастье, а в его достижении». Поэтому человеку необходимо всегда к чему-то стремиться, достигать все новых и новых вершин, никогда не останавливаясь на пути к цели, и тогда жизнь очень часто будет баловать его счастьем.

[1] Войтко В.И. Психологический словарь. К., 1982. – С.212.

Источник

Пути достижения счастья

В работе «Неудобства культуры» (1930) Фрейд ставит вопрос о счастье и пути его достижения.

В чем цель человеческой жизни? Люди определяют эту цель просто — стремление к удовольствию и избегание неудовольствия. Но программа принципа удовольствия вступает в противоречие со всем миром. Она вообще неосуществима.

«Намерение «осчастливить» человека не входит в планы «творения».

Конституция человека устроена так, что счастье наступает в результате разрядки напряжения (удовлетворение потребности). По своей природе это возможно лишь как эпизодическое явление. Что касается переживания страдания, то здесь возможностей больше: со стороны тела — это боль и страх, со стороны внешнего мира — опасности, со стороны отношений с другими людьми — самые болезненные страдания.

Под влиянием этих страданий принцип удовольствия преобразуется в более скромный принцип реальности — избегание несчастий.

Три «облегчающих средства» на пути достижения счастья

  1. Отвлечения, которые позволяют не замечать несчастий («возделывание сада», научная деятельность)
  2. Заменители удовлетворения (искусство, фантазия в душевной жизни)
  3. Наркотические средства (делают несчастья неощутимыми)

Примеры защиты от страданий (смещения либидо)

  • добровольное одиночество (уход от людей);
  • умерщвление влечений или контроль над ними (йога);
  • сублимация влечений в деятельности (радость творчества художника или радость от познания истины ученого);
  • фантазия как иллюзорное исполнение труднодостижимых желаний (искусство);
  • религия как иллюзорное преобразование действительности;
  • эстетическое наслаждение прекрасным (пример заторможенного по цели влечения).

Целью этих способов является «достижение независимости от судьбы». Но все эти способы поиска замены удовлетворения гораздо менее интенсивны, чем первичные влечения. Они «не потрясают нашу плоть».

Любовь — «техника искусства жизни»

В случае любви «либидо не отвращается от внешнего мира, а напротив, цепляется за объекты мира и обретает счастье в чувственной к нему привязанности». Но и здесь мы сталкиваемся со страданием.

«Никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви»

Ни один из этих путей не дает нам желанного результата. Но все же мы не можем отказаться от программы стать счастливым, к которому нас принуждает принцип удовольствия. Фрейд говорит об индивидуальном пути к достижению счастья. Человек по-хозяйски распоряжается своим либидо, «кроит себе счастье на собственный фасон». Это зависит от психической конституции человека, а она всегда уникальна.

Человек может искать счастье в чувственных отношениях (эротический человек), во внутренних душевных процессах (нарциссический человек) или в деятельности (человек деятельности), смотря к чему он более склонен.

Однако Фрейд предупреждает, что крайности опасны, и приводит в пример осмотрительного купца, который остерегается вкладывать весь свой капитал в одно дело. Возможность удержаться посередине зависит от способности психического аппарата приспосабливать свои функции к окружающему миру и использовать их для получения удовольствия.

Тому, кто не смог упорядочить компоненты своего либидо, будет трудно достичь счастья во внешнем мире. Ему остается воспользоваться последней техникой жизни — либо убежать в невроз, который Фрейд называет эрзацем удовлетворения; либо утешиться в хронической интоксикации; либо бунтовать в психозе.

Фрейд подчеркивает, что выбор пути распоряжения своим либидо индивидуален. Религия же навязывает всем один и тот же путь защиты от страданий — психический инфантилизм и уход от индивидуального невроза в коллективный.

Источник

Проблема поисков счастья (что такое счастье и каков путь его достижения)

Содержание:

Название: Счастье и пути его достижения
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат Добавлен 15:56:59 01 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1526 Комментариев: 23 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.3 Оценка: 4 Скачать
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 13.04.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Так что же такое счастье? Философы задавали этот вопрос на заре человечества. Поиск истины зафиксирован в обширных научных, религиозных и отечественных исследованиях. Вы прочтете самые разные мнения по этому вопросу. Каждый найдет здесь что-то близкое себе и откроет новые пути к счастью.

Значение слова «счастье» подразумевает невозможность его объективного описания. Поэтому самый верный способ понять суть счастья — рассмотреть это явление со всех возможных сторон.

Тема счастья является центральной проблемой в гуманитарных науках. Из-за уникальности каждой точки зрения это явление можно объяснить только глубоко субъективно. Есть простое доказательство. Счастье может почувствовать один человек. Небольшая группа людей, например, семья уже сложнее. Но для такой группы, как население страны, достичь 100% счастья просто невозможно.

