Признаки нервного способа регуляции

Нервная и гуморальная регуляция

Нервная регуляция осуществляется с помощью электрических импульсов, идущих по нервным клеткам. По сравнению с гуморальной она

  • происходит быстрее
  • более точная
  • требует больших затрат энергии
  • более эволюционно молодая.

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (от латинского слова гумор – «жидкость») осуществляется за счет веществ, выделяемых во внутреннюю среду организма (лимфу, кровь, тканевую жидкость).

Гуморальная регуляция может осуществляться с помощью:

  • гормонов – биологически активных (действующих в очень маленькой концентрации) веществ, выделяемых в кровь железами внутренней секреции;
  • других веществ. Например, углекислый газ
    • вызывает местное расширение капилляров, к этому месту притекает больше крови;
    • возбуждает дыхательный центр продолговатого мозга, дыхание усиливается.

Все железы организма делятся на 3 группы

1) Железы внутренней секреции (эндокринные) не имеют выводных протоков и выделяют свои секреты непосредственно в кровь. Секреты эндокринных желез называются гормонами, они обладают биологической активностью (действуют в микроскопической концентрации). Например: щитовидная железа, гипофиз, надпочечники.

2) Железы внешней секреции имеют выводные протоки и выделяют свои секреты НЕ в кровь, а в какую-либо полость или на поверхность организма. Например, печень, слезные, слюнные, потовые.

3) Железы смешанной секреции осуществляют и внутреннюю, и внешнюю секрецию. Например

  • поджелудочная железа выделяет в кровь инсулин и глюкагон, а не в кровь (в 12-перстную кишку) – поджелудочный сок;
  • половые железы выделяют в кровь половые гормоны, а не в кровь – половые клетки.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие из перечисленных желез выделяют свои продукты через специальные протоки в полости органов тела и непосредственно в кровь
1) сальные
2) потовые
3) надпочечники
4) половые

НЕРВНАЯ — ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме человека и его видом: 1) нервная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) доставляется к органам кровью
Б) большая скорость ответной реакции
В) является более древней
Г) осуществляется с помощью гормонов
Д) связана с деятельностью эндокринной системы

2. Установите соответствие между характеристиками и видами регуляции функций организма: 1) нервная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) включается медленно и действует долго
Б) сигнал распространяется по структурам рефлекторной дуги
В) осуществляется действием гормона
Г) сигнал распространяется с током крови
Д) включается быстро и действует коротко
Е) эволюционно более древняя регуляция

НЕРВНАЯ — ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИМЕРЫ ЖЕЛЕЗ
Установите соответствие между органом (отделом органа), участвующим в регуляции жизнедеятельности организма человека, и системой, к которой он относится: 1) нервная, 2) эндокринная.

А) мост
Б) гипофиз
В) поджелудочная железа
Г) спинной мозг
Д) мозжечок

НЕРВНАЯ — ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССОВ
1. Установите соответствие между процессом, происходящим при дыхании человека, и способом его регуляции: 1) гуморальная, 2) нервная

А) возбуждение рецепторов носоглотки частицами пыли
Б) замедление дыхания при погружении в холодную воду
В) изменение ритма дыхания при избытке углекислого газа в помещении
Г) нарушение дыхания при кашле
Д) изменение ритма дыхания при уменьшении содержания углекислого газа в крови

2. Установите соответствие между примером регуляции работы сердца и типом регуляции: 1) гуморальная, 2) нервная
А) учащение сердцебиений под влиянием адреналина
Б) изменение работы сердца под влиянием ионов калия
В) изменение сердечного ритма под влиянием вегетативной системы
Г) ослабление деятельности сердца под влиянием парасимпатической системы

3. Установите соответствие между примерами и видами регуляции дыхания у человека: 1) рефлекторная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) остановка дыхания на вдохе при входе в холодную воду
Б) увеличение глубины дыхания из-за увеличения концентрации углекислого газа в крови
В) кашель при попадании пищи в гортань
Г) небольшая задержка дыхания из-за снижения концентрации углекислого газа в крови
Д) изменение интенсивности дыхания в зависимости от эмоционального состояния
Е) спазм сосудов мозга из-за резкого увеличения концентрации кислорода в крови

ГУМОРАЛЬНАЯ
1. Выберите три варианта. Гуморальные воздействия на физиологические процессы в организме человека

1) осуществляются с помощью химически активных веществ
2) связаны с деятельностью желёз внешней секреции
3) распространяются медленнее, чем нервные
4) происходят с помощью нервных импульсов
5) контролируются продолговатым мозгом
6) осуществляются через кровеносную систему

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для гуморальной регуляции организма человека?
1) ответная реакция четко локализована
2) сигналом служит гормон
3) включается быстро и действует мгновенно
4) передача сигнала только химическая через жидкие среды организма
5) передача сигнала осуществляется через синапс
6) ответная реакция действует продолжительное время

ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССОВ
Выберите три варианта. В каких случаях осуществляется гуморальная регуляция?

