- Проблема метода психологии
- Проблема метода в психологии
- Проблема метода в психологии
- Основные методологические принципы психологической науки. Характеристика проблем классификации методов исследования и задач методологии в современной психологической науке. Анализ понятий научных наблюдения и эксперимента, их достоинства и недостатки.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Проблема метода психологии
Среди методологических проблем психологической науки проблема метода занимает особое место. Можно сказать, что метод занимает в структуре науки центральное место, т.к. именно метод ассоциируется в сознании исследователей с собственно научностью.[11] Подчеркнем, что утверждая центральное положение проблемы метода, мы имеем в виду не столько ее значение (все методологические проблемы важны в равной степени, т. к. представляют собой попытки исследования необходимых составляющих единого целого – аппарата психологической науки: бессмысленно пытаться определить, что важнее – предмет, метод или объяснение, т.к. без того или иного компонента перестанет существовать само целое), сколько ее реальное место. Акцентирование важности того или иного вопроса зависит от исследовательских целей, от того, на какую область методологии направлено внимание исследователя в данный момент. Определяя проблему метода как центральную, мы хотели бы подчеркнуть, что метод представляет собой обязательную часть методологии психологической науки в любых ее трактовках (как бы ни понималась методология, как бы ни осуществлялась редукция методологии, учение о методах остается центральным разделом методологии психологии). Поэтому проблема метода психологии особенно значима как та проблема, с которой реально имеют дело все методологически мыслящие психологи.
Подчеркнем, что речь идет именно о проблеме метода «в единственном числе» (а не о конкретных методах, использующихся в психологической науке). Нисколько не умаляя важность исследований, посвященных разработке теории наблюдения, эксперимента или квазиэксперимента, мы полагаем, что в настоящее время наиболее актуальны вопросы, касающиеся принципиальных возможностей познания психического, что традиционно обозначается в психологии как проблема метода[12].
Отметим, что проблема метода в психологии многоаспектна. Комплексный анализ проблемы метода психологии представляет собой важнейшую научную задачу, требующую объема публикации намного превышающую рамки настоящей главы. Выделим наиболее значимые, на наш взгляд, аспекты интересующей нас проблемы метода психологии:
1. Классификация методов психологической науки.
2. Проблема структуры научного метода в психологии.
3. Проблема теоретических методов в психологии.
4. Роль и место методов (эмпирических и теоретических) в структуре психологической науки (как концептуальной системы и как деятельности).
5. Становление психологического метода и его эволюция.
6. Специфика психологического метода в различных психологических парадигмах (естественнонаучной, герменевтической, синергетической, психопрактической).
7. Проблема метода в психологической практике.
8. Взаимосвязь эмпирических и теоретических методов в психологии.
9. Методологическое осмысление гносеологических возможностей техник и методов, вызывающих у субъекта измененные состояния сознания.
10. Общенаучные методы и специфика методов психологии.
11. Специфика методов построения и обоснования научных теорий в области психологии.
12. Специфика эмпирических и теоретических методов психологии в условиях использования компьютерных технологий.
13. Специфика методов объяснения и интерпретации в психологии.
14. Методы интеграции психологического знания.
Разумеется, приведенный выше список не является полным. Это те аспекты, которые представляются наиболее актуальными на сегодняшний день. Они изучены в современной психологической науке в разной степени, по некоторым вопросам проведены интересные исследования и получены значимые результаты, но в настоящее время, как нам представляется, требуется осуществление дополнительных разработок в первую очередь по этим направлениям. В настоящей главе мы коснемся некоторых из вышеперечисленных вопросов с той или иной степенью подробности[13].
Источник
Проблема метода в психологии
Психология особенно чувствительна к методологическим проблемам.
Психолог соприкасается с несколькими классами психических феноменов, которые упрямо отказываются подчиняться естественнонаучной логике: 1) факты возникают в результате желания их иметь; 2) почти каждое утверждение оказывается относительным и допускает множественность истолкований; 3) как факты, так и суждения видоизменяются при смене контекста; 4) взаимосвязь всего со всем столь велика, что установить наличие зависимости можно между всем, чем угодно… Эти и многие другие проблемы решаются психологией очень тщательным подбором методов и отработкой методологического аппарата.
Обозначим основные проблемы метода в психологии.
1. Отработка своего методологического аппарата, выбор научных методов, выделение принципов исследования.
2. Проблема адаптации методов, привнесенных из других наук.
3. Проблема адаптации зарубежных психодиагностических методик к собственной культурной среде.
4. Проблема объективности.
5. Проблема этики психологического исследования.
6. Проблема повышения психологической грамотности населения и быстрого устаревания диагностических методик.
Методология – это принципы и способы организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенные в систему.
Метод – (от лат. Methodos) путь, способ получения научной информации.
Методика – это конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.
Например, метод – тестирование, методика – тест интеллекта Г.Айзенка. Методология определяется системой принципов, лежащих в основе науки в целом.
1. Принцип детерминизма. Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Этот принцип говорит, что любое психическое явление обусловлено объективным материальным миром и о наличии у любого психического явления причины. Поэтому его еще называют принципом причинности.
2. Принцип единства сознания и деятельности. Согласно этому принципу сознание и проявляется и формируется в деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу.
3. Принцип развития (или генетический). Психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Психические явления должны изучаться с учетом их развития как у конкретного человека, так и у группы людей.
4. Принцип объективности. Психика субъективна, так как у каждого человека свои образы памяти, свои излюбленные логические операции, свой привычный тип ассоциаций и т.д. Принцип объективности требует чтобы исследование, проведенное при одних и тех же условиях на одних и тех же испытуемых, но разными исследователями дало одни и те же результаты. Т.е. мнение, личная оценка, отношение не должны определять выводов экспериментатора.
Рассмотрим схему соотношения методологических принципов и методов исследования. Ее можно представить в виде иерархической пирамиды, где каждый следующий этап строится на предыдущем.
Первый, самый большой, фундаментальный пласт – это методологические принципы психологического исследования. Второй, базирующийся на методологии – это методы исследования. Третий – это методики. С их помощью получают психологические факты. Четвертый – обработка материалов и получение конкретных результатов исследования. Пятый, вершина исследования – это выводы и рекомендации.
Этапы психологического исследования.
а) Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.
б) Подбор и анализ литературы.
в) Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования
г) Подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик.
д) Выбор схемы организации и проведения эксперимента. В результате этой работы определяется предмет исследования, составляется программа исследования, осуществляется знакомство с испытуемыми.
2. Сбор фактического материала. То есть проведение эксперимента.
3. Обработка и анализ полученных результатов. Включает качественный и количественный анализ.
4. Формулировка выводов и практических рекомендаций. Конечно, на основе интерпретации полученных материалов.
Стратегии психологического исследования.
1. Поперечные срезы. Это одноразовое исследование большой группы людей.
2. Лонгитюдное исследование или продольный метод. Это метод изучения небольшого количества людей длительное время.
3. Формирующая стратегия. Изучаются отдельные стороны психики в процессе их активного формирования, т.е. при целенаправленном обучении и воспитании. Эта стратегия еще называется экспериментально-генетическая.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник
Проблема метода в психологии
Основные методологические принципы психологической науки. Характеристика проблем классификации методов исследования и задач методологии в современной психологической науке. Анализ понятий научных наблюдения и эксперимента, их достоинства и недостатки.
Рубрика | Психология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.04.2013 |
Размер файла | 30,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство культуры Республики Беларусь
Белорусский государственный университет культуры и искусств
Тема: Проблема метода в психологии
Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и действительны. Все это справедливо и по отношению к психологии. Следует подчеркнуть, что любая самостоятельная наука имеет только ей присущие методы. Такие методы есть и у психологии.
Решение различных задач в психологии невозможно без использования определенных приемов, способов методов изучения. Каждая наука использует свои методы. Метод исследования всегда отражает ту или иную методологию, то есть общие требования к методам исследования. К методам психологического исследования предъявляют определенные требования, которые необходимо соблюдать при использовании любого метода. Это основные методологические принципы: объективность, адекватность, развития.
Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других, более «старых» наук — философии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме этого психология использует методы современных наук, таких как информатика и кибернетика. Метод — способ деятельности, направленный на достижение определенной цели; путь осуществления научного исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемых объектов.
Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология воплощается во всех видах деятельности, в том числе и научной.
Метод исследования всегда отражает ту или иную методологию. В науке существуют общие требования к объективности научного психологического исследования.
1. Принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методологическими средствами, зависящих от особенностей предмета исследования. Понимать это надо следующим образом: психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. И всегда существует некоторое соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой; однако это соотношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу.
2. Наша психология утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психологическое исследование никак не должно растворяться в физиологическом, хотя предполагает и часто включает физиологический анализ психологических процессов. Например, вряд ли возможно изучение эмоциональных процессов, не включающее физиологического анализа входящих в их состав физиологических компонентов. Психологическое исследование никак не может замкнуться на чисто феноменологическом описании психических явлений, оторванном от изучения их психофизиологических механизмов.
Неправильно было бы недооценивать значение физиологических методик в психологическом исследовании. Тем не менее физиологический анализ, а значит, и физиологическая сетодика в психологическом исследовании могут играть лишь вспомогательную роль и поэтому должны занимать подчиненное место.
Только под таким углом может быть реализован общий принцип психофизического единства.
3. Мы видели, что материальные основы психики не сводятся к ее органическим основам, образ мыслей людей определяется образом их жизни, сознание людей — общественной практикой. Поэтому методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека. Но психическое не должно при этом социологизироваться, то есть сводиться к социальному; психологическое исследование должно сохранять свою специфичность и самостоятельность, лишь опираясь, где это требуется, на предварительный социологический анализ человеческой деятельности.
4. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования. Генетический принцип является существенным принципом нашей методики. При этом суть дела заключается не в том, чтобы проводить статистические срезы на различных этапах развития и фиксировать различные уровни, а в том, чтобы переход от одного уровня на другой сделать предметом исследования, вскрыв таким образом динамику процессов и их движущие силы.
1. О проблеме метода в психологии
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений. Проблемой метода исследователи занимаются уже давно, и эта проблема не потеряла актуальности и в наши дни.
Проблема метода возникает уже в самом определении понятия «метод». Каждый исследователь по своему трактует этот термин, что потом может повлиять на подход к изучению методов, а также на их классификацию. Так , термин «метод» может трактоваться как в широком смысле, так и в узком.
К примеру, метод в широком смысле — познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов).
Метод в узком смысле — представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.
Немаловажной проблемой также является применение того или иного метода на практике, в связи с тем что на сегодняшний день существует много видов методов, которые имеют как свои преимущества, так и недостатки.
Если обратиться к истории психологических исследований, то можно выявить, что длительное время метод самонаблюдение или интроспекция являлся единственным методом познания душевной жизни, так как вплоть до ХХ века психология определялась как наука о душе, душевных явлениях и законах душевной жизни, составляющих субъективный мир человека. Задача психологии виделась в том, чтобы путём внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жизни и психических явлений, причём изменение состояний сознания объяснялось действием особой духовной субстанции (первоосновы). Но внутреннее наблюдение порождало множество разноречивых мнений, т.к. наблюдатель о психических явлениях другого человека мог судить только на основе своих умозаключений, поскольку не мог видеть, слышать и чувствовать за другого. Этот метод был очень ограничен. Нужны были другие, объективные методы, исследующие поведение.
Задачей психологии стала разработка таких методов исследования, которые опирались бы на приёмы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекания этой деятельности. Ими стали методы эксперимента и методы наблюдения за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях. Помимо этих методов психологов интересовала степень выраженности тех или иных психических процессов (памяти, внимания, умений, навыков, обучаемости и т.п.). Для решения этих задач в психологии уже в конце XIX — начале XX вв. стали применяться количественные методы и методы измерения. Одним из таких методов было описание закономерности, связывающей силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм, и их измерение. Для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.
С развитием науки и техники внедрялись и новые методы исследования в психологии. Но наряду с современными методами до сих пор не утратили своего значения простые, традиционные методы сбора научной информации, такие как наблюдение, самонаблюдение и опрос. В отличие от методов естественных и точных наук, эти методы позволяют узнать многое из того, что практически недоступно приборам и невозможно описать с помощью математических формул.
Выделим наиболее значимые, на наш взгляд, аспекты интересующей нас проблемы метода психологии:
— Классификация методов психологической науки.
— Проблема структуры научного метода в психологии.
— Проблема теоретических методов в психологии.
— Роль и место методов (эмпирических и теоретических) в структуре психологической науки.
— Становление психологического метода и его эволюция.
— Специфика психологического метода в различных психологических парадигмах (естественнонаучной, герменевтической, синергетической, психопрактической).
— Проблема метода в психологической практике.
— Взаимосвязь эмпирических и теоретических методов в психологии.
— Методологическое осмысление гносеологических возможностей техник и методов, вызывающих у субъекта измененные состояния сознания.
— Общенаучные методы и специфика методов психологии.
— Специфика методов построения и обоснования научных теорий в области психологии.
— Специфика эмпирических и теоретических методов психологии в условиях использования компьютерных технологий.
— Специфика методов объяснения и интерпретации в психологии.
— Методы интеграции психологического знания.
Разумеется, приведенный выше список не является полным. Это те аспекты, которые представляются наиболее актуальными на сегодняшний день.
Они изучены в современной психологической науке в разной степени, по некоторым вопросам проведены интересные исследования и получены значимые результаты, но в настоящее время, как нам представляется, требуется осуществление дополнительных разработок в первую очередь по этим направлениям.
Повышенное внимание к проблемам метода, проведение соответствующих методологических исследований является непременным условием дальнейшего прогресса в психологии.