Физиология счастья

Счастье достигается в определенном соотношении физики тела и социально-психологических аспектов. Какова роль физиологии в этом сложном вопросе?

Гормоны счастья Самым логичным и легко доказываемым оправданием счастья являются определенные химические процессы. Когда они происходят, гормоны счастья производятся в организме человека. Они воздействуют на нервную систему таким образом, что человек начинает испытывать эмоции радости, блаженства и восторга.

Какие гормоны ответственны за эти эмоции:

  • Эндорфин. Это химическое соединение — хороший друг человека, «спасатель». Его работа заключается в снижении чувствительности к негативным проявлениям, таким как вина, стыд, боль. Это произведено в ответ на стресс, испытанный в трудной ситуации.
  • Серотонин. Этот нейротрансмиттер участвует во многих функциях организма. С счастьем он связан с тем, что от него во многом зависят настроение, самопринятие, самооценка, способность наслаждаться и уровень боли. Одна из ведущих теорий о причинах депрессии заключается в том, что именно снижение серотонина вызывает эту болезнь.
  • Дофамин. Это также нейромедиатор. Ответственный за чувство удовлетворения, удовольствия, любви и привязанности. При недостатке дофамина эффективность когнитивных процессов, таких как память и мышление, снижается, и развивается неспособность испытывать удовлетворение от деятельности.
  • Окситоцин. Помогает дофамину строить семейные и любовные отношения. Это уменьшает беспокойство и стимулирует чувство доверия и безопасности. Влияет на так называемый «эмоциональный интеллект», роль которого в достижении счастья будет описана ниже.

Оказывается, что эти химические образования являются причиной, по которой люди испытывают эмоции радости и усиливают долговременные чувства любви и дружбы. Однако называть эти состояния счастьем было бы наивно. То есть правильное функционирование гормонов — это не все, что нужно для счастья. Концепция более обширна и включает в себя как физиологию, так и многие другие аспекты.

Одного гормона недостаточно для счастья, однако их неправильная работа легко делает человека несчастным

Нарушения в функционировании гормонов могут вообще сделать невозможным испытать радостные чувства. Это может произойти из-за употребления наркотиков (например, снятие нервного возбуждения, сексуального влечения, антидепрессантов и других, оказывающих сильное влияние на нервную систему).Некоторые исследования показывают, что достижение счастья зависит от наследственности. Это о значает, что человеку дается возможность быть счастливым с рождения, и он не способен радикально изменить этот факт.

Ученые из Лондонского университета нашли ген, который, как они утверждают, отвечает за счастье. Гену дали название 5-HTTLPR. Исследования показывают, что структура гена напрямую связана с захватом и усвоением серотонина: у короткого гена меньше шансов поймать серотонин, чем у длинного.

Счастье в теории эволюции

Феномен счастья с точки зрения эволюции до конца не изучен. Для выживания это не нужно, особенно для продолжения рода. Понятно, что все образования, которые появляются в процессе эволюции, связаны с адаптацией организма к изменяющимся условиям. Появление сознания у людей связано с более сложной организацией жизни. Например, сознание необходимо для существования социального общества. А счастье можно почувствовать только сознанием.

Каждая новая эволюционная конструкция предназначена для удовлетворения потребностей. Прямохождение необходим для лучшего обзора территории, большой палец, в отличие от остальных — для захвата объектов. Тогда зачем, собственно, счастье нужно? Возможно, это побочный продукт сознания, а также несчастья.

Есть другая теория. С помощью сознания люди понимают, что хорошо для развития вида, а что плохо. Так называемые психологические подкрепления регулируют решения: вина, страх, стыд, удовлетворение. Итак, состояние счастья говорит нам, что мы движемся в правильном направлении, несчастье — что нам нужно изменить курс.

Наиболее правильное мнение заключается в том, что феномен несчастья-счастья необходим для мотивации деятельности. Тогда это явление можно описать как более развитую систему инстинктов.

Как бы то ни было, счастье не зависит исключительно от биологии. На состояние счастья большое влияние оказывает не только физика тела, но и сложные психосоциальные факторы.

Счастье представляет большой интерес для исследователей политики и экономики. В современном мире для многих государств это явление становится все более важным, поскольку доказана взаимосвязь между уровнем счастья и эффективностью, а следовательно, и экономическим прогрессом. В странах, где материальная ценность не ведется, счастье народа является собственностью страны.

Для проведения исследований с целью дальнейшего контроля социальных явлений необходима способность измерять каждое из них. Но как измерить счастье, если у него даже нет четкого определения? Считается, что самым близким к измерению счастья в экономике является ВВП. Валовой внутренний продукт тесно связан с благосостоянием населения, но на практике это далеко не всегда так.

В 19 веке социолог Алексис де Токвиль отправился в Америку и был удивлен, что люди на континенте не счастливы. Он задается вопросом, почему существует материальное богатство, а вокруг так много меланхолично настроенных людей.

В своей знаменитой речи 1968 года Р. Кеннеди озвучил интересную идею. ВВП используется для измерения загрязнения воздуха, количества стихийных бедствий, рекламы, обезлесения и количества потребляемых товаров. Но он не принимает во внимание качество образования, креативность, духовность и все, ради чего стоит жить. Кроме того, ВВП растет, когда люди разводятся, строится новая тюрьма и так далее.

Примерно в то же время развивалась фелицитарная политика — политика счастья.

Большой интерес вызвало исследование под названием «gарадокс Истерлина». Его выводы говорят о том, что материальное благополучие связано со счастьем только до определенного уровня, дальнейшее увеличение денег помогает снизить уровень счастья. Еще один вывод — денег никогда не бывает достаточно. Это и другие исследования доказывают, что связь между размером кошелька и счастьем определенно существует, но какая из них остается загадкой.

Государствами начинает осознаваться роль счастья народа как показателя прогресса в обществе.

Измерение счастья людей по всей планете сделало смешанные выводы. В племенах Латинской Америки люди счастливее, хотя у них нет материальных благ от цивилизации, а на постсоветском пространстве люди более несчастны, хотя экономический прогресс очевиден. Поэтому рождаются новые альтернативы ВВП, которые, к сожалению, пока не могут полностью его заменить. В дополнение к ВВП в экономических исследованиях счастье связано с таким показателем, как качество жизни.

Альтернативы ВВП

Валовое национальное счастье. Как ни странно, Бутан был первым государством, которое заменило ВВП на ВНС. ВНС измеряет качество жизни по соотношению духовного и материального благосостояния. Более того, счастье каждого гражданина закреплено в Конституции страны. Эксперты выделили «четыре столпа счастья», включая экономику, охрану окружающей среды, национальную культуру и эффективное управление. Каждые 2 года страна проходит опрос по 72 заданным параметрам, вытекающим из 4 основ. Например, психологическое благополучие измеряется такими параметрами, как частота молитв и медитации, зависть, ревность, симпатия, щедрость и так далее.

Можно было связать этот опыт королевства с его низкими экономическими показателями, неграмотностью и духовным аспектом (государственная религия — буддизм). Но по примеру Бутана в 2011 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Счастье — это целостный подход к развитию», которую поддержали 50 государств. Результатом резолюции стал всемирный доклад о счастье. За последние 3 года (2018, 2019 и 2020 годы) Финляндия заняла первое место в рейтинге счастливых стран, основанных на национальном счастье.

В 2008 году президент Франции Н. Саркози выступил с инициативой создания альтернативы ВВП. Он должен включать такие показатели, как устойчивость развития страны, безопасность, уважение прав человека, окружающая среда и так далее. Исследования этой инициативы подтвердили, что переоценка важности ВВП привела к глобальному экономическому кризису.

Власти Китая в 2011 году ввели собственный индекс счастья. Он основан на 16 показателях. Помимо экономических данных, индекс анализирует научную сферу, образование, культуру, в том числе спорт, количество врачей на душу населения, площадь зеленых насаждений и так далее.

Индекс человеческого развития, исследованный аналитиками программы развития ООН. Этот индекс включает ВВП. Кроме того, доступность образования, средняя продолжительность жизни, ситуация в сфере гражданских прав и свобод, социальное обеспечение, участие граждан в жизни страны, мобильность, доступ к информации, здравоохранение, преступность, уровень культурного развития. и так далее измеряются. Однако неравномерное распределение товаров и духовная сфера не принимаются во внимание.

Всемирный индекс счастья . В отличие от ИЧР и ВВП, которые не отражают достижение странами их конечной цели — счастья и здоровья, этот индекс основан на принципе полного благополучия людей. Он рассчитывается по 3 шкалам: субъективная удовлетворенность жизнью, ожидаемая продолжительность жизни и «экологический след», и, скорее, суммирует эффективность государственной политики.

Есть и другие альтернативы ВВП. Чтобы полностью понять счастье, нужно знать об опыте политиков и экономистов в этом вопросе.

В большинстве рейтингов, связанных с изучением счастья, скандинавские страны традиционно занимают лидирующие позиции. Исследователи связывают это с активной гражданской позицией скандинавов и их вовлеченностью в жизнь своих стран.

В Финляндии чуть ли не самые высокие налоги в мире, но люди соглашаются платить их, потому что они понимают, что вкладывают эти деньги в благосостояние своего государства в будущем. В стране развиты социальные институты, практически нет преступности и коррупции. Можно ли это считать гарантией счастья? Видимо да.

Россия в таких рейтингах обычно находится на уровне «чуть ниже среднего». В нашей стране есть свои методы измерения счастья, которые проводит, например, ВЦИОМ. Также разработан Индекс счастья российских городов. Экономическое благополучие играет значительную роль в уровне счастья, но не является фундаментальным фактором.

