Практическая работа № «Сравнение природных экосистем и агроэкосистем»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ОТДЕЛЕНИЕ № 4
Разработчик: преподаватель биологии
«Сравнение природных экосистем и агроэкосистем»
Цель: выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.
Оборудование: учебник, коллекция «Агроценоз».
2.Сравните природную экосистему и агроэкосистему по предложенным признакам. Результаты запишите в таблицу.
1.Признаки, сходные у природных экосистем и агроэкосистем:
а) действует естественный отбор; б) трофическая структура представлена продуцентами, консументами, редуцентами; в) происходит круговорот веществ и превращение энергии; г) естественные экосистемы более устойчивы, агроэкосистемы без поддержки человека разрушаются и превращаются в естественные экосистемы.
2.Сравнительная характеристика естественных и искусственных экосистем.
Признаки для сравнения
незамкнутый, часть веществ выносится с урожаем
поддерживается и регулируется человеком
пока поддерживается человеком
низкая, образует мало первичной продукции
высокая, образует много первичной продукции
Задание 1.Установите соответствие между характеристикой экосистемы и ее названием. Ответы впишите в приведенную ниже таблицу.
А. Незамкнутый круговорот веществ
1. Картофельное поле
Б. Разветвленные пищевые цепи
В. Источник энергии – удобрения
Г. Единственный источник энергии — Солнце
Д. Способность к саморегуляции
Е. Длительно существует в неизменном виде
Ж. Преобладает монокультура
Задание 2. Проверьте свои знания.
1.Приведите примеры агроэкосистем, встречающиеся в вашей местности.
Пастбище, поле, пашня, пруд, огород, сад, парк, сквер.
2. В чем заключаются причины неустойчивости искусственных экосистем?
(Небольшое количество видов приводит к формированию однообразных пищевых цепей. При исчезновении какого-либо вида пищевые цепи нарушаются. Вынос питательных веществ с урожаем может привести к недостатку этих веществ для растений в случае, если человек не вносит удобрения. Доминирующий вид (монокультура) подвержен болезням и вредителям, с которыми необходимо бороться).
3. Почему виды растений более устойчивы к неблагоприятным факторам среды, чем сорта культурных растений?
(Потому что они сформировались под действием естественного отбора и отвечают особенностям природных условий местообитания. А сорта выведены человеком с учетом своих потребностей, а не приспособлений к обитанию в дикой природе).
Источник
Агроэкосистемы или агроценозы.
Дата: 20.10.2020 (1 час)
Цель:выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.
Студенты должны знать:характеристику естественных и искусственных экосистем.
Студенты должны уметь:различать естественную экосистему от агроэкосистемы.
Прочитать опорный текст «Агроценозы».
Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»
Признаки для сравнения | Естественная экосистема | Агроэкосистема | |
Видовое разнообразие | богатое | бедное | |
Круговорот веществ и энергии | замкнутый | незамкнутый, часть веществ выносится с урожаем | |
Действие отбора | естественный | естественный, искусственный | |
Источники энергии и их использование | солнце | солнце, удобрения | |
Трофические цепи | разветвленные, многообразные | короткие, однообразные | |
Способы регуляции | саморегуляция | поддерживается и регулируется человеком | |
Способность выдерживать изменения среды | устойчива | неустойчива | |
Длительность существования |
| пока поддерживается человеком | |
Продуктивность |
| высокая, образует много первичной продукции |
Установите соответствие между характеристикой экосистемы и ее названием. Ответы впишите в приведенную ниже таблицу.
Характеристика | Экосистема |
А. Незамкнутый круговорот веществ | 1. Картофельное поле |
Б. Разветвленные пищевые цепи | 2. Луг |
В. Источник энергии – удобрения | |
Г. Единственный источник энергии — Солнце | |
Д. Способность к саморегуляции | |
Е. Длительно существует в неизменном виде | |
Ж. Преобладает монокультура | |
З. Неустойчива |
Таблица ответов
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.
Опорный конспект
Агроэкосистемы или агроценозы.
Хозяйственная деятельность людей – мощный фактор преобразования природы. В результате этой деятельности формируются своеобразные биогеоценозы. К числу их можно отнести, например, агроценозы, представляющие собой искусственные биогеоценозы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека. Примерами могут служить искусственно создаваемые луга, поля, пастбища. При создании таких биогеоценозов человек широко применяет разнообразные агроприемы: посев высокопродуктивных трав, мелиорацию (при избыточном увлажнении), внесение удобрений, различные способы обработки почв, иногда искусственное орошение и т.п. К числу создаваемых биогеоценозов можно отнести также парки, плодовые сады и ягодники, лесные насаждения и т.д
При создании искусственных биогеоценозов необходимо полнее учитывать формы взаимоотношений, которые складываются в таких сообществах между их компонентами и почвой. Особенно важно учитывать свойства почвы, необходимость ее охраны от разрушения ветром и водой (эрозии), сохранения естественной структуры и целостности почвенного покрова и др.
Высокая численность растений одного вида на значительных площадях может привести к тому, что питающиеся этими растениями насекомые, которые в естественных биогеоценозах встречались редко, сильно размножатся и станут опасными вредителями возделываемых культур. Например, свекловичный долгоносик на естественных лугах питается немногочисленными видами растений семейства бурачниковых, не причиняя им большого вреда. Положение в корне изменилось, когда была введена в культуру сахарная свекла, занявшая огромные площади. «Безобидный» свекловичный долгоносик превратился в массового вредителя одной из важнейших сельскохозяйственных культур.
Создаваемые человеком искусственные биогеоценозы требуют неустанного внимания и активного вмешательства в их жизнь. При высокой агротехнике и учете взаимодействия компонентов агроценоза они могут быть высокопродуктивными, как например, искусственные луговые угодья, лесонасаждения и т.п.
Между естественными и искусственными биогеоценозами наряду со сходством существуют и различия, которые важно учитывать в хозяйственной деятельности человека.
Естественные биогеоценозы обычно слагаются из большого количества видов. Они представляют из себя экологические системы, которые складываются в природе под действием естественного отбора. Последний отметает все слабо приспособленные формы организмов. В результате складывается сложная, относительно стойкая экологическая система, способная к саморегуляции. В естественных биогеоценозах осуществляется круговорот веществ, в результате которого вещества, потребляемые растениями, возвращаются в почву.
В создаваемых человеком искусственных биогеоценозах – агроценозах – компоненты подбираются исходя из хозяйственной ценности. Здесь ведущий фактор не естественный, а искусственный отбор. Через искусственный отбор и другие агротехнические мероприятия человек стремится получить максимальную биологическую продуктивность (урожай). В искусственных биогеоценозах значительная часть питательных веществ выносится с урожаем из системы и естественный круговорот веществ не осуществляется. Наблюдается пониженное разнообразие входящих в агроценоз видов, т.к. обычно культивируют один или несколько видов (сортов) растений, что приводит к значительному обеднению видового состава животных, грибов, бактерий. В агроценозах наблюдается также пониженная способность культурных растений противостоять конкурентам и вредителям. Культурные виды так сильно изменены селекцией в пользу человека, что без его поддержки не могут выдержать борьбу за существование.
В естественных биогеоценозах источником энергии является Солнце. В агроценозах наряду с этим (естественным) источником энергии человек вносит удобрения, без которых высокая биологическая продуктивность не может быть реализована. Агроценозы поддерживаются человеком посредством больших затрат энергии (мускульной энергии людей и животных, работы сельскохозяйственных машин, связанной энергии удобрений, затрат на дополнительный полив и т. п.). Таким образом, они существуют и дают высокую биологическую продуктивность благодаря непрерывному вмешательству и поддержке человека, без участия которого они существовать не могут.
В агроценозах между его компонентами, так же, как и в естественных экосистемах, складываются разнообразные связи. Так, на пшеничном поле между пшеницей, сорняками, растительноядными насекомыми – вредителями, хищными и паразитическими насекомыми, нападающими на вредителей пшеницы, мелкими грызунами, которые питаются за счет растений, складываются сложные биологические связи. Эти взаимоотношения также в значительной части регулируются человеком в процессе хозяйственной деятельности.
Экосистема пруда
Экосистема аквариума
Вопросы для закрепления:
Проверьте свои знания.
1.Приведите примеры агроэкосистем, встречающиеся в вашей местности.
(Примерные ответы: Пастбище, поле, пашня, пруд, огород, сад, парк, сквер).
2. В чем заключаются причины неустойчивости искусственных экосистем?
(Примерные ответы: Небольшое количество видов приводит к формированию однообразных пищевых цепей. При исчезновении какого-либо вида пищевые цепи нарушаются. Вынос питательных веществ с урожаем может привести к недостатку этих веществ для растений в случае, если человек не вносит удобрения. Доминирующий вид (монокультура) подвержен болезням и вредителям, с которыми необходимо бороться).
3. Почему виды растений более устойчивы к неблагоприятным факторам среды, чем сорта культурных растений?
(Примерные ответы: Потому что они сформировались под действием естественного отбора и отвечают особенностям природных условий местообитания. А сорта выведены человеком с учетом своих потребностей, а не приспособлений к обитанию в дикой природе).
Критерии оценивания.
Оценка «отлично» — выполнены все задания правильно.
Оценка «хорошо» — допущены 2 ошибки в ответах.
Оценка «удовлетворительно» — допущены 3 ошибки в ответах.
Оценка «неудовлетворительно» — допущены 4 и более ошибок в ответах.
Источник
Лабораторные работы по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornye_raboty_biologiya_11_klass.doc | 481 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 1
«Описание особей вида по морфологическому критерию».
Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.
1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).
2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?
Лабораторная работа № 2
« Выявление изменчивости у особей одного вида»
Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).
1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.
2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?
3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.
Лабораторная работа № 3
«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.
Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.
1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».
Приспособленность организмов и её относительность
Черты приспособленности к среде обитания
В чём выражается относительность
2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.
Лабораторная работа № 4
«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».
Цель: познакомиться с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.
- Прочитать текст «Эмбриология» на стр.258-261, рассмотреть рис. 133 на стр.260.
- Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.
- Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?
Лабораторная работа № 4
«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».
Цель: познакомиться с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.
- Прочитать текст «Эмбриология» на стр.258-261, рассмотреть рис. 133 на стр.260.
- Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.
- Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?
Лабораторная работа № 5
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.
- Прочитать текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».
- Заполнить таблицу: