Проблема экономики определение наиболее эффективных способов использования

Эффективность использования ресурсов и проблема экономического выбора

Эффективность производства: проблема «затраты — выпуск»

Как мы выяснили ранее, экономическая теория исследует возможности наиболее полного использования ограниченных ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения безграничных потребностей общества. Это означает, что экономическая теория — наука об эффективности, точнее, об эффективном использовании ограниченных ресурсов. Что же такое эффективность? Это одно из базовых понятий экономической науки, которое дает возможность исследовать развитие общественного производства.

В самом общем виде эффективность представляет собой отношение результата к затратам, обеспечившим его получение. Она характеризует зависимость между количеством единиц ограниченных ресурсов, применяемых в процессе производства, и получаемым объемом какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты — выпуск». Большее количество продукта, получаемое от фиксированного объема затрат, означает повышение эффективности. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.

Экономическая эффективность — сложная категория экономической науки, имеющая разные формы своего проявления. Прежде всего понятие эффективности применяется к анализу использования ресурсов как в масштабе всего общества, так и в рамках отдельно взятой хозяйственной единицы: предприятия или фирмы. Если хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность с минимальными затратами экономических ресурсов (труда, капитала, сырья), то говорят о высокой эффективности производства. Иными словами, чем меньше объем затрат и больше величина, в которой воплощен результат хозяйствования, тем выше эффективность.

Конкретными показателями эффективности являются:

1) производительность труда — показатель использования живого труда, определяемый по формуле

Созданный продукт (в натуральном или денежном выражении)
Затраты единицы труда (человеко/час)

2) фондоотдача — показатель использования прошлого труда, определяемый по формуле

Выручка от реализации продукции (в денежном выражении)
Среднегодовая стоимость основных средств

3) рентабельность — показатель, отражающий степень прибыльности капитала фирмы, продукции, продаж и т.д., определяемый по формуле

Прибыль от реализации продукции
Себестоимость (затраты на производство продукции)

Рентабельность основных средств =

Прибыль от реализации продукции
Среднегодовая стоимость основных средств

Экономическая эффективность тесно связана с понятием экономической рациональности, означающей выбор решений, основанных на стремлении получить наилучшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов. Мысль о том, что человек действует исходя из рационально просчитанного стремления к своему интересу, была высказана классиками экономической науки A. Смитом, Д. Рикардо и др. Однако принцип рациональности может быть применим к поведению не только отдельно взятого индивида, но и общества в целом. В этом случае рациональность следует трактовать шире: как социально-экономическую эффективность, т.е. эффективность, которая включает в себя социальный аспект. Речь идет о том, чтобы стремление к наибольшему экономическому результату не нанесло ущерба обществу и природе. Этот принцип эффективного распределения ресурсов получил название Парето-эффективность (по имени итальянского экономиста B. Парето, см. Маржиналистская революция и вклад в нее Венской и Лозаннской экономических школ). Эффективность по Парето — это состояние экономики, при котором невозможно увеличить чью-либо долю в получении результата, не сократив при этом долю другого члена общества. Только в таком случае общество будет находиться на грани полезности — возможности.

Современная экономика далеко не всегда соответствует критерию Парето-эффективности. Более глубокое понимание данного вопроса станет возможно после изучения проблемы рыночного равновесия.

Кривая производственных возможностей и выбор альтернатив. Издержки отвергнутых возможностей

Безграничность человеческих потребностей и ограниченность экономических ресурсов ставят перед людьми проблему экономического выбора направлений и способов использования ресурсов между различными конкурирующими целями. Суть проблемы выбора состоит в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативного его использования и поиска наилучшего сочетания имеющихся ресурсов. Отражением данной проблемы является постановка следующих основных вопросов экономики.

  1. Что производить в данной экономической системе, в каком количестве и какого качества?
  2. Как производить; какую технологию использовать; при какой комбинации производственных ресурсов с использованием данной технологии могут быть произведены товары и услуги?
  3. Для кого производить; кто будет оплачивать товар и услугу, извлекая при этом пользу?

Выбирая тот или иной вариант, общество от чего-то отказывается. Количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, называют издержками отвергнутых возможностей, альтернативными затратами, затратами упущенных возможностей, вмененными издержками, альтернативной стоимостью. Издержки отвергнутых возможностей, во-первых, являются общественным понятием, так как возникают тогда, когда появляется возможность выбора; во-вторых, они предполагают наличие конкуренции (конкурирующих способов использования ресурсов, конкурирующих вариантов использования экономических благ); в-третьих, издержки отвергнутых возможностей имеют смысл при наличии ограниченности ресурсов и благ.

Читайте также:  Способ оплаты наличном расчете

Кривая производственных возможностей. Проблема выбора существует как на уровне отдельного индивида, так и на уровне общества в целом. Графическим изображением проблемы выбора и издержек отвергнутых возможностей в экономике полной занятости является кривая производственных возможностей (рис. 2.1). Экономика полной занятости всегда альтернативна, т.е. она всегда должна выбирать между видами альтернативных экономических благ и услуг.

Под полной занятостью понимается использование всех пригодных для хозяйственной деятельности ресурсов: не должны простаивать пахотные земли и оборудование, должна быть обеспечена занятость всех трудоспособных, желающих работать людей. Необходимо учитывать при этом, что каждому обществу присущи свои обычаи и практика хозяйствования. Например, в разных странах трудовое законодательство по-разному определяет верхнюю и нижнюю границы трудоспособного возраста населения.

Предположим, что при существующей технологии производства и полном использовании ресурсов в некотором государстве производятся только два блага: хлеб и одежда. Существуют дна крайних варианта: точка А характеризует максимально возможное производство одежды при отказе от производства хлеба. Точка D означает производство исключительно одного хлеба.

Возможны многочисленные промежуточные соотношения (точки В, С и т.д.) Соединив точки А, В, С, D, мы получим кривую производственных возможностей. Эта кривая показывает варианты «трансформации» хлеба в одежду, и наоборот.

Общество исходит из разнообразных потребностей людей. Поэтому оно не может пойти на крайние варианты — производить либо одежду, либо хлеб. Следовательно, оно выбирает производство, лежащее на кривой производственных возможностей (например, в точке В). Если же возникает необходимость увеличить производство хлеба (т.е. перейти в точку С), то при этом придется пожертвовать определенным количеством одежды (В1С1) ради увеличения производства хлеба на величину В2С2. Количество одежды (В1С1), от которой приходится отказываться ради увеличения производства хлеба, и является издержками отвергнутых возможностей. При этом обнаруживается, что издержки имеют тенденцию к возрастанию.

Каждая следующая тонна хлеба, произведенная вместо одежды, требует в качестве жертвы большего количества одежды. Графически эта закономерность проявляется в том, что кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму. Двигаясь по границе производственных возможностей вниз и увеличивая производство хлеба, приходится вовлекать в сто производство все больше и больше сравнительно малоэффективных ресурсов. Это связано прежде всего с отсутствием взаимозаменяемости ресурсов, производящих хлеб и одежду, а также с тем, что одни ресурсы более эффективно используются в производстве одежды, а другие — в производстве хлеба. Поэтому выпуск каждой дополнительной тонны хлеба будет «оплачиваться» все большим сокращением выпуска одежды. По мере приближения к оси абсцисс наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, а значит, будут расти и издержки отвергнутых возможностей.

Закон убывающей доходности. Тенденция роста альтернативных издержек по мере замены одного продукта другим связана с фундаментальным экономическим законом, известным как закон убывающей доходности. Этот закон действует в отношении ресурсов, используемых в производстве товаров и услуг. Суть его состоит в следующем: по мере увеличения использования в производстве одного вида ресурса при фиксированном количестве другого вида ресурса происходит, как правило, уменьшение прироста количества производимого товара или услуги. Покажем это на примере (табл. 2.1).

Количество единиц труда, человек Совокупный продукт, т пшеницы Дополнительная продукция, получаемая от дополнительной единицы труда, т пшеницы
1 2000 2000
2 3000 1000
3 3500 500
4 3800 300
5 3900 100

Мы видим, что по мере увеличения единиц труда, занятых выращиванием хлеба, существенно возрастает общий совокупный продукт (на 1000 т пшеницы) при переходе от одной до двух единиц труда. Однако далее происходит падение объемов дополнительной продукции, несмотря на наращивание переменного ресурса (труда) на одну единицу. Это означает, что в условиях неизменности одного из ресурсов (объема пахотных земель, используемых под выращивание пшеницы) вступил в действие закон убывающей доходности. Следует, однако, иметь в виду, что это, скорее, тенденция, чем абсолютный закон. Зачастую тенденция убывающей доходности действует не сразу. Все зависит от соотношения между фиксированными факторами производства (например, земли) и дополнительными изменяемыми затратами. Можно увеличивать количество людей, обрабатывающих землю для производства пшеницы, и постоянно получать дополнительное количество пшеницы. Но если разделить получаемую пшеницу на количество занятых людей, то ее будет производиться все меньше и меньше. Кроме того, действие закона убывающей доходности предполагает изменение лишь одного фактора — труда — при неизменности всех других факторов производства.

Читайте также:  Способы оценки физического развития новорожденных

Экономия на масштабах производства. А что будет, если мы одновременно увеличим все другие факторы, связанные с усовершенствованием средств труда и предметов труда? В этом случае доходность не только не падает, но возрастает. Это связано, во-первых, с использованием других источников энергии; во-вторых, с применением более разнообразных машин; в-третьих, с разделением сложных процессов на простые, повторяющиеся операции; в-четвертых, с радикальными изменениями технологии производства. Все, вместе взятое, обозначается как экономия на масштабе производства.

Экономия, порождаемая масштабами производства, техническими усовершенствованиями производства, приводит к тому, что закон убывающей доходности действует и конечном счете только как одна из тенденций производства. Более того, экономия на масштабе производства приводит к возрастанию доходности. Возьмем какую-нибудь точку Е, которая лежит внутри сегмента, ограниченного кривой производственных возможностей (АВ) (рис. 2.2).

В данной ситуации нет необходимости каким-либо образом жертвовать производством одного товара для увеличения производства другого. Это означает, что в точке Е производственные ресурсы используются неэффективно. Здесь мы сталкиваемся с понятием эффективности производства, под которой понимают такую ситуацию в экономике, когда невозможно перестроить использование наличных ресурсов таким образом, чтобы увеличить выпуск одного товара без уменьшения выпуска любого другого товара. Поэтому в точке Е мы можем увеличить производство одного товара без сокращения производства другого. Любая точка, лежащая вне кривой производственных возможностей, например точка К, предпочтительнее любой точки, лежащей на кривой. Но точка К недостижима при данном количестве ресурсов и данной технологии производства. Однако со временем экономический рост может сдвинуть границу производственных возможностей вправо и вверх, так что точка K станет досягаемой. Это будет возможно при открытии новых способов использования факторов производства и увеличении количества последних.

При этом возможны разные варианты (рис. 2.3).

Так, если нововведения будут осуществляться в отрасли, производящей блага X, то кривая АВ сместится в положение АВY

Выйти на более высокую кривую производственных возможностей можно и за счет увеличения накоплений.

Пусть в нашей некой стране производятся средства производства (Y) и предметы потребления (X) (рис. 2.4).

Первоначально их производство находится в точке М на кривой АВ. Чтобы выйти на более высокую кривую A1B1 необходимо создать новые производственные мощности. Для этого нужно перейти из точки М в точку D, т.е. сократить производство предметов потребления и направить высвобождающиеся ресурсы на увеличение выпуска средств производства. В дальнейшем, вводя эти новые средства производства в эксплуатацию, экономика страны сможет перейти на более высокую границу производственных возможностей, например к точке Р.

Однако экономика может выйти и к точке С, т.е. продолжить накопление в ущерб текущему потреблению. В таком случае производство начинает работать на себя. Похожая ситуация сложилась в советской экономике, когда огромные капитальные вложения направлялись на строительство грандиозных объектов, в то время как производство потребительских товаров развивалось весьма недостаточно.

В какой точке на графике сочетание альтернативных продуктов будет оптимальным? Это проблема общественного выбора или экономической политики. Общество выбирает наиболее эффективный со своей точки зрения вариант.

Источник

Тест по обществознанию Экономическая культура 10 класс

Тест по обществознанию Экономическая культура для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Экономика. В части 1 — 15 вопросов, в части 2 — 5 вопросов, в части 3 — 1 вопрос (эссе).