Можно резюмировать, что национальное счастье лежит где-то между экономическим благополучием и субъективным ощущением собственного счастья.

Философия

Вопрос о счастье в философских исследованиях столь же стар, как и темы мирового порядка, жизни и смерти, бытия и места человека во всем этом. Поиск счастья — это самый философский вопрос, а не принадлежность к какой-либо другой области знаний. Трудность в изучении этого явления заключается в том, что его невозможно измерить, потрогать и оценить, то есть оно нематериально. Значительно упростив цель человеческого существования, мы можем сказать, что достижение счастья — это цель и главный смысл жизни. Раздел философии, изучающий счастье, называется фелититологией.

Все рукописные писания обычно делятся на два больших течения: гедонизм и эвдаймонизм.

  • Гедонизм. С этой точки зрения счастье понимается как достижение любых удовольствий и избежание боли и страданий.
  • Эвдемонизм. Описывает стремление к счастью через мотивы, раскрывающий потенциал, творческую самореализацию, ценностные ориентации. Счастье в процессе самовыражения, его доступности. Боль и страдания в этом случае — необходимая плата за счастье.

Древность

Философы древности соотносили счастье с таким критерием, как умеренность и добродетель. По их мнению, именно отсутствие крайностей служит достижению счастья в жизни.

Демокрит. Этот философ был одним из первых, кто утверждал, что счастье не связано с размером богатства и телесной силой. Внутренняя мудрость должна стать маяком существования. Счастье — это состояние души, которое характеризуется сдержанностью внутренних страстей, гармонией, бесстрашием и уравновешенностью. Недостаток денег — это временные трудности, главное — наличие мудрости для преодоления этих трудностей.

Источник счастья, по его мнению, в добродетельной жизни, в душе. Внутреннее удовлетворение является основным критерием. Он считал, что только добродетельный человек может быть счастливым, а злой — всегда несчастным.

Сократ и Платон. Разрабатываются идеи о главенстве здравого смысла, его контроле над страстями. Счастье должно состоять из рациональных желаний, то есть безопасности, удачи, славы, богатства. Платон пишет, что в идеальном состоянии все счастливы, потому что каждый занимает в жизни то место, которое следует и заслуживает.

Кроме того, счастье невозможно, если человек не верит в верховенство Высшего Разума (Бога), и путь к нему — это стремление стать подобным Богу, демонстрируя праведность, мудрость и добродетель.

Аристотель. Как и Платон, он видел счастье в государственных делах, а не в бессмысленном гедонистическом времяпровождении. Вообще, путь к удовлетворению страстей опасен для человека, так как в этом случае человек становится червем или улиткой.

Главная гарантия счастья в добродетельной работе. Основными достоинствами, по мнению Аристотеля, являются смелость, умеренность, щедрость, правдивость и дружелюбие. Материальное богатство необходимо как инструмент добродетели.

Эти результаты заложили основы эвдаймонизма:

Диоген. Этот философ полагал, что ничего особенного не нужно делать для счастья; все средства изначально доступны. Но большинство людей живут в воображаемом счастье, таком как богатство и власть.

Свобода — это ключ к счастью. Диоген считал свободу от всех нужд и аскез истинной свободой. Счастье — это простота, считал мудрец, и даже выбросил чашку, увидев, как ребенок пьет воду прямо из его ладоней.

Эпикур. Главное морально-нравственное благо для человека — достижение счастья, и в этом цель. Счастье выражается в отсутствии забот, беспокойств, физической боли и страха перед высшими силами. Отчуждение от политической суеты — один из ключей к счастливой жизни. Материальное богатство является барьером для счастья, и все, что ему необходимо, уже присуще природе каждого человека.

В древней философии составляющими счастья были добродетель, душевное спокойствие и служение полезной цели.

Средневековье

Средневековые представления о счастье связаны с пониманием Бога. Достижение счастья считалось возможным только в случае духовного слияния с Творцом. Счастье достигается верой, смирением, состраданием и терпением. Удовлетворение мелочами и умеренность, казалось, были единственным путем к счастью.

С. Боэций. Главный способ достичь счастья — служить добру и Богу. Высшее удовольствие (читай, счастье) — награда за благочестивую жизнь, награда за благодетеля.

А. Аврелий. Отказ от эгоизма, служение людям — это истинное счастье, считает философ. По его мнению, тот, у кого все есть, несчастен, но нет единства с Богом, и благословен тот, кто знает Бога, даже если он не знает ничего другого.

Ф. Аквинский. Продолжение идеи Боэция. Он верил, что счастье заключается в осознании своей судьбы и стремления к ней. Счастье — это созерцание Бога и исполнение хорошей судьбы.

Взгляды на вопрос о счастье античности и средневековья во многом схожими. Итак, в обоих случаях счастье описывается как свойство активной души, а путь к нему — путь добродетели.

