- С 2022 ГОДА ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРЕХОДИТ НА ПРОАКТИВНУЮ ВЫПЛАТУ ПОСОБИЙ
- Проактивный способ назначения пособий без обращения застрахованного лица
- Назначение пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
- Назначение единовременного пособия при рождении ребенка
- Назначение пособия по уходу за ребенком
- Назначение пособия в связи с травмой
- Общие правила для назначения и выплаты пособий
- Возврат в бюджет сумм излишне выплаченных ФСС по вине работодателя
- Новые меры ответственности
- Прочие изменения
- Проактивные выплаты пособий: что изменится в работе бухгалтеров с 2022 года
С 2022 ГОДА ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРЕХОДИТ НА ПРОАКТИВНУЮ ВЫПЛАТУ ПОСОБИЙ
С 2022 года Фонд социального страхования Российской Федерации переходит на проактивную (беззаявительную) выплату пособий, в том числе и по больничным листам (Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам с 1 января 2022 года будет являться электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН).
Листки нетрудоспособности будут оформляться только в электронной форме, обмен данными будет производиться также в электронной форме. Сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, страхователи должны будут направлять в ФСС в течение 3 рабочих дней.
Таким образом, участие работодателя в процессе их назначения будет сведено к минимуму, однако работодатель (страхователь) по-прежнему будет являться единственным источником необходимых данных, например, периода, когда работник не исполнял свои обязанности именно из-за болезни.
Напоминаем работодателям о необходимости обеспечения приема и оплаты ЭЛН, а также информировать своих сотрудников по вопросам получения электронных больничных.
Распечатка ЭЛН, талоны из медицинской организации и другие виды бумажных носителей для кадровой и бухгалтерской службы от работников получать не требуется.
Для приема ЭЛН на оплату достаточно получения только его номера – по телефону, по электронной почте, лично.
Работники, имеющие подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг получают информационные сообщения о своих ЭЛН, а также могут узнать всю необходимую информацию об ЭЛН и его оплате в Личном кабинете получателя услуг ФСС (https://lk.fss.ru/recipient/ — вход с логином и паролем от портала Госуслуг).
Для работы с ЭЛН работодатель может использовать программы для ведения бухучета, операторов ЭДО, либо скачать на сайте ФСС бесплатную программу (по ссылке https://cabinets.fss.ru/eln.html). Электронная подпись может быть использована та же, что и для сдачи отчетности.
Также обращаем внимание работодателей на новый сервис электронного взаимодействия с ФСС РФ для работодателей – «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). С его помощью можно осуществлять взаимодействие с ФСС РФ в электронном виде, как для получения информации об ЭЛН, так и по работе в рамках механизма «Прямые выплаты».
Актуальную и более подробную информацию можно получить на официальном сайте и по телефонам «горячих линий» регионального отделения, где работодатель зарегистрирован в качестве страхователя:
Телефоны регионального отделения Фонда для консультации: 8(4162) 99-31-81, 99-31-54.
Источник
Проактивный способ назначения пособий без обращения застрахованного лица
С 2021 года на всей территории РФ действует механизм, предусматривающий выплату ряда пособий напрямую из ФСС России, а не через работодателя (ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 № 478-ФЗ).
Действующий в настоящее время в рамках пилотного проекта механизм прямых выплат предусматривает выплату работникам от ФСС России следующих пособий:
- по временной нетрудоспособности (кроме первых 3 дней, которые оплачивает работодатель),
- по беременности и родам,
- женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности,
- единовременного при рождении ребенка,
- ежемесячного по уходу за ребенком.
Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ (далее – Закон) внес изменения в ряд федеральных законов, в том числе от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», закрепляющие указанный порядок на законодательном уровне. Заработает он с 2022 года.
Назначение пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
Основанием для назначения таких пособий является электронный листок нетрудоспособности. Но по желанию застрахованного лица медорганизация выдаст ему выписку из электронного больничного. Форму такой выписки утвердит ФСС России (п. 14 ст. 3 Закона).
Больничный на бумажном носителе выдавать будут только отдельным категориям граждан. Тем, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну, и лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты (п. 14 ст. 3 Закона). Иначе говоря, со следующего года больничные листы в большинстве случаев будут оформляться только в электронной форме.
Как только работодатель (страхователь) получит сведения о закрытии больничного, он в течение трех рабочих дней должен в информационной системе ФСС России разместить сведения для назначения и выплаты соответствующего пособия.
Назначение единовременного пособия при рождении ребенка
Сведения для назначения единовременного пособия при рождении ребенка ФСС России получает из Единого реестра ЗАГС и запрашивает у работодателя (п. 14 ст. 3 Закона).
Назначение пособия по уходу за ребенком
Для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник должен заполнить заявление по форме, которую утвердит ФСС России по согласованию с Минтрудом России. Оно подается работодателю вместе с заявлением на отпуск по уходу за ребенком до трех лет.
Если работник трудится у нескольких работодателей, то при подаче одному из них соответствующего заявления он подтверждает, что именно по нему фонд назначит пособие.
Далее страхователь в течение 3 рабочих дней передает сведения для назначения пособия в ФСС России. Такой же срок предусмотрен для уведомления фонда о том, что работник утратил право на получение такого пособия. Срок отсчитывается со дня, когда страхователь узнал о возникновении соответствующих обстоятельств (п. 14 ст. 3 Закона).
Назначение пособия в связи с травмой
Назначение пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием производится в порядке, который аналогичен порядку при назначении пособия по обычному заболеванию (травме) (пп. «а» п. 2 ст. 1 Закона). Иначе говоря, основанием для назначения пособия является электронный больничный, который работодатель с необходимыми документами передает в ФСС России. При этом предусмотрено следующее: если работодатель не подаст подтверждающие страховой случай документы, то пособие выплатят в размере, установленном для оплаты обычного больничного. Впоследствии при представлении необходимых документов ФСС России пересчитает «несчастное» пособие (п. 1 ст. 1 Закона).
Общие правила для назначения и выплаты пособий
После того как работодатель передал сведения и документы в ФСС России, фонд начинает их проверку. Если документы представлены не в полном объеме, то в течение 5 рабочих дней со дня их получения территориальный орган ФСС России направляет работодателю извещение о представлении недостающих документов. Передать такие документы необходимо в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения от фонда.
Если на момент обращения гражданина за пособием работодатель прекратил свою деятельность или невозможно установить его местонахождение, то назначение и выплату пособия ФСС России произведет на основании сведений и документов, имеющихся у него, а также полученных от самого застрахованного лица и иных госорганов.
После получения всех необходимых документов фонд в течение 10 рабочих дней назначает и выплачивает застрахованному лицу соответствующее пособие. При этом в отношении единовременного пособия при рождении ребенка указанный срок отсчитывается со дня поступления сведений из отдела ЗАГС (п. 14, 17 ст. 3 Закона).
Выплату пособий ФСС России будет производить (пп. «б» п. 2 ст. 1, п. 14 ст. 3 Закона):
- путем перечисления на банковский счет работника, указанный в заявлении либо в личном кабинете на портале Госуслуг
- либо через организацию федеральной почтовой связи или иную организацию по заявлению сотрудника (его представителя).
Если в назначении и выплате пособия отказано, то фонд выносит мотивированное решение и в течение одного рабочего дня направляет его работодателю и застрахованному лицу. Работодатель или работник вправе обжаловать такое решение в вышестоящем ведомстве или в суде (п. 17 ст. 3 Закона).
Порядок расчета сумм пособий (в том числе работодателем за первые 3 дня нетрудоспособности и когда работник трудится у нескольких страхователей) остался прежним. В прежнем порядке будет назначаться и выплачиваться пособие на погребение (см. здесь).
Перечень сведений и документов, которые работодатель передает в ФСС России, утвержден на текущий 2021 год (приказ ФСС России от 04.02.2021 № 26). Об утверждении документов на 2022 год сообщим дополнительно.
Возврат в бюджет сумм излишне выплаченных ФСС по вине работодателя
По результатам рассмотрения материалов проверки (камеральной или выездной) фонд может вынести решение о возмещении излишне понесенных им расходов (пп. «а» п. 11 ст. 1, п. 4 ст. 3 Закона). Такое решение вручается лицу (лично, по почте или в электронном виде), в отношении которого проводилась проверка, в течение 5 рабочих дней со дня вынесения (пп. «б» п. 11 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона). А по истечении 10 рабочих дней после вручения оно вступает в силу. В течение следующих 10 рабочих дней (после вступления в силу решения) проверяемому лицу направляется требование о возмещении излишне понесенных фондом расходов (пп. «в» п. 11 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона). Его форму утвердит ФСС России. При этом требование должно содержать:
- сведения о сумме указанных расходов;
- срок исполнения требования;
- меры по взысканию суммы излишне понесенных расходов в случае неисполнения требования;
- основания взыскания суммы излишне понесенных расходов.
