- Как стать высококвалифицированным специалистом?
- Почему мы проваливаемся в квалификационную яму и как это исправить
- Что такое квалификационная яма и кто её вырыл
- Три лопаты, которые роют квалификационную яму
- Насколько глубоко мы уже в яме
- Чем опасна квалификационная яма
- Как выбраться из квалификационной ямы
- Краткосрочные меры
- Долгосрочные меры
Как стать высококвалифицированным специалистом?
Не все люди хотят стать начальниками или открыть свой бизнес. Некоторые личности имеют другие жизненные ценности. Им больше импонирует мысль стать высококвалифицированными специалистами. Как же получить такое звание и в какой профессии следует себя реализовать?
Кто же такой высококвалифицированный специалист? Это человек, который хорошо разбирается в своей специальности. Чаще всего такая персона имеет узкую направленность.
Понятие «высококвалифицированный специалист» очень многогранное. Личность, носящая это звание, должна в совершенстве знать область своей специализации и уметь брать на себя ответственность в случае допущенных ошибок.
Еще одна составляющая определения высококвалифицированного специалиста – это его опыт работы. Только человек, который много лет отрабатывал теоретические знания на практике, может претендовать на высокое звание профессионала.
Где же готовят опытных и высококвалифицированных специалистов? Чтобы получить хорошее образование, нужно сначала окончить техникум или, как сегодня модно называть его, колледж, а затем отучиться в университете. Но высшее образование ни в коем разе не означает автоматическое присвоение высокой степени квалификации. Прежде чем добиться профессиональных высот, человек должен отработать полученные теоретические знания на практике. И лучшее, что может сделать студент вуза – это пойти на вечернюю подработку по специальности. Сегодня многие компании с удовольствием берут людей с неоконченным высшим образованием не только на практику, но и на неполный рабочий день. Для компании это шанс получить помощь за небольшую плату, а для будущего специалиста – набраться опыта.
Люди, которые хотят многого добиться в профессиональном плане, не должны бояться начинать с азов. Подготовка высококвалифицированных специалистов в вузах не дает достаточного количества необходимой практики. Университетские лекции посещать нужно, но помните, что один год практики даст вам больше, чем 5 лет теоретических знаний.
Человек, который уверен в себе и своих способностях, всегда сможет найти работу. Но эта уверенность не должна быть простой формальностью. Специалист, который проработал много лет в какой-либо сфере и постоянно занимался повышением своих знаний, не останется без работы. Работа для высококвалифицированных специалистов – это удовольствие. Они получают деньги за то, что занимаются любимым делом.
Когда опытный сотрудник приходит в большую компанию, он возлагает на нее надежды. Конечно, любому специалисту хочется достичь высот в своей профессии и стать значимым авторитетом, к чьему мнению прислушиваются. Работая в крупной компании, человек получает больше шансов стать значимым.
Высококвалифицированный сотрудник предпочитает работать с профессионалами. И именно таких людей он ожидает увидеть на своем новом месте работы. Люди должны быть не просто сплоченной командой, которая совместно добивается успехов, но и каждый специалист по отдельности должен быть опытным и продуктивным.
Человек, который хочет стать профессионалом и пробираться вверх по карьерной лестнице, должен иметь силу воли. Это то качество, которое вырабатывают в себе сильные люди. Ведь добиться успеха будет невозможно, если человек будет ставить себе цели, но не будет их достигать. Только персона, которая знает, что такое лишения ради поставленной задачи, сможет стать высококвалифицированным сотрудником.
Чтобы добиться успеха и стать специалистом, нужно научиться работать в команде. Да, человек должен быть хорошим специалистом, но командные игроки всегда достигают больших результатов, чем одиночки. Но имейте в виду, что одно дело – уметь командовать, и совсем другое – подчиняться указаниям другого. Человек должен учитывать тот факт, что в команде, где каждый борется за лидерское место, нужно уметь умерять свое эго и делать то, что надо, а не то, что хочется.
Достичь результатов сможет та личность, которая будет уметь себя мотивировать. Без внутреннего желания ничего сделать будет нельзя. На одной силе воли сложно будет все время держаться.
Умение признавать свои ошибки – это одно из тех качеств, которое для многих просто недостижимо. Высококвалифицированный специалист должен видеть оплошности своей работы и уметь вовремя их устранять. И из этого вытекает еще один навык, которым должен обладать любой специалист, – умение брать ответственность. Если человек допустил ошибку или же по его вине произошло какое-то недоразумение, он должен честно во всем признаться.
После того как человек окончил вуз, куда ему можно податься? Молодые специалисты должны искать работу по специальности. Человек, который идет после института работать не по профессии, теряет свои профессиональные знания. Да, возможно, сразу и не получится найти высокооплачиваемую работу. Но какую-то должность в компании получить можно.
Молодые профессионалы отличаются от своих менее способных товарищей тем, что они постоянно интересуются нововведениями в области своей специализации. Высококвалифицированный специалист должен иметь большой кругозор. Да, узкая специализация – это хорошо, но знания в смежных областях не бывают лишними. Специалист, который хочет добиться успехов в работе, должен общаться со своими коллегами. Делать это будет удобно на всевозможных научных съездах и конференциях. Здоровая конкуренция помогает специалистам получить дополнительную мотивацию к собственному развитию. Интересоваться достижениями других и применять их в своей практике – это нормальный подход специалиста.
Привлечение высококвалифицированных специалистов позволяет фирмам и организациям существенно улучшить работу своего предприятия. А сколько же времени нужно потратить, чтобы вырастить собственного специалиста? Минимум 5 лет. Причем человек, получивший высшее образование, должен работать над своим развитием в рабочей сфере ежедневно. Только получая опыт в течение 5 лет, можно претендовать на звание специалиста.
А что нужно сделать, чтобы стать высококвалифицированным специалистом? Для этого нужно не только непосредственно получать опыт на своем рабочем месте, но и развиваться самостоятельно. Ну и, конечно, главный фактор успеха – учиться у лучших.
Редко путь к успеху бывает прямым. Зачастую, прежде чем добиться призвания, славы и хорошей зарплаты, человеку приходится через многое пройти. А какие же могут существовать проблемы у высококвалифицированных специалистов? Зависть – это та черта характера, которая присуща многим ленивым и злым людям. Человек, который не хочет прикладывать усилий, чтобы чего-то добиться, может не только молча завидовать своему трудолюбивому коллеге, но даже «вставлять ему палки в колеса». Часто получается, что многие талантливые дарования не могут пробиться через стену непонимания, которую воздвигают руководители. Директор показывает вектор развития, и по нему должны двигаться все специалисты, в том числе и высококвалифицированные.
Статус высококвалифицированного специалиста всегда будет давать людям не только почет, но и хорошее финансовое состояние. Конечно, чтобы получать неплохие деньги, люди должны упорно трудиться. Высокое звание не дается человеку пожизненно. Он его должен подтверждать своими постоянными достижениями, без которых высококвалифицированный специалист просто не будет таковым являться.
Источник
Почему мы проваливаемся в квалификационную яму и как это исправить
Минимум у 45% работников в России навыки и опыт не соответствуют их позициям. Выясняем, есть ли способ выбраться из этой ямы.
Что такое квалификационная яма и кто её вырыл
Если коротко, квалификационная яма — цена прогресса. Эту проблему, как и многие другие, обнажила пандемия, но предпосылки появились гораздо раньше.
Отчёт консалтинговой компании BCG о состоянии мирового рынка труда назвал следующие вызовы 2020 года: возросшая степень цифровизации, ускоренная автоматизация, необходимость работать удалённо.
На фоне этих вызовов стало ясно, что кадровые проблемы современного мира — это не только нехватка представителей новых цифровых специальностей, но и квалификационная яма.
Суть этого явления в том, что даже там, где работников достаточно, им не хватает навыков и знаний, чтобы успешно справляться со своими задачами. При этом высококвалифицированные специалисты в новых условиях остаются невостребованными и устраиваются на работу не по своей профессии.
И эта проблема будет становиться всё более заметной, потому что пандемия, как считают в BCG, запустила долгосрочные структурные изменения.
- Больше 1,5 млрд рабочих мест в мире в ближайшее десятилетие затронут структурные изменения.
- 12% рабочих мест к 2030 году могут исчезнуть в связи с автоматизацией.
- 30% рабочих функций будут требовать от работника совершенно новых навыков, которые сегодня ещё неизвестны на рынке труда.
- Больше 10% работников в мире перейдут на постоянную удалёнку, а среди именно офисных сотрудников — до 30%.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Три лопаты, которые роют квалификационную яму
Пандемия только сделала заметнее трудности, которые существовали и раньше, подчёркивают в BCG.
Задолго до неё каждый третий работник в государствах — членах Организации экономического сотрудничества и развития был трудоустроен, что называется, не по специальности. В России доля тех, чья профессия никак не связана с полученным образованием, по данным ВЦИОМ, в 2019 году составляла 47%. И причины этого более глубоки, чем один только экстренный переход на удалёнку.
В совместном исследовании в 2019 году BCG и WorldSkills Russia заявили, что квалификационная яма растёт из-за трёх видов трендов — технологических, социально-экономических и культурных. Причём эти тренды сами по себе не негативные — скорее, наоборот, позитивные. Проблема в том, что общество за ними не поспевает.
Что в результате? На рынке труда много работников с устаревшими навыками. А система образования и развития человеческого капитала не справляется с их обновлением.
Почему так трудно развивать актуальные навыки — отдельная большая тема. Одна из ключевых причин в том, что прежние подходы к обучению сформировались в эпоху, когда человек получал одну профессию на всю жизнь. Конечно, технологии и требования к специалистам на протяжении XX века постоянно обновлялись. Но скорость изменений была не так велика, как сейчас: хватало повышения квалификации раз в 10 лет.
Сейчас переобучение требуется профессионалу в любой сфере гораздо чаще. Попытки системы образований угнаться за изменениями, как сообщали в 2019 году BCG и WorldSkills Russia, приводят к тому, что обучение дорожает, занимает всё больше времени, но в итоге навыки выпускника устаревают уже к моменту выдачи диплома.
Насколько глубоко мы уже в яме
Сравнить ситуацию в разных странах мира можно с помощью разработанного в BCG инструмента FSA (Future Skills Architect — архитектор навыков будущего). Он включает рейтинг 75 государств, основанный, как утверждается, на 59 параметрах их рынка труда.
Россия занимает в рейтинге 52-е место и находится между Мексикой и Грецией. Ключевые показатели нашей страны, по оценке BCG, перед пандемией были следующими:
- 45% работников (это почти 33 млн человек) недостаточно или слишком квалифицированы для своих рабочих мест;
- производительность труда (сколько валового внутреннего продукта производит один работник) — 56 тысяч долларов.
Лидеры рейтинга — Нидерланды, США и Швейцария. У них недостаточно квалифицированы 37,7% (в Нидерландах), 33,5% (в США) и 36% (в Швейцарии) работников. При этом производительность труда там значительно выше, чем у нас: 100, 120 и 106 тысяч долларов на одного работника соответственно.
Среди других параметров, по которым показатели России ниже, например, чем усреднённые для стран БРИКС (куда наряду с нашей страной входят Бразилия, Индия, Китай и ЮАР), — социальная мобильность, мобильность между регионами и развитие человекоцентрированной среды.
Сравнительно хорошие показатели у России — по вовлечённости работников в переобучение (около 15% участвовали в онлайн-курсах до пандемии) и по инклюзивности рабочей среды, так как женщины работают в России не меньше мужчин.
С этими данными можно поспорить. По другим оценкам, например, по исследованию социолога Натальи Тихоновой из Высшей школы экономики, квалификационная яма в России ещё глубже.
Даже если не брать в расчёт навыки, а оценивать только образование, получается, что более чем у половины работников уровень или направленность их образования не соответствуют профилю работы.
По мнению Натальи Тихоновой, одна из причин разрыва — дисбаланс в сфере образования и на рынке труда: выпускники вузов не могут найти работу по специальности и идут работать на позиции, для которых они избыточно квалифицированы.
В то же время некоторые профессии, где на самом деле требуется высокая квалификация, остаются низкооплачиваемыми, и поэтому их нередко занимают специалисты с недостаточной квалификацией. Это, например, позиции учителей, врачей, инженеров производств.
Чем опасна квалификационная яма
Общеизвестно, что безработица опасна для страны в целом, а не только для тех, кто остаётся без работы. Несоответствие навыков рабочему месту на этом фоне почти не замечают, но на самом деле это очень масштабное явление. По оценкам BCG, в 2020 году более 1,3 млрд человек в мире находились в квалификационной яме.
Эксперты BCG считают, что уже в 2018 году квалификационная яма стоила мировой экономике около 8 трлн долларов. Такова цена не созданного и не реализованного из-за недостаточной производительности труда валового внутреннего продукта. В 2018 году потери производительности труда составили 6%, к 2025 году, по оценке BCG, этот показатель при худшем сценарии может достичь 11%.
Из чего вообще складывается ущерб от квалификационной ямы, описано в отчёте BCG и WorldSkills.
- В случае недостаточной квалификации работника потери — это снижение производительности, недополучение доходов либо траты на переобучение сотрудников.
- Если квалифицированный специалист пошёл на понижение и занимается низкоквалифицированным трудом, потери — это стоимость его обучения, которое оказалось ненужным рынку, и постепенная утрата квалификации.
Исследователи BCG, как сообщается в кратком отчёте компании, обнаружили и вторичные эффекты несоответствия навыков. Чем выше в стране процент людей, чьи знания и навыки не соответствуют их работе, тем хуже у этой страны показатели по внедрению инноваций и даже по достижению Целей устойчивого развития ООН .