Возрождение и Просвещение

Ренессансные философы обновили свое понимание счастья. Они углубили знания древних мыслителей в том смысле, что их стали понимать как иллюзорное состояние, достижимое на основе преходящих ценностей. Это означает, что не существует универсального способа достичь этого. В этом случае материальный компонент жизни помогает достичь только в том случае, если он имеет в себе духовный компонент, а не только удовлетворяет физиологические и гедонистические потребности.

Исходя из этого, идеи земного, мирского счастья начинают преобладать во многих отношениях, в отличие от идей средневековья. Возникает теория гуманизма, в которой превозносится человеческая природа и ее безграничные возможности. Следовательно, счастье начинает пониматься как мирское блаженство, которое достигается путем следования разуму и мудрости в светской жизни. Бог в теории гуманизма перестает иметь такое значение в достижении счастья

Данте. Он считал, что счастье человека в его собственных руках. У каждого кузнеца свое счастье, и тут нет ничего общего с высшими силами. Человек рожден для счастья, а несчастье рождается в общей дисгармонии.

Л. да Винчи. Его знаменитая цитата: «Счастье дается тем, кто много работает» говорит, что счастье измеряется полезностью человека. То есть чем больше мы оставляем позади себя полезного, тем счастливее мы можем себя считать.

Беда заключается в невозможности использовать преимущества. И если есть преимущества, люди сами могут использовать их по своему усмотрению — отсюда либо грехи, либо добродетель. Счастье при отсутствии телесных болей и душевных переживаний, в безмятежном покое. Человек несет ответственность за свое благополучие, и только он может устранить источники несчастья — зависть, презрение и ненависть.

Мишель де Монтень. Он не критиковал эгоизм, поскольку считал его сильной мотивацией в достижении счастья — единственной цели человека. Он видел путь к счастливой жизни в изучении его личности, его характера, склонностей, ремесла и воли. Развитие морального баланса и ясности ума является ключом к успеху.

Восточное Возрождение. Проблема счастья в философии арабо-мусульманского ренессанса особенно остро раскрывается, поскольку она стала одной из основных категорий для изучения. На примере работ мыслителя аль-Фараби можно констатировать, что в этой философии счастье понималось как главная ценность как отдельного человека, так и всего государства. Основными путями к счастью являются образование, просвещение и наука. То есть основное внимание уделяется получению всесторонних знаний о природе вещей и поиску первопричины всех вещей.

На самом деле счастье достигается слиянием с разумом высшего мира. Зло считается всем, что мешает достижению добра. Философия Ренессанса сводится к пониманию человека как активного существа, ответственного за его счастье.

Одним из основных выводов была необходимость полезных действий. Если Средневековье сводилось к поиску счастья вовне, то есть в Боге, Ренессанс ведет к поиску счастья внутри, в самой сущности человека с его безграничными возможностями.

Новое и Современное

Мудрецы эпохи Нью Эйдж во многом руководствовались концепцией разума.

Только ум, согласно философам Новой Эры, обладает властью над чувствами и помогает стать счастливым.

Только разумом человек может осознать тщетность своего существа и величие. В эту эпоху связь между счастьем и телесными удовольствиями прослеживается наиболее сильно, это эпоха принципа «после нас хотя бы потоп». Поэтому философы уделяли особое внимание воле, как препятствию деградации.

Р. Декарт. Истинное счастье заключается в способности отличать страсть от любви и в достижении внутреннего совершенства. Это может быть сделано только через разум.

Дж. Локк. Поиск счастья и избежание страданий естественны для человека. В то же время стремление к долгосрочному счастью, а не к преходящему, является правильным. Счастье есть во всем, что удовлетворяет разум и тело. Он индивидуален, и никто не имеет права навязывать свое понимание по этому поводу.

Б. Спиноза. Счастье в познании и созерцании Бога. Причиной счастья является свобода от собственного эго и влияние страстей.

И. Кант. Счастье в нравственном совершенстве. Ложный путь — установить цель жизни, чтобы достичь счастья. Вам просто нужно делать добрые дела, и счастье само по себе станет наградой. Разум способен ограничивать эгоистичные побуждения и обуздывать страсти, ведущие к несчастью.

А. Камю. Если вы намеренно ищете счастье, оно всегда ускользнет. Истинная ценность в том, чтобы помогать другим, то есть достигать счастья через добродетель.

Л. Фейербах. Счастье — это фундаментальный принцип жизни. Разумный эгоизм ведет к отождествлению себя с другими, и если это так, то человек способствует всеобщему счастью.

А. Шопенгауэр. Борьба за счастье бессмысленна, мимолетна и не стоит усилий. В связи с этим он даже предлагает отказаться от размножения потомства, чтобы уменьшить всеобщие страдания.

