Приставочный способ образования глаголов совершенного вида

Образование видов глагола и видовые пары

При образовании видов глагола возможны два пути:

  1. исходным является глагол несовершенного вида, от которого образуется глагол совершенного вида;
  2. исходным является глагол совершенного вида, от которого образуется глагол несовершенного вида.

Иногда несовершенный и совершенный вид выражаются словами с разным корнем: орать — взять, говорить — сказать, класть — положить, зажиться — лечь, садиться — сесть.

Способы образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида

1. С помощью приставок: делать — сделать, мерить — измерить, писать — написать, строить — построить, читать — прочитать. Наиболее употребительны приставки по- , с- ( со- ).

Видовые пары (бесприставочный глагол несовершенного вида — приставочный глагол совершенного вида) образуются только в том случае, если приставка не меняет лексического значения глагола: пример, строить — построить.
Глаголы строить — перестроить, строить — достроить, строить — пристроить не образуют видовых пар, так как приставка меняет лексическое значение глагола: перестроить — построить по-другому.достроить — довести строительство до конца, пристроить — построить в дополнение к тому, что уже построено.

2. С помощью суффикса -ну- , который указывает на законченность действия или его однократность: двигать — двинуть, исчезать — исчезнуть, кричать — крикнуть, прыгать — прыгнуть.
Примечание. Некоторые глаголы с суффиксом -ну- относятся к несовершенному виду, и совершенный вид от них образуется с помощью приставок: гибнуть — погибнуть, мёрзнуть — замёрзнуть.

3. С помощью суффикса -и- , которому в несовершенном виде соответствует суффикс -а-/-я- : бросать — бросить, выполнять — выполнить, решать — решить. В этом случае возможно чередование конечного согласного основы: возвращать — возвратить, встречать — встрётить, объявлять — объявить.

Способы образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида

1. С помощью суффиксов -ыва- / -ива , -ва- (при этом возможны чередования гласных и согласных): записать — записывать, перестроить — пепрестраивать, вылить — выливать, отдать — отдавать, ходить — выхаживать.

2. Чередованием звуков в корне (часто в сочетании с суффиксацией): выбрать — выбирать, послать — посылать, смять — сминать, съесть — съедать.

Немногочисленные глаголы совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида: атаковать, велетъ, жениться, обещать, организовать, образовать. В современном разговорном языке заметно стремление подчеркнуть в таких глаголал видовые pазличия формальными способами (появляются формы образовывать, организовывать, где суффикс -ыва- указывает на несовершенный вид, или пообещать, где приставка по- указывает на совершенный вид).

Читайте также:  Маска 7 days для лица ночная способ применения

Особое место в видовой системе занимают глаголы движения, обозначающие перемещение в пространстве. Они имеют две формы несовершенного вида и распадаются на дне соотносительные группы:

Глаголы бежать, везти, вести и т. д. обозначают движение, которое совершается в одном направлении, в определённый момент, непрерывно. Глаголы бегать, возить, водить и т. д. обозначают движение, которое совершается не в одном направлении, не один раз, с перерывами. Ср.: Он идёт в театр (в данный момент, в определённом направлении) — Он ходит в театр (не один раз. в разное время), Он ходит по городу (в разных направлениях).

Путём прибавления приставок, обозначающих направление движения, от глаголов первой группы образуются глаголы совершенного вида, но всегда с дополнительным лексическим значением, вносимым приставкой: бежать — прибежать, везти — увезти, вести — перевести, ехать — проехать и т.д. От приставочных глаголов совершенного вида могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида: прибежать (сов.) — прибегать (несов.), приехатьприезжать, уехать — уезжать и т. д.

Источник

Приставочный способ образования слов (70 примеров)

Приставочный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние слов той же части речи с помо­щью при­став­ки (лететь — при лететь, вла­де­лец — со вла­де­лец). Приставочный спо­соб явля­ет­ся про­дук­тив­ным мор­фо­ло­ги­че­ским спо­со­бом обра­зо­ва­ния гла­го­лов, суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, наре­чий.

Морфологический спо­соб обра­зо­ва­ния слов актив­но попол­ня­ет лек­си­че­ский запас рус­ско­го язы­ка на базе непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных слов с помо­щью раз­ных мор­фем и их соче­та­ний. С точ­ки зре­ния, какая мор­фе­ма или их соче­та­ние участ­во­ва­ли в появ­ле­нии новой лек­се­мы, раз­ли­ча­ют ряд спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

  • при­ста­воч­ный, или пре­фик­саль­ный;
  • суф­фик­саль­ный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • пост­фик­саль­ный;
  • приставочно-постфиксальный

Приставка — словообразовательная морфема

Приставочный, или пре­фик­саль­ный, спо­соб обра­зо­ва­ния слов состо­ит в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­ной лек­се­мы при­со­еди­ня­ет­ся при­став­ка, или пре­фикс.

Лингвистический тер­мин «пре­фикс» (лат. praefixum учи ть → вы учить.

Образуя новое сло­во, при­став­ка вно­сит в него новый смысл или отте­нок зна­че­ния.

Сравним:

  • бежать → у бежать;
  • бежать → при бежать;
  • бежать → от бежать;
  • бежать → с бежать;
  • бежать → на бежать и т. д.

Приставка изме­ня­ет лек­си­че­ское зна­че­ние исход­но­го сло­ва.

Сравним:

  • ходить → вы ходить;
  • ходить → в ходить.

Как определить приставочный способ словообразования?

Выполняя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор, неко­то­рые уча­щи­е­ся, отме­тив в мор­фем­ном соста­ве иссле­ду­е­мо­го сло­ва нали­чие при­став­ки, оши­боч­но счи­та­ют, что оно обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным спо­со­бом:

  • лече­ние — из лече­ние;
  • строй­ка — пере строй­ка;

Но это не все­гда так. Приставка мог­ла при­со­еди­нить­ся к сло­ву рань­ше, на преды­ду­щей сту­пень­ке сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Понаблюдаем:

  • лечить → из лечить → излеч ени е;
  • стро­ить → пере стро­ить → пере­строй к а.

Как видим, при нали­чии при­став­ки в соста­ве слов мож­но лег­ко спу­тать при­ста­воч­ный и суф­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Чтобы это­го не про­изо­шло, уста­но­вим неко­то­рые зако­но­мер­но­сти при­ста­воч­но­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

  • При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе сло­ва с при­став­кой ищем к нему бли­жай­шую одно­ко­рен­ную лек­се­му с при­став­кой. Если такой нет, зна­чит, про­из­вод­ное сло­во обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным спо­со­бом.
  • Приставочный спо­соб про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии слов одной и той же части речи. Отметим, что не про­ис­хо­дит сме­ны части речи про­из­вод­но­го сло­ва, как это быва­ет при суф­фик­саль­ном и дру­гих мор­фем­ных спо­со­бах сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

    Рассмотрим подроб­нее, в обра­зо­ва­нии слов каких частей речи исполь­зу­ет­ся при­став­ка.

    Приставочный способ образования глаголов

    В рус­ском язы­ке при­ста­воч­ный спо­соб явля­ет­ся наи­бо­лее про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии гла­го­лов. От слов этой части речи с помо­щью раз­лич­ных при­ста­вок обра­зу­ет­ся мно­же­ство гла­го­лов.

    Примеры:

    • сед­лать → о сед­лать;
    • знать → у знать;
    • ждать → подо ждать;
    • мор­гать → за мор­гать;
    • чер­тить → на чер­тить;
    • клик­нуть → вос клик­нуть;
    • чув­ство­вать → по чув­ство­вать;
    • видеть → пред видеть;
    • быть→ при быть;
    • звать → со звать.

    Приставочный способ образования существительных

    С помо­щью при­став­ки обра­зу­ют­ся ряд суще­стви­тель­ных от одно­ко­рен­ных слов этой части речи.

    Примеры:

    • текст → под текст;
    • обще­ство → со обще­ство;
    • дедуш­ка → пра дедуш­ка;
    • звук → при звук;
    • город → при город;
    • мрак → су мрак.

    Множество суще­стви­тель­ных с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем обра­зу­ет при­став­ка не-:

    • друг → не друг (враг);
    • прав­да → не прав­да (ложь);
    • сча­стье → не сча­стье (горе);
    • при­я­тель → не при­я­тель (про­тив­ник);
    • уда­ча → не уда­ча (про­вал).

    Иноязычные при­став­ки актив­но обра­зу­ют новые сло­ва:

    • звук → уль­т­ра звук;
    • агент → контр агент;
    • ком­пен­са­ция → де ком­пен­са­ция;
    • ори­ен­та­ция → дез ори­ен­та­ция;
    • кон­ти­нент → суб кон­ти­нент.

    Приставочный способ образования прилагательных

    Приставка, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве имен при­ла­га­тель­ных, обра­зу­ет новое сло­во.

    Примеры:

    • гром­кий → сверх гром­кий;
    • уда­лый → раз уда­лый:
    • огром­ный → пре огром­ный.

    Смысловые при­став­ки при- и пре- вно­сят в зна­че­ние про­из­вод­ных при­ла­га­тель­ных допол­ни­тель­ные оттен­ки зна­че­ния:

    1. нахож­де­ние побли­зо­сти:

    • поляр­ный → при поляр­ный;
    • арк­ти­че­ский → при арк­ти­че­ский;

    2. повы­шен­ная сте­пень каче­ства:

    • злой → пре злой;
    • стран­ный → пре стран­ный;
    • тол­стый → пре тол­стый.

    Иноязычные при­став­ки, при­со­еди­ня­ясь к при­ла­га­тель­ным, обра­зу­ют новые сло­ва:

    • атлан­ти­че­ский → транс атлан­ти­че­ский;
    • тро­пи­че­ский → суб тро­пи­че­ский;
    • мораль­ный → а мораль­ный;
    • обще­ствен­ный → анти обще­ствен­ный.

    Префиксальный способ образования местоимений

    Префиксы обра­зу­ют неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные место­име­ния:

    • кто → не кто;
    • что → ни что;
    • какой → ни какой;
    • чей → ни чей;
    • сколь­ко → не сколь­ко;
    • что → кое -что;
    • кто → кое -кто.

    Приставочный способ и наречия

    С помо­щью при­став­ки от отно­си­тель­ных наре­чий обра­зу­ют­ся неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные наре­чия:

    • когда → не когда;
    • где → не где;
    • как → ни как;
    • отку­да → ни отку­да:
    • куда → кое -куда;
    • когда → кое -когда.

    Префиксальным спо­со­бом обра­зо­ва­ны наре­чия от слов этой же части речи:

    • нель­зя → до нель­зя;
    • вне → во вне;
    • ныне → до ныне;
    • даром → за даром;
    • все­гда → на все­гда;
    • совсем → на совсем;
    • попо­лам → на попо­лам;
    • ныне → от ныне;
    • прочь → на прочь.

    Источник

    Видовые пары глаголов

    Видовые пары гла­го­лов — это одно­ко­рен­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида с одним и тем же лек­си­че­ским значением.

    Парные глаголы

    В рус­ском язы­ке само­сто­я­тель­ная часть речи гла­гол име­ет харак­тер­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — вид.

    Эта кате­го­рия выра­жа­ет харак­тер про­те­ка­ния дей­ствия во вре­ме­ни, его сопря­жён­ность с опре­де­лён­ным пре­де­лом, или резуль­та­том, обо­зна­ча­ет закон­чен­ность или неза­кон­чен­ность дей­ствия. С этой точ­ки зре­ния у гла­го­лов раз­ли­ча­ют два вида:

    Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дей­ствие как дли­тель­ный про­цесс без ука­за­ния на его пре­дел или результат.

    Примеры:

    Глаголы совер­шен­но­го вида, напро­тив, обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие, огра­ни­чен­ное в сво­ей дли­тель­но­сти какими-то пределами.

    Примеры:

    Большинство одно­ко­рен­ных гла­го­лов рус­ско­го язы­ка соот­но­сят­ся меж­ду собой по при­зна­ку видо­вой при­над­леж­но­сти и обра­зу­ют видо­вые пары. В такой паре один гла­гол име­ет кате­го­рию совер­шен­но­го вида, а дру­гой — несо­вер­шен­но­го вида.

    Отметим, что в рус­ском язы­ке несколь­ко видо­вых пар гла­го­лов име­ют раз­ные кор­ни. Они обра­зу­ют суп­пле­тив­ные фор­мы вида:

    Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся видо­вые пары гла­го­лов в рус­ском языке.

    Способы образования видовых пар глаголов

    Видовые пары обра­зу­ют как гла­го­лы совер­шен­но­го вида в каче­стве исход­но­го сло­ва, так и гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

    Образование глаголов совершенного вида

    1. Многие гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся с помо­щью при­став­ки от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида:

    Причем учтем, что при пре­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния не долж­но менять­ся лек­си­че­ское зна­че­ние про­из­вод­но­го гла­го­ла совер­шен­но­го вида.

    К при­ме­ру, гла­го­лы «читать» и «пере­чи­тать» не явля­ют­ся видо­вой парой, так как сло­во «пере­чи­тать» име­ет иное лек­си­че­ское зна­че­ние «про­чи­тать сно­ва».

    2. Видовая пара воз­ни­ка­ет от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -и-, -ну-:

    • объ­яв­лять → объявить;
    • решать → решить;
    • про­щать → простить;
    • воз­ни­кать → возникнуть;
    • при­вы­кать → привыкнуть;
    • поги­бать → погибнуть;
    • про­мо­кать → промокнуть.

    Отметим чере­до­ва­ния соглас­ных в корне глаголов.

    3. Видовые пары обра­зу­ют­ся с помо­щью сме­ны ударения:

    • отреза́ть — отре́зать;
    • засыпа́ть (щеб­нем) — засы́пать;
    • выреза́ть — вы́резать.

    Образование глаголов несовершенного вида

    1. Глаголы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют одно­ко­рен­ную видо­вую пару с помо­щью суф­фик­сов -ыва-/-ива-, -ва-:

    • под­ска­зать → под­сказ ыва ть;
    • выкро­ить → вык­ра ива ть;
    • издать → изда ва ть;
    • созреть → созре ва ть;
    • осо­знать → осозна ва ть.

    При суф­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния в корне неко­то­рых слов с без­удар­ной глас­ной «о» про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние с уда­ря­е­мым «а»:

    • оп о зда́ть → опа́здывать;
    • при­торм о зи́ть → приторма́живать;
    • вы́п о рхнуть → выпа́рхивать.

    Если же кор­не­вое «о» удар­ное, то в про­из­вод­ном гла­го­ле несо­вер­шен­но­го вида оно сохраняется:

    • приуро́чить → приуро́чивать;
    • подыто́жить → подыто́живать;
    • сосредото́чить → сосредото́чивать.

    Однако в корне мно­гих гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида отме­тим под уда­ре­ни­ем чере­до­ва­ние глас­ных а//о, а так­же соглас­ных основы:

    • заболо́тить → забола́чивать;
    • под­мо­ро­зить → подмора́живать;
    • сбро́сить → сбра́сывать;
    • успоко́ить → успока́ивать.

    2. Чередование зву­ков в корне, часто сопро­вож­да­е­мо­го суф­фик­са­ци­ей, обра­зу­ет гла­гол несо­вер­шен­но­го вида:

    Видеоурок (6 класс)

    Источник

  • Оцените статью
    Разные способы