Азиатская форма возникновения государства
Азиатская (восточная) форма возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. В современной археологии и этнографии сформулирован вывод о переходе в рассматриваемых обществах от первобытнообщинного строя к раннеземледельческим, раннеклассовым образованиям, в которых деление общества на различные социальные группы складывалось постепенно, в течение многих веков, сочетаясь с пережитками общинного строя. Для таких обществ характерно становление неравенства высших и низших слоёв населения, основанного на разделении труда внутри общины; четкая фиксация трудовых и управленческих функций разных слоёв населения, как правило, соответствующих земледельческому циклу и закрепляемых в агрокалендарях; выделение аппарата учета и контроля за производством и распределением продуктов при отсутствии развитого продуктообмена внутри общины.
Научные поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в XX столетии, свидетельствуют о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.). Первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия.
В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и существенно превышали возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства — землю. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние.
Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта увеличивается. Управлять становится выгодным.
Вместе с зависимостью населения от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, а «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.
Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы. На основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности возникает политическое господство родоплеменной знати и использование ею сложившегося аппарата управления, а также контроля над практически всеми сферами жизни общества всё больше отдаляет знать от остальных членов общины. В той мере, в какой удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.
Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.
Таким образом, азиатский (восточный) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность также постепенно превратилась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения данной курсовой работы мы изучили причины возникновения государства, и пришли к выводу, что, несмотря на то, что сам процесс возникновения у разных государств шел по своему пути, различно друг от друга, причины появления государства едины. Они обуславливаются невозможностью родоплеменного строя отвечать всем тем потребностям, которые возникают у людей в ходе эволюции, необходимостью систематизировать властную структуру в обществе, наладить отношения с иными племенами, а далее – государствами, и обеспечить защиту и надежную оборону от нападений и посягательств.
Так же при выполнении данной курсовой мы ознакомились с основными формами возникновения государства у разных народов мира (были рассмотрены формы возникновения в Древней Греции, Древнем Риме, у Германцев и восточных государств), рассмотрели их особенности и отличия.
Они обусловлены и территориальным положением, и рядом других фактором. Афинское государство возникло без каких-либо сторонних насильственных вмешательств, последовательным делением общества на классы. Сначала по роду деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов). Затем по имущественному признаку на четыре класса (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты) в зависимости от размеров их земельных владений и их доходности. Следующим было деление людей по территориальной принадлежности, то есть делили не людей, а территории, на которой они проживали, и в зависимости от этого разграничивали их по классам. Вдобавок можно отметить, что в данном случае весьма высокоразвита форма государства — демократическая республика, и возникает государство непосредственно из родового общества.
Древнеримское государство возникло в ходе противоборства двух классов – плебеев и патрициев. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, накладывалась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства.
Государства у Германцев возникло после завоевания ими Римской Империи. Появилась необходимость в содержании римлян под контролем, распространении власти на всю захваченную территорию. Полководцы и их приближенные стали выполнять функции управленцев, превращаясь в государственных правителей.
Азиатская форма возникновения государства обуславливается в первую очередь климатическими условиями этих районов. Стояла необходимость в постройках ирригационных сооружений, с чем раздельно племена справится были не в силах. Соответственно они объединялись для достижения цели. Земли, находящиеся в их ведении обобществлялись и распределялись вождями и старейшинами, которые впоследствии становились некоей «верхушкой» общества. Происходило классовое разделение общества – один из основных факторов возникновения государства. Однако азиатская форма отличается крайней медлительностью, она проходила последовательно, и, несмотря на то, что восточные государство появились до появления западных – процесс возникновения государства здесь проходил медленнее.
На мой взгляд, форма возникновения государства в Древней Греции является более четкой, прогрессивной. Это не варварские захватчики, не возникшее в результате внутренних противоречий и революций государство, а четко и поэтапно прошедшее развитие общество. Здесь был и судебный орган, и полиция, жандармерия. Власть осуществлялась с оглядкой на мнение общества, а не одной элитой, то есть можно говорить о демократическом государстве в какой-то степени.
В заключении стоит отметить и то, что данный взгляд (сложившийся на основе трудов Маркса и Энгельса) на классификацию основных форм государства не является догмой. Он критиковался ранее, и в последнее время так же активно подвергается критике. Существуют так же и другие мнения, другие градации, к примеру – первой точкой зрения является та, при которой выделяли «Азиатский способ производства», а так же рабовладельческую и прафеодельную формы возникновения государства. Однако, на мой взгляд именно классификация по Энгельсу является более точной и четкой, а если в неё добавить и взгляд современников – получится довольно-таки полная картина. Фридрих не выделял Азиатскую форму возникновения как таковую, потому нельзя опираться только на его учения, ибо они являются «неполными». А вот изучая труды Кашаниной Татьяны Васильевны можно увидеть там и ирригационные теории, то есть то, о чем мы говорим, вспоминая возникновение государства восточного типа, и теории насилия, к которой можно отнести возникновение государства у германцев.
Подводя итог всей проделанной работе можно сформулировать следующий вывод – в данный момент существует мнение, основанное в основном на учениях Марка и Энгельса, что государства образовывались по четырем основным формам, однако этот взгляд является активно критикуемым, поэтому полностью опираться на него нельзя.
Задачи.
1. В годы правления князя Ярослава Мудрого княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае, вор, забравшись в клеть с товарами был убит на месте хозяином товара – купцом Отеней; во втором – смерд. Доброг убил жителя соседней деревни в драке, произошедшей в результате споров из-за покоса. Какое решение должен принять суд по этим делам?
Ответ 1. Не являлось преступлением убийство ночного вора (ст. 40 Русская правда . Пространная редакция ), застигнутого на месте преступления, но при условии, что в момент убийства вор не был связан, и это убийство произошло до наступления рассвета.
2. Во втором случае имеет место убийство в «сваде», то есть во время ссоры. Наказывалось оно вирой в 40 гривен.
2. Холоп боярина Ставра совершил на торгу кражу ожерелья из лавки купца. Схваченный с поличным, он был отведен на княжеский двор. Как в этой ситуации должен поступить суд?
Ответ Если окажуться холопы ворами, то судит князь. Если окажутся холопы ворами-княжеские, боярские или церковные,- то их князь штрафом не наказывает, поскольку они не свободные , но пусть их хозяин платит в двойне вознаграждение потерпевшему истцу.(ст.46 Русская правда . Пространная редакция)
Источник
Восточный (азиатский) и западный (европейский) пути формирования государства
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел различными путями. Но все же выделяют два главных пути формирования государства. Восточный (азиатский) и западный (европейский) пути.
Надо сказать, что государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Потому не случайно, что главным считает восточный (азиатский) путь формирования государства (Древний Восток: Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай; затем Африка, Америка, Океания). Также многие ученые считают, что к Восточному (азиатскому) пути формирования государства можно причислить и возникновение СССР, а также страны Восточной Европы (после Второй Мировой войны).
Этот способ производства представляет собой своеобразную систему земледельческих общин, объединенных государством, которое имеет своим базисом общественную собственность на землю и коллективный труд. Взимая налоги (натуральную ренту) государство присваивало прибавочный продукт, фактически захватывая всю собственность на землю, воду. Господствующий класс совпадал с иерархией, осуществляющей управление и возглавлявшейся деспотом-правителем.
Государство – это аппарат принуждения. Государство (в лице аппарата) само господствовало над подданными. В процессе государствообразования создавалось общество, построенное по образцу пирамиды: наверху – монарх-деспот (царь, фараон, хан и т.д.). Ниже – круг его ближайших советников (министров, визирей). Далее чиновники – более низкого ранга. В основании пирамиды – сельскохозяйственные общины – это и есть объект эксплуатации, отдавали государству в виде налогов значительную часть общественного продукта.
Основные черты восточного пути формирования государства:
1) Влияние географических условий – необходимость выполнения крупно-масштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация, защита ирригационных систем). Особо засушливый район, особый режим рек Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Хуанхэ.
2) Важнейшая функция родоплеменной знати – управление общественной собственностью. Исполняла общественные должности, которые постепенно трансформировались в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат).
3) Само государство выступало организатором производства, т.е. государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников и управляло ими. Государство создает классы.
4) Устойчивость структуры родового строя – сохранена земельная община, коллективная собственность. Но со временем общественная (коллективная) собственность превращается в государственную.
5) Частная собственность не имеет существенного значения.
6) Отношение к рабовладению – патриархальное рабство
Характеристика восточных государств:
1) по форме правления: абсолютные, деспотические монархии;
2) мощный чиновничий аппарат;
3) экономическая основа государства – государственная собственность;
4) отчетливо выраженной классовой дифференциации не наблюдается.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы (восточной и западной). Но первыми государствами считают – Афины, Рим. Государство – орудие управления в руках частных собственников. Особенность – захват одним народом другого народа. Обычно захватчиков было в несколько раз меньше чем захваченных.
Поэтому захватчики постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения. Для удержания власти в своих руках и подавления сопротивления порабощенных народов было создано орудие – государство. Именно в условиях Европы произошла быстрая смена типов государства (от рабовладельческого к капиталистическому).
Основные черты западного пути формирования государства:
1) Классовое расслоение общества. Классы создают государство.
2) Частная собственность на землю, скот, рабов имеет существенное значение
3) Ведение захватнических войн. И для того, чтобы управлять захваченной территорией и ее жителями требовался специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, народное достояние – в королевскую собственность; органы родового строя – в государственный аппарат
4) Форма правления – военная демократия
5) Отношение к рабовладению – на начальных этапах – классическое рабство (раб – объект права, «говорящее орудие труда»)
Синтезный путь возникновения государства. Примером является Россия. Ранее особенность возникновения Руси оговаривалось в рамках западного пути. При синтезном пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно.
Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путем военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается зависимой. Идет активное заимствование государственности у других народов (Русь – Византия, Германия – Рим).
Источник