Современные теории счастья в большей степени рассматриваются в главном русле психологии и будут описаны в соответствующей главе. Объединяет эти теории идеи обретения смысла существования и свободной воли.

Анализируя философские тенденции, мы можем сказать, что счастье рассматривалось с трех разных точек зрения: природа, Бог, человек. Современные работы представляют собой синтез этих категорий и поиск счастья в телесных, духовных и психологических практиках.

Религия

Нельзя игнорировать такой колоссальный блок, как счастье, с точки зрения религии. Это тесно связано с философией, и эти два потока взаимопроникают. Однако, если философия пытается найти ответ на основе логических выводов, религия следует по пути веры в сверхъестественное, что невозможно объяснить. Счастье в религиях понимается как слияние с высшей божественной сущностью.

В древних верованиях: тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм. Древние люди еще не сформировали такие социальные явления, как зависть или понимание несправедливости. Целью жизни было достижение комфортной жизни на уровне удовлетворения более низких потребностей: голода, безопасности, деторождения. В общинах каждый занимал место, необходимое для нормальной жизни племени. Поэтому понимание счастья сводилось к отсутствию препятствий этому.

Происхождение духовных идей, вера в духов и культ предков показывают, что древние люди не связывали ответственность за благополучие со своей деятельностью, это лежало на плечах высших сил.

В авраамических религиях (христианство, ислам, иудаизм) счастье понимается как правильное состояние человека, то есть то, что предписывает Писание и Бог. Согласно этому направлению, человек был абсолютно счастлив в Эдеме до падения, и теперь единственная причина жизни — вернуться туда.

В частности, достижение счастья возможно благодаря соблюдению правил, законов, запретов, ритуалов. Например, в иудаизме для достижения счастья (искупления) необходимо сделать 365 запрещающих и 248 ообязывающих заповедей. Современные богословы отмечают, что для счастья необходимо избавиться от беспокоящих мыслей, сосредоточив внимание на процессе, а не на мыслях.

В традиционном христианстве счастье понимается как временное состояние, достигаемое через страдание от грехов и любовь к Иисусу. Понятие счастья приравнивается к блаженству.

С точки зрения Корана счастье — это абсолютный успех человека, который подразумевает не только материальный комфорт, но и духовный. К счастью, приведет к удовлетворению и радости жизни.

Восточные религии: буддизм, индуизм, даосизм. Самое близкое понимание счастья в восточных культурах лежит через концепцию нирваны. Нирвана — это освобождение от страданий, выход из колеса сансары (цикл перерождения в греховных мирах, ограниченный кармой). В то же время нирвана считается абсолютным счастьем, а повседневное счастье, знакомое людям, является относительным понятием. Нирвана характеризуется отсутствием желания, страдания, привязанности, душевного спокойствия, является высшей целью. В индуизме есть богиня счастья — Лакшми.

Конфуцианство. В этой вере мало внимания уделяется личному счастью; Конфуций описал или семейное счастье, основанное на патриархальных традициях, или государственное счастье, построенное по принципу счастливой семьи. Помощником в достижении этого состояния являются мудрость и разум, которые помогут избавиться от иллюзий о людях и вещах вокруг.

Синтоизм. У японцев целых семь богов счастья. В остальном эта вера во многом схожа в понимании счастья с буддизмом, что оказало огромное влияние на его формирование.

Секты. Здесь мы поговорим о тех сектах, которые ставят своей целью исключительно материальную выгоду, то есть сект в плохом смысле этого слова.

Люди подвержены влиянию сект, если они глубоко несчастны и одиноки. Человек, попавший в беду, которому некуда ждать помощи, очень склонен попадать в такую ​​секту. Она обещает ему исцеление, помощь, поддержку, то есть все, что сейчас так нужно человеку. Однако счастье, которое он находит здесь, воображаемо. Это всего лишь временное заверение души, которая, к счастью, не имеет ничего общего.

Таким образом, с точки зрения религии, счастье, кажется, явление, которое может быть достигнуто путем выполнения определенных действий, значение которых часто абсурдно.

Все заповеди, служащие принципу избавления от грехов, повсюду основаны и служат пути к счастью: не причинять вреда, избавляться от ненависти, зависти, стремиться к скромности и т. д.

Психология

В середине XX века в области общественных наук о человеке произошел настоящий бум. Появляется много психологических школ, каждая из которых интерпретирует счастье по-своему. Общее в этих исследованиях то, что счастье — это нечто позитивное и ценное. Этот вопрос наиболее глубоко разработан в гуманистической психологии, и особенно в ее отрасли — позитивной психологии.

Часто в этой науке можно найти определения счастья через следующие понятия:

  • Социальный интеллект. Это способность правильно понимать, интерпретировать и предсказывать поведение других людей. Успех человека во многом зависит от него.
  • Эмоциональный интеллект. Это способность распознавать чувства, настроения и эмоции, как свои, так и окружающих. Успех жизни и, следовательно, счастье также зависит от него.

