1. Пользуясь рисунком 3, расскажите, как изменяется внутренняя энергия тела, когда над ним совершают работу.
При совершении работы (при натирании трубки веревкой) увеличивается температура, а значит, и внутренняя энергия.
2. Опишите опыт, показывающий, что за счёт внутренней энергии тело может совершить работу.
В тослстостенный стеклянный сосуд, закрытый пробкой, накачаем воздух через специальное отверстие в ней. Через некоторое время пробка выскочит из сосуда. В момент, когда пробка выскакивает из сосуда, образуется туман. Его появление означает, что воздух в сосуде стал холоднее. Находящийся в сжатый воздух, выталкивая пробку, совершает работу. Эту работу он совершил за счет своей внутренней энергии, которая при этом уменьшается.
3. Приведите примеры изменения внутренней энергии тела способом теплопередачи.
Воздух и различные предметы в комнате нагреваются от радиатора центрального отопления; крыши домов нагреваются лучами солнца.
4. Объясните на основе молекулярного строения вещества нагревание спицы, опущенной в горячую воду.
Средняя кинетическая энергия молекул спицы меньше средней кинетической энергии молекул воды. Молекулы воды будут передавать часть своей кинетической энергии молекулам спицы, в результате чего спица нагреется, а вода несколько охладится.
5. Что такое теплопередача?
Теплопередача — процес изменения внутренней энергии без совершения рабтоты над телом или самым телом.
6. Какими двумя способами можно изменить внутреннюю энергию тела?
Внутреннюю энергию тела можно изменить двумя способами: совершая механическую работу или теплопередачей.
Источник
Урок на тему: «Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность.»
Выбранный для просмотра документ 02-68.docx
Физика 8 класс Волик Н.Н.
Тема: Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность.
Цели (ожидаемый результат) :
сформировать понятия теплопередачи и изменения внутренней энергии путём совершения механической работы ;
отработка и закрепление умений учащихся применять свои знания для объяснения конкретных явлений .
развивать интерес к физике, мотивировать необходимость изучения тепловых явлений, раскрывать на интересных и важных примерах их широкое проявление в природе, показывать применение знаний о тепловых явлениях в быту и технике ;
развитие умений применять полученные знания при решении расчетных и качественных задач ;
развитие логического мышления .
демонстрируют коммуникативные навыки;
понимают значимость умственного труда.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Методы урока : словесный, наглядный.
Оборудование : термометр, цилиндр металлический (заранее нагретый)
УМК : презентация «Изменение внутренней энергии тела».
Приветствует учащихся, создает доброжелательный настрой
Актуализация опорных знаний
М ы продолжаем изучать вопросы тепловых явлений. Сегодня рассматриваем способы изменения внутренней энергии. А прежде чем мы начнем говорить о способах изменения внутренней энергии, давайте вспомним материал предыдущего урока:
Физический диктант (заполнить пропуски): (слайд)
1. Нас окружают физические…
2. Они состоят из…
3. … движутся непрерывно.
4. Кинетическая энергия движущихся молекул и потенциальная энергия их взаимодействия образуют… энергию.
5. О б изменении внутренней энергии тела мы судим по…
Проверим ваши ответы (учащиеся обменивают своими ответами в парах и осуществляют взаимопроверку).
Пять правильных ответов это «5», четыре правильных ответа- «4» и так далее.
1. Нас окружают физические тела
2. Они состоят из молекул.
3. Молекулы движутся непрерывно.
4. Кинетическая энергия движущихся молекул и потенциальная энергия их взаимодействия образуют внутреннюю эн ергию.
5. О б изменении внутренней энергии тела мы судим по изменению температуры тела и деформации.
Все тела состоят из молекул, которые непрерывно движутся и взаимодействуют друг с другом. Они обладают одновременно кинетической и потенциальной энергией.
Эти энергии и составляют внутреннюю энергию тела.
Таким образом, внутренняя энергия — это энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.
Сообщение темы и целей урока
Поговорим подробнее о способах изменения внутренней энергии тела. Запишите тему урока. Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность.
Изучение нового материала
Объяснение нового материала с помощью презентации.
Внутренняя энергия не является величиной постоянной.
Если температура тела увеличивается, увеличивается и внутренняя энергия тела. Это означает, что молекулы этого тела начинают быстрее двигаться, чаще взаимодействовать друг с другом, и, соответственно расстояние между частицами увеличивается. Следовательно, энергия этого тела тоже увеличивается.
Если же температура понижается, тело остывает, то это означает, что молекулы начинают двигаться медленнее, их кинетическая энергия и расстояние между ними уменьшается, и, следовательно, энергия тела тоже убывает.
Можно сказать, что температура является главной характеристикой внутренней энергии тела.
Итак, от каких величин зависит внутренняя энергия тела?
Когда мы говорим об изменении внутренней энергии тела, то необходимо отметить, что не сразу сложилась теория, связывающая внутреннюю энергию и движение частиц. Почти до конца 19 века считалось, что существует так называемая субстанция – тепла, которая, втекая в тело, увеличивает его внутреннюю энергию, температуру; течением этой жидкости считалась его внутренняя энергия. А если тело остывает, то это тепло вытекает из тела, соответственно, внутренняя энергия его уменьшается.
Демонстрация: опыт по сгибанию и разгибанию медной проволоки. Место сгиба быстро становится теплым.
— Почему проволока в месте сгиба нагревается?
Обсуждая ответ на поставленный вопрос, учащиеся приходят к выводу, что, сгибая и разгибая кусок проволоки, мы совершаем механическую работу. Так как температура сгиба увеличилась, то увеличилась и средняя кинетическая энергия молекул, а значит и внутренняя энергия. Следовательно, механическая работа превратилась во внутреннюю энергию.
Рассмотрим опыт, описанный в учебнике на стр.8 (рис.4). (слайд)
Что мы совершали, натирая трубку шнуром? ( Механическую работу ). Как при этом изменилась внутренняя энергия жидкости внутри трубки? ( Увеличилась ). За счет чего увеличилась внутренняя энергия пара? ( За счет совершения механической работы при натирании трубки верёвкой ).
Этот способ увеличения внутренней энергии тела при трении был известен людям с глубокой древности. Именно таким способом люди добывали огонь.
Сделаем общий вывод: как можно увеличить внутреннюю энергию тела? ( Совершая над ним механическую работу ).
В своей жизненной практике вы также не раз сталкивались с увеличением внутренней энергии тела при совершении над ним механической работы. Работая в мастерских, например, обтачивая детали напильником, что вы замечали? ( Детали нагревались ).
Если мы будем совершать работу, то тем самым будем изменять энергию тела.
То же самое можно сказать о внутренней энергии: если мы будем совершать работу над телом какими -либо внешними силами, то соответственно, внутренняя энергия этого тела будет изменяться. Если само тело будет совершать работу, например, газ, расширяясь, то будет меняться внутренняя энергия самого газа.
Первые опыты по изменению внутренней энергии провел английский инженер и физик Румфорт, который в 18 веке при изготовлении пушек занимался сверлением ствола. Когда происходило сверление, Румфорт заметил, что и сверло, и сам ствол очень сильно нагреваются. В результате эксперимента он убедился, что при движении-вращении сверла можно нагреть даже воду, т.е. на вершине сверла укрепляли ведро с водой, которое в результате движения сверла, закипало, выделялась огромная энергия. Это доказывало, что внутренняя энергия тела может быть изменена при помощи совершения работы.
В технике, промышленности, повседневной практике мы постоянно встречаемся с изменением внутренней энергии тела при совершении работы: нагревание тел при ковке, при ударе; совершение работы сжатым воздухом или паром и др. (слайд)
Демонстрация: Проведём еще один опыт. В стакан с водой, имеющей температуру 20 ⁰ С опустим цилиндр с температурой 100 ⁰ С. Через некоторое время температура воды станет равна 60 ⁰ С. Но и температура цилиндра также станет 60 ⁰ С. За счёт чего повышается температура воды в стакане? ( Цилиндр передаёт часть тепла воде. При этом температура (внутренняя энергия) воды становится выше, а температура (внутренняя энергия) цилиндра уменьшается ). Такое явление, когда одно тело отдает энергию, а другое принимает, называется теплообменом. При теплообмене температура взаимодействующих тел становятся одинаковой. (слайд)
Совершается ли работа над телом при теплообмене? ( Нет ). Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом называется теплопередачей.
Изменение внутренней энергии способом теплопередачи: нагревание чайника на плите, или, если вы вдруг опустили ложку чайную в стакан с чаем, то увидите, что эта ложка нагревается, т.е. как происходит этот нагрев, без совершения работы.
Внутренняя энергия тела изменяет свою энергию и за счет теплопередачи, и за счет совершения работы.
Внутренняя энергия изменяется при помощи работы и теплопередачи. Необходимо отметить, что теплопередача может происходить тремя способами, это:
1) Процесс конвекции;
3) Процесс теплопроводности.
Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами.
Об этом мы будем говорить на последующих уроках.
Раз, два – встать пора,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Закрепление изученного материала
Вопрос 1. Если кусок алюминиевой проволоки расклепать на наковальне или быстро изгибать в одном и том же месте то в одну, то в другую сторону, то это место сильно нагревается. Объясните явление.
Ответ: Над проволокой совершается механическая работа. Механическая энергия превращается во внутреннюю.
Вопрос №2 . Чем объясняется сильный нагрев покрышек автомобиля во время длительной езды?
Ответ. Покрышки нагреваются а счёт работы трения при частичном проскальзывании из по полотну дороги, и за счёт работы деформации покрышки при качении.
Вопрос №3 . Когда автомобиль расходует больше горючего: при езде без остановки или с остановками? Почему?
Ответ: При остановке кинетическая энергия автомобиля превращается во внутреннюю энергию тормозных колодок. Чтобы каждый раз после остановки приобрести необходимую скорость, в двигателе должно быть израсходовано дополнительно некоторое количество горючего.
Итак, внутренняя энергия тела – это суммарная потенциальная и кинетическая энергия всех молекул тела. Молекулы обладают потенциальной энергией, т.к. взаимодействуют друг с другом. Потенциальная энергия молекул зависит от расстояния между молекулами. Расстояние между молекулами можно изменить деформацией или нагреванием. При нагревании и охлаждении расстояние между молекулами изменяется не очень сильно. Значительно расстояние между молекулами изменяется при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое. Молекулы обладают кинетической энергией, т.к. находятся в непрерывном движении. Кинетическая энергия молекул зависит от скорости движения молекул. Скорость движения молекул зависит от температуры. Следовательно, внутренняя энергия тела изменяется при деформации и изменении температуры тела.
Внутреннюю энергию тела можно изменить двумя способами: совершая над телом механическую работу и способом теплопередачи. Теплопередача совершается несколькими способами.
Задает вопросы учащимся:
Все ли было понятно на уроке? Что вызвало трудности?
Почему при обработке детали напильником деталь и напильник нагреваются?
Каким способом и как изменяется внутренняя энергия продуктов, положенных в холодильник?
Молоток будет нагреваться, когда им забивают гвозди, а также когда он лежит на солнце.
Каким образом меняется внутренняя энергия молотка в каждом случае?
Как древние люди добывали огонь? Как сегодня в походных условиях получают огонь?
Каким образом происходит нагревание двигателя и его охлаждение при движении автомобиля?
Как вы работали на уроке? Как вы себя оцениваете?
Выставляет оценки за урок, с комментариями
Домашнее задание: прочитать параграф 3, 4 — выучить основные понятия, упр.1. стр.13.
Источник
Урок физики «Внутренняя энергия. Способы изменения. Виды теплопередачи». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Цели урока:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися таких важных понятий как энергия, внутренняя энергия, теплопередача и ее виды: теплопроводность, излучение, конвекция;
- формирование у учащихся представлений о фундаментальных законах природы на примере закона сохранения энергии.
Задачи:
- приобретение учащимися знаний о внутренней энергии, способах ее изменения, знакомство с терминами: теплопередача, теплопроводность, излучение;
- формирование у учащихся умения наблюдать природные явления, проводить экспериментальные исследования, делать выводы;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, результат эксперимента.
Тип урока: комбинированный.
Демонстрации:
- превращение механической энергии (на примере движения резинового мячика и маятника Максвелла);
- превращение механической энергии во внутреннюю (на примере падения свинцового шарика на свинцовую плиту);
- изменение внутренней энергии по рис 4 и 5 учебника (Перышкин А.В Физика-8), нагревание монеты в пламени свечи и при ее трении о деревянную линейку, нагревание свинца ударами молотка;
- опыты по рис.6-9 в учебнике (Перышкин А. В. Физика-8);
- опыты по рис 10,11 в учебнике (Перышкин А. В. Физика-8)
- наблюдение конвекции в газах на примере наблюдения конвекционных потоков от горящей свечи в проекции на освещенный экран;
- демонстрация светильников, в которых используется явление конвекции;
- нагревание воздуха в теплоприемнике излучением;
- демонстрация поглощательной способности различных веществ.
Ход урока
Примечание:
Материалы, представленные в данной презентации, включают несколько тем, важных для дальнейшего изучения тепловых явлений, рассчитаны на использование на нескольких уроках и при объяснении новой темы, и при обобщающем повторении в 8 классе и при изучении молекулярной физики в 10 классе.
Закрепление полученных знаний по теме целесообразно приводить на примерах задач, которые достаточно представлены в сборниках задач по физике:
- А.В. Перышкин Сборник задач по физике 7-9 классы, изд. «Экзамен» М., 2013.
- В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике 7-9 классы, изд. «Просвещение» АО «Московские учебники», М., 2001.
- и другие.
Поэтому данная презентация может быть использована частично и (или) полностью на уроке в зависимости от целей и задач данного урока. Например при изучении нового материала.
Объяснение нового материала:
Приступая к формированию понятия внутренней энергии, необходимо предложить учащимся вспомнить, что они знают о механической энергии тел.
- В каком случае говорят, что тела обладают энергией?
- Какие виды механической энергии различают?
- Какие тела обладают кинетической энергией и отчего она зависит?
- От чего зависит потенциальная энергия тел?
- Приведите примеры превращения механической энергии.
В основу формирования понятия внутренней энергии положена идея о кажущемся «нарушении» закона сохранения энергии при соударении свинцового шара о свинцовую плиту.
Опыт №1. Соударение свинцового шара о свинцовую плиту. На основании «нарушения» закона сохранения энергии и исследования состояния свинцового шара после удара, делают вывод о наличии у всех тел энергии, которая называется внутренней энергией (слайд 6-8).
Далее необходимо разъяснить учащимся отличие внутренней энергии от механической энергии тел. Важно сделать вывод о том, что внутренняя энергия тел не зависит от механической энергии тела, а зависит от температуры тела и агрегатного состояния вещества. Другими словами, внутренняя энергия тела определяется скоростью движения частиц, из которых состоит тело и их взаимным расположением.
Следующий этап изучения нового материала – это изучение способов изменения внутренней энергии тела. На опытах можно наглядно продемонстрировать, что изменить внутреннюю энергию тела можно при совершении работы (над телом и самим телом) и при теплопередаче.
Это следующие опыты:
1. Изменение внутренней энергии совершением работы над телом.
Опыт №2. Потереть монетку о деревянную линейку, ладони рук друг о друга. Учащиеся делают вывод: внутренняя энергия тела увеличилась.
Опыт №3. Взять воздушное огниво. При быстром сжатии воздух нагревается столь значительно, что пары эфира, находящиеся в цилиндре под поршнем, воспламеняются. Учащиеся делают вывод: внутренняя энергия тела увеличилась.
2. Изменение внутренней энергии при совершении работы самим телом.
Опыт №4. В толстостенный стеклянный сосуд, закрытый пробкой, накачиваем воздух насосом через специальное отверстие в ней. Через некоторое время пробка вылетит из сосуда. В момент, когда пробка вылетает из сосуда, необходимо обратить внимание учащихся на образование тумана в стеклянном сосуде, что свидетельствует о понижении температуры находящихся в нем воздуха и водяного пара. Учащиеся делают вывод: внутренняя энергия тела уменьшилась.
3. Изменение внутренней энергии путем теплопередачи.
На основе опытов из повседневной жизни (ложка, опущенная в горячий чай нагревается, выключенный горячий утюг в комнате остывает).
На основе всех примеров и опытов делается общий вывод: внутренняя энергия тела может изменяться (увеличиваться или уменьшаться) со временем при теплообмене данного тела с окружающими его телами и при совершении механической работы (слайд 9).
При изложении механизмов и способов теплопередачи, необходимо обратить внимание учащихся, что теплопередача всегда происходит в определенном направлении: от тела с более высокой температурой к телу с более низкой температурой, что по существу подводить учащихся к представлению о втором законе термодинамики.
Рассмотрение различных видов теплопередачи начинают с теплопроводности. Для изучения этого явления рассматривают опыт №5 с нагреванием металлического стержня (см учебник Перышкин А.В. Физика-8) На основании результатов опыта учащиеся устанавливают факт передачи теплоты от одной части тела к другой и объясняют его.
Затем вводят понятие о хороших и плохих проводниках тепла. Наглядно демонстрируют на простых опытах №6, №7, №8, описанных в учебнике (А.В. Перышкин Физика-8) различную теплопроводность веществ и рассматривают использование в технике, быту и природе свойств тел по разному проводить тепло (слайд 11-13).
Изучение явления конвекции начинают с постановки следующего опыта №9: пробирку, наполненную водой нагревают на спиртовке в верхней части пробирки. При этом снизу пробирки вода остается холодной, а в верхней части – кипит. Учащиеся делают вывод о том, что вода обладает плохой теплопроводностью. Но! Вопрос учащимся: Как нагревают воду, например, в чайнике? Почему?
Ответы на эти вопросы получим, если проделаем следующий опыт №10:будем нагревать снизу на спиртовке колбу с водой, на дне которой помещен кристаллик марганцовки, окрашивающий конвекционные потоки.
Для демонстрации конвекции в газах, можно воспользоваться проектором и наблюдать конвекционные потоки, идущие от горящей свечи в проекции на экране.
В качестве примеров конвекции в природе рассматривают образование дневных и ночных бризов, а в технике – образование тяги в дымоходах, конвекцию в водяном отоплении, водяном охлаждении двигателя внутреннего сгорания (слайд 14-15).
Понятие об излучении как одном из способов передачи тепла можно начать с постановки вопроса: «Может ли энергия Солнца передаваться Земле теплопроводностью? Конвекцией?» Учащиеся делают вывод, что не может и, следовательно, существует другой способ передачи тепла.
Продолжить знакомство с излучением можно, поставив опыт №11 по нагреванию теплоприемника, соединенного с жидкостным манометром, и находящимся на некотором удалении сбоку от электрической плитки
Перед учащимися ставится вопрос: вследствие чего же воздух в теплоприемнике нагревается? Ведь теплопроводность и конвекция здесь исключены. Возникает проблемная ситуация, в результате обсуждения которой учащиеся приходят к заключению о том, что в данном случае имеет особый вид передачи – излучение – теплопередача с помощью невидимых лучей.
Далее на опыте №12 выясняют, что тела с различной поверхностью обладают разной способностью поглощать энергию. Для этого используют теплоприемник, у которого одна поверхность блестящая металлическая, другая черная и шершавая.
В заключении объяснения можно привести примеры излучения в природе и технике (слайд 16-17).
Источник