1) избыток углекислого газа в крови
2) реакция организма на зеленый сигнал светофора
3) избыток глюкозы в крови
4) реакция организма на изменение положения тела в пространстве
5) выделение адреналина при стрессе

ГУМОРАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Установите, в какой последовательности осуществляется гуморальная регуляция дыхания при мышечной работе в организме человека

1) накопление углекислого газа в тканях и крови
2) возбуждение дыхательного центра в продолговатом мозге
3) передача импульса к межреберным мышцам и диафрагме
4) усиление окислительных процессов при активной мышечной работе
5) осуществление вдоха и поступление воздуха в легкие

ВНУТРЕННЕЙ
1. Выберите три железы внутренней секреции.

1) гипофиз
2) половые
3) надпочечники
4) щитовидные
5) желудочные
6) молочные

2. Выберите три варианта. К железам внутренней секреции относят
1) гипофиз
2) слюнные железы
3) надпочечники
4) сальные железы
5) кишечные железы
6) щитовидную железу

ВНУТРЕННЕЙ — ВНЕШНЕЙ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристикой железы и видом, к которому ее относят: 1) внутренней секреции, 2) внешней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) имеют выводные протоки
Б) вырабатывают гормоны
В) обеспечивают регуляцию всех жизненно важных функций организма
Г) выделяют ферменты в полость желудка
Д) выводные протоки выходят на поверхность тела
Е) вырабатываемые вещества выделяются в кровь

2. Установите соответствие между характеристикой желез и их типом: 1) внешней секреции, 2) внутренней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образуют пищеварительные ферменты
Б) выделяют секрет в полость тела
В) выделяют химически активные вещества – гормоны
Г) участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности организма
Д) имеют выводные протоки

ВНУТРЕННЕЙ — ВНЕШНЕЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между железами и их типами: 1) внешней секреции, 2) внутренней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) эпифиз
Б) гипофиз
В) надпочечник
Г) слюнная
Д) печень
Е) клетки поджелудочной железы, вырабатывающие трипсин

2. Установите соответствие между железой в организме человека и её типом: 1) внутренней секреции, 2) внешней секреции
А) молочная
Б) щитовидная
В) печень
Г) потовая
Д) гипофиз
Е) надпочечники

3. Установите соответствие между железами и местом, в которое они выделяют свои секреты: 1) в кровь, 2) не в кровь. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
1) надпочечники
2) слезные
3) печень
4) щитовидная
5) гипофиз
6) потовые

ВНУТРЕННЕЙ — ВНЕШНЕЙ — СМЕШАННОЙ
Установите соответствие между железой организма человека и типом, к которому её относят: 1) внутренней секреции, 2) смешанной секреции, 3) внешней секреции

А) поджелудочная
Б) щитовидная
В) слёзная
Г) сальная
Д) половая
Е) надпочечник

ВНЕШНЕЙ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К железам внешней секреции относят

1) поджелудочную железу
2) слюнные железы
3) щитовидную железу
4) надпочечники
5) потовые железы
6) печень

Читайте также:  Что понимается под дистанционным способом продажи товара

Источник

НЕ́РВНАЯ РЕГУЛЯ́ЦИЯ

  • В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 490

    Скопировать библиографическую ссылку:

    НЕ́РВНАЯ РЕГУЛЯ́ЦИЯ, ко­ор­ди­ни­рую­щее влия­ние нерв­ной сис­те­мы на клет­ки, тка­ни и ор­га­ны, при­во­дя­щее их дея­тель­ность в со­от­вет­ст­вие с по­треб­но­стя­ми ор­га­низ­ма и из­ме­не­ния­ми ок­ру­жаю­щей сре­ды. Н. р. име­ет боль­шое зна­че­ние в обес­пе­че­нии це­ло­ст­но­сти ор­га­низ­ма и вхо­дит в чис­ло ме­ха­низ­мов го­мео­ста­за. Н. р. – фи­ло­ге­не­ти­че­ски бо­лее мо­ло­дой ме­ха­низм ре­гу­ля­ции по срав­не­нию с ре­гу­ля­ци­ей, осу­ще­ст­в­ляе­мой че­рез жид­кие сре­ды ор­га­низ­ма (кровь, лим­фу, тка­не­вую жид­кость) с по­мо­щью био­ло­ги­че­ски ак­тив­ных ве­ществ, в т. ч. гор­мо­нов. По ме­ре диф­фе­рен­циа­ции и раз­ви­тия нерв­ной сис­те­мы в хо­де эво­лю­ции раз­ви­ва­ет­ся взаи­мо­дей­ст­вие этих спо­со­бов ре­гу­ля­ции. Н. р. ос­но­ва­на на реф­лек­тор­ных свя­зях. Она осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по­сред­ст­вом ме­диа­то­ров, вы­де­ляе­мых нерв­ны­ми окон­ча­ния­ми на ин­нер­ви­ро­ван­ные клет­ки, и ад­ре­со­ва­на стро­го оп­ре­де­лён­но­му ор­га­ну или груп­пе кле­ток. Ско­рость Н. р. в сот­ни раз пре­вы­ша­ет ско­рость воз­дей­ст­вия гор­мо­нов. Вме­сте с тем мн. ме­диа­то­ры (аце­тил­хо­лин, но­рад­ре­на­лин, се­ро­то­нин и др.) мо­гут ре­гу­ли­ро­вать дея­тель­ность ор­га­нов и тка­ней, по­сту­пая в кровь.

    Источник

    Признаки нервного способа регуляции

    Сафонов В.К., Суворов Г.Б., Чесноков В.Б.

    ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

    Выделено пять типологически-полярных пар особенностей нервной системы.

    1. Сильный процесс возбуждения — слабый процесс возбуждения.
    2. Подвижный процесс возбуждения — инертный процесс возбуждения.
    3. Подвижный процесс торможения — инертный процесс торможения.
    4. Преобладание внутреннего возбуждения — внутреннего торможения.
    5. Преобладание внешнего возбуждения — внешнего торможения.

    Для каждой пары полярных значений свойства нервной системы составлен ранжированный (по степени типичности проявлений) перечень личностных и поведенческих особенностей. То, что свойственно одному полюсу выраженности свойства нервной системы ( т.е. типологически предопределено и заложено в задатках человека), то несвойственно другому полюсу выраженности свойства ( т.е. типологически противоестественно).

    Таким образом на каждую крайнюю (полярную) выраженность пяти выделенных свойств (сила-слабость процесса возбуждения, подвижность-инертность процесса возбуждения, подвижность -инертность процесса торможения, преобладание внутреннего возбуждения — торможения, преобладание внешнего возбуждения — торможения) составлено по два перечня характеристик:
    — первый, это такие личностные и поведенческие проявления, которые типологически детерминированы, поэтому их формирование желательно и есть не что иное как развитие конкретных задатков и склонностей — сопутствующие качества;
    — второй, это проявления несвойственные, противоречащие типологическим предрасположенностям и поэтому их формирование не только затруднено, но и нежелательно ( более того, систематические воздействия, направленные на формирования этой группы свойств, могут приводить к нервным срывам и даже к ломке адаптационных механизмов функционирования организма) — препятствующие качества.

    На основе сочетания особенностей первого и второго перечней характеристик проявлений свойств нервной системы разрабатываются индивидуальные приемы (“показания и противопоказания”) психологического обеспечения и сопровождения деятельности человека. Подчеркнем, что под индивидуализацией, прежде всего, понимается подбор воздействий и ситуаций соответствующих формированию необходимых качеств первой группы и исключение (либо минимизация) влияния воздействий и ситуаций, требующих проявления качеств второй группы.

    В ниже представленных списках, качества (проявления) расположены по убыванию их выраженности у лиц с полярными особенностями свойства нервной системы. Список качеств дополнен рекомендациями по индивидуализации учебной и спортивной деятельности, а также адаптации к экстремальным ситуациям.

    Проявления силы процесса возбуждения.