Последние два понятия связаны со счастьем еще и тем, что они позволяют вам отслеживать и контролировать свои эмоции, избегать негативных последствий, таких как депрессия, и понимать причины своего настроения. Коллективный смысл и национальная идея. Относится к счастью как к возможности участвовать во всеобщем благосостоянии, как к присутствию более высокого значения в помощи другим и себе, как части общего. Субъективное благополучие как синоним счастья.

Итак, что же оставили великие психологи для более полного понимания счастья?

А. Маслоу. Пирамида потребностей в объяснении человеческого поведения не перестает быть актуальной. Следуя этой теории, вершиной пирамиды является самореализация, она может быть достигнута только после удовлетворения всех других потребностей (физиологических и социальных). Самореализация — это реализация своего творческого потенциала, талантов, возможностей, осознания своего предназначения и стремления к нему.

Советский психолог понимает счастье как устойчивое явление, разрушающееся и восстанавливаемое каждым новым поколением. Счастье достигается в соответствии с внутренними ценностями: как жизненными благами, так и духовно-нравственными ориентациями, наличием смысла и умением наслаждаться жизнью. Большую роль играет умение радовать людей.

М. Аргайл. Идея Аргайла заключается в том, что счастье — это удовлетворение жизнью и интенсивность положительных эмоций.

М. Селигман. Счастье в духовном удовлетворении. Это приводит к страсти к тому, что ты любишь, самозабвению и исключительно позитивным эмоциям.

У. Франкл. Он представитель экзистенциальной психологии, исследователь смысла жизни. Счастье связано с поиском и поиском смысла. Главным вопросом для человека в этом случае будет «для чего я живу» — ответом будет субъективное понимание счастья. Основными ценностями в этой теории являются: творчество (творчество), переживания (впечатления, духовный экстаз) и отношение к жизни, то есть как человек живет жизнью.

Э. Фромм. Он продвигал идеи негативного влияния капитализма на благосостояние людей. Потребительское общество порабощает людей, даря им лишь воображаемое временное счастье, которое вряд ли можно назвать счастьем. Путь к счастью — это свободная воля, которая включает в себя ответственность за свою жизнь и понимание себя. Несмотря на небольшие различия, исследователи в психологии счастья сходны во мнениях.

Счастье проявляется в наличии жизненной цели, принятии ответственности, положительных эмоций, поиске призвания.

В психологической практике также описывается интересное нарушение — алекситимия. Причины этого неясны, они могут быть как при разрушении организма, так и могут иметь социально-психологический характер. Человек с таким диагнозом не способен различать и называть свои чувства и эмоции, а иногда даже отличать их от телесных проявлений. Такой человек не может быть счастливым, так как он не способен отследить свое моральное состояние.

Взгляды на природу счастья чрезвычайно разнообразны. Это потому, что нет панацеи от этой проблемы. У каждого человека есть свое счастье, чего нельзя сказать о несчастьях — в этом отношении взгляды людей всего земного шара имеют много общего.

Что не является счастьем и что делает нас несчастными

Понимание счастья будет наиболее полно продемонстрировано в отличие от несчастья. Если вы представите шкалу состояний, где 1 — полная противоположность счастья, а 8 — абсолютное счастье, вы получите следующий список:

  1. Хирофобия — страх быть счастливым, иррациональное отвращение к счастью.
  2. Состояние горя, вызванного стихийными бедствиями и бедствиями.
  3. Депрессия. Болезнь, симптомом которой является нарушение эмоциональной сферы, постоянно пониженный фон настроения, отсутствие радости в жизни, мотивации, стремления.
  4. Апатия и ангедония — неспособность наслаждаться, равнодушие, отсутствие эмоций.
  5. Оптимизм — уверенность в хорошем будущем.
  6. Эйфория — чувство восторга, блаженства, безмятежности и тихой радости.
  7. Экстаз — восторг и радость.
  8. Нирвана. Высшее абсолютное счастье.

Не является счастьем также иллюзия счастья, мнимое счастье

Мнимое счастье — стремление к материальному богатству в ущерб духовному развитию, жизнь по принципу избегания боли, развлечения как самоцель, отношения для личной выгоды, удовлетворение чужих критериев счастья. За короткий промежуток времени эти вещи обещают обещание, но в конечном итоге они только опустошают душу.

Погоня за счастьем и преданность своей жизни этой цели также приведет к несчастью. Счастье дается не тем, кто его преследует, а тем, кто его не ждет. Ни удовольствие, ни таланты, ни успех не будут ключом к счастью, хотя, конечно, они послужат основой. И не счастье за ​​счет других.

Как ни банально, но источником несчастья являются грехи. Пресловутый гнев, гордость, зависть, обжорство, прелюбодеяние, скупость и лень. Эти пороки лишают душу возможности по-настоящему наслаждаться жизнью.

  • Болезни тела и духа мешают благополучию. Болезни обещают боль, а радостное состояние ума не коррелирует с болью ни в одном из ее проявлений.
  • Счастье субъективно, поэтому сравнение себя с другими и следование чужим представлениям о счастье не работает на пользу.
  • Безответственность как недостаток понимания своей роли в создании качественной жизни для себя ведет к неспособности наслаждаться жизнью. Безответственность — это передача прав на счастье одному другому, в этом нет никакой личной заслуги.
  • Отсутствие смысла жизни, бесцельное существование животных обрекает на страдания. Суть человека в том, чтобы наделить его жизнь смыслом, она просто необходима для здоровой жизни.

20 марта отмечается Международный день счастья. Этот праздник посвящен счастью как главной ценности человеческой жизни.

Следующие крайности приводят к разочарованию. Понимание мира исключительно в белых и черных тонах не позволит вам в полной мере насладиться красками жизни. Вера и фанатизм создают эффект туннельного мышления, в котором люди не видят правду, кроме своей собственной. Наконец, идеализм. Стремиться к нему хорошо, преувеличивать его значение опасно. Таким образом, человек, желающий стать идеалом, обречен на несчастье, поскольку идеал недостижим. Оказывается, счастье — это гармоничное состояние, удовлетворяющее потребности души и тела.

Пути к счастью

Книга, созданная на основе бесед психиатра Г. Катлера и Далай-ламы XIV, говорит о двух путях к счастью. Книга называется «Искусство быть счастливым. Руководство по жизни. »

Внутренний. Внутренний путь включает в себя работу над собой. Это работа над личностью, убеждениями, стремлениями, самореализацией и смыслом. Инструментами в этом были духовные и психологические практики, беседы с наставниками, саморазвитие и рефлексия.

Внешний. Внешний путь включает в себя получение материального богатства. Сумма этих благ для счастливого человека всегда умеренная, то есть достаточная для нормального функционирования организма. Избыток денег приводит к ассимиляции животного, если эти выгоды не обеспечивают роста духовности.

Проанализировав взгляды на пути к счастью, мы можем сказать, что внутренний путь способен самостоятельно обеспечивать счастье без участия внешнего пути. И внешний путь всегда будет хуже без внутреннего.

Источник счастья, или как стать счастливым человеком

Чтобы стать счастливым человеком, вы должны сначала определить для себя, что такое счастье. Когда человек во всех деталях рисует для себя образ идеального будущего, он создает образ цели и тем самым задает вектор своей жизни.

Когда цели определены, наступает очередь поиска резервов для достижения. Резервы — это все, что поможет на этом пути. Резервом могут быть таланты, способности, связи, поддержка окружающих, способность понимать и чувствовать (социальный и эмоциональный интеллект). Деньги или возможность их заработать тоже будут резервом.

К счастью нужно относиться без особых усилий, так как его нельзя схватить за хвост и надеть на цепь. Он уходит от одержимого, как вода сквозь пальцы. Когда на пути возникают непреодолимые препятствия, не стоит сражаться, как горох у стены. Если человек не может изменить ситуацию, нужно изменить отношение к ней. Не существует универсального способа достижения счастья и не может быть объективного понимания его. Ключом к счастью будет благодарность. Спасибо за мою жизнь, за возможности, за каждый новый день. Благодарность дает понимание несостоятельности эгоизма, в котором счастье невозможно. Конечно, физическое здоровье является источником счастья. Содержание тела в чистоте, тренировка и свежий воздух обеспечивают выработку гормонов счастья. Тот же серотонин вырабатывается более активно во время пребывания на солнце, поэтому депрессия чаще возникает в холодное время года.

Великие религиозные умы говорят, что можно достичь счастья раз и навсегда. Это будет состояние так называемой нирваны, которая так далека для человеческого понимания Запада. Что касается простого домашнего счастья? Это мужское и женское счастье, счастье иметь и любить семью, здоровье и финансовое благополучие.

Когда человек находится в состоянии истинного счастья, ему не нужно этим хвастаться. Хвастаться значит расстраивать других людей. Счастье сугубо личное, и по большому счету никого не волнует.

Проявление человеческой культуры ознаменовало рождение такого явления, как счастье. В разных культурах, эпохах и для каждого человека счастье будет разным. Универсального определения по этому предмету нет и быть не может, в этом его прелесть.

Чтобы стать счастливым человеком, вам нужно постоянно работать над собой, и достижение счастья не гарантирует, что оно останется навсегда. К этому надо стремиться, но отрицать глупо. Беспокоясь о вопросе счастья, невозможно больше его игнорировать. Тем не менее, это реально прийти к нему, если вы действительно хотите.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Читайте также:  Способы лечения пороков сердца кратко
Оцените статью
Разные способы