Как выбраться из квалификационной ямы
Все решения проблемы можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Первый тип особенно востребован во время пандемии.
Краткосрочные меры
Одним из возможных решений эксперты BCG называют создание цифровых платформ для поиска сотрудников и работы, с помощью которых можно устроиться на условиях временной занятости. Конечно, в ситуации пандемии подработки могли не соответствовать квалификации работника. Но за счёт своего масштаба цифровые платформы увеличивают шансы работодателей подобрать соискателя с подходящими навыками и шансы соискателей найти работу по специальности.
Другим краткосрочным решением стала переподготовка работников в отраслях, сильнее всего задетых кризисом. Например, канадское правительство выдавало работодателям субсидии на переобучение сотрудников, а Сингапур и Австралия предоставляли кредиты и налоговые льготы самим работникам.
Российское Министерство труда и социальной защиты тоже сосредоточило усилия на этом направлении. Минтруда отмечает несоответствие спроса и предложения на рынке труда и предлагает в качестве решения быструю переподготовку безработных.
В 2020 году, как сообщало Минтруда, программы бесплатного обучения охватили около 100 тысяч человек. В 2021 году за счёт средств федерального проекта «Демография» они охватят 115 тысяч человек.
Среди российских государственных инициатив можно отметить также выдачу «цифровых сертификатов» по федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики»: в конце 2020 года обучение в 22 областях цифровой экономики прошло около 30 тысяч человек из 48 российских регионов.
Долгосрочные меры
С долгосрочными решениями всё сложнее: они требуют серьёзной перестройки институтов рынка труда, образовательной системы и, ни много ни мало, — формирования культуры обучения в течение всей жизни в обществе в целом.
BCG в декабрьском отчёте предлагает правительствам сосредоточиться на трёх ключевых направлениях:
- Способности — какие навыки есть у работников и какие нужно развивать.
- Мотивация — какие существуют стимулы учиться и повышать квалификацию.
- Возможности — какие есть варианты обучения и развития и кому они доступны.
Квалификационная яма может углубляться из-за проблем в любом из этих направлений. Например, из-за мотивации — если у людей есть возможность учиться новому, но нет стимулов это делать, так как повышение квалификации не влияет на оплату труда и не помогает карьере, то они не станут учиться.
В инструменте FSA есть библиотека решений, принятых в разных странах для преодоления кадрового разрыва. Каждое решение относится к одному из аспектов, связанных с развитием способностей и мотивации или расширением возможностей.
А как быть, если все три направления — проблемные? Одной из ключевых задач BCG считает переход к более тесному сотрудничеству работодателей и системы образования. В идеале вместе они могут сократить кадровый разрыв на любой стадии жизненного цикла профессионала на рынке труда.
Для этого, с одной стороны, работодатели должны участвовать в обновлении программ образовательных организаций. С другой стороны, вузам и другим игрокам сферы образования необходимо развивать свои компетенции, чтобы предлагать актуальное обучение для сотрудников компаний. Эксперты BCG считают, что университеты могут быть партнёрами бизнеса по развитию персонала в разных форматах: от краткосрочных курсов по отдельным навыкам до переподготовки для нового рабочего места.
Движение WorldSkills и экспертная организация Global Education Futures предлагают всем участникам системы образования и рынка труда ориентироваться на технологические, социально-культурные, когнитивные и экологические навыки будущего. Из списка рекомендаций мы выбрали те, что напрямую связаны с преодолением квалификационной ямы:
- для учащихся всех возрастов — принять на себя ответственность за своё профессиональное развитие и карьерный рост, развить в себе любознательность по отношению к жизненно важным в XXI веке компетенциям и навыкам;
- для преподавателей профобразования — осваивать новые навыки самим и экспериментировать с новыми педагогическими методами , которые позволят учащимся лучше освоить столь важный сейчас навык сотрудничества;
- для управленцев в сфере образования — поддерживать культуру обучения в своей организации, внедрять новые форматы профподготовки с предприятиями-партнёрами;
- для бизнеса — создавать возможности и стимулы для переподготовки и дополнительного обучения сотрудников, помогать развитию программ обучения в вашем секторе;
- для властей на всех уровнях — отслеживать дефицит компетенций, чаще обновлять учебные программы в образовательных учреждениях, стимулировать внедрение технологий, культуры обучения и равного доступа к возможностям развития и трудоустройства;
- для некоммерческих организаций — инициировать обсуждения будущего компетенций и образовательной политики, содействовать развитию навыков будущего через поддержку образовательных организаций и их объединений.
Источник