Приватизация как способ прекращения прав собственности

Приватизация как способ прекращения прав собственности

ГК РФ Статья 235. Основания прекращения права собственности

1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

2. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);

(пп. 3.2 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;

(пп. 8 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

(пп. 9 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 302-ФЗ)

По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Источник

Приватизация как способ прекращения права государственной и муниципальной собственности

Право муниципальной собственности: субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, осуществления.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским, сельским поселениям и пр.

Известно, что право собственности включает в себя право владения, пользования и распоряжения собственностью, причем собственником является именно тот субъект, который наделен всеми тремя элементами права собственности. Статья 130, ч.1 Конституции РФ закрепила, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, использование и распоряжение муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность имеет свой состав, куда входят:

— средства местного бюджета;

— муниципальные внебюджетные фонды;

— природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

— муниципальные предприятия и организации;

Основания возникновения муниципальной собственности:

1 — передача муниципальным образованиям в установленном законом порядке федеральной собственности,

2 — создание и приобретение муниципальным образованием, органами местного самоуправления, объектов муниципальной собственности за счет собственных средств.

3 — участие ОМС в иных формах собственности путем форм-я в них своей доли (пая), что является в этой части муниципальной собственностью.

4 — передача (или приобретение) в муниципальную собственность объектов негосударственной собственности (частной, общественных организаций и т.п.).

5 — Налоги и сборы

Особенности:

1) Отчуждение имущества собственником (другим лицам или отказ от права) – существует запрет в отношении имущества, изъятого из оборота, а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

2) Обращение взыскание на имущество публичных собственников:

— п.1 ст. 126 ГК обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускаются в случаях, предусмотренных законом. Своеобразный «иммунитет»;

— п.1 и п.3 ст. 126 ГК РФ – отвечает всем имуществом, кроме имущества, закрепленного за …, а также того, которое может находиться только в публичной собственности.

3) Особый способ прекращения права собственности – приватизация – передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан или юридических лиц. Особенности заключаются в особом законодательстве, которое его регулирует; установленный этим приватизационным законодательством особый порядок приватизации (процедуру принятия решения о приватизации, способы приватизации). Т.о. приватизация отличается от общегражданских способов прекращения права собственности по порядку. Но к приватизационным отношениям применяются правила гражданского законодательства в части регулирования порядка приобретения и прекращения права собственности, если приватизационные законы не предусмотрели иного. Так, чаще всего передачу опосредуют общегражданские договоры купли-продажи, которые подпадают по действие гражданского законодательства, за исключением порядка (предпосылок) их заключения. Так, п.59 Пост. Пленума ВС и ВАС от 1 июля 1996 г. сделки приватизации не могут признаваться недействительными, если покупатель отказался от внесения платежа за приобретенный им объект, т.к. в соответствии с п.2 ст. 450 ГК РФ эти обстоятельства являются основанием для расторжения договора (они отсутствовали в момент заключения сделки)

Читайте также:  Соленые кулачки холодным способом

Приватизационное законодательство – Представлено федеральным, региональным и местным. Оно различается по объектам приватизации :

— Закон о приватизации 2001 г. – определяет правила приватизации незакрепленного имущества, кроме указанного в ст. 3 (в основном предприятия как имущественные комплексы (их части), а также акции, находящиеся в публичной собственности).

— Законодательство о приватизации земли (будет принято новое по смыслу ЗК РФ – п.2 ст. 28 ЗК РФ: «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. …может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ».

— Закон о приватизации жилищного фонда – ФЗ от 4 июля 1991 г. – бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений.

Основные положения порядка приватизации (по закону 2001 г.):

1) планомерность – Правительство РФ утверждает ежегодный прогнозный план приватизации (программу), которую составляют перечни объектов, планируемых к приватизации (характеристика, сроки). Это же предложено делать субъектам РФ и муниципальным образованиям.

2) собственно приватизацию осуществляют уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти и специализированные учреждения, которые, в том числе должны готовить объект к приватизации, определяя состав приватизируемого имущества, цену (по уст. Правилам Правительством РФ), способ приватизации и публикуя об этом информацию.