    Сопутствующие качества для лиц с крайне сильным процессом возбуждения (препятствующие — для людей с крайней слабостью процесса):

    1) способность длительно удерживать предельную мобилизацию и высокую концентрацию внимания;
    2) эффективность преодоления чувства усталости (терпеливость);
    3) способность сохранять и повышать работоспособность в конце интенсивной работы или в условиях непредвидимого увеличения внешней стимуляции;
    4) надежность работы в условиях кислородного голодания;
    5) адекватность контроля за своим утомлением;
    6) помехоустойчивость;
    7) умение расслабиться или заснуть в самых некомфортных условиях;
    8. надежность работы в условиях неопределенности;
    9) способность к волевой мобилизации;
    10) эмоциональная стабильность;
    11) склонность к инициативным, атакующим действиям;
    12) решительность и смелость;
    13) самоотверженность и способность неукоснительно соблюдать этические и моральные нормы поведения в условиях, провоцирующих обратное;
    14) ответственность, педантичность и пунктуальность;
    15) способность сочетать терпимость и требовательность к окружающим;
    16) независтливость;
    17) умение решать трудные задачи в процессе обсуждения с другими;
    18) большой объем произвольной памяти;
    19) преобладание формально-логического мышления над образно-эмоциональным.

    Рекомендации и приемы психологического сопровождения

    В процессе адаптации к любым внешним воздействиям (ситуациям) для человека с сильным процессом возбуждения необходим мобилизирующий, концентрирующий интенсивный контакт.

    При обучении, сложность решаемых задач должна расти относительно большими скачками, но и времени на усвоение материала необходимо отводить больше. Материал желательно давать большими блоками, тезисно с опорой на ключевые моменты, в сухой формально-логической форме и с небольшим количеством примеров.

    В учебно-тренировочном процессе желательно в большей степени применять специальную «жесткую» работу и относительно в меньшей степени общеразвивающие тренировки. При этом интервалы между специальными нагрузками должны быть небольшими.

    Перед соревнованиями необходима интенсивная подводка. Непосредственно перед стартом нужна мобилизирующая разминка.

    Общение — мобилизирующее, концентрирующее внимание человека на его способностях, задачах, которые ставятся перед ним. Такая форма общения актуально и в экстремальных ситуациях, когда надо показать на что способен или даже превзойти себя (контрольная работа, экзамен, защита, соревнования и т.д.).

    Перед экстремальной ситуации необходимо сконцентрировать внимание на ключевых, наиболее существенных моментах предстоящего. В отдельных случаях, необходимо повысить значимость предстоящей ситуации и важность достижения успеха в ней, жестко ориентируя на максимальных результат.

    В процессе экстремального воздействия по возможности сохранить мобилизирующий эмоциональный контакт, обращая внимание на совершаемые ошибки. В критические моменты стимулировать однозначными приказами: ”Вперед! Держи! Бей! Бежать!” и т.п..

    После окончания воздействия, едва касаясь положительных моментов выполненной работы ( особенно после успешного завершения), основной акцент делать на допущенных ошибках, нереализованных возможностях. Оценку работы целесообразно окрасить отрицательными эмоциями и выражениями типа: «Неужели ты не мог сделать такой простой вещи?!» Критическая оценка и эмоции должны быть чисто деловыми. Сделанные замечания ни в коем случае не должны нести в себе личностно отрицательной оценки, в противном случае есть риск вызвать сильную справедливую обиду, поскольку речь идет о человеке с сильным процессом возбуждения. Его ошибки это результат низкого фонового уровня возбуждения и невысокой чувствительности, а не нежелания выполнить поставленную задачу.

    Если нельзя избежать ситуации, требования которой резко превышают интеллектуальные и физические возможности, необходимо снизить личностную значимость ситуации.

    Проявления слабости процесса возбуждения.

    Сопутствующие качества для лиц с крайне слабым процессом возбуждения (препятствующие — для лиц с крайне сильным):

    1) способность эффективно работать в условиях чередования кратковременной предельной мобилизации с длительным отдыхом (расслаблением);
    2) быстрая врабатываемость и быстрота;
    3) поддержание и повышение работоспособности в условиях непредвиденного снижения интенсивности внешней стимуляции;
    4) надежность работы по отработанным до автоматизма двигательным или логическим алгоритмам;
    5) умение сохранять бдительность в однообразных, монотонных, усыпляющих условиях;
    6) быстрое решение большого количества простых задач;
    7) надежность выполнения знакомой работы в полной изоляции;
    8. острая чувствительность и четкое различение слабых раздражителей;
    9) тонкая координация движений и хорошее чувство равновесия;
    10) большой объем непроизвольного внимания и непроизвольной памяти;
    11) экономичность, раскованность движений и позы;
    12) склонность к детализации и анализу ситуаций;
    13) предусмотрительность;
    14) способность предвосхищать негативные изменения и опасность;
    15) эффективность защиты и контратаки;
    16) преобладание образно-эмоционального мышления над формально-логическим;
    17) склонность к самостоятельному решению сложных задач;
    18) свободное выражение своих чувств;
    19) артистизм и раскованность в компании и перед аудиторией.

    Рекомендации и приемы психологического сопровождения

    В процессе адаптации человеку со слабым процессом возбуждения необходим спокойный, доброжелательный, не интенсивный, снижающего возбуждения, контакт.

    В процессе обучения сложность информационного потока должна расти небольшими дозами, соответственно времени на усвоение каждой порции материала отводится меньше. Материал желательно подавать в образной, эмоциональной манере, во всех деталях, подробно и с большим количеством наглядных примеров. Желательно в процесс выполнения задания не вмешиваться, достаточен контроль по результатам его выполнения.

    Читайте также:  Удаление кисты гайморовой пазухи эндоскопическим способом

    В учебно-тренировочном процессе специальную жесткую работу необходимо выполнять в относительно меньшем объеме, чем тренировки общеразвивающего характера. Может (и желательно) отдельные жесткие тренировки выполнять со спортсменами с сильной нервной системой, но с большими интервалами отдыха между такими тренировками. Перед соревнованием необходим период плавного снижения объема специальной работы и увеличения отдыха.

    Мягкое, спокойное, доброжелательное общение еще более актуально в экстремальных ситуациях, в тех случаях, когда необходимо показать наилучший результат. Непосредственно перед экстремальной ситуацией необходимо отвлечь его внимание от предстоящей деятельности, снизить в его глазах значимость ситуации и важность возможной неудачи. Ориентировать не на результат, а на технические особенности, процессуальные характеристики выполняемого задания.

    В период развития экстремальной ситуации самое лучшее не общаться с ним без его инициативы, а в критические моменты, не показывая своего волнения, постараться снизить его возбуждение, отметив положительные моменты в его работе.

    После окончания воздействия, независимо от конечного результата, эмоционально похвалить, повысив в его глазах значение удачно выполненных моментов работы, затем спокойным тоном, детально разобрать его ошибки и наглядно показатель пути их исправления.

    Если интеллектуальные и физические возможности превосходят требования ситуации, возможен мобилизирующий вариант общения. Чем больше это превосходство и проще ситуация, тем более актуальна мобилизация. Напротив, чем больше требования ситуации превосходят возможности, тем актуальнее снижение возбуждения.

    Проявления подвижности процесса возбуждения.

    Сопутствующие качества для лиц с крайне подвижным процессом возбуждения (препятствующие — для лиц с крайней инертностью этого процесса):

    1) эффективность работы и усвоение нагрузки (материала) в условиях сочетания коротких интервалов работы и отдыха;
    2) кратковременность следовых процессов (быстрота забывания);
    3) быстрота переключения внимания и действий на разные или противоположные раздражители;
    4) быстрота действий;
    5) готовность к внезапным и непредвиденным изменениям;
    6) эффективность защиты и контратаки;
    7) способность к организационной работе.

    Рекомендации и приемы психологического сопровождения

    В процессе обучения целесообразно чередовать кратковременные дозы информации и краткосрочные этапы усвоения. Материал должен быть разнообразным, показывающим предмет изучения с разных или, даже, противоположных сторон. В процессе выполнения практических работ необходима плотная обратная связь: частые подсказки, замечания, демонстрация различных вариантов правильных действий.

    В тренировочном процессе быстрее прогрессирует при усвоении сочетания коротких интервалов работы и отдыха, частого переключения с одних действий на другие. В единоборствах более подходит отработка защитных и контратакующих действий.

    Перед экстремальной ситуацией целесообразно плотное, отвлекающее, снижающее возбуждение общение. Непосредственно перед ситуацией, требующей максимальной мобилизации возможностей, необходима краткосрочная концентрирующая подготовительная фаза — разминка, установка.

    В процессе прохождения ситуации по-возможности необходим плотный, концентрирующий внимание на процессуальных элементах деятельности, контакт.

    Разбор правильных и ошибочных действий должен производиться сразу после окончания экстремального воздействия. При разборе желательно быстрое чередование оценок правильных и ошибочных действий с демонстрацией всех возможных вариантов правильных действий и исправления ошибочных.

    Проявления инертности процесса возбуждения.

    Сопутствующие качества для лиц с крайне инертным процессом возбуждения (препрятствующие — для лиц с крайней подвижностью возбуждения):

    1) эффективность работы по усвоению нагрузки (материала) в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха;
    2) длительность следовых процессов (медленное забывание);
    3) длительная концентрация внимания;
    4) способность сохранять работоспособность при непредвиденном снижении внешней стимуляции;
    5) выносливость и способность увеличивать работоспособность на завершающих этапах работы;
    6) эффективность работы в монотонных и однообразных условиях;
    7) быстрота выполнения доведенных до автоматизма двигательных и логических действий;
    8. эффективность атакующих действий;
    9) помехоустойчивость и собранность.