Такое требование передается проверяемому лицу лично под расписку или по почте заказным письмом, или в электронной форме. В случае направления требования почтой оно считается полученным через 6 рабочих дней после отправления.
Исполнить требование нужно в течение 10 календарных дней со дня его получения, если самим требованием не предусмотрен иной срок (пп. «в» п. 11 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона). Если в предусмотренный законом срок требование не будет исполнено, а сумма к взысканию превысит 3000 руб., то ФСС России обращается в суд с заявлением о взыскании этих сумм. При этом копия такого заявления не позднее дня его подачи в суд также направляется страхователю или застрахованному лицу.
Новые меры ответственности
Работодателей, которые не будут должным образом исполнять предусмотренные законодательством обязанности, привлекут к ответственности (п. 13 ст. 1, п. 18 ст. 3 Закона). Размер штрафа составит:
- за предоставление недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, или их сокрытие – 20 % от суммы излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.;
- за непредставление документов, истребуемых ФСС России при проверке, – 200 руб. за каждый непредставленный документ.
При этом в рамках Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрена еще одна мера ответственности за нарушение срока представления сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия. Штраф в этом случае составит 5 000 руб.
Прочие изменения
1. У фонда появится право проводить внеплановую выездную проверку страхователя. Основанием для этого является (пп. «в» п. 10 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона):
- жалоба гражданина на непредставление работодателем сведений и документов для назначения пособия;
- неподтверждение государственными и местными органами, внебюджетными фондами информации, которую представил работодатель.
2. С 2022 года периоды трудовой деятельности гражданина в иностранном государстве (до момента получения гражданства РФ) могут включаться в страховой стаж застрахованного лица. Для этого РФ и этим иностранным государством должен быть заключен договор (соглашение), предусматривающий учет (суммирование) страхового (трудового) стажа, приобретенного на территориях договаривающихся сторон.
Напомним, эти изменения начнут действовать с 1 января 2022 года (ст. 7 Закона).
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
- десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
- рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
- ваш e-mail не передается третьим лицам;
Источник
Проактивные выплаты пособий: что изменится в работе бухгалтеров с 2022 года
С 1 января 2021 года пилотный проект Минтруда «прямые выплаты» действует по всей стране. В соответствии с ним пособия сотрудникам организаций выплачивает не работодатель, а органы Фонда соцстрахования напрямую.
Со следующего года прямые выплаты станут ещё и проактивными: ФСС будет выплачивать пособия в беззаявительном порядке.
У бухгалтеров появится новая обязанность: передавать в фонд сведения, необходимые для назначения и расчёта суммы выплаты. Избежать этого не получится — такой порядок станет обязательным в силу нового федерального закона. За невыполнение требований ФСС компанию накажут рублём.
Рассказываем, как будет работать механизм проактивных выплат и что потребуется от бухгалтеров.
Читайте раздел «Коротко о проактивных выплатах», если торопитесь. В нём собрали основную информацию очень коротко.
Чтобы не упустить новые возможности для своего бизнеса, подпишитесь на наш канал
С 01.01.2022 вступает в силу ФЗ от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Он вносит изменения в закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев № 125 и закон об обязательном соцстраховании по материнству № 255. Изменения коснутся порядка оформления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождению и по уходу за ребёнком.
Сейчас пособия выплачивают в заявительном порядке: работник подаёт заявление на основании больничного → бухгалтер передаёт информацию страховщику (ФСС) → фонд переводит деньги работнику.
Со следующего года вводится проактивный (беззаявительный) формат выплат. Фонд соцстрахования будет выплачивать деньги не по заявлению сотрудника, а на основании закрытых электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН). Недостающую информацию о застрахованном лице ФСС сможет запросить у Пенсионного фонда, налоговиков, ЗАГСов и работодателей. Участие работодателя (страхователя) в назначении пособий сводится к минимуму. Он должен только отправлять в фонд запрашиваемые документы и сведения о сотруднике, например информацию о стаже, районном коэффициенте и т.д.
Взаимодействие ФСС и бизнеса станет полностью электронным. Для этого компании и индивидуальные предприниматели обязаны подключиться к сервису «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). Сделать это можно с помощью оператора ЭДО, через которого вы сдаёте отчётность. Подробнее о подготовке и переходе на электронный документооборот мы рассказывали в этой статье.
Конкретную процедуру передачи сведений от работодателя к ФСС устанавливают Правила, утверждённые постановлением Правительства. Они ещё находятся на стадии обсуждения, но основные положения согласованы. Если в правилах произойдут изменения, мы дополним статью.
Основанием для назначения пособий будет служить ЭЛН, размещённый медицинской организацией в информационной системе «Соцстрах». Затем Фонд соцстрахования направит запросы в госорганы и работодателю, чтобы получить необходимые сведения о застрахованном лице. Работодатели обязаны передать данные в территориальное отделение ФСС по месту регистрации в три рабочих дня.
Важно. Фонд соцстрахования может выслать извещение о предоставлении недостающих данных. У работодателя есть пять дней, чтобы дополнить документы.
С течение десяти рабочих дней со дня получения всей информации фонд перечислит деньги сотруднику на указанный им счёт. За каждый день просрочки выплат ФСС будет платить пеню в 0,5% от невыплаченной суммы.
Таков общий порядок назначения и выплаты пособий. Особенности оформления конкретных выплат смотрите далее.
После получения информации об открытом больничном ФСС направляет в Пенсионный фонд запрос по поводу трудоустройства застрахованного сотрудника. За один календарный день ПФР выдаёт информацию о факте трудоустройства в конкретной компании, а также ИНН и КПП страхователя. Затем ФСС уведомляет работодателя о том, что его сотрудник на больничном.
Когда больничный закрыт, ФСС обращается к работодателю за сведениями, необходимыми для расчёта пособия, например информацией о:
- стаже;
- зарплате;
- районном коэффициенте;
- ставке, если сотрудник работает неполное рабочее время;
- периодах отстранения от работы без сохранения зарплаты;
- периодах отсутствия на работе.
Данные бухгалтер должен передать в три рабочих дня. О факте выплаты пособия ФСС информирует сотрудника через личный кабинет на Госуслугах и работодателя.
Первые три дня временной нетрудоспособности по прежнему оплачивает работодатель.
Основанием для выплаты пособия по беременности и родам тоже служит закрытый ЭЛН. Он размещается в системе сразу закрытым на 140 дней. После этого ФСС обращается за данными для расчёта к работодателю. Бухгалтеру нужно отправлять реестр не сразу, а после получения от сотрудницы заявления на отпуск по беременности и родам.
О факте рождения ребёнка ФСС узнает из единого госреестра ЗАГСа. Ни работник, ни работодатель не обязаны об этом сообщать.
Далее фонд проверит два вида информации:
- Через Пенсионный фонд о трудоустройстве родителя (родителей).
- Через единую государственную информационную систему соцобеспечения о назначении или неназначении пособия.
Если пособие уже назначено, процедура на этом завершится. Если не назначено, ФСС продолжит запрашивать необходимую информацию. У работодателя он может потребовать уточнить районный коэффициент. Эту информацию бухгалтер должен передать в два рабочих дня с даты получения запроса.
По этому виду пособия сохранится заявительный порядок. Работник должен будет одновременно подать работодателю заявление о назначении пособия и о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет. В три рабочих дня бухгалтер обязан отправить в территориальный орган ФСС форму «Сведения для назначения пособия».
Важно. Если работник утратит право на ежемесячное пособие, работодатель обязан в три рабочих дня известить об этом ФСС.
Когда новый порядок вступит в силу, у ФСС появится ещё несколько поводов, чтобы наказать компании и ИП:
- Работодатель не предоставит документы или предоставит с опозданием — штраф в 200 руб. за каждый документ.
- Работодатель отправит недостоверные данные и документы или скроет верную информацию, вследствие чего ФСС выплатит больше денег, чем нужно — штраф в 20% от суммы излишних расходов фонда, но не больше 5 000 руб. и не меньше 1 000 руб.
- Работодатель передаст необходимые сведения позже срока — штраф в 5 000 руб.
Суммы излишне начисленных пособий Фонд соцстрахования сможет взыскать либо с работодателя, либо с работника, — в зависимости от того, кто виноват в передаче неверной информации.
Источник