3) покупателями могут быть физические лица и ЮЛ, кроме указанных в ст. 5 (ГУП и МУПы, гос. и мун. учреждения, а также организации, в уставном капитале которых, доля государственного или муниципального участия составляет более 25%.

4) приватизация предполагает исключительную возмездность.

Источник

3. Приватизация как способ прекращения права государственной и муниципальной собственности.

1) Отчуждение имущества собственником (другим лицам или отказ от права) – существует запрет в отношении имущества, изъятого из оборота, а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

2) Обращение взыскание на имущество публичных собственников:

— п.1 ст. 126 ГК обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускаются в случаях, предусмотренных законом. Своеобразный «иммунитет»;

— п.1 и п.3 ст. 126 ГК РФ – отвечает всем имуществом, кроме имущества, закрепленного за …, а также того, которое может находиться только в публичной собственности.

3) Особый способ прекращения права собственности – приватизация – передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан или юридических лиц. Особенности заключаются в особом законодательстве, которое его регулирует; установленный этим приватизационным законодательством особый порядок приватизации (процедуру принятия решения о приватизации, способы приватизации). Т.о. приватизация отличается от общегражданских способов прекращения права собственности по порядку. Но к приватизационным отношениям применяются правила гражданского законодательства в части регулирования порядка приобретения и прекращения права собственности, если приватизационные законы не предусмотрели иного. Так, чаще всего передачу опосредуют общегражданские договоры купли-продажи, которые подпадают по действие гражданского законодательства, за исключением порядка (предпосылок) их заключения. Так, п.59 Пост. Пленума ВС и ВАС от 1 июля 1996 г. сделки приватизации не могут признаваться недействительными, если покупатель отказался от внесения платежа за приобретенный им объект, т.к. в соответствии с п.2 ст. 450 ГК РФ эти обстоятельства являются основанием для расторжения договора (они отсутствовали в момент заключения сделки)

Приватизационное законодательство – Представлено федеральным, региональным и местным. Оно различается по объектам приватизации :

— Закон о приватизации 2001 г. – определяет правила приватизации незакрепленного имущества, кроме указанного в ст. 3 (в основном предприятия как имущественные комплексы (их части), а также акции, находящиеся в публичной собственности).

— Законодательство о приватизации земли (будет принято новое по смыслу ЗК РФ – п.2 ст. 28 ЗК РФ: «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. …может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ».

— Закон о приватизации жилищного фонда – ФЗ от 4 июля 1991 г. – бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений.

Основные положения порядка приватизации (по закону 2001 г.):

1) планомерность – Правительство РФ утверждает ежегодный прогнозный план приватизации (программу), которую составляют перечни объектов, планируемых к приватизации (характеристика, сроки). Это же предложено делать субъектам РФ и муниципальным образованиям.

2) собственно приватизацию осуществляют уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти и специализированные учреждения, которые, в том числе должны готовить объект к приватизации, определяя состав приватизируемого имущества, цену (по уст. Правилам Правительством РФ), способ приватизации и публикуя об этом информацию.

3) покупателями могут быть физические лица и ЮЛ, кроме указанных в ст. 5 (ГУП и МУПы, гос. и мун. учреждения, а также организации, в уставном капитале которых, доля государственного или муниципального участия составляет более 25%.

Читайте также:  Производство заготовок способами литья свойства литейных сплавов классификация литейных сплавов

4) приватизация предполагает исключительную возмездность.

Общая характеристика способов приватизации государственного и муниципального имущества.

Способ приватизации – порядок (процедура) и условия передачи публичным собственником имущества при приватизации.

Они закрепляются Законами о приватизации с субсидиарным применением гражданского законодательства.

Закон 2001 г. в ст.13 предусматривает, что приватизация осуществляется только способами, предусмотренными ФЗ (и государственного, и муниципального имущества). Следовательно, сохраняется практика недопущения иных способов приватизации и несоответствия между ФЗ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в п.4 ст. 29 которого «Муниципальная собственность» : «Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяется населением непосредственно или представительными органами МС самостоятельно». Порядок принятия решения – да, а условия – нет.

Источник

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

— в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

Читайте также:  Даль тумана способ подчинительной связи

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник

Оцените статью
Разные способы