    Рекомендации и приемы психологического сопровождения

    В процессе обучения целесообразно растягивать во времени информацию и периоды необходимые для ее усвоения. При этом желательно, чтобы в материале особо выделялись ключевые, основные моменты и связь между ними, с плавными переходами от простого к сложному, от одной темы к другой. Практические работы лучше выполняет самостоятельно, частые подсказки и замечания сбивают с собственного настроя выполнения задания.

    В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха, плавного перехода от отработки одного упражнения к другому. В единоборствах более подходит отработка атакующих действий и «коронных» приемов.

    Перед экстремальной ситуацией необходим длительных период врабатывания с плавных повышением интенсивности и проигрыванием наиболее вероятных ситуаций. До, и в процессе экстремального воздействия общение с ним должно носить редкий, развернутый характер. Общаться желательно, в основном, по его инициативе.

    После экстремального воздействия необходим некоторый период, дающий возможность самому «переварить» пережитое. Затем целесообразно попросить его сделать анализ своей работы и только после этого дать советы по наиболее существенным моментам.

    Проявления подвижности процесса торможения.

    Сопутствующие качества для лиц с крайне подвижным процессом торможения (препятствующие — для лиц с крайней инертностью этого процесса):

    1) быстрота одиночных «взрывных» действий;
    2) эффективное усвоение информации и нагрузки в условиях быстрого сочетания краткосрочных периодов нагрузки и отдыха;
    3) быстрая врабатываемость;
    4) быстрое переключение внимания на разные или противоположные раздражители;
    5) склонность принимать решения без предварительной подготовки;
    6) эффективность защитных и контратакующих действий;
    7) проницательность, предвосхищение опасности, «подвоха» и других негативных изменений;
    8. общительность и организационные способности;
    9) радикализм, критическое отношение к устаревшему и условностям;
    10) склонность к общению с людьми не связанными условностями и консервативными взглядами (особенно в сфере морали);
    11) склонность к раскованности в поведении и свободному выражению своих чувств;
    12) повышенная потребность в ситуациях в которых можно расслабиться, «подурачиться» и обратить на себя внимание в большой компании.

    Рекомендации и приемы психологического сопровождения

    Легче усваивает материал в раскованной, непритязательной и игровой обстановке. При этом желательно не сдерживать долго его внимание на чем-то одном: информация должна быть разнообразна и требовать быстрого переключения внимания с одних на другие или противоположные стороны предмета изучения. В процессе выполнения практических работ необходимо удерживать и фиксировать его внимание на неудачных действиях и быстро демонстрировать их правильные варианты.

    В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях требующих разнообразия, быстрого включения в ситуацию быстрого чередования нагрузки и расслабления. В единоборствах более подходит отработка защитных и контратакующих действий.

    Перед экстремальной ситуацией целесообразно отвлекающее снижающее его возбуждение общение. Непосредственно перед ее возникновением необходим краткосрочный, концентрирующий его внимание, период (разминка).

    В процессе прохождения экстремальной ситуации необходим по возможности плотный, концентрирующий его внимание контакт (особенно в критические моменты).

    Разбор правильных и ошибочных действий должен производиться непосредственно сразу после окончания экстремального воздействия. Не зависимо от исхода (успеха или неудачи) необходимо сделать акцент на ошибочных действиях добиваясь их быстрого и правильного исправления. Если его деятельность в экстремальной ситуации привела к отрицательному результату, то необходимо дать ему понять, что он подвел не только себя, но и Вас и коллектив.

    Проявления инертности процесса торможения.

    Сопутствующие качества для лиц с крайне инертным процессом торможения (препятствующие — для лиц с крайней подвижностью этого процесса):

    1) эффективность деятельности и усвоения информации в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха;
    2) тщательность и надежность в подготовке;
    3) быстрота и эффективность выполнения доведенных до автоматизма двигательных и логических действий;
    4) эффективность работы в монотонных однообразных условиях;
    5) пунктуальность и неукоснительное соблюдение правил приличия;
    6) терпимость, выдержанность по отношению к окружающим;
    7) высокий самоконтроль эмоций и поведения;
    8. склонность к поддержанию традиций, правил поведения и приемов деятельности;
    9) склонность к воспитательной и исправительной работе;
    10) помехоустойчивость и собранность;
    11) дисциплинированность, ответственность, исполнительность и серьезность;
    12) самоотверженность и соблюдение моральных норм в условиях, провоцирующих обратное;
    13) независтливость;
    14) эффективное решение сложных задач в условиях изоляции.