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

1. Все виды хозяйственной деятельности людей для удовле­творения их потребностей и обеспечения материальных ус­ловий жизни называются

1) материальным производством
2) экономической деятельностью
3) духовным производством
4) творческой деятельностью

2. Объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат, яв­ляется формулой

1) производительности
2) производства
3) экономики
4) валового национального продукта

3. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в тече­ние года как внутри страны, так и за рубежом, называется

1) производством
2) валовым национальным продуктом
3) валовым внутренним продуктом
4) национальным доходом

Читайте также:  Каким способом можно лишиться девственности

4. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произве­денных за год непосредственно внутри страны и только на­циональными производителями, называется

1) производством
2) валовым национальным продуктом
3) валовым внутренним продуктом
4) национальным доходом

5. Степень экономического развития и уровень жизни в различ­ных странах сравнивают с помощью такого показателя как

1) валовый внутренний продукт на душу населения
2) валовой национальный продукт на душу населения
3) объем товаров и услуг, разделенных на единицу затрат
4) доля расходов семьи на питание

6. То, что производитель получает, продав свою продукцию, называется

1) валовым продуктом
2) внутренним продуктом
3) потребительской корзиной
4) валовым доходом

7. Увеличение объема выпускаемой продукции за счет коли­чественного изменения ресурсов, характеризует тип разви­тия экономики

1) интенсивный
2) экстенсивный
3) рациональный
4) производительный

8. Увеличение объема выпускаемой продукции за счет качест­венного изменения ресурсов характеризует тип развития экономики

1) интенсивный
2) экстенсивный
3) рациональный
4) производительный

9. К факторам, определяющим рост производительности тру­да, не относится

1) разделение труда
2) увеличение потребления
3) технический прогресс
4) уровень образования и профессиональной подготовки работников

10. К ценным бумагам не относится

1) чек
2) вексель
3) договор о купле-продаже квартиры
4) акция

11. Эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее вла­дельца (акционера) на получение части прибыли акционер­ного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающего­ся после его ликвидации, называется

1) облигацией
2) векселем
3) чеком
4) акцией

12. Ценная бумага, предусматривающая право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от ее номиналь­ной стоимости либо иные имущественные права, называется

1) облигацией
2) векселем
3) чеком
4) акцией

13. Организатором торговли на рынке ценных бумаг является

1) товарная биржа
2) фондовая биржа
3) финансовая фирма
4) Центральный банк России

14. Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, се­мейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществ­лением предпринимательской деятельности, является

1) производителем
2) потребителем
3) изготовителем
4) исполнителем

15. Социальные выплаты государства отдельным категориям гра­ждан в виде пособий, пенсий, стипендий перечисляются через

1) лизинг
2) консалтинг
3) трансферт
4) демпинг

1. Вставьте пропущенные слова в схеме процесса преобразова­ния объектов природы в предметы потребления:

Ресурсы — __________ — __________ — потребление.

2. Закончите предложение, формулирующее главную пробле­му экономики:

«Определение наиболее эффективных способов использования __________».

3. Чрезмерное по отношению к государственному золотому за­пасу увеличение количества обращающихся в стране бу­мажных денег, вызывающее их обесценение, называется __________.

4. Какой нормативный правовой акт регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, ис­полнителями, продавцами при продаже товаров (выполне­нии работ, оказании услуг), устанавливает права потреби­телей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества по­требителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполни­телях, продавцах), просвещение, государственную и обще­ственную защиту их интересов, а также определяет меха­низм реализации этих прав?

5. Установите соответствие между понятиями и их определе­ниями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбе­рите соответствующую позицию из второго столбца.

А) спрос
Б) предложение
В) цена товара
Г) налог

1) количество товаров и услуг, кото­рое продавцы имеют возможность и желание продать потребителям в определенном месте и в опреде­ленное время
2) вид обязательных платежей в го­сударственный или местный бюд­жет, который осуществляют юри­дические и физические лица
3) товары и услуги, которые выбрал потребитель (покупатель) и за ко­торые он готов платить
4) стоимость единицы товара, выра­женная количеством денег, кото­рые придется платить при покупке товара

Часть 3 (темы для эссе)

1. «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилуч­шим образом» (В. Шоу).

2. «Гораздо больше риска в том, чтобы ничего не предприни­мать, нежели в неудаче» (Ф. Бэкон).

3. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные по­требности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).

Ответы на тест по обществознанию Экономическая культура
Часть 1
1-2, 2-1, 3-2, 4-3, 5-1, 6-4, 7-2, 8-1, 9-2, 10-3, 11-4, 12-1, 13-2, 14-2, 15-3.
Часть 2
1. производство, распределение
2. ограниченных ресурсов
3. инфляцией
4. Закон РФ «О защите прав потребителей»
5. 3142

Источник

Оцените статью
Разные способы