Особенности техники бега на вираже
Наталья Демидова
Особенности техники бега на вираже
Из практики известно, что бег по виражу менее эффективен, чем бег по прямой. Основной причиной снижения скорости является действие центробежной силы, величина которой зависит от скорости бега, массы бегуна и радиуса поворота. Чем больше скорость бега и масса спринтера, а меньше радиус поворота, тем больше центробежная сила. Разница в беге на повороте и по прямой на стадионе примерно равна 0,2-0,3 с. В зимних условиях, в манеже, где крутизна виража еще больше, эта разница увеличивается до 0,5-0,8 с.
Если при беге в манеже на длинные дистанции крутизна виража почти не влияет на результат, то на средних и там более коротких дистанциях это влияние очень существенно. В манеже не удается развить большую частоту шагов на вираже, т. к. бегун испытывает более высокие нагрузки от центробежной силы. Для того чтобы противостоять ей и удержаться на дорожке ближе к бровке, бегуну необходимо увеличивать наклон туловище влево. При этом происходит увеличение нагрузки на ноги спортсмена. И такую нагрузку на каждый в состоянии выдержать. Бег по виражу можно сравнить с бегом по прямой дистанции с утяжеленным поясом. Исследования показывают, что утяжеление веса бегуна на 5 кг приводит к потере скорости бега на 0,5 м/с, уменьшению длины и частоты шагов.
Как же меняется техника бега при таких нагрузках? Результаты некоторых исследований показали, что беговая посадка при беге на вираже выше, чем при беге по прямой, хотя по субъективным ощущениям бегунов считается, что на вираже они бегут ниже. Это связано с углом в коленном суставе; чем нагрузка на колени выше, тем угол сгибания меньше. Такие же изменения присущи и бегу на стадионе.
Таким образом, в обоих случаях на поворотах в манеже и на стадионе происходят одни и те же структурные изменения техники бега – нога становится более выпрямленной, жестче, а беговая посадка повышается.
Эти вынужденные изменения позволяют выдерживать перегрузки, действующие на тело спринтера и придавливающие его к дорожке, только в манеже эти изменения более выражены.
Считается, что лучшие дорожки по виражу на стадионе – третья, а в манеже – вторая.Исследования показали: нагрузки в манеже при беге по второй дорожке в полтора раза ниже, чем при беге по первой дорожке; скорость бега по виражу уменьшается за счет подъема на второй дорожке – на 30 см, на третьей — на 70 см в середине виража. В то же время на поворотах стадиона не установлено существенной разницы при беге по третьей и восьмой дорожкам. По-видимому, негативное воздействие восьмой дорожки при беге по повороту объясняется чисто психологическими факторами.
Подводя итог, можно казать, что скорость бега на вираже манежа снижается в основном за счет падения частоты и длины шагов; на стадионе – за счет укорочения длины шага. Основной причиной потери скорости бега на повороте является действие центробежной силы, придавливающей спринтера к дорожке. Основные структурные изменения техники бегового шага выражаются в более жестокой постановке ноги на опору и повышенной беговой посадке.
Нетрадиционные техники рисования Приёмы выполнения рисунка в технике «монотипии» — это складывание листа пополам, изображение наносится на одной половине листа и симметрично.
Альманах «Нетрадиционные техники рисования» В. А. Сухомлинский писал: «Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано.
Методические рекомендации «Некоторые особенности техники фортепианной игры» Методическая статья: «Некоторые особенности техники фортепианной игры». Йожеф Гат- прогрессивный деятель музыкальной культуры говорил: «Главная.
Приемы техники «оригами» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Урень Нижегородской област МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.
Методика оздоровительного бега Разминка необходима для того, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. Можно от крыльца,.
Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования открывают в ребёнке скрытые грани творческой одарённости, становятся непринуждённым инструментом самовыражения,.
Нетрадиционные техники рисования Особенности необычной техники Любой вид изобразительного искусства предоставляет неограниченные возможности для самовыражения, более тонкого.
Нетрадиционные техники рисования с детьми 2–3 лет «Истоки способностей и дарование детей –на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник.
Презентация «Нетрадиционные техники рисования» Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая.
Источник
Методика обучения техники бега на короткие дистанции
Наталья Демидова
Методика обучения техники бега на короткие дистанции
Обучение технике бега на короткие дистанции происходит не в той последовательности, как при обучении другим видам легкой атлетики. Однако, техника спортивного бега значительно отличается своей эффективностью от техники обычного бега.
При беге на короткие дистанции развиваются максимальные усилия, и это создает предпосылки для возникновения скованности и искажения рациональной формы движений и целесообразной координации усилий, что развиваются. Все это вызывает лишние энергозатраты и снижает частоту рабочих движений.
