- Упражнения по теме «Словообразование»
- Тест по теме «Словообразование»
- Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Образование слов с помощью приставки и суффикса
- Особенность приставочно-суффиксального способа
- Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
- Задания по русскому языку по теме: Словообразование
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Упражнения по теме «Словообразование»
а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.
Упражнение 4.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Тест по теме «Словообразование»
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ
Источник
Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры
Приставочно-суффиксальный способ — это образование нового слова путем присоединения к производящей основе приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальный способ применяется при образовании существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Укажем примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Словарный запас русского языка активно пополняется с помощью морфологического способа образования слов. Новая лексема создается присоединением к производящей основе приставки, суффикса или постфикса:
- читать → про читать;
- черный → черн е ть;
- кто → кто- либо .
В русском языке слова образуются также более сложными способами, когда к производящей основе присоединяются одновременно две или даже три морфемы:
- граница → без гранич н ый;
- гулять → раз гулять ся ;
- луна → при лун и ть ся ;
- шутить → пере шуч ива ть ся .
Если слово образовано одновременно с помощью приставки и суффикса, то возникает повод поговорить о приставочно-суффиксальном способе словообразования.
Образование слов с помощью приставки и суффикса
Определим, что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Понаблюдаем:
- школа → при школь н ый;
- облако → за облач н ый;
- верх → на верх у .
Кажется, что проще? Увидишь в слове приставку и суффикс, вот он этот способ! Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Приставочно-суффиксальный способ является более сложным, чем префиксальный или суффиксальный. Префиксальный способ образует слова одной и той же части речи, что облегчает его определение:
- циклон → анти циклон;
- крыть → за крыть;
- большой → не большой (маленький).
Образование слов суффиксальным способом не доставит затруднений, если знать словообразующие суффиксы знаменательных частей речи.
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Рассмотрим наши примеры. Выясним, почему прилагательные «пришкольный» и «заоблачный» образованы именно приставочно-суффиксальным способом, а не приставочным? Ведь, кажется, можно создать вот такую словообразовательную пару рассматриваемых прилагательных:
- школьный — при школьный;
- облачный — за облачный.
Нет, такой словообразовательный анализ в корне неверен. Сделаем этот вывод, определив особенность префиксально-суффиксального способа образования слов.
Особенность приставочно-суффиксального способа
Многие слова с префиксом ошибочно считают образованными с помощью приставки, хотя в их появлении участвовали сразу две словообразовательные морфемы: приставка и суффикс. Рассмотрим это утверждение на примере образования слов «пришкольный» и «заоблачный».
«Пришкольный» — это такой, который находится, располагается при школе, например, стадион, цветник, огород. Как видите, это прилагательное восходит к падежной форме существительного с предлогом. Предлоги часто соотносятся по значению с аналогичными приставками. Значит, если прилагательное «пришкольный» легко трансформируется в сочетание существительного с предлогом, то оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Аналогично возникло прилагательное «заоблачный», которое имеет значение «то, что прячется, находится за облаком«.
Понаблюдаем за подобным словотворчеством:
- звук → без звуч н ый (без звука);
- береза → под берез ов ик (под березой);
- палец → на пальч ник (на палец).
Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?
Приставочно-суффиксальный способ востребован в образовании знаменательных частей речи:
1. существительных
- одеяло → под одеяль ник ;
- колено → на колен ник ;
- плечо → пред плечье [ й’ э];
- дорога → без дорожье [ й’ э];
2. прилагательных
- кровать → при кроват н ый;
- окно → за окон н ый;
- листва → без листв енн ый;
- лоб → на лоб н ый;
- бровь → над бров н ый;
3. глаголов
- земля → за земл и ть;
- водный → на водн и ть;
- глубокий → за глуб и ть;
- милый → у мил и ть;
4. наречий
- хороший → по -хорош ему ;
- добрый → по -добр ому ;
- беличий → по -беличь и ;
- товарищеский → по -товарищеск и ;
- низ → в низ у ;
- далекий → в далек е ;
- век → на век и ;
- встреча → на встреч у ;
- второй → во -втор ых ;
- пятый → в -пят ых .
Источник
Задания по русскому языку по теме: Словообразование
Задание №1. Найти основы в словах и выделить формообразующие суффиксы.
Прилететь, прилетели, лети, капля, капает, санаторий, вблизи, кино, птичий, смех, смешной, смешнее.
Задание №2. Образовать новые слова приставочным способом.
Задание №3. Образовать новые слова суффиксальным способом.
Задание №4. Образовать новые слова приставочно-суффиксальным способом.
Задание №5. Образовать новые слова бессуффиксным способом.
Дополнить словообразовательную цепочку, вставив пропущенное слово.
глаз ___________________________________________________ глазница
груз ____________________________________________________ грузовик
жара ____________________________________________________ жарко
16) звук ______________________ _______________________ отзвук
17) вода ______________________ _______________________наводнение
18) бросить ______________ ______________ ________________вразброс
19) верх _________________ ______________ ________________поверхностно
20) звать ________________ ______________ ________________отзывчивость
Указать производящее слово, определить способ словообразования.
пестрота – 12) наседать —
напевать – 13) серебристый-
облить – 14) напылить —
безлистный – 15) пушинка —
клеваться – 16) пекарь —
разъединить – 17) опечалиться —
подать – 18) бессмысленный —
обработанный – 19) мыслительный —
безработный – 20) разговаривая —
насечка – 21) самоконтроль —
засолка – 22) гонение –
8. Определить способ словообразования.
1) Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моем лице, просьба матери вынести мусорное ведро – все воспринималось как посягательство на его достоинство. (ПОСЯГАТЕЛЬСТВО)
2) Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и что она направлена на сохранение, постоянное обновление, пересмотр результатов своей деятельности. (ОБНОВЛЕНИЕ)
3) Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь!- кричали женщины и сердито качали головой. (СЕРДИТО)
4) Он отобрал у меня все. (ОТОБРАЛ)
9. Найти слово, образованное указанным способом.
1) Все время ошибки, накладки, просчеты, недоумения. (БЕССУФФИКСНЫЙ)
2) Как-то я был свидетелем его разговора с ответственным за раздел «Заметки
фенолога». Фенолог бегал из угла в угол и заламывал руки
— Борис Евгеньевич,- взывал он к редактору.- Я вас очень прошу, не правьте мою
заметку, она такая маленькая!
— Ишь чего захотел, — ответил редактор, помешивая ложечкой остывший чай.
3) Всегда ли мы соблюдаем нравственные законы в отношении к природе? Увы, нет.
Недаром появились запреты, «суровые» наказания… (БЕССУФФИКСНЫЙ)
4) На освещенном мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли
усталые созвездия. Я вышел из рубки на крыло мостика. (ПРИСТАВОЧНО-
5) То, что я видел вокруг себя, подсказывало мне, что крестьянин навряд ли так легко
расстанется с лошадью, он до конца будет пытаться спасти ее, удержать если не за
вожжи, то хотя бы за хвост. Подпись под этой картинкой тоже вызывала недоумение.
Я так до конца и не понял, что именно надо было страховать – лошадь или мост.
6) Поглощение пространства, «охота к перемене мест» стали нынче модой. Многим
кажется, что чем больше изъездит человек, тем культурней он будет, тем шире станет
7) Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться – от роста
культуры, от глубины знаний, от цивилизованности или от какого-то всеобщего
отупения чувств, от обжорства этим самым техническим прогрессом. (СЛОЖЕНИЕ)
8) Останьтесь наедине со стихотворением – и вы почувствуете все остальное, что я не
сумел сказать о нем. Я же, когда читаю его, каждый раз возвращаюсь к траншеям под
Мгой, к брезентовым палаткам медсанбатов, и мне кажется, что Лермонтов не
гениальный поэт, а армейский офицер, на нем хлопчатобумажная гимнастерка, три
звезды на полевых погонах, у него усталые, красные от бессонницы глаза, и он только
что слышал последние слова фронтового друга. (ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ
9) Его надо любить ежеминутно…вот как меня любил дядя Миша…
10) Впервые этот тополь я увидел в 1937 году, но был таким же, как теперь, а наша
соседка Анна Васильевна рассказывала, что домику, где мы поселились, восемьдесят
лет, а когда его строили, тополь уже стоял. (ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ)
11) Я успела заметить взгляд, который он кинул сначала на меня, а потом на лужу.
— окончания изменяемых слов
— суффиксы инфинитива –ТЬ, ЧЬ, ТИ
— суффикс глагола прошедшего времени –Л-
— суффикс повелительного наклонения глагола И(Й)
-суффиксы, образующие степени сравнения прилагательных и причастий
(с помощью различных морфем) (без помощи морфем –
переходом из одной Ч.Р. в другую)
Помни об исторических чередованиях согласных в корнях с суффиксах!
Казак- казацкий- казачок
Ходить- хожу- хождение
Доска- дощечка- досточка
Закономерности образования некоторых частей речи.
Как найти слово, образованное бессуффиксным способом
1. Это существительное.
2. Это существительное образовано от глагола или прилагательного.
3. В этом существительном НЕТ НИКАКОГО суффикса.
1) определи часть речи
2) выдели основу
3) вспомни продуктивные способы образования этой части речи
4) вспомни закономерности образования этой части речи
5) найди мотивирующее слово
6) определи способ словообразования.
NB ! В ОБРАЗОВАНИИ НОВОГО СЛОВА НЕ МОГУТ УЧАСТВОВАТЬ 2 СУФФИКСА ОДНОВРЕМЕННО!
Неморфологический способ образования слов
При неморфологическом способе образования слова изменяется ТОЛЬКО ЧАСТЬ РЕЧИ, а не его внешний вид: слово будет отвечать на другой вопрос и иметь другое грамматическое значение.
Мороженое (какое?) мясо – сливочное мороженое (что?)
Образованная (что сделанная?) часть речи – образованная (какая?) девушка
(Проверь причастие глаголом : образованная часть речи — потому что образовали)
Благодаря (что делая?) за помощь – благодаря помощи
Не проходите мимо (где?) — не проходите мимо меня (мимо кого?)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 332 человека из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
8. Определить способ словообразования.
1) Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моем лице, просьба матери вынести мусорное ведро – все воспринималось как посягательство на его достоинство. (ПОСЯГАТЕЛЬСТВО)
2) Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и что она направлена на сохранение, постоянное обновление, пересмотр результатов своей деятельности. (ОБНОВЛЕНИЕ)
Номер материала: ДБ-1453013
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник