Приставочный способ образования прилагательного примеры

Приставочный способ образования слов (70 примеров)

Приставочный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние слов той же части речи с помо­щью при­став­ки (лететь — при лететь, вла­де­лец — со вла­де­лец). Приставочный спо­соб явля­ет­ся про­дук­тив­ным мор­фо­ло­ги­че­ским спо­со­бом обра­зо­ва­ния гла­го­лов, суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, наре­чий.

Морфологический спо­соб обра­зо­ва­ния слов актив­но попол­ня­ет лек­си­че­ский запас рус­ско­го язы­ка на базе непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных слов с помо­щью раз­ных мор­фем и их соче­та­ний. С точ­ки зре­ния, какая мор­фе­ма или их соче­та­ние участ­во­ва­ли в появ­ле­нии новой лек­се­мы, раз­ли­ча­ют ряд спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

  • при­ста­воч­ный, или пре­фик­саль­ный;
  • суф­фик­саль­ный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • пост­фик­саль­ный;
  • приставочно-постфиксальный

Приставка — словообразовательная морфема

Приставочный, или пре­фик­саль­ный, спо­соб обра­зо­ва­ния слов состо­ит в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­ной лек­се­мы при­со­еди­ня­ет­ся при­став­ка, или пре­фикс.

Лингвистический тер­мин «пре­фикс» (лат. praefixum учи ть → вы учить.

Образуя новое сло­во, при­став­ка вно­сит в него новый смысл или отте­нок зна­че­ния.

Сравним:

  • бежать → у бежать;
  • бежать → при бежать;
  • бежать → от бежать;
  • бежать → с бежать;
  • бежать → на бежать и т. д.

Приставка изме­ня­ет лек­си­че­ское зна­че­ние исход­но­го сло­ва.

Сравним:

  • ходить → вы ходить;
  • ходить → в ходить.

Как определить приставочный способ словообразования?

Выполняя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор, неко­то­рые уча­щи­е­ся, отме­тив в мор­фем­ном соста­ве иссле­ду­е­мо­го сло­ва нали­чие при­став­ки, оши­боч­но счи­та­ют, что оно обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным спо­со­бом:

  • лече­ние — из лече­ние;
  • строй­ка — пере строй­ка;

Но это не все­гда так. Приставка мог­ла при­со­еди­нить­ся к сло­ву рань­ше, на преды­ду­щей сту­пень­ке сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Понаблюдаем:

  • лечить → из лечить → излеч ени е;
  • стро­ить → пере стро­ить → пере­строй к а.

Как видим, при нали­чии при­став­ки в соста­ве слов мож­но лег­ко спу­тать при­ста­воч­ный и суф­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Чтобы это­го не про­изо­шло, уста­но­вим неко­то­рые зако­но­мер­но­сти при­ста­воч­но­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

  • При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе сло­ва с при­став­кой ищем к нему бли­жай­шую одно­ко­рен­ную лек­се­му с при­став­кой. Если такой нет, зна­чит, про­из­вод­ное сло­во обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным спо­со­бом.
  • Приставочный спо­соб про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии слов одной и той же части речи. Отметим, что не про­ис­хо­дит сме­ны части речи про­из­вод­но­го сло­ва, как это быва­ет при суф­фик­саль­ном и дру­гих мор­фем­ных спо­со­бах сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

    Рассмотрим подроб­нее, в обра­зо­ва­нии слов каких частей речи исполь­зу­ет­ся при­став­ка.

    Приставочный способ образования глаголов

    В рус­ском язы­ке при­ста­воч­ный спо­соб явля­ет­ся наи­бо­лее про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии гла­го­лов. От слов этой части речи с помо­щью раз­лич­ных при­ста­вок обра­зу­ет­ся мно­же­ство гла­го­лов.

    Примеры:

    • сед­лать → о сед­лать;
    • знать → у знать;
    • ждать → подо ждать;
    • мор­гать → за мор­гать;
    • чер­тить → на чер­тить;
    • клик­нуть → вос клик­нуть;
    • чув­ство­вать → по чув­ство­вать;
    • видеть → пред видеть;
    • быть→ при быть;
    • звать → со звать.

    Приставочный способ образования существительных

    С помо­щью при­став­ки обра­зу­ют­ся ряд суще­стви­тель­ных от одно­ко­рен­ных слов этой части речи.

    Примеры:

    • текст → под текст;
    • обще­ство → со обще­ство;
    • дедуш­ка → пра дедуш­ка;
    • звук → при звук;
    • город → при город;
    • мрак → су мрак.

    Множество суще­стви­тель­ных с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем обра­зу­ет при­став­ка не-:

    • друг → не друг (враг);
    • прав­да → не прав­да (ложь);
    • сча­стье → не сча­стье (горе);
    • при­я­тель → не при­я­тель (про­тив­ник);
    • уда­ча → не уда­ча (про­вал).

    Иноязычные при­став­ки актив­но обра­зу­ют новые сло­ва:

    • звук → уль­т­ра звук;
    • агент → контр агент;
    • ком­пен­са­ция → де ком­пен­са­ция;
    • ори­ен­та­ция → дез ори­ен­та­ция;
    • кон­ти­нент → суб кон­ти­нент.

    Приставочный способ образования прилагательных

    Приставка, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве имен при­ла­га­тель­ных, обра­зу­ет новое сло­во.

    Примеры:

    • гром­кий → сверх гром­кий;
    • уда­лый → раз уда­лый:
    • огром­ный → пре огром­ный.

    Смысловые при­став­ки при- и пре- вно­сят в зна­че­ние про­из­вод­ных при­ла­га­тель­ных допол­ни­тель­ные оттен­ки зна­че­ния:

    1. нахож­де­ние побли­зо­сти:

    • поляр­ный → при поляр­ный;
    • арк­ти­че­ский → при арк­ти­че­ский;

    2. повы­шен­ная сте­пень каче­ства:

    • злой → пре злой;
    • стран­ный → пре стран­ный;
    • тол­стый → пре тол­стый.

    Иноязычные при­став­ки, при­со­еди­ня­ясь к при­ла­га­тель­ным, обра­зу­ют новые сло­ва:

    • атлан­ти­че­ский → транс атлан­ти­че­ский;
    • тро­пи­че­ский → суб тро­пи­че­ский;
    • мораль­ный → а мораль­ный;
    • обще­ствен­ный → анти обще­ствен­ный.

    Префиксальный способ образования местоимений

    Префиксы обра­зу­ют неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные место­име­ния:

    • кто → не кто;
    • что → ни что;
    • какой → ни какой;
    • чей → ни чей;
    • сколь­ко → не сколь­ко;
    • что → кое -что;
    • кто → кое -кто.

    Приставочный способ и наречия

    С помо­щью при­став­ки от отно­си­тель­ных наре­чий обра­зу­ют­ся неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные наре­чия:

    • когда → не когда;
    • где → не где;
    • как → ни как;
    • отку­да → ни отку­да:
    • куда → кое -куда;
    • когда → кое -когда.

    Префиксальным спо­со­бом обра­зо­ва­ны наре­чия от слов этой же части речи:

    • нель­зя → до нель­зя;
    • вне → во вне;
    • ныне → до ныне;
    • даром → за даром;
    • все­гда → на все­гда;
    • совсем → на совсем;
    • попо­лам → на попо­лам;
    • ныне → от ныне;
    • прочь → на прочь.

    Источник

    Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры

    Приставочно-суффиксальный спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки и суф­фик­са. Приставочно-суффиксальный спо­соб при­ме­ня­ет­ся при обра­зо­ва­нии суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и наре­чий. Укажем при­ме­ры слов, обра­зо­ван­ных приставочно-суффиксальным способом.

    Словарный запас рус­ско­го язы­ка актив­но попол­ня­ет­ся с помо­щью мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов. Новая лек­се­ма созда­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки, суф­фик­са или постфикса:

    • читать → про читать;
    • чер­ный → черн е ть;
    • кто → кто- либо .

    В рус­ском язы­ке сло­ва обра­зу­ют­ся так­же более слож­ны­ми спо­со­ба­ми, когда к про­из­во­дя­щей осно­ве при­со­еди­ня­ют­ся одно­вре­мен­но две или даже три морфемы:

    • гра­ни­ца → без гра­нич н ый;
    • гулять → раз гулять ся ;
    • луна → при лун и ть ся ;
    • шутить → пере шуч ива ть ся .

    Если сло­во обра­зо­ва­но одно­вре­мен­но с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са, то воз­ни­ка­ет повод пого­во­рить о приставочно-суффиксальном спо­со­бе словообразования.

    Образование слов с помощью приставки и суффикса

    Определим, что такое приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния слов.

    Понаблюдаем:

    • шко­ла → при школь н ый;
    • обла­ко → за облач н ый;
    • верх → на верх у .

    Кажется, что про­ще? Увидишь в сло­ве при­став­ку и суф­фикс, вот он этот спо­соб! Но всё не так про­сто, как кажет­ся на пер­вый взгляд.

    Приставочно-суффиксальный спо­соб явля­ет­ся более слож­ным, чем пре­фик­саль­ный или суф­фик­саль­ный. Префиксальный спо­соб обра­зу­ет сло­ва одной и той же части речи, что облег­ча­ет его определение:

    • цик­лон → анти цик­лон;
    • крыть → за крыть;
    • боль­шой → не боль­шой (малень­кий).

    Образование слов суф­фик­саль­ным спо­со­бом не доста­вит затруд­не­ний, если знать сло­во­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы зна­ме­на­тель­ных частей речи.

    От какой части речи обра­зу­ет­ся Суффикс Что может быть образовано
    Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
    Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
    Существительное,
    прилагательное
    а, ну, и, е, нича, иро­ва, изирова гла­гол
    Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
    Прилагательное о, е, и наре­чие

    Рассмотрим наши при­ме­ры. Выясним, поче­му при­ла­га­тель­ные «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный» обра­зо­ва­ны имен­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом, а не при­ста­воч­ным? Ведь, кажет­ся, мож­но создать вот такую сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару рас­смат­ри­ва­е­мых прилагательных:

    • школь­ный — при школь­ный;
    • облач­ный — за облач­ный.

    Нет, такой сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный ана­лиз в корне неве­рен. Сделаем этот вывод, опре­де­лив осо­бен­ность префиксально-суффиксального спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов.

    Особенность приставочно-суффиксального способа

    Многие сло­ва с пре­фик­сом оши­боч­но счи­та­ют обра­зо­ван­ны­ми с помо­щью при­став­ки, хотя в их появ­ле­нии участ­во­ва­ли сра­зу две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы: при­став­ка и суф­фикс. Рассмотрим это утвер­жде­ние на при­ме­ре обра­зо­ва­ния слов «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный».

    «Пришкольный» — это такой, кото­рый нахо­дит­ся, рас­по­ла­га­ет­ся при шко­ле, напри­мер, ста­ди­он, цвет­ник, ого­род. Как види­те, это при­ла­га­тель­ное вос­хо­дит к падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. Предлоги часто соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ана­ло­гич­ны­ми при­став­ка­ми. Значит, если при­ла­га­тель­ное «при­школь­ный» лег­ко транс­фор­ми­ру­ет­ся в соче­та­ние суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом, то оно обра­зо­ва­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом. Аналогично воз­ник­ло при­ла­га­тель­ное «заоб­лач­ный», кото­рое име­ет зна­че­ние «то, что пря­чет­ся, нахо­дит­ся за обла­ком«.

    Понаблюдаем за подоб­ным словотворчеством:

    • звук → без звуч н ый (без звука);
    • бере­за → под берез ов ик (под березой);
    • палец → на пальч ник (на палец).

    Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?

    Приставочно-суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии зна­ме­на­тель­ных частей речи:

    1. суще­стви­тель­ных

    • оде­я­ло → под оде­яль ник ;
    • коле­но → на колен ник ;
    • пле­чо → пред пле­чье [ й’ э];
    • доро­га → без доро­жье [ й’ э];

    2. при­ла­га­тель­ных

    • кро­вать → при кро­ват н ый;
    • окно → за окон н ый;
    • листва → без листв енн ый;
    • лоб → на лоб н ый;
    • бровь → над бров н ый;

    3. гла­го­лов

    • зем­ля → за земл и ть;
    • вод­ный → на водн и ть;
    • глу­бо­кий → за глуб и ть;
    • милый → у мил и ть;

    4. наре­чий

    • хоро­ший → по -хорош ему ;
    • доб­рый → по -добр ому ;
    • бели­чий → по -беличь и ;
    • това­ри­ще­ский → по -това­ри­щеск и ;
    • низ → в низ у ;
    • дале­кий → в далек е ;
    • век → на век и ;
    • встре­ча → на встреч у ;
    • вто­рой → во -втор ых ;
    • пятый → в -пят ых .

    Источник

    Словообразование прилагательных: основные способы

    Есть несколько классификаций образования прилагательных в русском языке — по различным признакам. Основная классификация строится исходя из объединения всех прочих в 3 основных блока.

    Какие есть способы образования прилагательных

    Словообразование прилагательных начинают изучать в 6 классе средней школы. На уроках русского языка ученики знакомятся с тремя основными способами:

    1. Аффиксальным;
    2. Неаффиксальным;
    3. Смешанным.

    Каждый способ имеет собственные разновидности и правила.

    Аффиксальный способ

    Согласно мировой языковой теории, аффиксы – это части слова, присоединяемые к корню с грамматической или словообразовательной целью. К аффиксам относятся приставки и суффиксы.

    Виды аффиксов

    В связи с этим, при словообразовании всех имен прилагательных с помощью аффиксов применяются способы:

    1. суффиксальный;
    2. приставочный;
    3. приставочно-суффиксальный.

    Добавление специфических суффиксов придает новообразованным словам такие значения:

    • -ов-, -ев-, -н-, -онн-, -енн-: отношение к предмету или явлению, от названия которого образовано прилагательное (правительство — правительственный, налог — налоговый, книга — книжный). Это частый способ образования относительных прилагательных;
    • -ин-, -ев-, -ов-, -ий-, -й-: принадлежность (мама — мамин, Коля — Колин, утка — утиный, тигр — тигровый, медведь – медвежий);
    • -ист-, -лив-, -ат-, -оват-: обладание каким-либо отличительным признаком (крылья — крылатый, зерно — зернистый);
    • -оват-, -еват-, -еньк-: слабое проявление признака (синий — синеватый, легкий — легенький, старый – староватый);
    • -лив-, -чив-, -тельн-: признак действия, так происходит образование прилагательных от глаголов (болтать — болтливый, молчать — молчаливый, мечтать – мечтательный) и др.

    Примеры суффиксального способа

    Образование наречий от прилагательных в русском языке происходит также с помощью присоединения суффикса -о-: легкий — легко.

    Приставочный способ образования имен прилагательных делится по значению приставок:

    • отрицание и противопоставление: а-, не-, без-, бес-, анти- (социальный — асоциальный, дорогой — недорогой, сознательный — бессознательный, правительственный — антиправительственный);
    • пространственные сведения: внутри-, вне-, транс-, за- (ведомственный — внутриведомственный, очередной — внеочередной, национальный — транснациональный, очный — заочный);
    • степень проявления признака: пре-, наи-, сверх-, архи-, ультра-, супер-, раз-, рас- (холодный — прехолодный, лучший — наилучший, чувствительный — сверхчувствительный, фиолетовый — ультрафиолетовый, важный — архиважный, чистый — суперчистый, прекрасный — распрекрасный). Такие приставки участвуют в образовании качественных прилагательных в простой превосходной степени;
    • указание на время: до-, после-, пред-, пост- (советский — постсоветский, школьный — дошкольный, обеденный — послеобеденный, новогодний — предновогодний).

    Приставочно-суффиксальный способ образования прилагательных

    Если слово образовано в результате одновременного добавления и суффикса, и приставки, то способ называют приставочно-суффикальным. Как правило, такие прилагательные происходят от глаголов и существительных:

    • победить — не-побед-им-ый, прерывать — не-прерыв-н-ый, оглядываться — без-огляд-н-ый; зреть — не-зр-им-ый;
    • море — за-мор-ск-ий, глас — не-глас-н-ый, результат — без-результат-н-ый.

    Дополнительным блоком необходимо выделить создание кратких форм прилагательных при помощи окончаний:

    • добавление нулевого окончания в единственном числе мужского рода к основе: красивый — красив, молодой — молод, старый — стар, уродливый — уродлив;
    • во множественном числе: красивый — красивы, молодой — молоды, старый — стары, уродливый — уродливы;
    • в женском и среднем родах: молодой — молодо, старый — старо.

    Иногда при словообразовании кратких прилагательных возникает беглый гласный:

    • в мужском роде между твердым согласным (исключение — буква «Ж») и «К» появляется беглая -о-: крепкий — крепок, падкий — падок, мягкий — мягок;
    • в мужском роде между мягким шипящим согласным и «К» появляется беглая -е-: тяжкий — тяжек, нежный — нежен, горький — горек;
    • в мужском роде перед «Н» возникает беглая -е-: славный — славен, шумный — шумен, красный — красен.

    Беглая буква не имеет места перед «Р» и «Л», кроме нескольких слов-исключений качественного характера: светел, хитер, кисел, остер, тепел.

    Прилагательные, не имеющие кратких форм

    У слов, завершающихся на -нный во всех родах переход в краткую форму происходят со следующими изменениями:

    • если слово образовано с помощью корня на -н- или -ни- и суффикса -н-, то -нный меняется -ен: длинный — длинен, несомненный — несомненен;
    • если прилагательное образовано с помощью корня с 2 и более согласными на конце и суффикса -енн-, то -нный меняется на -ен: ответственный — ответственен.

    Неаффиксальный способ

    Кроме формирования слов с помощью присоединения аффиксов, рассматриваемые части речи могут образовываться путем сложения или сращения нескольких слов. Примеры:

    • ума + лишенный — умалишенный;
    • кофе + варочный — кофеварочный;
    • мало + понятный — малопонятный;
    • выше + указанный — вышеуказанный.

    В этих примерах два слова соединяются без суффиксов методом сращения и образуются сложные прилагательные.

    Смешанный способ

    Этот способ словообразования соединяет две части речи с помощью интерфиксов -о-, -е- и суффикса -н-, -енн-, -ическ-, -ов-. В зависимости от синтаксической связи исходного словосочетания, сложные слова могут писаться слитно или через дефис. Примеры:

    • звук + буква — звук-о-букв-енн-ый;
    • вода + сток — вод-о-сточ-н-ый;
    • цельный + металл — цельн-о-металл-ическ-ий;
    • яркий + красный — ярк-о-крас-н-ый;
    • цельный + зерно — цельн-о-зерн-ов-ой.

    Варианты смешанного способа

    Не стоит путать методы сращения и сложения. В первом случае соединяемые слова не меняются, а соединяются в своем первоначальном виде. Например, в слове «кофеварочный» стык двух слов не содержит каких-либо аффиксов, слово «кофе» сохраняется. А в слове «водостойкий» изначальное слово «вода» обретает суффикс -о-, который меняет его на «водо» + «стойкий».

    Источник

    Читайте также:  Google pay этот способ оплаты нельзя удалить
  • Оцените статью
    Разные способы