- Понятие сегментации рынка
- Что означает сегментация рынка
- Цели сегментации рынка
- Этапы сегментации
- Выбор определенного сегмента
- Критерии сегментирования рынка
- Признаки сегментации рынка
- Стратегии развития с учетом сегментации рынка
- Пример сегментации рынка
- Что такое сегментация рынка и какая ее роль в маркетинге
- Что такое сегментация рынка
- Цели сегментации
- Признаки сегментирования рынка
- Преимущества и недостатки сегментации
- Принципы сегментирования рынка
- Географический
- Демографический
- Психографический
- Социально-экономический
- Поведенческий
- Стратегии развития с учетом сегментации рынка
- Концентрированная
- Ассортиментная
- Дифференцированная
- Этапы сегментирования рынка в маркетинге
- Сегментирование
- Выбор целевых сегментов
- Позиционирование
- Пример сегментации рынка
- Заключение
Понятие сегментации рынка
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Сегментация рынка (СР) – это разделение целевой аудитории (ЦА) на группы. В каждую из групп входят потребители с одинаковыми характеристиками и потребностями. Нужно это при формировании маркетинговой стратегии. Позволяет увидеть потребности всех групп потребителей и удовлетворить их.
Выбор целевой аудитории при разработке стратегии продвижения торговой марки.
Что означает сегментация рынка
Компания при производстве и реализации продукции может ориентироваться как на все сегменты, так и на отдельные группы потребителей. Сегментация позволяет организации определить свое место на рынке. Основная ее цель – повышение продаж продукции, ориентация на различных потребителей при разработке товара.
Сегментация подразделяется на два этапа:
- Макросегментирование. На этом этапе определяется рынок, на котором будет реализован продукт.
- Микросегментирование. Внутри определенного рынка определяются сегменты потребителей. То есть проводится поиск небольших участков рынка для формирования эффективной маркетинговой стратегии.
Работа с небольшими группами потребителей позволяет отыскать более тонкие маркетинговые инструменты.
Цели сегментации рынка
Сегментация рынка – инструмент, который не стоит игнорировать. Эффективность его очень высока. Рассмотрим цели сегментации рынка:
- Разработка товара на основании нужд целевой аудитории.
- Удовлетворение потребностей потребителя.
- Формирование конкурентных преимуществ.
- Ориентация маркетинговой стратегии на действительного потребителя.
- Формирование научно-технической базы на основании имеющихся запросов.
- Переход на узкий сегмент с низкой конкуренцией.
- Ориентация на потребителя.
Сегментация рынка – это инструмент, который подходит как для малой, так и для большой компании.
Есть ли конкуренция на рынке социальных сетей?
Этапы сегментации
Точность сегментации – это принципиальный момент. От этого зависит степень эффективности маркетинговой стратегии. Если группы потребителей будут определены неправильно, невозможно будет подобрать адекватный метод повышения продаж. Рассмотрим этапы сегментации рынка:
- Исследование рыночных ресурсов компании.
- Формирование критериев сегментации.
- Сегментация.
- Исследование рынка.
- Формирование стратегии поведения компании в рыночных условиях.
- Подбор конкретных сегментов рынка.
- Позиционирование продукции.
- Формирование маркетинговой стратегии.
- Организация работы компании на новом сегменте.
На ступени предварительной сегментации изучается максимальное число подходящих сегментов рынка. На ступени окончательной сегментации исследуется ограниченное число сегментов, в которых планируется продолжать работу.
Выбор определенного сегмента
Как правило, компания специализируется на 1-2 сегменте. Большее количество сегментов выбирать не рекомендуется. Это снизит адресность продаж. После того как сегмент выбран, возможны 5 вариантов действий:
- Концентрация на одном сегменте.
- Работа над удовлетворением одной потребности, характерной для всех групп потребителей.
- Работа над удовлетворением всех потребностей в рамках одной группы.
- Концентрация на нескольких сегментов.
- Удовлетворение потребностей представителей всего рынка.
ВНИМАНИЕ! Самый эффективный метод маркетинга – сосредоточение на одной группе.
Критерии сегментирования рынка
Критерии сегментации – это показатели, позволяющие определить разумность выбора определенной группы. С их помощью можно обосновать маркетинговую стратегию. Рассмотрим основные критерии, а также их характеристики:
- Дифференцированность обратной реакции потребителей. Представители каждой группы должны реагировать на предлагаемый продух похожим образом.
- Достаточность. Определяется объем продукции, который может быть продан в рамках заданного временного периода. При этом во внимание принимаются такие показатели, как количество потребителей и площадь выбранного сегмента.
- Доступность. Определяются ресурсы для расширения площади реализации продукции.
- Измеримость. Наличие ресурсов для исследования размера сегмента.
- Существенность. Каждая группа анализируется на предмет того, может ли она рассматриваться в качестве сегмента.
- Совместимость. Проверяется степень совместимости сегмента с рынком, захваченным конкурентами.
- Прибыльность. Определяется доходность работы с выбранной группой.
- Конкуренция. Анализируется уровень конкуренции.
Для анализа можно выбрать все или несколько критериев.
Как сформировать маркетинговую стратегию фирмы с учетом требований процессов логистики?
Признаки сегментации рынка
Выделяют следующие признаки сегментации:
- Географический. Рынок разделяется по географическим признакам. То есть компания выбирает, в какой географической области будет реализовываться продукция. При этом учитывается климат этой области, плотность населения, особенности потребителей. К примеру, не имеет смысла рассчитывать на большой спрос в том случае, если теплые куртки продаются в областях с очень теплым климатом.
- Демографический. Представители ЦА разделяются на группы по следующим признакам: пол, возраст, семейный статус, уровень доходов, образование и прочее.
- Психографический. Группа классифицируется на основании следующих признаков: образ жизни, статус, личностные особенности. Возможно осуществление сегментации на основании типов личности. К примеру, потребители делятся на интровертов и экстравертов. В зависимости от типа личности подбирается оптимальный способ воздействия на потребителя.
- Потребительские мотивы. На этом этапе определяются предпочтения потребителей, расстановка приоритетов при совершении покупки. Желательно определить систему ценностей ЦА.
- Поведенческий. Анализируется фактическое поведение покупателя. К примеру, определяются объемы покупок, которые делаются потребителем. Рассчитываются показатели лояльности.
Перечисленные признаки позволяют разделить имеющуюся ЦА на группы.
Стратегии развития с учетом сегментации рынка
На основании сегментации рынка определяется дальнейшая стратегия развития. Можно подобрать одну из следующих стратегий:
- Унифицированная. В этом случае сегментация практически не играет роли. Рекламная стратегия будет однородной. При разработке и реализации продукта ориентируются на самые общие черты потребителя. Данная стратегия актуальна для тех случаев, когда товар не имеет отличительных признаков.
- Дифференцированная. Под каждую группу потребителей подбирается конкретный товар. Отличительными чертами этого метода является более высокая вероятность совершения покупки, более высокая стоимость товара.
- Концентрированная. Выбираются несколько групп потребителей, и все усилия компании концентрируются именно на них. Отличия этой стратегии: повышенный потенциал рынка, престижность продукции, обеспечение повышенной рентабельности производства. Стратегия подходит для узкоспециализированных производств.
- Атомизация. ЦА разбивается на мельчайшие единицы. Предел деления – индивидуальный потребитель. Данная стратегия имеет смысл при продаже дорогостоящей продукции.
Выбор стратегии зависит от особенностей компании и самого продукта.
Пример сегментации рынка
Компания занимается производством протеиновых коктейлей. Сегментация проводится с целью увеличения продаж. Методом исследования определяются группы, которые приобретают продукцию. Это:
- Женщины, желающие похудеть.
- Женщины, старающиеся набрать мышечную массу.
- Профессиональные бодибилдеры.
Компания совсем небольшая, а потому она подвержена конкуренции. Для сокращения конкуренции принимается решение о выборе одной группы. В данном случае этой группой будут профессиональные бодибилдеры. Выбор обусловлен тем, что эта группа нуждается в качественном спортивном питании, однако мало производителей ориентированы именно на профессиональных спортсменов. Продукция адаптируется под нужды конкретной группы.
Источник
Что такое сегментация рынка и какая ее роль в маркетинге
Производя продукт, вы должны понимать, для кого это делаете и какие потребности удовлетворяете. Без знания целевой аудитории не выйдет грамотно составить план продвижения и развития организации. Исследуя ЦА, можно разделить ее на группы, то есть сегментировать, проанализировать их поведение и создать персонализированные предложения. В этой статье мы подробнее разберемся, что такое сегментация рынка и как ее эффективно использовать в разных сферах бизнеса.
Содержание
Что такое сегментация рынка
Сегментация рынка — это процесс разделения целевой аудитории на несколько групп по схожим характеристикам и потребностям: местоположение, пол, возраст, интересы, род деятельности и многое другое.
Сегментация позволяет выделить и выбрать одну или несколько групп, исследование которых поможет определить долю рынка, рассчитать сбыт и разработать стратегию продаж. Также вы будете понимать, чем привлечь внимание клиента, на какой потребности сконцентрироваться и как помочь потребителю найти решение проблемы, так как сегментация позволяет сделать более глубокий анализ целевой аудитории.
Сегментирование рынка способствует корректному выбору каналов коммуникации, разработке уникального предложения и грамотному вложению бюджета в маркетинговые мероприятия.
Например, компания рассматривает несколько сегментов потребителей по поведенческому признаку и выбирает варианты коммуникации. Фирма занимается производством и продажей ювелирных украшений.
Рассматривается широкая группа аудитории от 25 до 45 лет. В таблице — разделение на четыре сегмента по поведенческим признакам и соответствующие стратегии коммуникации для каждого.
Сегменты | Коммуникации |
Женщины и мужчины, которые покупают украшения для себя | Промокоды, акции, скидки и приглашения в VIP-клуб. Рассылки с подборками образов и новинками. Реклама с соответствующим предложением в соцсетях и у блогеров |
Мужчины и женщины, которые покупают украшения в подарок | Рассылки за несколько дней до начала праздников. Информационные письма о новинках, а также персональные предложения с промокодами. Реклама в соцсетях, баннерах, поисковых системах и у блогеров |
Клиенты, совершившие одну покупку | Напоминание о себе в рассылках по email, SMS и чат-ботах — скидки, акции, информационные статьи, подборки и новинки. Реклама в РСЯ и соцсетях |
Люди, которые покупают авторские и эксклюзивные вещи | Рассылки об эксклюзивных товарах, дизайнерских подборках и коллаборациях, предложение оформить карту лояльности. Реклама в соцсетях, поисковой системе, РСЯ, журналах |
После того, как определите сегменты ЦА, вы сможете создать портрет клиента и более детально разобрать особенности каждого персонажа и его путь знакомства с брендом.
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Цели сегментации
Рассмотрим цели сегментирования:
- Ориентация компании на потребителя.
- Разработка продукта на основании потребностей клиента.
- Формирование конкурентных преимуществ товара.
- Удовлетворение потребностей.
- Создание направления для маркетинговой стратегии.
- Переход на более узкий сегмент с низкой конкуренцией.
Сегментация работает во всех сферах бизнеса. Без знания своей ЦА и ее сегментов будет сложно реализовать главную цель компании — увеличение прибыли.
Признаки сегментирования рынка
Признаками называют показатели, которые помогают определить правильность группировки по сегментам. Их можно использовать, когда вам нужно удостовериться в правильности проведенных исследований или например, сопоставить профиль нового клиента с готовыми сегментами.
Специалисты выделяют ряд критериев:
- Емкость сегмента. Это количественные параметры: какой объем продукции и по какой стоимости требуется реальным и потенциальным потребителям.
- Однотипность отклика в каждом сегменте. У потребителей, собранных в группу, одинаковая реакция на предложение, которое поступает от компании — и при этом она отличается от других сегментов.
- Доступность. Параметр, который отражает затраты на каналы продвижения и продажу товаров, необходимые для рентабельной работы в сегменте.
- Измеримость. Все необходимые ресурсы, позволяющие исследовать размер каждого сегмента, а также проверка закрытых зон, которые по какой-то причине мешают получить доступ к информации об аудитории.
- Существенность. Проверка потенциала каждой группы — может ли она быть сегментом или компании следует выделить другую часть аудитории.
- Прибыльность. Выявление уровня доходности от работы с полученным сегментом — норма прибыли и ее прирост.
- Конкурентоспособность. Исследование конкурентных преимуществ у компании.
- Эффективность спроса. Проверка совместимости сегмента с выбранным конкурентным рынком — проверяется размер, уровень платежеспособности и заинтересованность потребителей в продукте.
Преимущества и недостатки сегментации
У сегментирования рынка есть ряд преимуществ и недостатков, давайте рассмотрим их в удобной таблице.
Преимущества | Недостатки |
Помогает найти свою нишу | На разработку и исследования потребуется время, а также деньги |
Позволяет сконцентрировать силы на перспективных сегментах | Есть риск выявить неверные критерии сегментирования, а значит — определить группу, которая не будет отвечать вашим запросам. Компания из-за этого теряет прибыль, а также время и сила на исследование |
Помогает разработать маркетинговую стратегию и выбрать каналы коммуникации | Если концентрироваться только на перспективных потребителях, есть риск упустить новую аудиторию, которая в данный момент испытывает потребность в продукте компании |
Позволяет компании предугадывать потребности каждого сегмента и вовремя выпускать сопутствующие товары | Данные устаревают, так как потребности людей меняются — нужно периодически проводить новые исследования |
Помогает создать структуру организации, в которой вся работа сосредоточена на улучшении обслуживания клиентов | Вы можете подготовить опрос, который поможет разделить целевую аудиторию на сегменты. Если анкета с вопросами о поведении клиента создана неправильно, респондент не сможет дать на конкретный вопрос однозначного ответа — на выходе вы рискуете получить неполное исследование |
Принципы сегментирования рынка
А теперь рассмотрим принципы сегментирования, которые позволяют разбить целевую аудиторию на группы.
Принципы сегментирования рынка
Географический
Деление рынка по географическим критериям:
- Регион. Страны Азии или Западная Европа.
- Численность населения. Жители малых (до 100 тысяч человек) или крупных городов.
- Климатические условия. Высокая или низкая температура и уровень влажности.
- Статус населенных пунктов. Например, курортные города или культурные столицы.
- Риски стихийных бедствий. Сейсмическая активность, наводнения или ураганы.
Для организации это важно, потому что она выбирает — на какой территории вести бизнес и как внешние факторы и особенности культуры могут влиять на покупательскую способность.
Демографический
Разделение рынка на основе демографических данных потребителей:
- Возраст. Например, 25-30 лет или 35-40 лет.
- Пол — мужской или женский.
- Семейное положение. Холостяки, люди в браке, молодая семья, пожилые супруги.
- Религиозные взгляды. К примеру, христианство, иудаизм, ислам.
- Национальная и расовая принадлежность.
- Важные события в жизни потребителей — дни рождения, национальные праздники, события из жизни страны или города.
Благодаря демографическим признакам можно узнать, как будут формироваться предпочтения и вкусы потребителей.
Психографический
Деление аудитории по психографическим признакам, которые характеризуют тип личности потребителя и мотивацию его поведения.
- Тип личности. Экстраверт или интроверт.
- Жизненная позиция. Активная, агрессивная или пассивная.
- Отношение к инновациям. Новаторы, консерваторы или традиционалисты.
- Отношение к себе. Человек может ощущать себя лидером или думать, что он ничем не отличается от других.
- Кумиры и лидеры для сегмента. Известные личности, родители или друзья.
- Внутренняя мотивация. Самовыражение, признание или достижение идеального образа жизни.
- Отношение к местным производителям. Положительное, отрицательное или нейтральное.
- Ценности потребителя. Спорт, семья, карьера, материальное благополучие и тому подобное.
Социально-экономический
Деление потребителей по социально-экономическим признакам, которые показывают мотивацию поведения и отражают платежеспособность сегмента.
- Уровень дохода. Средний, низкий или высокий.
- Род деятельности. Технический специалист, бизнесмен, руководитель отдела, офисный сотрудник, домохозяйка или студент.
- Сфера занятости. Преподавательская деятельность, торговля или здравоохранение.
- Образование. Например, высшее, среднее или даже отсутствие аттестата.
Поведенческий
Определение поведенческих признаков для того, чтобы понимать, какой будет реакция человека на товар и как он принимает решения о покупке.
- Места покупок. Супермаркет, торговый центр, интернет-магазины или рынок.
- Частота покупок. Раз в неделю или месяц.
- Выгоды. Качество товара, удобство расположения магазина или экономия.
- Отношение к продукту. Лояльное, негативное или безразличное.
- Повод для совершения покупки. Ежемесячные затраты или покупка к какому-то событию.
- Ожидания от покупки. Например, описание эмоций.
- Статус покупателя для компании. Потенциальный потребитель, постоянный клиент или новый покупатель.
- Уровень готовности для совершения покупки. Неосведомленный, знающий или интересующийся.
- Степень вовлеченности в покупку. Товар может решить срочную проблему или нет.
Стратегии развития с учетом сегментации рынка
Есть ряд стратегий развития, которые можно использовать после изучения и разделения сегментов рынка.
Концентрированная
Суть стратегии: Выбирается один продукт и сегмент, на котором концентрируются все силы компании.
Используется в организациях, которые ограничены в ресурсах. Стратегия подойдет для малого, среднего и узкоспециализированного бизнеса.
Особенности: компании необходимо уделять внимание вопросам репутации, престижности продукции, а также следить за динамикой рынка и улучшать свои конкурентные преимущества.
Например, компании, которая занимается доставкой песка, лучше сконцентрировать силы на крупных застройщиках, закупающих несколько сотен тонн для реализации масштабных проектов: жилые комплексы, коттеджные поселки, аквапарки. Организация сможет достигнуть желаемого результата по прибыли и удержать позицию на рынке.
Ассортиментная
Суть стратегии: в одном сегменте продвигается несколько предложений, которые должны удовлетворить максимальное количество покупателей. Основная концентрация — на общности интересов и предпочтений потребителей, а не на конкретных нуждах каждого. Подходит для любых сфер бизнеса.
Особенности: Компания придерживается стандартизации и массовости производства товара.
Например, ассортимент газированных напитков Pepsi ориентирован на молодежную аудиторию. А Coca-Cola охватывает более широкий сегмент — людей, для которых важны семейные ценности и счастье в мелочах.
Дифференцированная
Суть стратегии: в данном случае для каждого сегмента подбирается конкретный товар.
Подойдет для крупных организаций.
Особенности: у этого метода более высокая вероятность совершения покупки, но для реализации стратегии потребуется большое количество вложений на производство и продвижение каждого товара.
Например, для каждого сегмента банк предлагает определенную карту и ряд возможностей для решения частной проблемы клиентов: работающему населению — получить зарплату, молодой семье — оформить кредит, ребенку — получить деньги от родителей, предпринимателям — положить сумму на счет под процент.
Этапы сегментирования рынка в маркетинге
Процесс сегментации рынка обычно делят на три этапа:
Сегментирование
Для начала нужно выбрать критерии для отбора целевой аудитории и провести анализ полученных групп. Чем подробнее он будет, тем больше свободных ниш вы сможете обнаружить в последующих исследованиях.
Далее соберите полученные характеристики в группы и добавьте описания к каждому сегменту: модель поведения, привычки человека, степень удовлетворенности продуктом и тому подобное. А к каждой нише добавьте данные по количеству конкурентов.
Выбор целевых сегментов
На данном этапе нужно оценить размеры сегмента и определить фактическое и потенциальное количество человек в группе.
Далее проанализируйте потенциал и перспективность каждого сегмента — на каком можно сконцентрироваться в данный момент, а какие требуют дополнительного развития, например, производства новых товаров. Оцените спрос в выбранных нишах, динамику продаж и прибыли, а также изучите потенциальные угрозы рынка.
Позиционирование
Выберите целевые сегменты, которые смогут принести максимальную прибыль компании. И затем переходите к разработке стратегии развития и плану продвижения.
Определите конкурентные преимущества компании и составьте пошаговый план маркетинга, который ответит на вопрос: как организация собирается охватить рынок и удовлетворить потребности всех покупателей. Сюда входит товар и его положение среди конкурентов, ассортимент продукции, стоимость и варианты продвижения.
Схема процесса сегментации рынка
Пример сегментации рынка
Дана компания, которая занимается производством кормов для животных. Ассортимент представлен в трех классах: эконом, средний и премиум.
Специалисты выделили несколько ключевых сегментов, проанализировав аудиторию:
Признаки/Сегменты | Холостяки | Молодые семьи | Семья с детьми |
Географические | Москва |
Город-миллионник
Женщины и мужчины
Не состоят в официальных отношениях
рождения своего питомца
Женщины и мужчины
Отмечают день рождения своего питомца
Женщины и мужчины
Семейная пара с ребенком
Отмечают день рождения своего питомца
Пассивная жизненная позиция
Нейтрально относятся к местным производителям
Ценности: материальное благополучие, успех, независимость
Активная жизненная позиция
Отрицательно относятся к местным производителям
Ценности: семья, карьера, любовь к путешествиям
Активная жизненная позиция
Положительно относятся к местным производителям
Ценности: семья, счастье, комфорт
Проходят интернет-курсы по дрессировке собаки, но также занимаются с кинологом
Обучают щенков с помощью интернет-курсов
Руководители и бизнесмены
Занимаются с кинологом по индивидуальной программе
Покупают товары для собаки до 4-х раз в месяц
Важно качество товара, состав корма и сервис компании
Совершают покупки в зоомагазине 3 раза в месяц
Оценивают качество, состав товара и его стоимость
Покупают товары для животных до 2 раз в месяц
Оценивают качество товара
Теперь можно проанализировать данные: выявить мотивацию для совершения покупки, платежеспособность группы, а также тип продукта, который подойдет каждому сегменту.
Полученные данные можно использовать в таргете. Настройки рекламных кампаний позволяют указать пол, возраст, интересы, а также местоположение целевой группы потребителей. А значит — ваша реклама будет охватывать только целевой сегмент.
Пример настроек сегмента аудитории в кабинете Facebook Ads
Рекомендуется к прочтению! Узнайте, как настроить рекламную кампанию в Facebook.
В чат-ботах. При настройке цепочек сообщений в сервисе SendPulse подписчику можно присвоить тег. Например, закрепить за потребителем класс корма — эконом, средний и премиум, и присылать ему подходящие предложения.
Выбор действия «Добавить тег» в цепочке сообщений
В email рассылках. В окне формы подписки. клиент может поставить галочку, для кого присылать подборки: мужчине или женщине. Другой вариант — клиент указывает дату рождения и к празднику получает промокод и подборку товаров.
Вариант поп-ап с параметром для работы с сегментацией
Заключение
В этой статье мы рассмотрели сегментацию рынка и ее особенности.
Сегментирование помогает компании:
- Повышать уровень лояльности клиентов, так как продукт удовлетворяет их потребности.
- Предугадывать желания и боли каждой группы.
- Выделяться на рынке и оставаться конкурентоспособной.
- Грамотно управлять стратегиями развития.
- Увеличивать производственные мощности и повышать репутацию на рынке.
А чтобы подключить каналы коммуникации — регистрируйтесь в сервисе SendPulse и используйте наши инструменты: подключайте бесплатную CRM систему, создавайте мультиссылки через конструктор лендингов, отправляйте email, Viber, SMS, WhatsApp рассылки, push уведомления, а также настраивайте чат-боты в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте, WhatsApp и Telegram!
Источник