2. Проблема классификации методов. Классификации методов в психологии по М. С. Роговину и Г. В. Залевскому
Многообразие методов исследования породили еще одну проблему. Эта проблема кроется в классификации методов. На сегодняшний день нет общепринятой классификации методов. Традиционно психологи ограничивались либо перечислением методов, либо рассматривали оппозиции (субъективный — объективный, непосредственный — опосредствованный и т.п.).
Большая работа по научной систематизации методов психологии проведена Борисом Герасимовичем Ананьевым, предложившим развернутую и многоплановую классификацию. Им выделено четыре группы методов в зависимости от степени их использования на различных этапах психологического исследования: организационные, эмпирические, методы обработки и интерпретации.
Более подробно данная классификация рассмотрена ниже (см. Классификация методов психологии).
Классификация методов альтернативная ананьевской была предложена в конце восьмидесятых М.С. Роговиным и Г.В. Залевским. Авторы рассматривают метод “как выражение некоторых основных соотношений между субъектом и объектом в процессе познания”. Общее число методов, согласно М.С. Роговину и Г.В. Залевскому, может быть сведено к шести основным.
Первый — герменевтический метод, который генетически соответствует нерасчлененному состоянию наук. В нем субъект и объект познания не противопоставлены резко, в единстве функционируют мыслительные операции и метод, здесь познавательная деятельность регламентируется правилами языка и логики.
Второй — биографический, выделение целостного объекта познания наук о психике.
Третий — наблюдение, дифференциация субъекта и объекта познания.
Четвертый — самонаблюдение. На основе развитого внешнего наблюдения, уже имевшей место дифференциации, превращение субъекта в объект, их слияние.
Пятый — клинический. В клиническом методе субъектно-объектные отношения как таковые отходят на второй план, а на первый план выступает задача перехода от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам психического.
Шестой — метод эксперимента, при котором имеет место изоляция отдельных переменных, целенаправленное манипулирование ими для наиболее рационального познания каузальных связей. В методе эксперимента субъект познания не только с максимальной активностью противостоит объекту, но и учитывается роль субъекта в процессе познания, оценивается достоверность выдвигаемых им гипотез.
2.1 Классификации методов в психологии по В. Н. Дружинину
Другая альтернативная ананьевской классификация методов предложена В.Н. Дружининым. В.Н. Дружинин полагает, что в психологии целесообразно выделение трех классов методов:
1) эмпирических, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;
2) теоретических, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования);
3) методов интерпретации и описания, при которых субъект “внешне” взаимодействует со знаково-символическими представлениями объекта.
Заслуживает особенного внимания выделение автором теоретических методов психологического исследования:
1) дедуктивного (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного), иначе — восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;
2) индуктивного — обобщения фактов, восхождения от частного к общему;
3) моделирования — конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования.
Результатом использования первого метода являются теории, законы, второго — индуктивные гипотезы, закономерности, классификации, систематизации, третьего — модели объекта, процесса, состояния. Дружинин считает, что в первом случае исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению, для чего выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, по мысли автора, позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования, как утверждает Дружинин, является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании. В другом случае по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве функций, внешних проявлений и пр.
Важным представляется описание иерархии исследовательских приемов. Дружинин предлагает выделять в этой иерархии пять уровней: уровень методики, уровень методического приема, уровень метода, уровень организации исследования, уровень методологического подхода. Им предложена трехмерная классификация психологических эмпирических методов. Рассматривая эмпирические методы с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта, субъекта и измеряющего инструмента, объекта и инструмента, автор дает новую классификацию эмпирических психологических методов. За основу им берется система «субъект — инструмент — объект». В качестве оснований для классификации выступают отношения между компонентами модели. Два из них (мера взаимодействия исследователя и исследуемого и мера использования внешних средств или субъективной интерпретации) являются главными, одно производным. Согласно Дружинину, все методы делятся на: деятельностные, коммуникативные, обсервационные, герменевтические. Выделяются также восемь «чистых» исследовательских методов (естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, инструментальное наблюдение, наблюдение, интроспекция, понимание, свободная беседа, целенаправленное интервью). В свою очередь выделяются синтетические методы, объединяющие в себе черты чистых методов, но не сводящиеся к ним (клинический метод, глубинное интервью, психологическое измерение, самонаблюдение, субъективное шкалирование, самоанализ, психодиагностику, консультационное общение).
Отметим, что до сих пор теоретические методы психологической науки описаны, проанализированы и исследованы явно недостаточно. Это — одна из первоочередных задач методологии современной психологической науки.
2.2 Классификация методов психологии (по Б. Г. Ананьеву)
Как известно, в настоящий момент известно множество разных классификаций методов. Наиболее полной и распространенной является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. В этой классификации все методы делятся на четыре класса:
Источник