Следует с первых же занятий уделять большее внимание сохранению свободы движений и предупреждению возникновения скованности. Стремление новичка проявить себя с лучшей стороны приводит к чрезмерным напряжениям и искажению естественных движений. На формирование правильной координации сокращения и расслабления мышц тела бегуна отрицательное влияние оказывает раннее начало обучения бега со старта, особенно старта по сигналу.
Прежде, чем создать у занимающихся правильное представление о современной технике бега, на короткие дистанции, необходимо ознакомить их с особенностями этого вида легкой атлетики.
ЗАДАЧА 1. Создать у занимающихся представление о технике бега на короткие дистанции.
1) Демонстрация бега высококвалифицированным мастером спринта;
2) Просмотр видеороликов, обучающих фильмов
3) Разбор техники бега, представленной на плакатах и фотографиях;
4) Повторный бег на 60-80 м 3-5 раз
Методические указания: количество повторных пробежек может быть различно. Это зависит от того, как скоро, занимающийся пробежит в свойственной ему манере.
ЗАДАЧА 2. Научить технике бега по прямой.
1) Пробегание с различной скоростью отрезков 40 – 80 м.
2) Специальные упражнения для овладения техникой:
А)бег у гимнастической стенки.Исходное положение: руки на перекладине нижу плеч, ноги на 100-140 см от стенки, туловище наклонено в сторону стенки и вместе с ногами составляет одну прямую.Выполнение: поднять ногу, согнутую в коленном суставе. Начать смену ног в спокойном темпе под команду, постепенно увеличивая темп до максимума, поддерживая его 10-12 сек, затем отойти от стенки, пробежать трусцой 40-50м и перейти на спокойную ходьбу. Упражнение выполняется 2-3 раза;
Б)исходное положение: стойка ноги врозь, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях под прямым углом.Выполнение: медленно начать движения руками как при беге, постепенно наращивать темп к максимальному и поддерживать его 10-15 сек. Упражнение повторить 2-3 раза;
В) бег с высоким подниманием бедра 60-80 м. Темп средний, акцент на подъеме бедра (выше горизонтали, продвижение вперед не значительно. Переход в семенящий бег 50-80 м. Упражнение выполнять 2-3 раза;
Г) бег с захлестыванием голени 30-40 м. Упражнение выполнять 2-3 раза;
Д) бег прыжковыми шагами с большим наклоном туловища вперед 60-80м. Упражнение выполнять 2-3 раза;
Е) семенящий бег с переходом в бег. Упражнение выполнять 2-3 раза.
3)Бег с ускорением 60-70 м в силы.
4)Бег с ускорением 60-70 м в силы.
Методические указания: Перечень упражнений и их дозировка подбираются для каждого занимающегося с учетом недостатков в технике бега. Все беговые упражнения выполняются отдельно. При беге с ускорением скорость увеличивать постепенно, но так, чтобы движения бегуна были свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность. При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением – основное упражнение для обучения технике спринтерского бега.
Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних напряжений. При выполнении бега с высоким поднимаем бедра и семенящего бега нельзя отбрасывать верхнюю часть туловища назад. Бег с захлестыванием голени целесообразно проводить в туфлях с шипами. При выполнении этого упражнения следует избегать наклона вперед. Количество повторений рекомендуемых упражнений устанавливается в зависимости от физической подготовки.
ЗАДАЧА3. Научить технике низкого старта.
1. Выполнение стартов из различных положений стоя; падая вперед, наклон вперед и др.
2.Изучение стартовых колодок и стартовых положений: «На старт!», «Внимание!», «Марш!».
3. Выполнение стартов на 15-25м в забегах.
4. Максимальное ускорение со старта на отрезках 20-40 м.
5. Бег по прямой с входом в вираж.
6. Бег по виражу с выходом на прямую.
Методические указания: обратить внимание на технику выполнения стартовых положений и начала бега с низкого старта, бежать свободно. Уменьшить радиус поворота следует только тогда, когда да достигнута правильная техника бега на повороте большого радиуса. При входе в поворот необходимо учить легкоатлетов начинать наклон тела к центру поворота, опережая возникновение центробежной силы. При беге по повороту активно работать правой рукой.
Задача 4. Научить низкому старту и стартовому разгону.
1. Бег (по 15-20 м)из разных положений высокого старта:
А)исходное положение: стоять лицом к финишу, ноги вместе, руки вдоль туловища.Выполнение: с «падения» вперед, начать бег. При этом очень важно вынести ОЦМТ за линию опоры. Первые 2-3 старта в силы без команды, следующие 2-3 старта по сигналу в силы;
Б)исходное положение: толчковая нога впереди, маховая на полторы стопы сзади. Наклонить туловище вперед и с потерей равновесия начать бег;
В) то же с опорой на колодки.
2. Научить установке стартовых колодок.
3. Научить выполнению команд «На старт!» и «Внимание!». По команде «Внимание!» рационально распределить вес тела на ноги и руки.
4. Научить выбеганиюиз стартовых колодок:
А) бег с низкого старта с разгоном до 20 м. Основными ошибками техники низкого старта могут быть слишком высокий подъем таза по команде «Внимание!» невыведение плеч за линию опоры руками, слабое отталкивание от передней колодки, отталкивание от колодок вверх, а не вперед, слишком большой первый шаг, полное выпрямление туловища уже на 2-3-м шагах разгона и др. ;
Б) у гимнастической стенки сильнейшую ногу ставить далеко назад, слегка согнув в коленном суставе, другую ногу отставить еще дальше.Выполнение: сгибая сзади стоящую ногу в колене, вынести ее вперед к гимнастической стенке, одновременно выпрямляя другую ногу. Туловище и опорная нога должны образовывать прямую линию. Выполнить упражнение 7-8 раз;
В)исходное положение : стать в колодки, принять положение «Внимание!» и по сигналу выполнить несколько стартов с разгоном 15-20 м.
5. овладеть бегом с низкого старта в целом на коротких отрезках (10-40 м). Выполнить 4-5 низких стартов с разгоном до 20м, фиксируя результат бега секундомером. Указывать после каждого старта на основные ошибки, которые возникли на старте и в процессе разгона.
ЗАДАЧА5. Научить низкому старту на повороте.
1. Объяснить и указать рациональное место расположения колодок.
2. Старты с разгоном на 30 м в и силы.
3. Стартовые ускорения по повороту с выходом на прямую и бег по прямой с входом в поворот.
ЗАДАЧА6. Научить финишному броску.
1. Ходьба в сторону финиша с наклоном туловища вперед и отведением рук назад.
2. Медленный и быстрый бег с наклоном туловища вперед и отведением рук назад.
3. Наклон туловищу вперед с поворотом плеч в медленном и быстром беге.
4. Методическое указания: Обучая финишированию с броском на ленту, нужно воспитывать умение проявлять волевые усилия, которые необходимы для поддержания достигнутой максимальной скорости дол конца дистанции. Важно так же приучать бегунов заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешного обучения нужно проводить упражнения парами, подбирать бегунов с равными силами или применяя форы.
ЗАДАЧА7. Совершенствование техники бега в целом.
1. Бег на отрезках соревновательной дистанции с разной скоростью.
2. Контрольные прикидки.
3. Участие в соревнованиях.
Методические указания: техника спринта лучше всего совершенствуется при беге в равномерном темпе с неполной интенсивностью; в беге с ускорением, в котором скорость доводится до максимальной; при выходах из старта с разной интенсивностью. Стремление бежать с максимальной скоростью при неосвоенной технике и недостаточной подготовленности почти всегда приводит к излишним напряжениям. Что бы избежать этого, поначалу следует применять преимущественно бег в и интенсивности, для того чтобы спортсмену было легко контролировать свои движения.
С каждым последующим занятием скорость бега должна повышаться. Но как только спринтер почувствует напряженность, закрепощение мускулатуры и связанность движений, скорость нужно снижать. В результате совершенствования навыков излишнее напряжение будет появляться позднее, спринтер будет достигать все больше скорости бега, выполняя движения легко и свободно.
Нужно постоянно следить за техникой низкого старта. Особое внимание необходимо уделять сокращению времени реакции на стартовый сигнал, не допуская при этом преждевременного начала бега. Обязательно подавать сигнал возвращения бегунов, если кто-то из них начать бег ранее сигнала.
Короткие стихотворения о семье «День семьи». «Сидим дома, не скучаем. К празднику стихи читаем!»»Моя семья» 1. Лучше мамы в мире нет, Даже и не спорьте! Приготовит суп,.
Фотоотчет посещения музея дистанции пути «Мы — дети железнодорожников!» Вся жизнь нашего поселка на протяжении всей его истории неразрывно связана с железной дорогой. Сегодня ПЧ-13 – самая большая организация.
Дидактические упражнения по развитию речи «Слова длинные и короткие» Дидактические упражнения по развитию речи: «Слова длинные и короткие». Эти игры можно использовать и во время прогулки. Цель игр — закрепить.
Ко Дню военной техники на МAAM «Музей военной техники в Снегирях» Мемориальный комплекс «Рубеж Славы» в Снегирях расположен на 42 км Волоколамского шоссе, именно здесь проходили ожесточённые бои, в ходе.
Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.
Физкультурный досуг «Птичьи бега» для старшего дошкольного возраста Цель:Закрепить знания о птицах. Задачи:формировать общие представления о птицах: признаки, повадки. Воспитывать любовь к пернатым друзьям.
Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.
Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.
Всероссийский день бега «Кросс нации-2018» 15 сентября наша страна отмечает Всероссийский день бега. Мероприятие приуроченные к этой дате проходят по всей нашей стране под эгидой.
Экспериментальная деятельность «Спичечные бега» Цели. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закреплять правила безопасности при.
Источник