    Читайте также:  Wildberries способы оплаты наличными

    Рекомендации и приемы психологического сопровождения

    В процессе обучения необходимо использовать сочетание больших блоков хорошо упорядоченной однотипной информации с большими периодами для ее усвоения. Желательно, чтобы в материале особо выделялись ключевые моменты и связь между ними, с плавными переходами от простого к сложному, от одной темы к другой. Практические работы лучше выполняет самостоятельно: подсказки и замечания сбивают с собственного настроя.

    В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях: сочетания длительных интервалов работы и отдыха, длительной отработки одного и того же приема с плавным переходом к другому. В единоборствах более подходит отработка атакующих действий и «коронных» приемов.

    Перед экстремальной ситуацией необходим длительный период врабатывания с плавным повышением интенсивности и проигрыванием наиболее вероятных ситуаций.

    До возникновения и в процессе экстремального воздействия стараться общаться реже, по существу и по его инициативе.

    После окончания воздействия необходимо дать ему некоторое время для самоанализа поведения и деятельности. Затем целесообразно попросить рассказать о выполненной работе и только после этого приступить к исправлению ошибок и к отработке правильных действий. Анализ ошибок и просчетов должен проводиться спокойным, эмоционально-нейтральным тоном. Сделанные замечания ни в коем случае не должны нести в себе резкую отрицательную, особенно публичную, оценку. Ошибки, как правило, результат природной «неповоротливости» и «неуклюжести». Такой человек всегда их остро переживает сам, без посторонней стимуляции.

    Проявления преобладания внутреннего возбуждения.

    Сопутствующие качества для лиц с крайним преобладанием внутреннего возбуждения (препятствующие — для лиц с крайним преобладанием внутреннего торможения):

    1) способность поддерживать работоспособность в условиях непредвидимого снижения внешней стимуляции;
    2) способность эффективно работать в монотонных, однообразных условиях;
    3) повышенная потребность в двигательной активности;
    4) эффективность атакующих действий;
    5) высокое самообладание, эмоциональная стабильность;
    6) склонность к лидерству и организаторские способности;
    7) социальная смелость, решительность и непокорность;
    8. азартность, непроизвольная страстность;
    9) непроизвольное стремление сделать больше, чем требуется.

    Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с крайним преобладанием внутреннего возбуждения

    В процессе обучения и воспитания желательно создавать условия, в которых он мог бы в полной мере проявить организаторские способности, и свою склонность к лидерству. Нежелательно создавать «соревновательные» ситуации в тех случаях, когда в состав группы входят более сильные лица, имеющие выраженную склонность к лидерству и доминированию. Информация предназначенная для усвоения не должна быть излишне детализирована и подаваться, в основном, в концентрированном виде, с акцентом на ключевых моментах.

    В учебно-тренировочном процессе необходимо следить, чтобы он не превышал заданную нагрузку и не «заводился». В единоборствах желательно формировать атакующий стиль с многократной отработкой «коронных» приемов.

    Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее плотное, но отвлекающее, снижающее его возбуждение общение и аналогичная обстановка. По возможности в процессе экстремального воздействия и после него, концентрировать его внимание на ошибочных действиях, но в эмоционально нейтральной форме.

    Проявления преобладания внутреннего торможения.

    Сопутствующие качества для лиц с крайним преобладанием внутреннего торможения (препятствующие — для лиц с крайним преобладанием внутреннего возбуждения): 1) способность эффективно распределять усилия, экономичность;
    2) эффективность тонкой двигательной координации, точность (меткость);
    3) предусмотрительность, способность предвосхищать опасность и негативные изменения;
    4) эффективность защиты и контратаки;
    5) благоразумность, сдержанность чувств;
    6) эффективность взаимодействия с лидером, способность четко выполнять его указания;
    7) скромность, деликатность.

    Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с крайним преобладанием внутреннего торможения

    В процессе обучения и воспитания необходимо использовать его исполнительность и иметь ввиду его повышенную склонность к подчинению лидеру, либо поиску лидера (ведущего). Вести занятия (особенно практические) желательно эмоционально-нейтральным, но уверенным, не терпящим возражений тоном. Информация для усвоения должна быть достаточно полна, разнообразна и детализирована, но подаваться в наглядной, не допускающей многозначного толкования форме.

