Признаки приспособленности способ опыления
Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом.
ПРИЗНАКИ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ | СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
У ветроопыляемых растений теряется много пыльцы, поэтому ее должно быть много, опыление идет до распускания листьев, чтобы они не мешали, а яркие цветки, нектар, запах нужны насекомоопыляемым растениям для привлечения насекомых.
Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?
1) У покрытосеменных растений появился цветок — специализированный орган, приспособленный к половому размножению.
2) Двойное оплодотворение, в результате которого образуется семя.
3) Семена находятся в плодах, которые имеют разные приспособления к размножению.
В пункте 3) вернее указывать в плодах, которые имеют разные приспособления к расселению (распространению). Например, крылатки клена; яркий околоплодник вишни и т.д.
А про то, что от воды не зависит не пишите потому, что это еще у голосеменных появилось?
Оплодотворение не зависит от воды — в принципе тоже можно называть, но это не систематический признак.
В качестве предполагаемых предков и Голосеменных и покрытосеменных указывают различные группы нижестоящих в системе растений — кейтониевые, семенные папоротники, беннеттиты. Проблеме происхождения цветковых посвящено огромное количество публикаций, однако в этом вопросе по-прежнему много неясного.
Для покрытосеменных характерны: восьмиядерный, или производный из него, зародышевый мешок, двойное оплодотворение, триплойдный эндосперм, образующийся только после оплодотворения, рыльце у пестика, улавливающее пыльцу, и для подавляющего большинства — более или менее типичный цветок с околоцветником.
На рисунке изображены псилофиты — вымершие растения.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.
Укажите, по каким признакам псилофиты относятся к высшим споровым растениям.
Т.к. в задании не указан временной интервал, то →
Воспользуемся таблицей, в третьей колонке найдем псилофиты; определяем по второй и первой колонкам эру и период, когда обитали псилофиты
1) Эра: палеозойская
2) Предками псилофитов являются многоклеточные зеленые водоросли.
3) Признакам высших споровых растений являются:
— разделение тела на две части — надземную и подземную
— наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий)
— примитивная проводящая система, покровная ткань
Псилофиты имели древовидную форму, отдельные нитевидные отростки служили им для прикрепления к почве и поглощения из нее воды и минеральных веществ. Наряду с образованием подобия корней, стебля и примитивной проводящей системы у псилофитов развилась покровная ткань, предохраняющая их от высыхания.
Высшие растения — это многоклеточные фототрофные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде и характеризующиеся правильным чередованием полового и бесполого поколений и наличием дифференцированных тканей и органов.
Основные признаки, отличающие высшие растения от низших:
— приспособленность к обитанию в наземной среде;
— наличие четко дифференцированных тканей, выполняющих конкретные специализированные функции;
— наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий). Мужские гаметангии высших растений называются антеридиями, женские — архегониями. Гаметангии высших растений (в отличие от низших) защищены оболочками из стерильных (бесплодных) клеток и (у отдельных групп растений) могут быть редуцированы, т.е. уменьшены и упрощены;
— превращение зиготы в типичный многоклеточный зародыш, клетки которого первоначально не дифференцированы, но генетически детерминированы на специализацию в определенном направлении;
— правильное чередование двух поколений — гаплоидного полового (гаметофит), развивающегося из споры, и диплоидного бесполого (спорофит), развивающегося из зиготы;
— доминирование в жизненном цикле спорофита (у всех отделов кроме Моховидных);
— разделение тела спорофита (у большинства отделов высших растений) на специализированные вегетативные органы — корень, стебель и листья.
Источник
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Размножение цветковых растений»
1. На рисунке показаны схемы внутреннего строения семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух ракурсах. Назовите элементы строения семени томата, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Сравните строение семян томата и тыквы: определите их сходства и различие. В каких структурах этих семян накапливаются питательные вещества?
1) 1 – семенная кожура, 2 – зародыш семени, 3 – эндосперм;
2) сходства семян: наличие зародыша с двумя семядолями и наличие семенной кожуры;
3) различие: отсутствие эндосперма в семени тыквы;
4) в семенах тыквы питательные вещества запасаются в зародыше, в семенах томата – в эндосперме
2. В чём выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрёстному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трёх признаков приспособленности. Ответ поясните.
1) Ярусное расположениерастений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы.
2) Ветроопыляемые растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца.
3) Насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар).
3. Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? Почему часть початка иногда не заполнена зернами?
1) початок это женское соцветие, а метелка мужское соцветие;
2) пыльца с мужского соцветия переносится на женское соцветие, где происходит двойное оплодотворение и образование плодов — зерновок;
3) не все цветы початка опыляются и оплодотворяются, из-за этого часть початка остаётся пустозёрной
4. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.
1) образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть ее теряется, оседая на почве, стволах деревьев и т.д.;
2) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше.
5. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
6. Укажите не менее четырех отличий насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых.
1) у насекомоопыляемых растений большие и яркие цветки, у ветроопыляемых – мелкие цветки, собранные в соцветия;
2) у насекомоопыляемых растений наличие нектара в цветках, у ветроопыляемых – его отсутствие;
3) у насекомоопыляемых растений пыльца крупная, липкая, у ветроопыляемых – мелкая, легкая;
4) у насекомоопыляемых растений наличие аромата цветков, у ветроопыляемых – отсутствие аромата
7. Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3 и функции, которые они выполняют.
1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;
2) 2 – семязачаток (семяпочка), местро образования макроспор, женского гаметофита, семени;
3) 3 – зародышевый мешок (женский гаметофит); в нем происходит двойное оплодотворение, образуется зародыш и эндосперм
8. Объясните, какую роль играют животные в жизни цветковых (покрытосеменных) растений. Приведите не менее четырех доказательств роли животных.
1) участвуют в опылении цветковых растений;
2) участвуют в распространении плодов и семян;
3) ограничивают численность и рост растений, питаясь ими или паразитируя на них;
4) уничтожают вредителей растений, сохраняя их численность;
5) участвуют в повышении плодородия почвы, создавая гумус и улучшая жизнедеятельность растений
9. Рассмотрите рисунок. Определите, какой способ опыления характерен для растения с цветком такого строения. Обоснуйте ответ, приведите три доказательства.
1) цветок опыляется ветром;
2) мохнатое раздвоенное рыльце пестика хорошо улавливает пыльцу;
3) длинные тычиночные нити способствуют рассеиванию пыльцы;
4) редуцированный околоцветник (две цветковые чешуи) не препятствуют проникновению пыльцы к пестику
10. Рассмотрите предложенную схему классификации компонентов семени пшеницы. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
11. Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните её.
1) пыльцевое зерно (пылинка);
2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);
3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия
12. В Центральной Америке были обнаружены две группы видов бобовых растений: у одних образуется много мелких легких семян, у других – мало семян, но они крупнее. При этом крупные семена содержат ядовитые вещества, защищающие их от поедания жуками. В чем состоят преимущества каждой из этих групп растений?
1) большое количество мелких семян повышает вероятность воспроизведения растения (попадания в благоприятные условия);
2) легкие мелкие семена разносятся ветром, что способствует расселению;
3) крупные семена содержат большой запас питательных веществ, что повышает вероятность прорастания каждого семени;
4) ядовитые вещества в крупных семенах обеспечивают их лучшую сохранность и выживаемость
Источник
Урок биологии по теме: «Способы опыления у покрытосеменных растений»в 6-м классе
Разделы: Биология
Цели и задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления уцветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.
Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать,
систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.
Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию
успеха у детей, прививать любовь к природе.
Оборудование:
таблицы: “Строение цветка”,
- карточки с изображением растений
- карточки с заданиями,
- заготовки таблицы.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся класса делятся на две группы.
Ход урока
Организационная часть
Актуализация знаний учащихся
Фронтальная беседа по вопросам:
- Чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных?
- Почему покрытосеменные растения называются цветковыми.?
- Какие растения называются цветковыми?
- Что такое цветок?
- Что является главными частями цветка’?
- какое строение имеет пестик?
- Что развивается из завязи пестика?
- Какое строение имеет тычинка?
- Что находится в пыльнике тычинки?
3 Постановка целей урока
Таким образом мы выяснили, что цветок — орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно произойти опыление, а затем оплодотворение.
Наша задача сегодня познакомиться с процессом опыления, рассмотреть виды опыления, выяснить особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.
4 Изучение новой темы
Слово “ опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что же такое опыление’?
Опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика ( запись определения в тетрадь)
Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления:
Вопросы для беседы:
Что такое самоопыление ?
Для каких растений оно характерно?
В чем сущность перекрестного опыления?
Какое опыление встречается чаще!
Ответить на эти вопросы нам поможет учебник ( В.В. Пасечник.Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения.-М. ; Дрофа, 2000.)
( Одна группа учащихся ищет в тексте п. 44 понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.)
Самоопыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.
Характерно для гороха, пшеницы, картофеля s томата. Часто происходит еще в нераскрывшихся цветках, то есть в бутоне.
Перекрестное опыление — перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.
Характерно для клевера, березы, яблони и т.д.
Чаще происходит перекрестное опыление.
Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему. ?
Предполагаемый ответ:
При самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.
В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.
Вопрос: Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюцииу ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?
Группам учащихся предлагаются карточки с изображением растений. Одна группа составляет букет из насекомоопыляемых растений, а другая — из ветроопыляемых.
Каждая команда объясняет свой выбор. Учитель дополняет ответы детей.
Учащимся предлагается заполнить таблицу на оценку (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .
Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.
Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
Признаки
Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.
Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление.
Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в тетрадь) Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.
Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление. ?
Рассказ учащегося о способах искусственного опыления растений с использованием таблицы “ Искусственное опыление кукурузы”.
5. Первичная проверка усвоения материала
Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно,оплодотворению. ( Вывод формулируют учащиеся )
6. Закрепление
А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. К нам в школу пришло 2 письма от жителей цветочного города. Вы все, наверное, помните одного из жителей этого города — Незнайку, которого придумал писатель Носов. Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.
Ваша задача — найти в стихах Незнайки биологические ошибки. А второе письмо от Знайки. Он также просит ответить вас на свои вопросы, которые отличаются от вопросов Незнайки своей серьёзностью и правильностью.
Вы уже разделились на две команды. Команды будут отвечать на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ — 1 балл.
1 конкурс “ Сочинения Незнайки”
Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне —
Давайте мы туда заглянем !
( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)
Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.
(У одуванчика соцветие корзинка)
Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.
(Берёза опыляется ветром)
Колокольчики мои,
Цветики! Весною
Вместе с ландышем цвели
В поле, за рекою.
(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)
Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.
(Горох — самоопыляемое растение)
Знают все: и стар, и мал
Вкусен плод картофеля.
Вырос знатный урожай !
Правда ведь, не плохо ли ? !
(Плод картофеля — ягода — ядовитый. В пищу употребляют видоизмененные побеги — клубни )
2 конкурс “Почемучка” — вопросы от Знайки.
- Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета ? (Для привлечения ночных насекомых )
- Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной
снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не повлияет ? (Рожь опыляется ветром, пшеница – самоопыляемое растение ) - Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было ? ( Не было естественных опылителей — шмелей )
- Почему весной мало кто из людей замечает цветение березы? (Ветки мелкие, невзрачные)
- Пустоцветы, расположенные на главном стебле и плетях огурцов, не образуют плодов. “Раз пустоцветы не образуют плодов, то они излишни”, — подумал неопытный огородник и оборвал их. Какую ошибку он допустил? (Пустоцветы — тычиночные цветки, в них образуется пыльца, оборвав их, огородник сделал невозможным опыление)
- Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему гак произошло? (Один цветок был опылен насекомыми, а другой нет)
Цветок томата ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, потом образовался плод. Каким путем произошло опыление? (Самоопыление)
Цветок вишни ещё в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, цветение закончилось, но плода не образовалось. Почему? (Вишня — насекомоопыляемое растение, через марлевый мешочек цветок не мог опылиться насекомыми)
По окончании конкурсов подсчитываются очки, заработанные командами. Называется команда — победительница.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание: П. 44 с. 195-200, выучить понятия.
Источник