- Приставочный способ образования слов. Примеры
- Приставка — словообразовательная морфема
- Как определить приставочный способ словообразования?
- Приставочный способ образования глаголов
- Приставочный способ образования существительных
- Приставочный способ образования прилагательных
- Префиксальный способ образования местоимений
- Приставочный способ и наречия
- Определите способ образования существительного учительская?
- Распределите приведённые слова в соответствии со способом их образования?
- Ошибка в определении способа образования слова : а) подоконник — приставочно — суффиксальный б) пешеход — сложение основ в) лебёдушка — суффиксальный г) беспорядок — приставочно — суффиксальный?
- Определите способ образования слова водолаз :сложениеприставочныйбессуфиксныйсуффиксальныйприставочно — суффиксальный?
- Способ образования по 3 примера 1?
- Способ образования слова собеседник а) приставочной б) суффиксальный в) приставлчно — суффиксальный г) переход из одной части в другую?
- Подберите по 2 — 3имени сушествительного, прилагательного и глагола на каждый способ образования слов?
- Укажите способ образования существительного «подстаканник»?
- Определите способ словообразования : Лесоруб, снегопад, водоустойчивый?
- Подберите по 2 — 3примера существительного, прилагательного и глагола на каждый способ образования слов?
- Определите способ образования слова ДРУЖЕСКИЙ А) приставочный Б) суффиксальный В) приставочно — суффиксальный Г) сложение основ?
Приставочный способ образования слов. Примеры
Приставочный способ образования — это создание новых слов той же части речи с помощью приставки (лететь — при лететь, владелец — со владелец). Приставочный способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов, существительных, прилагательных, наречий.
Морфологический способ образования слов активно пополняет лексический запас русского языка на базе непроизводных и производных слов с помощью разных морфем и их сочетаний. С точки зрения, какая морфема или их сочетание участвовали в появлении новой лексемы, различают ряд способов словообразования:
- приставочный, или префиксальный;
- суффиксальный;
- приставочно-суффиксальный;
- постфиксальный;
- приставочно-постфиксальный
Приставка — словообразовательная морфема
Приставочный, или префиксальный, способ образования слов состоит в том, что к исходной (мотивирующей) лексеме присоединяется приставка, или префикс.
Лингвистический термин «префикс» (лат. praefixum учи ть → вы учить
Образуя новое слово, приставка вносит в него новый смысл или оттенок значения. Особенно это ярко проявляется в словообразовании глаголов.
Сравним:
- бежать → у бежать;
- бежать → при бежать;
- бежать → от бежать;
- бежать → с бежать;
- бежать → на бежать и т. д.
Приставка изменяет лексическое значение исходного слова.
Сравним:
- ходить → вы ходить;
- ходить → в ходить.
Как определить приставочный способ словообразования?
Выполняя словообразовательный разбор, некоторые учащиеся, отметив в морфемном составе исследуемого слова наличие приставки, ошибочно считают, что оно образовано приставочным способом:
- лечение — из лечение;
- стройка — пере стройка;
Но это не всегда так. Приставка могла присоединиться к слову раньше, на предыдущей ступеньке словообразования. Понаблюдаем:
- лечить → из лечить → излеч ени е;
- строить → пере строить → перестрой к а.
Как видим, при наличии приставки в составе слов можно легко спутать приставочный и суффиксальный способ образования.
Чтобы этого не произошло, установим некоторые закономерности приставочного способа словообразования.
- При словообразовательном анализе слова с приставкой ищем к нему ближайшую однокоренную лексему с приставкой. Если такой нет, значит, производное слово образовано приставочным способом.
- Приставочный способ продуктивен в образовании слов одной и той же части речи. Отметим, что не происходит смены части речи производного слова, как это бывает при суффиксальном и других морфемных способах словообразования.
Рассмотрим подробнее, в образовании слов каких частей речи используется приставка.
Приставочный способ образования глаголов
В русском языке приставочный способ является наиболее продуктивным в образовании глаголов. От слов этой части речи с помощью различных приставок образуется множество глаголов. Приставки обозначают различные оттенки действия, уточняют характер их протекания, образуют от бесприставочных глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида.
Примеры:
- седлать → о седлать;
- знать → у знать;
- ждать → подо ждать;
- моргать → за моргать;
- чертить → на чертить;
- кликнуть → вос кликнуть;
- чувствовать → по чувствовать;
- видеть → пред видеть;
- быть→ при быть;
- звать → со звать.
Почти от каждого глагола с участием различных приставок можно создать новые слова.
Приставочный способ образования существительных
С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи.
Примеры:
- текст → под текст;
- общество → со общество;
- дедушка → пра дедушка;
- звук → при звук;
- город → при город;
- мрак → су мрак.
Множество существительных с противоположным значением образует приставки не-, без-/бес-:
- друг → не друг (враг);
- правда → не правда (ложь);
- счастье → не счастье (горе);
- приятель → не приятель (противник);
- удача → не удача (провал);
- порядок → бес порядок.
- звук → ультра звук;
- агент → контр агент;
- компенсация → де компенсация;
- ориентация → дез ориентация;
- континент → суб континент.
Приставочный способ образования прилагательных
Приставка, присоединяясь к имени прилагательному, образует новое слово этой же части речи.
Примеры:
- громкий → сверх громкий;
- удалый → раз удалый:
- огромный → пре огромный.
Смысловые приставки при- и пре- вносят в значение производных прилагательных дополнительные оттенки значения:
1. нахождение поблизости, рядом с чем-нибудь:
- полярный → при полярный;
- арктический → при арктический;
2. усиление признака, повышенная степень качества:
- злой → пре злой;
- странный → пре странный;
- толстый → пре толстый.
Иноязычные приставки, присоединяясь к прилагательным, образуют новые слова:
- атлантический → транс атлантический;
- тропический → суб тропический;
- моральный → а моральный;
- общественный → анти общественный.
Префиксальный способ образования местоимений
Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения:
- кто → не кто;
- что → ни что;
- какой → ни какой;
- чей → ни чей;
- сколько → не сколько;
- что → кое -что;
- кто → кое -кто.
Приставочный способ и наречия
С помощью приставки от относительных наречий образуются неопределенные и отрицательные наречия:
- когда → не когда;
- где → не где;
- как → ни как;
- откуда → ни откуда:
- куда → кое -куда;
- когда → кое -когда.
Префиксальным способом образованы наречия от слов этой же части речи:
- нельзя → до нельзя;
- вне → во вне;
- ныне → до ныне;
- даром → за даром;
- всегда → на всегда;
- совсем → на совсем;
- пополам → на пополам;
- ныне → от ныне;
- прочь → на прочь.
Источник
Определите способ образования существительного учительская?
Русский язык | 1 — 4 классы
Определите способ образования существительного учительская.
Варианты ответа : 1.
2. Переход из одной части речи в другую.
3. Сложение основ.
4. Приставочно — суффиксальный.
Распределите приведённые слова в соответствии со способом их образования?
Распределите приведённые слова в соответствии со способом их образования.
Подберите свои примеры(существительные, прилагательные, глаголы)на каждый способ сло вообразования.
Приставочный Суффиксальный Приставочно — суффиксальный Сложение(основ или целых слов) Сложение сокращённых основ Переход одной части речи в другую Слова : лётчик, парашютистка, электровоз, малодоступный, престранный (поступок), преподнести, ЦБ, турпоход, птицефабрика, учительская, ДТП, привстать, сотрудник, кресло — кровать, сбербанк.
Ошибка в определении способа образования слова : а) подоконник — приставочно — суффиксальный б) пешеход — сложение основ в) лебёдушка — суффиксальный г) беспорядок — приставочно — суффиксальный?
Ошибка в определении способа образования слова : а) подоконник — приставочно — суффиксальный б) пешеход — сложение основ в) лебёдушка — суффиксальный г) беспорядок — приставочно — суффиксальный.
Определите способ образования слова водолаз :сложениеприставочныйбессуфиксныйсуффиксальныйприставочно — суффиксальный?
Определите способ образования слова водолаз :
Способ образования по 3 примера 1?
Способ образования по 3 примера 1.
Приставочно — суффиксальный 4.
Переход слов из одной части речи в другую.
Способ образования слова собеседник а) приставочной б) суффиксальный в) приставлчно — суффиксальный г) переход из одной части в другую?
Способ образования слова собеседник а) приставочной б) суффиксальный в) приставлчно — суффиксальный г) переход из одной части в другую.
Подберите по 2 — 3имени сушествительного, прилагательного и глагола на каждый способ образования слов?
Подберите по 2 — 3имени сушествительного, прилагательного и глагола на каждый способ образования слов.
Вот образования к которым нужно подобрать : приставочный, суффиксальный, приставочно — суффиксальный, сложение(основ слов или целых слов), сложение сокращенных основ и переход одной части речи в другую.
Укажите способ образования существительного «подстаканник»?
Укажите способ образования существительного «подстаканник».
Выберите правильный ответ : суффиксальный приставочно — суффиксальный сложение приставочный.
Определите способ словообразования : Лесоруб, снегопад, водоустойчивый?
Определите способ словообразования : Лесоруб, снегопад, водоустойчивый.
А) суффиксальный б) приставочный в) приставочно — суффиксальный г) переход одной речи в другую д) сложение основ.
Подберите по 2 — 3примера существительного, прилагательного и глагола на каждый способ образования слов?
Подберите по 2 — 3примера существительного, прилагательного и глагола на каждый способ образования слов.
Вот те способы к которым надо подобрать слова : приставочный, суффиксальный, приставочно — суффиксальный, сложение(основ слов или целых слов), сложение сокращенных слов и переход одной части речи в другую.
Определите способ образования слова ДРУЖЕСКИЙ А) приставочный Б) суффиксальный В) приставочно — суффиксальный Г) сложение основ?
Определите способ образования слова ДРУЖЕСКИЙ А) приставочный Б) суффиксальный В) приставочно — суффиксальный Г) сложение основ.
Если вам необходимо получить ответ на вопрос Определите способ образования существительного учительская?, относящийся к уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.
Весны прекрасное время года. Распускаются первые цветы, Тает снег и прилетают перелетные птицы. Первые лучики будят тебя в школу или на работу. День становится длиннее, а ночь короче. Мое самое любимое время года ВЕСНА.
Объяснили Дикарке Обычная Кошка Помурлычь Немножко Не плачь Врач Головку Спрячь Съёжься Ёжик.
Может : Лес весной начал расцветать, начали прилетать птицы. В воздухе появился удивительный запах цветов. Лесные жители начали просыпаться от зимней спячки. Только что прилетевшие птицы начали петь красивыми и чистыми голосами. Некоторые птицы с..
Неопределённая (начальная) форма глагола (инфинитив) ; число (единственное или множественное – во всех глагольных формах, кроме инфинитива, естественно) ; наклонение (изъявительное, условное, повелительное) ; время (прошедшее, настоящее, будущее – то..
Улов — подлеж. , три карася, три карпа — однородные сказуемые.
Чередование корней блист / блест, если есть суффикс а после корня, то пишем и, в остальных случаях, если суффикса нету е Блестящий пол, блистательный актёр.
В лесу можно собирать грибы, ягоды, иследовать или изучать явления природы, изучать новые растения, грибы, посмотреть на животных, оринтироватся в лесу.
1. Увидеть (что сделать? ), начальная форма видеть, глагол, обозначает действие предмета. 2. Постоянные признаки : совершенный вид, переходный, невозвратный, 2 спряжение. Непостоянные признаки : Именительный падеж. 3. Сказуемое.
Что сделать увидеть нариц сказ ед ч 1 скл 2 спр р падеж.
Источник