- Покупатель делает возврат: как сформировать чек в разных ситуациях
- Предоплата за услуги, которые не были оказаны
- Как правильно вернуть деньги покупателю за товар
- Возврат товара, купленного в кредит
- Возврат средств покупателю по онлайн-кассе: пошаговая инструкция
- Признак расчета в кассовом чеке
- Когда проводится возврат по онлайн-кассам?
- Последовательность проведения возврата по онлайн-кассе
- Возврат денег клиенту по онлайн-кассе
- Оформление заявления
- Накладная на возврат товара
- Печать чека
- Передача денежных средств
- Как оформить возврат прихода, если нужно суммы нет в кассе
- Можно ли оформить возврат по безналу, если покупка оплачивалась наличными?
- Нюансы возврата через Pos-терминал
- Что такое чек коррекции?
Покупатель делает возврат: как сформировать чек в разных ситуациях
Представители Налоговой службы постоянно разъясняют пользователям ККТ новые правила работы на страницах профессиональных изданий и сайтов, на семинарах, конференциях и прочих мероприятиях. Но вопросы до сих пор остаются, и их немало. Сегодняшняя подборка ответов специалистов ФНС посвящена оформлению кассовых чеков при возвратах.
Предоплата за услуги, которые не были оказаны
Клиент внес предоплату за услуги, однако они были оказаны лишь частично. Как правильно оформить возврат денежных средств?
В этом случае формируется чек с признаком «возврат прихода» на сумму, которая подлежит возврату, то есть ту, услуги на которую не были оказаны.
Пользователи утверждают, что некоторые системы не дают оформить возврат прихода на часть суммы. Как же быть?
С точки зрения закона в данной ситуации нужно выбивать один чек с признаком «возврат прихода» на возвращенную сумму. Закон никаких ограничений для формирования такого чека не устанавливает.
Клиент оплатил 5000 рублей в качестве предоплаты за услуги. Ему был выдан чек «приход», в котором указан признак способа расчета «предоплата 100%» на одну товарную позицию — услуга. Однако от части услуг клиент отказался, и теперь ему нужно вернуть 500 рублей. Что должно быть в возвратном чеке?
В чеке с признаком «возврат прихода» следует указать те же параметры, что и в чеке «приход» (за исключением самого признака и цены). В приведенном примере нужно указать:
- признак — возврат прихода;
- признак способа расчета — предоплата 100%;
- наименование товарной позиции и ставка НДС — те же данные, что и в первоначальном чеке;
- стоимость предмета расчета и сумма наличными/электронными — 500 рублей;
- НДС по чеку — сумма НДС в составе этих 500 рублей.
В приведенном примере выбивается один чек при получении предоплаты и второй чек — на возврат ее части. Однако при расчетах по предоплате ФНС рекомендует пробивать еще один чек — технический. Его следует выбить в тот момент, когда услуги оказаны. То есть в приведенном примере нужно пробить чек на сумму 4500 рублей с признаком способа расчета «полный расчет».
Как правильно вернуть деньги покупателю за товар
Бывает, по причине ненадлежащего качества покупатель требует снизить стоимость товара. При этом ему возвращается разница в стоимости. Как это оформить чеком?
В приведенном примере нужно применять такой порядок:
- На полную стоимость товара, качество которого признано ненадлежащим, нужно оформить чек с признаком «возврат прихода».
- Выбить чек с признаком «приход» на новую стоимость товара.
Почему такой порядок? Это делается в интересах покупателя. Ведь в данном случае изменилась стоимость покупки, и у него на руках должен быть чек с верной ценой.
Деньги в размере новой стоимости товара покупатель продавцу не передает, поэтому на обоих чеках указывается «сумма встречным предоставлением». А в чеке с признаком «возврат прихода» указывается реквизит «сумма наличными/электронными».
Покупатель возвращает билет на развлекательные мероприятия, при этом с него удерживается штраф. Какие чеки нужно оформить?
Эта операция будет оформляться двумя чеками:
- Чек с признаком «возврат прихода» на всю сумму билета. В нем следует указать:
- в реквизите «сумма расчета» — стоимость билета;
- в реквизите «сумму по чеку наличными/электронными» — сумму средств, которые выплачены клиенту, то есть стоимость билета за минусом штрафа;
- в реквизите «сумма по чеку встречным предоставлением» — размер штрафа.
- Чек с признаком «приход» на сумму штрафа. В нем отражается:
- «наименование предмета расчета» — указать, что удерживается штраф;
- «признак предмета расчета» — «выплата»;
- «сумма расчета» и «сумма по чеку встречным предоставлением» — сумма штрафа.
Можно ли считать штраф расчетом? Ведь это не оплата товара или услуги. Если это так, почему нельзя выбить один чек с признаком «возврат прихода» на сумму возврата (стоимость билета минус штраф)?
В законе 54-ФЗ точно не оговорено, что считается приемом и выплатой денег за товар или услугу. Другими словами, получение или выдача сумм, связанных с реализацией товара, также можно отнести к понятию «расчет».
В том числе расчетом признается и штраф, уплаченный покупателем билета в примере выше. И чек на сумму штрафа обязательно должен быть выбит. Причем не имеет значения как будет выплачиваться штраф:
- внесением денег покупателем;
- удержанием суммы штрафа из возврата.
И в одном, им в другом случае операция по расчету с клиентом при возврате им билета делится на 2 части:
- возврат ему всей стоимости билета;
- взимание штрафа.
Эти операции могут быть проведены одновременно. Но каждая из них должна сопровождаться собственным чеком. Ведь с точки зрения бухгалтерского учета это две совершенно разные операции. Налоговая служба проводит работу, направленную на то, чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Если же выдать покупателю только один возвратный чек, то это не будет отражать суть хозяйственной операции.
Покупатель внес предоплату, а позже произвел доплату за поставленный ему товар. Однако его пришлось вернуть. Как следует поступить в этом случае? Нужно ли оформить два чек с признаком «возврат прихода» или можно обойтись одним на всю сумму покупки?
В данном случае нужно сформировать один чек с признаком «возврат прихода». В зависимости от того, когда был возвращен товар — до или после его полной оплаты — по-разному будут указываться некоторые реквизиты чека, а именно:
- Товар был оплачен полностью, а после этого возвращен:
- в реквизите «признак способа расчета» нужно указать «полный расчет»;
- в реквизите «сумма расчета» указать полную стоимость товара (предоплата + окончательный расчет).
- Товар возвращается после частичной оплаты:
- в реквизите «признак способа расчета» следует указать «частичный расчет и кредит»;
- в реквизите «сумма расчета» отражается полная стоимость товара;
- в реквизите «сумма оплаты» — предоплата, которая была внесена покупателем и теперь ему возвращается;
- в реквизите «сумма в кредит» — разница между полной стоимостью товара и предоплатой, то есть та сумма, которая так и не была оплачена покупателем.
Возврат товара, купленного в кредит
Товар был приобретен в кредит, но возвращен по гарантии. Часть стоимость была получена от покупателя наличными, а другая часть — от банка на расчетный счет. Соответственно, чек с признаком «приход» был выбит только на сумму, принятую наличными у покупателя. Когда покупатель вернул товар, кредит уже полностью был погашен. Как оформить возвратный чек — на всю сумму или только на часть, оплаченную наличными?
В таком случае выбивается чек с признаком «возврат прихода» на полную стоимость товара. При этом неважно, каким образом деньги возвращаются покупателю. А это можно сделать тремя разными способами:
- на его банковский счет;
- наличными;
- частично на счет, а частично — наличными.
Если выбран последний вариант, то в чеке указываются такие реквизиты:
- «сумма по чеку наличными» — сумма, возвращенная покупателю наличными;
- «сумма по чеку электронными» — сумма, переведенная на его банковский счет;
- в итоговой сумме расчета по чеку — полная стоимость товара;
- в «признаке способа расчета» указывается «полный расчет».
Но ведь у продавца нету обязанности применять ККТ при возврате денег на расчетный счет покупателю. Можно ли выбить чек лишь на ту сумму, которая возвращается ему наличными?
Несмотря на то, что закон такой порядок не запрещает, реализовать это не удастся. Такой чек не пройдет форматно-логический контроль на ККТ и при обработке информации системой ФНС. Проблема в том, что чек на возврат прихода, который выбит на полную стоимость товара, не может в реквизите «сумма расчета» иметь только часть этой стоимости. Стоимость в чеке также уменьшать нельзя, иначе получится, что уменьшится цена товара. А это не соответствует действительности. Получив такие данные, ФНС запросит подтверждающие документы, на основании которых была уменьшена цена. Соответственно, продавец представить их не сможет, ведь цена товара по факту не изменилась.
Купленный в кредит товар оказался некачественным. По условиям договора в таком случае продавец должен возместить покупателю не только его стоимость, но и проценты по кредиту. Нужно ли на эту сумму выдавать покупателю чек?
Выше упоминалось о том, что получение от покупателя суммы, не являющейся непосредственно платой за товар или услугу, но связанной с его реализацией, также является расчетом. В данном случае выплата процентов по кредиту непосредственно связана с реализацией товара, который был возвращен, поэтому кассу применять необходимо.
Таким образом, при возврате денежных средств за некачественный товар и процентов по кредиту покупателю выдается 2 чека:
- С признаком «возврат прихода» на сумму стоимости товара.
- С признаком «расход» на сумму процентов по кредиту. Признак способа расчета — «полный расчет».
Что указать в качестве названия товарной позиции, если формируется чек на убыток?
В таком случае в качестве предмета расчета указываются проводимые операции, например, возмещение убытков за определенный товар. В качестве признака предмета расчета указывается «выплата».
Если товар заказывает с доставкой, а затем возвращается, как нужно сформировать чек? Расходы на доставку покупателю не компенсируются.
В чеке, выданном покупателю при реализации, должны быть указаны две позиции:
- стоимость товара;
- стоимость доставки.
При возврате этого товара чек с признаком «возврат прихода» выдается только на стоимость товара, поскольку деньги за доставку не возвращаются.
Источник
Возврат средств покупателю по онлайн-кассе: пошаговая инструкция
Возврат по онлайн-кассе приходится довольно часто делать кассирам, работающим в торговых точках разного масштаба. Существует множество причин, по которым приходится возвращать клиентам уплаченные ранее денежные средства. Чтобы не ошибиться во время выполнения операции, нужно знать последовательность манипуляций и перечень документов, которые необходимо подготовить.
Признак расчета в кассовом чеке
После того как вступил в действие новый закон 54-ФЗ, все представители бизнеса заменили устаревшее кассовое оборудование на современные онлайн-кассы, которые распечатывают чеки в новом формате. Покупатели получили возможность получать фискальные документы как в бумажной, так и в электронной форме. Причем распечатанный кассовые чек должен выдаваться сразу после совершения покупки, а электронный пересылается на e-mail клиента только по его запросу.
Независимо от того, в каком виде выдается чек, в нем должна содержаться следующая информация:
- данные об организации или ИП;
- порядковый номер;
- тип системы налогообложения;
- сумма покупки;
- дата и время проведения операции;
- признак расчета;
- информация о фискальном накопителе и операторе.
Признак расчета должен обязательно присутствовать в чеке независимо от его вида и формата. Различают несколько видов этого реквизита:
- приход – когда деньги поступают от покупателя за приобретенный им товар;
- возврат прихода – передача покупателю полной стоимости товара, который был возвращен по тем или иным причинам;
- расход – переход денежных средств покупателю от продавца;
- возврат расхода – обратная операция, когда покупатель возвращает полученную сумму продавцу.
Когда проводится возврат по онлайн-кассам?
Тем, кто столкнулся с проведением возврата по онлайн-кассе нужно учитывать, что операция проводится несколько иначе, чем на ККМ старого образца. Последовательность манипуляций будет зависеть от того, какая модель онлайн-кассы установлена в торговой точке. Важную роль играет программное обеспечение и версия прошивки.
Для того чтобы выполнить операцию правильно, следует распечатать и передать клиенту специальный чек. В нем должен быть указан правильный признак расчета. Чаще всего это возврат прихода, означающий, что деньги возвращаются обратно физическому лицу. Оформление кассового чека с таким признаком расчета производится в нескольких случаях:
- если покупатель отказался от приобретенного им товара и вернул его обратно продавцу;
- если при оформлении фискального документа кассиром была ошибочно указана неправильная стоимость или количество товара.
После того как клиент вернул приобретённую продукцию и получил обратно денежные средства, ему вручается фискальный чек такого типа.
Для того, чтобы в дальнейшем не было проблем с представителями ФНС, кассиру следует подготовить еще несколько документов, подтверждающих корректность осуществления процедуры через онлайн-кассу.
Последовательность проведения возврата по онлайн-кассе
Особенности оформления процедуры зависят от того, что стало причиной для возврата. Если он производится для того, чтобы исправить ошибку кассира, то сделать его нужно в тот же день.
Чтобы исправить ситуацию, когда допущена ошибка в цене или количестве товара, нужно сформировать чек «Возврат прихода», а затем распечатать новый с правильными данными. Кассир выдает корректный фискальный документ и денежную разницу покупателю. В этом случает запрашивать у клиента ничего не требуется.
Для того чтобы у специалистов налоговой не возникало вопросов о правомерности действий кассира, ему необходимо написать служебную записку, указав информацию о чеке, оформленном с ошибкой и подтвердив то, что после это были сформированы еще два чека. К записке нужно прикрепить чеки: неправильный и сформированный с целью возврата средств.
Такие манипуляции можно провести очень быстро на смарт-терминале Эвотор 5. Интуитивно-понятный интерфейс позволяет легко разобраться в особенностях проведения стандартных операции. Это влияет на скорость процесса обслуживания клиентов.
В случае если покупатель решил полностью вернуть товар, то процесс формирования чека не зависит от того, сколько времени прошло после покупки. Даже если это произошло в этот же день, кассиру следует действовать так, как если бы это произошло через неделю.
Возврат денег клиенту по онлайн-кассе
Действующее законодательство позволяет покупателям возвращать товары продавцу. Это может произойти из-за обнаружения брака, неправильно подобранного размера или иных причин. Независимо то того, чем вызвано это решение, кассир должен действовать по следующему алгоритму.
Оформление заявления
Для того чтобы вернуть товар покупатель должен прийти с паспортом и кассовым чеком. Первое что ему нужно сделать – это написать заявление в произвольной форме, где должны быть указаны его паспортные данные, причина отказа от приобретенной продукции, сумма покупки, дата обращения и личная подпись.
В некоторых торговых точках уже имеются заранее подготовленные бланки заявлений, упрощающие процедуру. После получения оформленной заявки кассиру следует сверить указанную информацию с оригиналами документов.
Если фискальный чек у покупателя не сохранился, продавцу нужно будет восстановить данные о покупке с фискального регистратора и указать в заявлении, что чек не сохранился.
Следует помнить, что забирать оригинал фискального чека у заявителя не нужно. Достаточно приложить к заявке его копию. При необходимости подтверждения представителям ФНС того, что деньги действительно возвращены клиенту, а не изъяты с целью уменьшения налогов, достаточно будет предоставить заявление, написанное покупателем собственноручно.
Накладная на возврат товара
Стандартного бланка накладной на возврат товаров не существует. Предприниматель может самостоятельно разработать формуляр и использовать его при возникновении необходимости. К обязательным условиям относится то, что накладная должна быть распечатана в двух экземплярах и подписана обеими сторонами (продавцом и покупателем).
Печать чека
Приступать к печати чека на возврат товара в онлайн-кассе следует только после того, как подтвержден факт покупки и оформлена накладная. Распечатанный фискальный документ будет отличаться тем, что в поле «признак расчета» будет указано «возврат прихода».
Передача денежных средств
Возвращать деньги покупателю можно тогда, когда уже подписаны и подготовлены все документы. Если речь идет о частичном возврате, а не о полной сумме покупке, то алгоритм процедуры будет аналогичным. Стоимость, наименование и количество возвращённой продукции обязательно должны быть указаны в заявлении.
Если покупка была совершена по безналичному расчету, то последовательность действий кассира при возвращении средств принципиально не поменяется. В этом случае клиенту потребуется дополнительно указать в заявлении реквизиты для осуществления безналичного перевода. Деньги вернуться на указанный счет в течение десяти дней.
До момента поступления средств, покупателю рекомендуют сохранить все оформленные бумаги. В большинстве случаев никаких проблем не возникает, но если все-таки деньги не вернулись на счет, то нужно будет обратиться в банк и предоставить ответственному сотруднику документы для разъяснения ситуации.
Как оформить возврат прихода, если нужно суммы нет в кассе
При возврате дорогостоящих товаров может возникнуть ситуация, когда нужной суммы для передачи покупателю просто не окажется в кассе. В Законе о защите прав потребителей есть статья (ст. 22) согласно которой, продавец обязан вернуть полную сумму клиенту в течение 10 дней. Если в течение этого времени нужной суммы не оказалось в наличии, то продавцу необходимо снять недостающие средства с расчетного счета либо из общей кассы ООО.
Можно ли оформить возврат по безналу, если покупка оплачивалась наличными?
Если покупатель изъявил желание получить обратно денежные средства в безналичной форме, то для этого не должно быть препятствий со стороны продавца. Для осуществления операции клиенту потребуется указать реквизиты банковского счета в заявлении. Деньги нужно будет перечислить на него с расчетного счета компании или предпринимателя.
Если клиент расплачивался за товары банковской картой, то деньги должны быть возвращены только в безналичной форме на тот же карточный счет.
Процедура возврата денежных средств в безналичной форме должна осуществляться поэтапно:
- Покупатель предоставляет товар, паспорт, банковскую карту и кассовый чек или другой документ, который подтверждает факт оплаты.
- Продавец убеждается в целостности товара и приступает к оформлению возвратных документов. Если возвращаемое изделие имеет ненадлежащий вид по вине клиента, то заполняется акт несоответствия. Далее оформляется акт возврата, в котором указывается описание изделия, причина, по которой его возвращают, стоимость и паспортные данные клиента. Затем формируется платежное поручение и отправляется в банк.
Нюансы возврата через Pos-терминал
Если в торговой точке установлен Pos-терминал, то порядок действий должен быть следующим:
- сначала потребуется зайти в меню операций (в некоторых аппаратах нужно нажать клавишу F1);
- среди списка финансовых операций нужно выбрать «возврат товара» и вставить в терминал карту покупателя);
- после появления на экране данных о карте, потребуется нажать зеленую кнопку и затем ввести нужную сумму;
- при необходимости клиенту потребуется ввести PIN-код;
- после того как распечатаются два экземпляра чека, один передается покупателю, а второй остается у кассира.
Срок, в течение которого будут перечислены деньги, зависит от платежной системы и банка. Обычно средства возвращаются на счет в течение 3-5 дней.
Такая форма возврата не применяется в день покупки. Если клиент отказывается от товара до закрытия кассовой смены, то производится отмена операции в следующей последовательности:
- в меню «Финансовые операции» выбирается подпункт «отмена по номеру»;
- в соответствующем поле вводится номер чека;
- подтверждается информация о платеже;
- распечатывается чек.
Что такое чек коррекции?
Такая форма фискального документа применяется в том случае, когда кассир допустил ошибку и обнаружил это после ухода покупателя. Также чек коррекции пробивается, когда не соответствует общая выручка в кассе. Допустимо проводить корректировку как на уменьшение суммы денежных средств, так и на ее увеличение.
В чеке должны содержаться следующие сведения:
- признак, указывающий на коррекцию;
- тип операции;
- сумма;
- вид оплаты.
Чеки такого типа недопустимо оформлять после закрытия смены и формирования Z-отчета. Помимо чека также необходимо составить акт, в котором будет указана точная причина корректировки.
Предпринимателям, применяющим онлайн-кассы рекомендуется создавать чек коррекции только если обнаружено большее количество денег, чем должно быть. Если речь идет о недостаче, то такой чек пробивать не нужно.
Источник