- Способы образования неологизмов
- Просмотр содержимого документа «Способы образования неологизмов»
- Технологическая карта урока по родному языку «Словообразовательные неологизмы в современном русском языке»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Рабочая программа «Русский родной язык»
- Урок башкирского языка «Ф.Максютова «Снежинки»
- Рабочая программа по родному языку: «Русский язык»
- Календарно-тематический план по родному (татарскому) языку
- Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку
- Рп Родной язык 4 класс
- Рп Родной язык 3 класс
- Статья «Прескриптивизм при изучении русского и английского языков в учреждениях СПО»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Способы образования неологизмов
Методическая разработка урока русского языка как иностранного по теме «Способы образования неологизмов»
Просмотр содержимого документа
«Способы образования неологизмов»
Конспект урока по русскому языку как иностранному
Тема урока: «Способы образования неологизмов»
Метапредметные: формировать умение анализировать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения.
Предметные: формировать умение определять значение современных неологизмов, характеризовать неологизмы.
Этап актуализации знаний.
Студенты вспоминают, способы образования слов в русском языке на примере словообразовательной цепочки дом- домовой – придомовой, домострой.
На примере отрывка из текста «В Германии не верящих в смертельную опасность подростков, собирающихся на «корона-пати», патруль забирает и отвозит в больницы в качестве волонтеров. Увидев своими глазами то, что там происходит, немецкие тинейджеры очень быстро меняют свои убеждения и поведение». (mk.ru: Московский комсомолец. «Найдена причина отрицания коронавируса: «СOVID-диссиденты заражаются первыми», 21.06.2020, Ж. Голубицкая) вспоминают, что такое неологизмы.
Этап изучения нового материала.
Учитель озвучивает тему урока, ставит цель занятия, студенты формулируют задачи, которые необходимо решить.
Пополнение русского языка новыми словами, образованными из собственных ресурсов, то есть словообразовательными неологизмами, происходит на рубеже XX—XXI веков не менее активно, чем иноязычное заимствование. Такие неологизмы создаются прежде всего с помощью основных способов морфологического словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный и тд.). Словообразовательные неологизмы возникают на базе недавно образованных слов или новых заимствований (омоновец, имиджевый). К числу характерных особенностей словообразования в русском языке новейшего периода, помимо его лавинообразного характера, относится высокая скорость появления целых словообразовательных гнёзд морфологических неологизмов: приватизация — приватизировать, приватизатор, приватизаторский; компьютер — компьютеризация, компьютеризировать, компьютерщик. Значительная часть морфологических неологизмов образуется как единицы разговорной речи, компьютерного и молодёжного жаргонов.
Выполняя упражнение, учащиеся знакомятся со способами образования неологизмов:
ЕГЭ – сложение начальных букв
МЧС – сложение начальных звуков
эмчеэсовец – смешанный способ
СМС-голосование – смешанный способ
турсайт – сложение основ без соединительных гласных
юнармеец — сложение основ без соединительных гласных
ОГЭ — сложение начальных букв
админ (администратор) — бессуффиксальный
онлайн-олимпиада – сложение целых слов
тин (тинейджер) — бессуффиксальный
На примере упражнения отрабатывают полученное знание:
Прочитайте новые слова, которые широко используются в современном молодёжном интернет-общении, и объясните их значения. В случае затруднения используйте размещённые в Интернете словари молодёжного и компьютерного жаргонов. Проведите письменный словообразовательный анализ каждого слова и определите способ его образования.
3. Этап отработки нового материала.
Учащиеся выполняют следующие упражнения:
1.Прочитайте словосочетания. Найдите в них неологизмы, объясните их значения и способ образования.
Найти с помощью поисковика; использовать планшетник; побывать на встрече с неформалами; сконструировать новый беспилотник; написать по электронке; разогреть в микроволновке. Запишите словообразовательные пары (слово + исходное словосочетание), выделяя словообразовательные суффиксы.
2.Прочитайте аббревиатуры. Знаете ли вы их значения и правила произношения? Проанализируйте значения аббревиатур и определите способ их образования. Выпишите сначала те из них, которые были образованы из русских многословных названий способом аббревиации, а затем — аббревиатуры, образованные на основе перевода иноязычных составных названий. Пользуйтесь справочными материалами к упражнению, толковыми словарями и словарями новых иностранных слов. 3) Устно разграничьте аббревиатуры на две группы в зависимости от правил их произношения (по звукам или по буквам).
ПК, РИА, КИМ, ФГОС, РЖД, ТРЦ, ИТ, ГИА, ВИЧ, жж.
Справочные материалы: Российские железные дороги; информационные технологии (information technology, IT); персональный компьютер (personal computer, PC); федеральный государственный образовательный стандарт; контрольные измерительные материалы; торгово-развлекательный центр; Живой Журнал (LiveJournal, LJ); государственная итоговая аттестация; Российское информационное агентство; вирус иммунодефицита человека (human immunodeficiency virus, HIV).
Найдите в текстах неологизмы, определите способы их образования.
1. — Никакого COVID-19 не существует! — говорит жене за ужином работник сферы обслуживания Алексей. – Каждый год какие-то вирусы гуляют, а в этот раз устроили истерику мирового масштаба! Это китайцы решили подорвать мировую экономику!
— Нет, это все мировое правительство, – возражает ему супруга. — Масонский заговор. Все делается для того, чтобы провести поголовную чипизацию — вживить нам в голову чип и контролировать каждый шаг.
Пока пара судачит друг с другом, они еще не ковид-диссиденты, а мракобесы кухонного масштаба. Но если вдруг супруги задумают навязывать свою точку зрения другим посредством Сети, и тем более подбивать их саботировать карантин, они перестанут быть обычными недалекими сплетниками. (mk.ru: Московский комсомолец. «Найдена причина отрицания коронавируса: «СOVID-диссиденты заражаются первыми», 21.06.2020, Ж. Голубицкая)
2.«Ковид» стал употребляться часто и появилась необходимость в прилагательном — «ковидный госпиталь/пациент». Одним из первых в прямых эфирах его стал употреблять мэр Москвы Сергей Собянин.
— Установить, кто автор того или иного слова, практически невозможно. Куда важнее фигура не создателя, а популяризатора. Они в истории сохраняются чаще. Если Собянин произнес с экранов «ковидный», то он как бы легализовал это слово. Хотя придумал, наверняка, не он. Это прилагательное могло появиться в головах многих, — поясняет лингвист. (kp.ru: Комсомольская правда. Мурманск. «Словарь эпохи коронавируса: «Ковидиоты на самоизоляции зачали корониалов, зумились и оформили ковидиворс», 22.05.2020, А. Абрамов)
3.Противники Трампа призвали регистрироваться на митинг в Оклахоме, но лишь для того, чтобы зарезервировать бесплатные билеты и не приходить на само мероприятие. К призыву неожиданно массово присоединились любители кей-попа, пишет The New York Times. Они бронировали места под фейковыми почтовыми адресами и номерами мобильных телефонов, публикуя об этом вирусные тиктоки. Через сутки-двое пользователи удаляли или скрывали свои видео, чтобы организаторы митинга не узнали о готовящемся пранке.
Источник
Технологическая карта урока по родному языку «Словообразовательные неологизмы в современном русском языке»
Технологическая карта урока
Автор- Вагнер Жанна Владимировна ________________________________
Класс 9 _____________________________________________
Тема _____Словообразовательные неологизмы в современном русском языке ______
Тип урока Урок открытия новых знаний__________________________________________
Материалы к уроку. Учебное пособие «Русский родной язык. 9 класс» (О.М. Александрова и др.) М.Просвещение,2018
содержание урока (параграфа в УМК)
I . Организационный момент. Этап мотивации к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Прозвенел заливистый звонок
Мы начинаем наш урок!
участники здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом.
Давайте поприветствуем друг друга. А для этого необходимо встать со своих мест и представить, что вы находитесь, например, в Японии. Знаете, как надо приветствовать хозяев дома, пригласивших вас в гости? Прошу вас изобразить это приветствие.
Давайте поздороваемся как деловые люди,
дети становятся в круг и здороваются как близкие люди, деловые люди,
II . Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
ученики работают в парах, чья пара быстрее справилась, выходят и записывают ответ у доски
Перед вами три слова:
1 ряд — организация,
2 ряд — комфорт, 3 ряд — программа.
В течение 2 минут вам необходимо образовать как можно больше слов, используя различные способы словообразования. Работаем в парах
Ученики образуют новые слова.
III .Введение в тему урока. Подводящий диалог
запись темы урока
Знания какого раздела науки о языке вы использовали при выполнении задания?
К какой лексической группе относятся предложенные для работы слова?
Объявление темы урока, запись на доске
устные ответы учащихся
Запись темы в тетради
IV . Этап открытия нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысления учащимися нового материала
работа по учебнику: упр.57
Что такое словообразовательные неологизмы? Дайте определение, используя теоретический материал параграфа.
Давайте вспомним, что мы с вами знаем о словообразовании. Какие способы образования есть в русском языке.
Давайте проверим, как мы с вами разбираемся в способах словообразования. Обратимся к упр. 57. Прочитайте словообразовательные неологизмы, охарактеризуйте их значения и проанализируйте с точки зрения способов образования.
Запишите слова и способы их образования
устные ответы учащихся
Работа с учебником, тетрадью
V .Этап выявление места и причины затруднения
Цель этапа: первичное закрепление
Обсуждение новой информации по теме урока, анализ примеров;
Добавьте к нашим словам из упр. 57 еще три слова: бизнес-план, сервис-центр, онлайн-урок. Как вы считаете, они образованы по правилам русского языка?
Чтобы проверить себя, предлагаю прочитать рубрику «Лингвистические заметки».
Познакомьтесь с рубрикой «Моя Россия». Составьте по 1 вопросу к содержанию текста и фотографии, на которых изображены памятники культуры. Можете использовать тонкие/толстые вопросы. Работайте в парах.
эти слова появились давно, а какие слова появились недавно и в связи с чем?
ученики высказывают свои предположения
чтение рубрик, составление вопросов, ответы на них
в систему знаний
Цель: Обобщение полученных на уро ке сведений,
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Диалог о социальных сетях, разбор слов –наименований социальных сетей.
работа по учебнику-упр.61
Прочитайте новые слова из упр. 61, которые широко используются в современном молодёжном интернет-общении, и объясните их значения. В случае затруднения используйте размещённые в Интернете словари молодёжного и компьютерного жаргонов. Проведите письменный словообразовательный анализ каждого слова и определите способ его образования. Используйте слова для справок. Работайте в парах.
Произведите словообразовательный разбор слова «В Контакте».
работают с упр., с интернетом, выполняют задание в тетради, разбор слова «В Контакте»
VI I .Этап рефлексии деятельности
Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Как вы считаете, а зачем нам, носителям родного языка, знать, как образуются слова в нашем языке?
учитель подводит итог
Ученики выдвигают предположения
§7, упр. 58 или 60.
запись домашнего задания
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 325 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Рабочая программа «Русский родной язык»
Урок башкирского языка «Ф.Максютова «Снежинки»
Рабочая программа по родному языку: «Русский язык»
Календарно-тематический план по родному (татарскому) языку
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку
Рп Родной язык 4 класс
Рп Родной язык 3 класс
Статья «Прескриптивизм при изучении русского и английского языков в учреждениях СПО»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5310447 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник