Страхование недвижимости: пять способов снизить цену полиса
«Дешево и сердито» — зачастую мы руководствуемся этим принципом, когда речь заходит о, как нам кажется, не самых критичных приобретениях и тратах, к которым многие относят страхование движимого и недвижимого имущества. Сейчас на рынке представлено множество бюджетных продуктов для защиты, например, дачи или квартиры, причем, демпингуя, некоторые страховые компании устанавливают на них такие низкие цены, что невольно возникает вопрос о качестве и надежности услуг.
Однако, как считают специалисты, вовсе необязательно откликаться на дешевые предложения страховщиков – достаточно знать, как удешевить любую страховку не в ущерб качеству.
От чего зависит цена страхования
Любой страховой тариф формируется исходя из степени вероятности наступления того или иного риска, от которого страхуется недвижимость, и из общего состояния страхуемого объекта. В зависимости от этого используются либо повышающие, либо понижающие коэффициенты к базовому тарифу. Например, стоимость страхования дачи, построенной из дерева или с использованием деревянных конструкций, будет гораздо выше тарифа для дачи из кирпича. Страхование городской квартиры, расположенной на первом или последнем этаже без решеток на окнах, будет дороже, чем стоимость полиса для квартиры, предположим, на пятом этаже с решетками и охранной сигнализацией.
Сколько стоит страховой полис
Для загородной недвижимости в среднем по рынку для не элитного жилья цена страхования будет примерно следующей: для каменных строений стоимостью в 1 млн. рублей тариф равен 0,5-0,7% от страховой суммы, или 5-7 тыс. рублей в год, для деревянных коттеджей — 0,6-0,8%, или 6-8 тыс. рублей в год. Для городских квартир тариф на страхование стен без отделки квартиры колеблются в районе 0,12-0,15% от страховой суммы, что при цене квартиры в 1 млн. рублей будет равно 1,2-1,5 тыс. рублей, страхование отделки — 0,5-0,7% или 5-7 тыс. рублей, страхование движимого имущества в квартире — 0,5-0,7% или 5-7 тыс. рублей в год в среднем по рынку.
Как сделать страховку дешевле
Снизить базовую стоимость страхового полиса можно несколькими способами. Во-первых, важно помнить о принципах применения повышающего и понижающего коэффициентов. Они зависят от материалов, из которого построен объект, от его общего состояния, от степени его защищенности от популярных рисков и т.д. Так, для дачи или коттеджа принципиальную важность имеет материал, из которого построен объект. Для деревянного дома высок риск пожара, поэтому тариф получается наиболее высоким, для каменного строения тариф меньше. Если в доме или квартире установлена пожарная или охранная сигнализация, то применяется понижающий коэффициент, если в доме есть сауна, камин или печь, то страховщик вынужден применить повышающий коэффициент к базовому тарифу. Если в доме давно не было капитального ремонта, в нем старые коммуникации, квартира расположена на первом или последнем этажах, то коэффициент будет повышающим.
Во-вторых, страховщики предлагают много программ страхования имущества, как комплексных, так и тех, что включают один или несколько самых распространенных рисков, за клиентом остается только выбрать. Но, как рекомендует Артем Плотников, начальник Отдела страхования имущества ООО «СК «Согласие», оптимально покупать полный пакет услуг, потому как за комплексное страхование все равно дают скидку — чем больше секций страхования включено в страховку, тем эта скидка больше и может доходить до 10-15% от тарифа.
В-третьих, важно уяснить; утверждение, что краткосрочные программы страхования дешевле годовых – это миф. Страховать недвижимость не на год, а на какой-то определенный промежуток времени, невыгодно. При страховании не на год применяется поправочный коэффициент, в результате чего стоимость страховки на полгода будет равна 70% от годовой премии, а цена полиса на три месяца — 50% от годовой премии.
В-четвертых, стоимость страхования можно снизить за счет применения франшизы. Этот инструмент применяется не очень часто, так как о нем мало кто знает и понимает его преимущества. Но, по мнению страховщиков, бояться франшизы не стоит, она позволяет значительно экономить. Работает она следующим образом: страховщик обговаривает с клиентом тот порог убытков, в рамках которого который он готов возмещать убытки без привлечения страховой компании. Все убытки выше порога будут возмещаться страховщиком. Достоинство франшизы в том, что можно позволить себе достаточно широкой страховое покрытие без необходимости платить высокий взнос за страховой полис. Плюс, при мелких убытках страхователь освобождается от ненужной траты времени на сбор документов, на осмотр имущества страховщиком, на милицию и т.д.
И в-пятых, многие страховщики часто предлагают скидку за переход из другой компании.
Источник
6 способов экономии на страховке. Часть 1
Как снизить стоимость страховки имущества, какой из способов пользуется популярностью среди ритейлеров, и от чего страховщики предостерегают розничные компании, рассказали Retailer.RU участники ТОП-10 наиболее активных страховщиков в ритейле.
88% из 100 опрошенных в рамках собственного исследования Retailer.RU рынка страхования российских розничных компаний предпочитают страховать имущество (см. результаты исследования в материале «Страхование ритейла 2012»), — утратив его, ритейлер может потерять позиции на рынке или даже бизнес. Однако защитить — не всегда на практике означает полностью обезопасить. В погоне за более дешевыми услугами страховщиков розничные компании, особенно новички рынка, не редко упускают из вида качество страхования, а вместе с ним и свои деньги.
Чтобы избавить ритейлеров от ошибок молодости, Retailer.RU решил разобраться, в каких случаях можно экономить на защите имущества, а в каких следует принять уже сформированное предложение. Помогали Retailer.RU эксперты из ТОП-10 страховщиков ритейла.
Куда движемся?
В последние годы на рынке страхования имущества юридических лиц, в том числе и торговых сетей, наблюдается стабильное увеличение страховых сумм. «Это связано с обновлением производственных мощностей, переоценкой стоимости имущества и получением более крупных кредитов от банков», — объясняет причину возникновения тренда Мария Барсова, руководитель департамента по страхованию имущественных рисков и ответственности СГ «УралСиб».
На волне этой тенденции растет и конкуренция среди страховых компаний. Чтобы удержать клиента и не напугать его увеличением стоимости страховки, которая автоматически повышается вместе с ростом страховых сумм, страховщики идут на снижение тарифов и разрабатывают более оптимальные условия защиты. Больше всего нововведения касаются расширения страхового покрытия и минимизации затрат клиента.
Cнижение страховых тарифов не свидетельствует о положительной ситуации на рынке страхования предприятий, считают эксперты ТОП-10, скорее наоборот: зачастую цена договора не адекватна объему принимаемых страховщиком обязательств. Причиной этому служит непреодолимое желание со стороны клиента — сэкономить, со стороны страховщика — не потерять клиента.
«Стоимость защиты на российском рынке страхования в разы дешевле западной, — отмечает Сергей Соколов, начальник управления непромышленного страхования департамента корпоративного бизнеса «Ингосстрах». — Происходит это, потому что в основном задача по поиску поставщика услуги возлагается либо на сотрудников юридической службы, либо на финансовый блок, которые часто во главу угла ставят стоимость защиты. Редко на предприятии сферы ритейла существует профессиональный риск-менеджер».
С наблюдениями эксперта из «Ингосстрах» согласна Мария Барсова: на российском рынке распространен демпинг. «Необоснованно низкие тарифы не позволяют страховщику сформировать достаточные резервы для покрытия своих обязательств. Систематические убытки, частота которых будет расти вместе с увеличением изношенности основных фондов, могут привести к тому, что страховщик не сможет производить выплаты страхового возмещения в полном объеме. Таким образом, занижение тарифов негативно сказывается на финансовой устойчивости как страховщика, так и страхователя», — объясняет эксперт.
Кошелек или жизнь?
Для профессионального риск-менеджера, по мнению Сергея Соколова, важно качество, а не стоимость услуги, которая практически у всех крупных страховщиков находится на одном уровне. Здесь на первое место выходит детальное изучение правил страхования, условий договора и финансовой стабильности партнера. Благонадежность страховщика необходимо определять не столько по общему рейтингу или величине общих сборов, но и по величине средств, обеспечивающих финансовую устойчивость компании, страховых резервов (т.е. суммы обязательств страховщика перед своими страхователями), динамике показателей премий и выплат в разрезе видов страхования.
«Путем переговоров со страховщиком находится решение поставленной задачи, — говорит эксперт. — Стоимость такой защиты при этом совсем не заоблачна. Так, за страхование имущественного комплекса, стоимостью, например, в $100 млн страхователь заплатит порядка $35-45 тыс. Это минимальные среднерыночные 0,04-0,05% от заявленной стоимости имущества».
«Стоимость комплексного страхования колеблется в среднем от 0,05 до 0,3% от стоимости страхуемого имущества, — подтверждает среднерыночную премию Наталья Карпова, исполнительный вице-президент группы «Ренессанс страхование». — Это значит, что за 10 лет страхования оплачивается максимум 3% от стоимости активов. В случае же их гибели или повреждения, а по статистике в течение 10 лет каждое предприятие сталкивается с непредвиденными событиями (короткими замыканиями, заливами, авариями, выходом из строя оборудования и т. д.), даже спасительное привлечение кредита на восстановление имущества или приобретение нового меньше 10% годовых не обойдется».
Однако несмотря на экономическую целесообразность страхования, особенно комплексного, не все ритейлеры готовы страховаться «по полной». Часто именно нехватка свободных денежных средств является причиной поиска способов снижения стоимости услуг страховщика. В условиях ограниченности финансовых ресурсов торговые сети не редко действуют по принципу «авось пронесет» и экономят, упуская из вида более безопасные способы удешевления страховки. Но, как часто случается в жизни в подобных ситуациях, «авось не проносит».
Вооружившись рекомендациями ведущих экспертов крупнейших страховых компаний страны, Retailer.RU постарался собрать все возможные варианты оптимизации страховки в одном месте и максимально подробно рассмотреть каждый из них.
Способ №1: задуматься о безопасности
«Значительна разница в цене страхования, например, товаров на круглосуточно охраняемом складе, оборудованном автоматической системой пожаротушения, системой видеонаблюдения в сравнении с павильоном без охраны и дополнительных средств защиты», — вводит в тонкости первого из способов оптимизации страховки Мария Барсова.
Организация дополнительных защитных мер (к действующим нормативам) зависит от специфики деятельности ритейлера и помогает сэкономить, по общему мнению экспертов страховых компаний, от 10% до 40% от стоимости страховки. Прежде всего экономия касается деятельности с использованием складских помещений, где хранится большой объем товаров. Здесь дополнительными мерами выступают установка автоматического пожаротушения в помещениях, для которых по нормам пожарной безопасности наличие таких систем не требуется. «Сюда можно также отнести наличие противопожарных перегородок и профессиональной физической охраны», — добавляет Антон Смулько, руководитель управления андеррайтинга и методологии страхования имущества юридических лиц ВСК. Также оценивается близость расположения пожарной части, наличие пожарного водопровода и исправных пожарных гидрантов.
«Если это торговля ювелирными изделиями, — отмечает Мария Барсова. — То должна быть усилена система безопасности, затруднено проникновение в торговое помещение и хранилище ценностей, обеспечено максимально оперативное реагирование охранных служб, а также установлена система видеонаблюдения.
При страховании наличности в кассе (сейфе) розничной сети страховщик может предъявить определенные требования к охране помещения (наличию системы охранной сигнализации с выводом на пульт охраны), к классу устойчивости сейфа».
На вопрос — стоит ли организовывать дополнительные защитные меры ради одной страховки, и не дешевле ли просто застраховаться, чем тратить огромные средства на организацию дорогостоящих защитных мер — эксперты страховых компаний в один голос заявляют, что стоит.
«Страхование не заменяет собой необходимость соответствия хозяйствующего субъекта установленным требованиям пожарной безопасности и правилам эксплуатации имущества, а является дополнительным инструментом защиты финансовой устойчивости клиента в случае наступления неблагоприятного для него события, — объясняет Мария Барсова. — Если такие требования нарушены, страховщик будет иметь основания не принимать имущество на страхование, либо впоследствии могут возникнуть проблемы со страховым возмещением».
Способ №2: разделить ответственность
Одним из наиболее эффективных, простых и безопасных способов снизить затраты на страхование имущества, по общему мнению экспертов из TOP-10, является установление франшизы. Франшиза предполагает распределение ответственности страховщика и страхователя: часть ущерба оплачивает страхователь, остальное берет на себя страховщик.
«Ввиду того что применение франшизы может существенно снизить затраты на страхование (экономия составляет до 50%), франшиза достаточно популярна среди ритейлеров, — отмечает Мария Барсова. — Особенно если страхование осуществляется клиентом добровольно и в свою пользу».
«Для ощутимого снижения размера премии при страховании даже весьма дорогостоящего объекта недвижимости на сотни миллионов рублей иногда достаточно франшизы в несколько десятков тысяч рублей, — говорит Антон Смулько. — Для получения того же результата при страховании товаров на складе иногда требуется устанавливать франшизу в размере естественной убыли, которая может доходить до нескольких процентов от страховой суммы (например, для сыпучих либо жидких ТМЦ).
Однако данный способ многие клиенты не приемлют принципиально. Установление франшизы в размере естественной убыли — это, конечно, не жесткое требование, а скорее сложившаяся практика. Когда заключается договор страхования, его предметом становятся товары в определенном месте и в определенном объеме. При наступлении страхового случая и, скажем, полном уничтожении склада фактический объем товара в данном месте будет меньше на величину естественной убыли. В этом размере и предлагается установить франшизу по договору».
Размер и тип франшизы, по словам эксперта СГ «УралСиб», зависит в первую очередь от того, какие убытки значительны для клиента, и какие риски для него актуальны. Если, например, ритейлера больше всего пугает тотальное уничтожение имущества, и он располагает собственной инженерной службой, которая способна оперативно урегулировать мелкие убытки, тем самым избавляя клиента от необходимости заниматься урегулированием таких убытков со страховой компанией, для него оптимально установить безусловную франшизу на уровне, превышающем размер мелких убытков.
Страхователь также может установить условную франшизу — когда при ущербе ниже заданной величины, страховщик несет ответственность за ущерб целиком и не вычитает величину франшизы из суммы страхового возмещения.
«Логика проста: при безусловной франшизе, допустим, на 50 тыс. рублей, страховщик в любом случае из страхового возмещения вычитает 50 тыс. рублей при каждом страховом случае, — разъясняет отличительные особенности условной и безусловной франшиз Мария Барсова. — Все убытки до 50 тыс. рублей страховщик не возмещает, и если сумма убытка составит, к примеру, 100 тыс. рублей, то страховщик выплатит клиенту только 50 тыс. рублей.
При условной франшизе в размере 50 тыс. рублей, мелкие убытки до 50 тыс. рублей страховщик не оплачивает, но, если сумма убытка составит, к примеру, 100 тыс. рублей, то страховщик обязан будет выплатить все 100 тыс. рублей. Таким образом, безусловная франшиза для страхователя, на первый взгляд, менее выгодна, но ее установление компенсируется бОльшей скидкой к тарифу. Например, одинаковая величина франшизы, являясь безусловной, может давать скидку в 20% к тарифу, являясь условной, — всего 5%».
Такая экономия, конечно, позволяет безусловной франшизе занимать первое место по популярности среди ритейлеров. По словам Марины Ивановой, директора проектного страхования блока корпоративных продаж филиала компании РОСГОССТРАХ в Москве и Московской области, безусловная франшиза также проще при взаиморасчетах как для страхователя, так и страховщика. Все стороны видят математику убытка. Проще и быстрее рассчитать экономику убытка.
Размер условной и безусловной франшизы может указываться в денежном выражении или процентах от страховой суммы. Размер безусловной франшизы указывают и в процентах от суммы убытков. Чаще всего устанавливаются безусловные франшизы в денежном выражении. Для ритейлеров, как правило, минимальная величина зафиксирована на 50 тыс. рублей, максимальная иногда достигает 50% от стоимости имущества. В процентах франшизу устанавливают в основном применительно к грузам.
Некоторые эксперты страховых компаний отмечают, что есть возможность указать агрегатную франшизу — когда убытки накапливаются в течение действия договора страхования и начинают возмещаться только тогда, когда их размер превысит величину агрегатной франшизы. Такая возможность используется крайне редко и только в том случае, если предполагаются периодические убытки в течение действия договора страхования.
Источник