    В учебно-тренировочном процессе склонен к непроизвольному снижению заданной нагрузки. Поэтому иногда в тактичной форме необходимо дать ему возможность осознать эту его склонность. В единоборствах желательно формировать защитный и контратакующий стиль с отработкой разнообразных технических приемов.

    Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее не частое отвлекающее, но повышающее его общий уровень возбуждения общение и аналогичная обстановка (например игровая). По возможности, в процессе экстремального воздействия и особенно сразу после него желательно в эмоционально положительной форме обращать его внимание на закрепление удачных действий. Затем необходимо, в эмоционально нейтральной форме детально разобрать его ошибки и наглядно показать жесткий алгоритм их исправления.

    Проявления преобладания внешнего возбуждения

    Сопутствующие качества для лиц с крайним преобладанием внешнего возбуждения (препятствующие — для лиц с крайним преобладанием внешнего торможения ):

    1) склонность к атакующим действиям;
    2) тяга к впечатлениям и острым ощущениям;
    3) оптимизм, ориентированность на успех;
    4) решительность, смелость, склонность к риску;
    5) общительность;
    6) открытость к внешним и социальным воздействиям;
    7) склонность к открытому выражению своих чувств;
    8. рациональность, практичность и приземленность;
    9) бескомпромиссность, честность в оценки поступков окружающих.

    Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с преобладанием внешнего возбуждения

    В процессе обучения и воспитания желательно создать условия для постоянного общения. Сложные задачи лучше решает коллективно, заражая окружающих оптимизмом и верой в успех. Информацию целесообразно подавать в наглядной форме с множеством примеров, не допускающих разночтения. На практических занятиях нуждается в более частой обратной связи. В процессе воспитания необходимо учесть, что ему лучше подходит позиция разумного эгоиста, при этом иногда необходимо смягчать его бескомпромиссные, жестокие и ранящие оценки.

    В учебно-тренировочном процессе также быстрее прогрессирует работая в группе, постоянно общаясь с тренером и товарищами. В единоборствах предпочтительна отработка атакующих действий.

    Перед стрессовой ситуацией и во время экстремальных воздействий необходимо плотное отвлекающее, снижающее его возбуждение, общение. После прекращения экстремальной ситуации акцент целесообразно ставить на разборе его ошибок, затем полезно публичная оценка его удачных действий.

    Проявления преобладания внешнего торможения

    Сопутствующие качества для лиц с крайним преобладанием внешнего торможения (препятствующие — лиц с крайним преобладанием внешнего возбуждения):

    1) способность поддерживать собственную активность без внешней сти- муляции;
    2) эффективность работы в однообразных монотонных условиях;
    3) предусмотрительность, способность предчувствовать опасность и негативные изменения;
    4) эффективность защитных и контратакующих действий;
    5) ориентированность на избегание неудач
    6) склонность к самостоятельному решению сложных задач и жизненных проблем;
    7) критичность в сочетании с замкнутостью, сдержанностью выражения своих чувств и оценок окружающих
    8. возвышенность, мягкость, женственность, склонность к тонкому восприятию произведений классических искусства
    9) деликатность, гибкость и компромиссность в оценках поступков окружающих.

    Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с преобладанием внешнего торможения

    В процессе обучения желательно создавать условия для самостоятельного усвоения материала. Плотное общение и влияние коллектива могут сбивать с собственного настроя. Информация должна быть более детальной, связанной, но допускающей различные варианты интерпретации и решения. Практические занятия также лучше выполняется изолированно, но с достаточно длительной подготовительной фазой. Общаться желательно только по его инициативе.

    В процессе воспитания необходимо учесть его склонность к уходу в возвышенное от жестких требований окружающей реальности. Повышенные (возвышенные) требования к себе могут сочетаться с всепрощенчеством и даже с беспринципностью в оценках окружающих.

    В учебно-тренировочном процессе быстрее прогрессирует, выполняя индивидуальные задания. В единоборствах предпочтительна отработка защитных действий.

    К стрессовой ситуации эффективнее готовиться самостоятельно, изолировано от окружающих. В процессе экстремального воздействия общаться с ним желательно только по его инициативе и эмоционально-нейтральным тоном. После его прекращения, сначала желательно акцентировать внимание на удачных действиях, затем эмоционально-нейтральным тоном лишь обозначить ошибки. Разбор ошибок необходимо производить индивидуально и по его инициативе. При этом желательно демонстрировать не один, а несколько вариантов удачных действий.

    источник: В.К. Сафонов, Г.Б. Суворов, В.Б. Чесноков
    Диагностика нейродинамических особенностей // Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 1997

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы